- на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова. – М. – Вентана-Граф, 2015. – 192 с.)
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.
При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
ориентироваться в понятии «историческое время».
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света.
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства.
называть источники воды, характеризовать различные водоемы.
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты.
анализировать масштаб, условные обозначения на карте.
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
объяснять отличия грибов от растений.
различать грибы съедобные от ядовитых.
характеризовать роль животных в природе.
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.
характеризовать животное как организм.
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.
приводить примеры (конструировать) цепи питания.
составлять описательный рассказ о животных разных классов.
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных.
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
характеризовать значение растений для жизни.
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.
проводить несложные опыты по размножению растений.
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.
узнавать символы царской власти.
знать имя президента современной России.
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?».
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.
называть древние города, описывать их достопримечательности.
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1 . Литература
1.Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. / Н. Ф. Виноградова,М.: Вентана-Граф, 2018. – (Начальная школа XXI века)
2. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Н. Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2019. (Начальная школа XXI века).
№ п/п | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая | Тема урока | Форма организации | Содержание | Планируемые образовательные результаты | Контроль и оценка образовательных достижений учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Земля – наш общий дом (7 ч) |
| | | Где и когда ты живёшь. | | Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время может быть настоящим, прошедшим и будущим. Для счёта лет в истории используют специальные термины | Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России; понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», «год», «век», «историческое время», «столетие», «тысячелетие» Уметь применять римские цифры для обозначения веков | Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов. | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
| | | Где и когда ты живёшь. | |
| | | Природные тела и явления. Солнечная система. | | Тела природы можно разделить на две группы: тела живой природы, тела неживой природы. Человек наблюдает разные явления природы. Огромное тело неживой природы — Солнце. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы. Усвоить понятие о телах, веществах, явлениях. | Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. | |
| | | Условия жизни на Земле. Входная контрольная работа. Тест. | | На Земле живёт огромное число организмов. Условия, обеспечивающие их жизнь: свет. Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. | Знать форму и размер Земли; – основные условия жизни на Земле; Знать форму и размер Земли; – основные условия жизни на Земле; – причины смены дня и ночи; – причины смены времен года | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. | Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Входная контрольная работа. Тест. (контрольно-оценочный материал №1) |
| | | Условия жизни на Земле. | | |
| | | Вода – условие жизни на Земле. ОБЖ. Состояние водоемов в различное время года. | | Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. | Знать форму и размер Земли; – основные условия жизни на Земле; – причины смены дня и ночи; – причины смены времен года; – как охранять природные богатства | Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. | |
| | | Воздух – условие жизни на Земле. Самостоятельная работа. | | Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения. | Знать форму и размер Земли; – основные условия жизни на Земле; – причины смены дня и ночи; – причины смены времен года; – как охранять природные богатства | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | текущий |
Человек изучает Землю (3 ч.) |
| | | Человек познает мир. ОБЖ. Помощь человеку, попавшему в беду. | | Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). | Уметь пользоваться географической картой и глобусом | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |
| | | Человек познает мир. Самостоятельная работа. | | Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. | Уметь пользоваться географической картой и глобусом | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | текущий |
9 | | | Человек познаёт мир. Практическая работа. Глобус, карта, план. | | Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. | Уметь пользоваться географической картой и глобусом | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | текущий |
Царства природы (26 ч) |
10 | . | | Бактерии. | | Бактерии — маленькие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение бактерий в природе и в жизни человека | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
11 | . | | Грибы. ОБЖ. Ядовитые грибы. | | Грибы — царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
12 | . | | Растения. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия на луг. | Урок экскурсия | Места обитания растений на планете Земля. Отдельные представители флоры, живущие в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). «Паспорт» растения. Растения дикорастущие и культурные | Знать общие условия для жизни живых организмов Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны. Знать признаки растения как живого организма | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | текущий |
13 | . | | Разнообразие мира растений (флоры). | . | Среди растений можно выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |
14 | . | | Растения – живые существа (организмы) | | Как живёт растение. Отличия растений от животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | текущий |
15 | | | Растения – живые существа (организмы) Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами | | |
16 | . | | Итоговая контрольная работа. Тест. | | Выполнение контрольной работы | Умения и знания за учебный период. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. | Итоговая контрольная работа. Тест. (контрольно-оценочный материал №2) |
17 | | | Размножение растений. | | Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами. | Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
