СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс для обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;

развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;

развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;

формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс для обучающихся с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

_______ Бабушкина Л.А. __________ Никитина О.Н

___. 09.2016г. ____. 09.2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы социальной жизни»

5-е классы

на 2016-2017 учебный год





Учителя:

Ковтонюк М.В., учитель высшей категории

Стульнева З.А., учитель высшей категории



СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

I. Планируемые результаты

1. Предметные

2. Личностные

3. Базовые учебные действия

II. Содержание учебного предмета

III. Календарно-тематическое планирование



















Пояснительная записка

Настоящая Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».


Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;

развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;

развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;

формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.


Характерные особенности учебного предмета:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.


Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на уроках развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики, основы социальной жизни в младших классах и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


I. Планируемые результаты

Основными объектами проверки являются знания и умения:


Личностные результаты:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.

3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.

6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).


Предметные результаты:

Минимальный уровень

Умеют:

Знают:

Введение

Правильно вести себя в кабинете СБО.

Назначение кабинета СБО и правила поведения в нем.

Транспорт

Оплачивать проезд, самостоятельно следовать из дома в школу по ранее намеченному маршруту.

Основные виды городского пассажирского транспорта, правила оплаты за проезд и поведения в транспорте.

Личная гигиена и здоровье

Выполнять утренний и вечерний туалет под присмотром взрослых. Организовывать свое рабочее место.

Порядок выполнения утреннего и вечернего туалета, наименование основных предметов и средств личной гигиены. Правила просмотра телепередач и чтения.

Одежда и обувь

Выбирать одежду, обувь и головные уборы в зависимости от сезона, ухаживать и хранить их.

Виды одежды, обуви, головных уборов, способы их ношения и ухода.

Питание

Приготовить бутерброды, чай, использовать оборудование кухни для их приготовления.

Основные продукты питания, правила приготовления бутербродов, напитков, основное оборудование и предметы для приготовления пищи.

Жилище

Пользоваться коммунальными удобствами, называть свой домашний адрес.

Общее представление о доме, коммунальных удобствах в городе, свой домашний адрес.

Семья

Называть фамилии, имена ближайших родственников и их место работы

Состав семьи, ближайших родственников, место работы родителей.



Достаточный уровень

Введение

Умеют:

Знают:

Правильно вести себя в кабинете СБО. Соблюдать правила ТБ и санитарно-гигиенических норм

Назначение кабинета СБО и правила поведения в нем.

Транспорт

Выбирать рациональный маршрут проезда из дома в разные точки города, оплачивать проезд

Виды городского транспорта, правила оплаты за проезд и поведения в транспорте

Личная гигиена и здоровье

Самостоятельно выполнять утренний и вечерний туалет, ухаживать за предметами личной гигиены. Организовывать чтение, просмотр телепередач и работу с компьютером.

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета, предметы и средства личной гигиены. Правила бережного отношения к зрению

Одежда и обувь

Выбирать одежду, обувь и головные уборы в зависимости от сезона, по назначению, самостоятельно ухаживать и правильно хранить их.

Виды, роль одежды, обуви и головных уборов для человека, правила ухода и хр.

Питание

Отличать полезные и вредные продукты, готовить простейшие блюда на основе молока, бутерброды, напитки. Мыть посуду.

Организацию питания семьи, режим питания, место для приготовления пищи и его оборудование, полезные и вредные продукты, блюда, приготовляемые на основе молока, виды напитков.

Жилище

Писать почтовый адрес, пользоваться общими и индивидуальными коммунальными удобствами.

Типы жилых помещений, коммунальные удобства, домашний почтовый адрес.

Семья

Составлять родословную, распределять обязанности членов семьи.

Свою родословную, место работы членов семьи, распределение обязанностей в семье.


Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения,

своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

.



КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спорт. инвентарем) и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • выполнять арифметические действия;

  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое

изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

II. Содержание учебного предмета

Содержание

Введение

Беседа о цели, содержании и значении предмета СБО. Особенности уроков. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.

Транспорт

Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.

Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта.

Расчет стоимости проезда.

Личная гигиена и здоровье

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Пра­вила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов де­ятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.

Одежда и обувь

Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.

Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли).

Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).

Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.

Питание

Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.

Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).

Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.

Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.

Жилище

Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики).

Семья

Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии













III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА





РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА



п/п

Темы программы


5 б

5 в

1

Введение

1

1

1

2

Транспорт

3

3

3

3

Личная гигиена и здоровье

4

3

4

4

Одежда и обувь

5

5

5

5

Питание

10

11

10

6

Жилище

3

3

3

7

Семья

3

3

3

8

Повторение, контроль

4

4

4

Итого:

По плану:

32,8

Фактически:

33

33

33







п\п

Тема урока

Кол-во

час

Содержание

Практическая работа, упражнения, ролевые игры

Домашнее задание

1

Знакомство с предметом «Основы социальной жизни»

1

Особенности уроков ОСЖ. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.

Экскурсия по кабинету

Составить рассказ «Что я хочу узнать на уроках «Основы социальной жизни»

01.

09

07.

09

02.

09

Транспорт

2

Виды городского транспорта. Правила пользования

1

Городской транспорт. Виды городского транспорта.

Упражнение в классификации городского транспорта

Нарисуй виды городского транспорта

08.09

14.

09

09.09

3

Оплата проезда. Правила поведения в городском транспорте.

1

Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте

Ролевая игра «Я пассажир»

Подсчитать стоимость проезда в школу

15.09

21.09

16.09

4

Проезд из дома в школу

1

Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда

Определение маршрута следования

Составить маршрут следования из дома в школу

22.09

28.09

23.09

Личная гигиена и здоровье




5

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

1

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека

Упражнение «Найди отличие»

Нарисуй плакат «В здоровом теле - здоровый дух»

29.09

05.10

30.09

6

Утренний и вечерний туалет

1

Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение

Выполнение утреннего туалета

Составь последовательность выполнения вечернего туалета


06.10

12.10

07.10


7

Предметы и средства личной гигиены

1

Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Уход за предметами личной гигиены

Проверь состояние своих предметов личной гигиены

13.10

19.10

14.10

8

Контрольно-обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование



20.10

26.10

21.10

9

Гигиена зрения

1

Значение зрения в жизни и деятельности человека. Пра­вила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов де­ятельности

Расположение настольной лампы на рабочем столе

Составь для себя правила сохранения зрения

27.10

---

28.10

По плану:

8,4

По факту:

9

8

9

2 четверть

Одежда и обувь

1

Виды и классификация одежды и головных уборов

1

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения, способа ношения (верхняя, нижняя), сезона вида тканей. Особенности разных видов одежды.

Подбор одежды по сезону

Нарисуй одежду и головные уборы для куклы

10.11

09.11

11.11

2

Головные уборы: виды и назначение

1

Головные уборы: виды и назначение.

Уход и хранение

Уход за головным убором

Нарисуй виды головных уборов по сезону

17.11

16.11

18.11

3

Уход за одеждой.

1

Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли)

Повседневная чистка одежды

Составь рассказ «Как я храню свою одежду»

24.11

23.11

25.11

4

Виды обуви

1

Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).

Упражнение в определении материалов обуви

Нарисуй сезонную обувь

01.12

30.11

02.12

5

Уход за обувью

1

Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви, использование кремов. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью

Чистка обуви

Приведи свою обувь в порядок, составь отчет

08.12

07.12

09.12

Питание

6

Значение питания в жизни и деятельности людей

1

Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека.

Разделение продуктов по группам

Нарисуй свои любимые продукты питания

15.12

14.12

16.12

7

Контрольно-обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование



22.12

21.12

23.12

8

Режим питания. Рацион питания

1

Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Составление режима питания

Нарисуй продукты, полезные для твоего здоровья

---

28.12

---

По плану за четверть:

7,6

По факту за четверть:

7

8

7

По плану за полугодие:

16

По факту за полугодие:

16

16

16







3 четверть

Питание

1

Место для приготовления пищи и его оборудование

1

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.

Экскурсия в кухонную зону

Составь рассказ «Наша кухня»

12.01

11.01

13.01

2

Виды продуктов питания

1

Виды продуктов питания, их классификация. Полезные и вредные продукты

Упражнение в классификации продуктов питания

Собери коллекцию продуктов

19.01

18.01

20.01

3

Молоко и молочные продукты

1

Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока

Кипячение молока

Составь рассказ «Путешествие молочной капельки»

26.01

25.01

27.01

4

Виды блюд, приготовляемых на основе молока

1

Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп)

Приготовление молочной каши

Приготовь молочный суп по инструкционной карте

02.02

01.02

03.02

5

Хлеб и хлебобулочные изделия

1

Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий.

Подготовка к хранению х/б изделий

Составь советы «Хранение хлеба»

09.02

08.02

10.02

6

Виды бутербродов и их приготовление

1

Виды бутербродов. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе

Приготовление бутербродов

Приготовь бутерброды для своей семьи

16.02

15.02

17.02

7

Вторичное использование черствого хлеба

1

Вторичное использование черствого хлеба. Блюда из черствого хлеба

Приготовление гренок

Подобрать рецепты блюд из черствого хлеба

02.03

22.02

03.03

8

Напитки, их значение для здоровья человека

1

Виды напитков, их классификация и советы по их употреблению

Приготовление морса

Составь рассказ «Любимые напитки в нашей семье»

09.03

01.03

10.03

9

Контрольно-обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование



16.03

15.03

17.03

По плану:

9,4

По факту:

9

9

9

4 четверть

Питание

1

Чай и кофе

1

Виды чая и кофе. Способы заварки. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе

Приготовление чая с сахаром

Завари чай для семьи

06.04

05.04

07.04

Жилище

2

Общее представле

ние о доме. Типы жилых помещений

1

Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности.

Упражнение в классификации жилья

Нарисуй дом своей мечты

13.04

12.04

14.04

3

Виды жилья. Домашний адрес

1

Виды жилья: собственное и государственное.

Домашний почтовый адрес

Упражнение в написании почтового адреса

Подпиши открытку своему другу

20.04

19.04

21.04

4

Коммунальные удобства

1

Коммунальные удобства в городе и сельской местности.

Ролевая игра «Наш дом»

Составить рассказ «Наша квартира»

27.04

26.04

28.04

Семья

5

Родственные отношения в семье

1

Родственные отношения в семье. Состав семьи. Понятие родословная

Определение родственных отношений

Составь свою родословную

04.05

03.05

05.05

6

Ближайшие родственники

1

Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии

Ролевая игра «Я и моя семья»

Нарисовать рисунок «Профессия моих родителей»

11.05

10.05

12.05

7

Контрольно-обобщающий урок

1

Повторение пройденного

Контрольная работа


18.05

17.05

19.05

8

Взаимоотношения в семье.

1

Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье

Упражнение в распределении обязанностей

Запиши свои обязанности

25.05

24.05

26.05

По плану за четверть:

7,4

По факту за четверть:

8

8

8

По плану за год:

32,8

По факту за год:

33

33

33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!