18 | | | Растения дикорастущие и культурные. | | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. | Приводить примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
19 | | | Красная книга России. ОБЖ. Правила поведения на природе. | | Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности. | Иметь представление о Красной книге России; - формировать потребность познавать природу своей малой родины; - расширять знания об окружающем мире | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |
20 | | | Животные. Если бы на Земле не было животных. | | Животные — живые тела природы. Фауна — необходимая и очень важная составляющая природы. Без животных не может жить и человек. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
21 | . | | Разнообразие мира животных (фауны). | | Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
22 | | | Беспозвоночные животные. | | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Они включают животных, которые живут как на суше, так и в водной среде. К ним относятся черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые — самая большая группа беспозвоночных животных. | Знать признаки беспозвоночных и позвоночных животных. - условия, необходимые для жизни животных; - способы размножения животных; - способы приспосабливания животных к условиям жизни; - правила поведения человека в природе; Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения | Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
23 | . | | Позвоночные животные. | | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
24 | . | | Позвоночные животные. | | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. | Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | |
25 | | | Позвоночные животные. | | Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения. | Закрепить общие сведения о животном мире, их разнообразии. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | текущий |
26 | | | Позвоночные животные. Самостоятельная работа. | | |
27 | | | Животные – живые существа (организмы) | | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. | Получение возможности открыть отличительные особенности живых организмов: животных от растений | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
28 | | | Животные – живые существа (организмы) | | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). | | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
29 | . | | Животные – живые существа (организмы) | | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Рассказывать о способах размножения животных | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
30 | | | Поведение животных. | | Всё поведение животного подчинено инстинктам — врождённым формам поведения. Животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. | Знать особенности поведения животных | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
31 | | | Итоговая контрольная работа. Тест. | | Выполнение заданий проверочной работы по изученным темам | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | Итоговая контрольная работа. Тест. (контрольно-оценочный материал №3) |
32 | | | Природное сообщество. ОБЖ. Первая помощь при лёгких травмах. | | Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Работа с рубрикой «Выскажем предположения», обсуждение текстов учебника. Парная (групповая) работа «Пищевые цепи». | Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
33 | . | | Почему люди приручали диких животных. | | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. | Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
34 | . | | Заповедники. Воображаемая экскурсия в заповедники. | Урок экскурсия | Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках Что такое заповедное место. Заповедники России. | Иметь представление о заповедниках и о причинах их создания; значимость заповедников в жизни человека | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | текущий |
35 | . | | Проверочная работа по теме «Природные сообщества» | | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Проверочная работа по теме «Природные сообщества» (контрольно-оценочный материал №4) |
Наша Родина: от Руси до России (9 ч) |
36 | . | | Государство Русь. IX – XIII (9 – 13) века. Практическая работа. Работа с картой. Расселение славянских и финно-угорских племён. | | О прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Учёные установили, что потомки восточных славян — русские, украинцы и белорусы. Племена восточных славян расселялись по берегам рек. | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | текущий |
37 | . | | Государство Русь. IX – XIII (9 – 13) века. Первые русские князья. Самостоятельная работа. ОБЖ. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, в учреждениях культуры. | | Возникновение Древнерусского государства. Территория и города. Правители Древнерусского государства. | Знать наиболее важные события древнерусской истории Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | текущий |
38 | | | Русское государство. XIV – XVII (14 – 17) века. Как Москва стала столицей. Самостоятельная работа по теме «Первые русские князья» | | Новое название нашей страны — Московская Русь. Становление Москвы как столицы. Иван Грозный — первый русский царь. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | текущий |
39 | | | Русское государство. XVI – XVII (16 – 17) века. Практическая работа. Работа с картой. Образование Московского государства. | | |
40 | . | | Российская империя. Самостоятельная работа по теме «Русское государство XIV – XVII (14 – 17) века» | | Образование Российской империи. Пётр I — император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | Знать наиболее важные события в истории России эпохи Петра I | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | текущий |
41 | | | Российская империя | | Почему царицу Екатерину II назвали Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой. | Знать наиболее важные события в истории России эпохи Екатерины II Великой | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
42 | | | Российская империя. ОБЖ. Здоровье и осторожность | | Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления. | Знать наиболее важные события в истории России эпохи Императора Николая II | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
43 | | | СССР. Российская Федерация. Практическая работа. Работа с картой. Образование СССР. Административное деление РФ. | | Революция 1917 г. Образование Советского Союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России. | Знать наиболее важные события в истории России XX века | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | текущий |
44 | . | | Проверочная работа по теме «Наша Родина: от Руси до России» | | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Проверочная работа по теме «Наша Родина: от Руси до России» (контрольно-оценочный материал №5) |
Как люди жили в старину (7 ч) |
45 | | | Из истории имён. ОБЖ. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с огнем, электричеством) | | Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии. | Понимать, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объяснять, как рождались имена и фамилии. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | текущий |
46 | | | Какими были жилища? Практическая работа. Жилища народов России. | | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. Первые каменные по стройки. Одежда людей разных сословий. | Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека; - давать характеристику быта русских людей | Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | текущий |
47 | | | Какими были жилища? Самостоятельная работа. Практическая работа. Здания нашего села. | | |
48 | . | | Итоговая контрольная работа. Тест. | | Выполнять задания проверочной работы по темам. | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | Итоговая контрольная работа. Тест. (контрольно-оценочный материал №6) |
49 | | | Как одевались, во что обувались | | Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека; - давать характеристику быта русских людей | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина). | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
50 | | | Как одевались, во что обувались. | | |
51 | | | Старинная трапеза. Самостоятельная работа. | | Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Хлеб да вода — крестьянская еда. Богатый дом — обильная еда. | Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
Как трудились в старину (17 ч) |
52 | | | Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. | | Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Главные кормильцы сельского труженика. Труд мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. | Знать название нашей страны и ее столицы. Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
53 | | | Как трудились крестьянские дети | | |
54 | | | Тяжелый труд крепостных. Самостоятельная работа. ОБЖ. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. | | Крепостное право в России: что оно давало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права. | Знать, кто такие крестьяне и помещики; - что такое крепостное право | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
55 | | | Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло? | | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремёсел в России. | Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники, различать характер ремесла по результату труда ремесленника | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
56 | | | Игрушки делать – тоже ремесло. Проект «Жилища народов России» | | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремёсел в России.. | Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники, различать характер ремесла по результату труда ремесленника | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умеет работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
57 | | | Маленькие мастера. Практическая работа. Эскиз куклы. | | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремёсел в России. | Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники, различать характер ремесла по результату труда ремесленника | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
58 | . | | О гончарном ремесле. Экскурсия в краеведческий музей. | Урок экскурсия | Гончарное ремесло — одно из самых древних. Значение труда гончаров. Гжельские изделия — пример таланта гончаров. | Знать, что такое гончарный круг, различать характер ремесла по результату труда ремесленника | Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
59 | | | О веретене, прялке и ткацком станке. | | Ткачество, прядение, шитьё с давних времён — обязанности женщин. Этой работой женская часть семьи занималась осенью и зимой. Шили одежду для всей семьи, готовили приданое для девочек, вязали тёплые вещи. | Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок, различать характер ремесла по результату труда ремесленника | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
60 | . | | Оружейных дел мастера. Самостоятельная работа по теме «Что создавалось трудом ремесленника?» | | Изготовление оружия и защитных доспехов — древнее ремесло славян. «Оружейные» города России. | Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Знать, что такое оружейное мастерство, кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов — древнем ремесле славян | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
61 | | | Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактура, заводах и фабриках в России. | | Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Наличие полезных ископаемых — условие работы промышленных предприятий. | Знать что такое фабрика, завод; - кто такие капиталисты, рабочие; - что такое торговля; для чего нужны деньги | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
62 | | | Изобретения и изобретатели. О пароходе. | | Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России. | Знать наиболее важные изобретения человека | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
63 | | | Изобретения и изобретатели. О первых железных дорогах. | | Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. Жил на свете человек. | Знать, когда появились первые железные дороги | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | |
64 | | | Изобретения и изобретатели. Об автомобиле. ОБЖ. Правила поведения на дорогах. | | Рождение «кареты без лошади». Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России. | Знать историю изобретения первого автомобиля | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
65 | | | Итоговая контрольная работа. Тест. | | Выполнять задания контрольной работы за год. | Выполнять задания контрольной работы за год. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | Итоговая контрольная работа. Тест. (контрольно-оценочный материал №7) |
66 | | | Изобретения и изобретатели. О самолёте и аэростате. | | Наблюдения природы — основа многих научных открытий. Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. Современные самолёты и вертолёты. | Знать историю изобретения первого самолета | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы. | |
67 | | | Изобретения и изобретатели. Время космических полётов. | | К.Э. Циолковский — «отец российской космонавтики». Эра космических полётов: первый искусственный спутник, первые космонавты СССР. | Знать историю первых космических полетов; - первых космонавтов. понимать значение освоения человеком космоса; - знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; - понимать значение искусственных спутников Земли. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
68 | | | Обобщение по теме «Как трудились в старину?» Самостоятельная работа. | | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | Выполнение тестовых заданий по всему курсу 3 класса. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |