Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Рабочая программа 1 – 4 классы. Плешаков А.А. М. –Просвещение. 2018, Устава МБОУ СОШ №43 и учебного плана на 2020-2021 учебный год.
Данная программа представлена системой учебников «Школа России»: Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир». Автор А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч, М. –Просвещение. 2018.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.Е.С. Савинов Серия «Стандарты второго поколения».Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа. М.: Просвещение, 2010.
2.Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019.
3.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2018
4.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
5.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2019.
6.С.В. Савинова В.А. Савинов Окружающий мир 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск). Волгоград Издательство «Учитель», 2011.
7.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся на-чальных классов. – М.: Просвещение, 2018.
1 | | | Родная страна | 1 | Познакомить с целями и задачами раздела, расширить представления о родной стране, её символах, воспитывать любовь к родному краю, Родине | Урок ознаком-ления с новым материалом. | Осознают себя жителями планеты Земля, научатся приво-дить примеры народов России, различать государствен-ные символы (герб, флаг, гимн), анализировать информацию, делать выводы | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: актуализировать имеющиеся знания о природе, истории, традициях, народах, символах России. Коммуникативные: отвечать на вопросы, оценивать свои достижения. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности, чувство гордости за свою Родину |
2 | | | Город и село. ПРОЕКТ «Родной город (село)» | 1 | Дать представление о жизни города и села, об их характерных особенностях, учить сравнивать город и село, воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), подготовить к выпол-нению проекта. | Урок-проект | Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений, собирать информацию для проекта, описывать предметы на основе предложенного плана, работать в группе | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. Коммуникативные: задавать вопросы, оценивать свои достижения. | Мотивация учебной деятельности, любовь к родному краю |
3 | | | Природа и рукотворный мир | 1 | Формировать представление о том, что такое природа, учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их, воспитывать лю-бовь к природе и окружаю-щему миру. | Комбиниров. урок | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру, различать объекты природы и предметы рукотворного мира, делать выводы из изученного материала | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию. | Мотивация учебной деятельности, любовь к окру-жающему миру. |
4 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру, гордость за свою Родину |
Природа (20 часов) |
5 | | | Неживая и живая природа | 1 | Познакомить с целями и задачами нового раздела, формировать знания о живой и неживой природе, на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой, воспитывать любовь к природе. | Урок ознаком-ления с новым материалом. | Осознают ценность природы, научатся различать объекты живой и неживой природы, анализировать существенные признаки живых существ, работать в паре | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки. Коммуникативные: строить понятные высказывания, делать выводы. | Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение |
6 | | | Явления природы | 1 | Познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правила пользования ими, научить измерять и записывать температуру воздуха, воспитывать любовь к природе. | Комбиниров. урок | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы, измерять температуру воздуха и тела человека, анализировать иллюстрации учебника, делать выводы из изученного материала | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки. Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре. | Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение |
7 | | | Что такое погода | 1 | Дать общее представление о погоде, познакомить с ус-ловными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, с народными и научными предсказаниями погоды. | Комбиниров. урок | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде, составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки. Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре. | Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение |
8 | | | * В гости к осени (экскурсия) | 1 | Познакомить с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире, вос-питывать бережное отношение, любовь к природе. | *Экскурсия | Осознают необходимость бе-режно отношения к природе, научатся наблюдать изменения в неживой и живой при-роде, устанавливать взаимо-связь между ними. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию, оценивать свои достижения. | Ценностное отношение к природному миру, природооханное поведение |
9 | | | В гости к осени (урок) | 1 | Дать представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширять знания об осенних из-менениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать связь между неживой и живой природой. | Комбиниров. урок | Осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично, научатся наблюдать и рассказывать об осенних осенних изменениях в неживой и живой природе, выступать с сообщениями. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в группе, задавать вопросы, формулировать свою позицию, оценивать свои достижения. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
10 | | | Звёздное небо | 1 | Расширить представления о звёздах и созвездиях, учить наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия, воспитывать любовь к природе. | Урок ознаком-ления с новым материалом. | Научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изу-ченные созвездия, сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием, пользоваться до-полнительными источниками информации | Регулятивные: преобразовывать практичес-кую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в группе, ставить вопросы участникам группы; освоение деятельности моделирования. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
11 | | | Заглянем в кладовые Земли | 1 | Познакомить с горными породами и минералами, учить различать составные части гранита, делать выводы из изученного материала, вос-питывать бережное отноше-ние к природе. | Урок ознаком-ления с новым материалом. | Осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека, научатся различать составные части гранита, а также горные породы и мине-ралы, читать и обсуждать отрывок из книги. | Регулятивные: понимать алгоритм определения вида камня, его составных частей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения. | Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру |
12 | | | Про воздух… | 1 | Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом, показать значение воздуха для растений, животных, человека, воспитывать бережное отношение к природе. | Комбиниров. урок | Осознают значение воздуха для растений, животных, человека, научатся анализиро-вать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха, составлять рассказ о красоте неба | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию. | Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру |
13 | | | … И про воду | 1 | Познакомить с одним из главных богатств природы – водой, показать значение воды для растений, животных, человека, воспитывать бережное отношение к природе. | Комбиниров. урок | Осознают значение воды для растений, животных, человека, научатся анализировать схемы, показывающие источ-ники загрязнения воды, составлять рассказ о красоте водных просторов. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру |
14 | | | Какие бывают растения | 1 | Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения), познакомить с неко-торыми представителями каждой группы, встречающимися в родном крае, учить распознавать их. | Урок применения знаний и умений. | Научатся классифицировать растения, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края, работать со схемами | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения, обращаться за помощью. | Ценностное и эстетическое отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
15 | | | Какие бывают животные | 1 | Обобщить знания о животных, научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые), показать зависимость строения тела животного от его образа жизни, учить выступать с сообщениями. | Урок применения знаний и умений. | Осознают необходимость бе-режно отношения к животным, научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, находить новую информацию. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать свою позицию, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
16 | | | Невидимые нити | 1 | Систематизировать и расширить представления об эко-логических связях между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком, воспитывать бережное отношение к природе. | Урок применения знаний и умений. | Осознают необходимость со-хранения живой и неживой прроды, научатся устанавли-вать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в со-хранении или нарушении этих взаимосвязей, читать и обсуж-дать текст, делать выводы. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
17 | | | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Формировать понятия «ди-корастущие растения», «культурные растения», по-казать разнообразие куль-турных растений, раскрыть их значение для человека | Комбиниров. урок | Осознают роль растений в жизни человека, научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные расте-ния, находить новую информацию, делать выводы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: оценивать свои дости-жения и достижения других уч-ся. | Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру |
18 | | | Дикие и домашние животные | 1 | Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека, воспитывать любовь к природе. | Комбиниров. урок | Осознают значение животных для человека, научатся сравнивать и различать диких и домашних животных | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свою позицию. | Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру |
2 четверть (14 часов) |
19 | | | * Комнатные растения | 1 | Познакомить с комнатными растениями, показать их роль в жизни человека, рассказать о правилах ухода за комнатными растениями, прививать бережное отношение к растениям. | *Урок-практикум | Научатся узнавать и называть комнатные растения, ухаживать за комнатными растения-ми, делать выводы из изученного материала, узнают о происхождении комнатных растений | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать свою позицию, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности |
20 | | | Животные живого уголка | 1 | Познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за ними, показать их роль в жизни человека, прививать бережное отношение и любовь к животным. | Комбиниров. урок | Осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека, научатся ухаживать заживотны-ми живого уголка, использовать доп. информацию для подготовки сообщения. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки. Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности |
21 | | | Про кошек и собак | 1 | Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека, с правилами ухода за ними, воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним. | Комбиниров. урок | Осознают необходимость нести ответственность за домашних животных, научатся приводить примеры разных пород кошек и собак, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки. Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности |
22 | | | Красная книга | 1 | Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких растениях и животных родного края, воспитывать бережное отношение к природе. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Осознают ответственность за сохранение природы, научатся выявлять причины исчез-новения изучаемых растений и животных, читать текст учебника и использовать по-лученную информацию для сообщения. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, передавать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
23 | | | Будь природе другом! ПРОЕКТ«Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, учить уважительному отношению к живым организмам, сформули-ровать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение, подготовить к выполнению проекта. | Урок-проект | Осознают, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу, на-учатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, делать выводы из изученного материала, работать в группе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации, строить рассуждения, интерпретировать информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, задавать вопросы. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, ответственность за свои поступки |
24 | | | Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Природа» | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к природе. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, мотива-ция учебной деятельности |
Жизнь города и села ( 10 часов) |
25 | | | Что такое экономика | 1 | Познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика», выделить отдельные части (отрасли) эко-номики и показать их взаимосвязь, познакомить с важнейшими предприятиями своего города (края) | Урок ознаком-ления с новым материалом | Осознают сопричастность членов семьи к областям эко-номики страны, научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части, извлекать из разных источников новые сведения, го-товить сообщения. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя. Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
26 | | | Из чего что сделано | 1 | Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы, формировать представления о некоторых произ-водственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта, воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Научатся классифицировать предметы по характеру материала, бережно относиться к вещам, делать выводы из изу-ченного материала, работать в группе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, работать в паре, задавать вопросы. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
27 | | | Как построить дом | 1 | Дать представление о технологии строительства город-ского и сельского домов, познакомить с видами строительной техники и материалов. | Комбиниров. урок | Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского дома и 1этажного в сельского домов, наблюдать, читать текст и находить в нём нуж-ную информацию, предлагать вопросы по содержанию. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем. Познавательные: строить рассуждения, обобщать полученную информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
28 | | | Какой бывает транспорт | 1 | Обобщить знания о видах транспорта, дать первоначальное представление об истории его развития, учить вызывать экстренные службы. | Комбиниров. урок | Запомнят номера телефонов экстренных служб, научатся классифицировать транспортные средства, составлять общий план рассказа. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
29 | | | Культура и образование | 1 | Дать представление о культурных и образовательных учреждениях, их роли в жизни человека и общества, разнообразии музеев, познакомить с первым музеем России – Кунсткамерой. | Комбиниров. урок | Осознают необходимость по-сещения культурных учреждений, научатся различать учреждения культуры и образо-вания, приводить примеры, извлекать из текста учебника нужную информацию, задавать вопросы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, задавать вопросы. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир |
30 | | | Все профессии важны. ПРОЕКТ «Профессии» | 1 | Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, начать подготовку к выполнению проекта. | Урок-проект | Узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи, научатся определять названия профессий по характеру деятельности, читать и обсуждать прочитанное, работать в группе. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем. Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Осознание от-ветственности человека за общее благополучие |
31 | | | * В гости к зиме (экскурсия) | 1 | Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, систематизировать и обога-тить знания о природных связях, воспитывать любовь к природе. | *Экскурсия | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями, проводить исследования | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное пове-дение, ответст-венность за свои поступки |
32 | | | В гости к зиме (урок) | 1 | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, раскрыть связи между неживой и живой приро-дой, воспитывать любовь к природе. | Комбиниров. урок | Осознают необходимость ох-ранять природу, правильно вести себя на улице зимой, научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, готовить сообщения и выступать с ними. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
3 четверть (20 часов) |
33 | | | Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
34 | | | * Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Про-фессии» | 1 | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, воспитывать любовь к природе, родному краю, уважительное отношение к людям труда. | *Урок-презентация | Расширят и углубят знания по выбранной теме, научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к родному краю, ценностное отношение к природному миру |
Здоровье и безопасность ( 9 часов) |
35 | | | Строение тела человека | 1 | Познакомить с целями и задачами раздела, с понятиями «внешнее» и «внутреннее строение тела человека», по-знакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное пред-ставление о работе внутренних органов. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Осознают необходимость бе-зопасного и здорового образа жизни, научатся называть и показывать внешние части тела человека, извлекать из текста учебника нужную информацию, задавать вопросы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, задавать вопросы. | Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни |
36 | | | * Если хочешь быть здоров | 1 | Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить признаки здорового состояния человека, познакомить с правилами, помогающими сохранить здоровье. | *Урок-КВН | Осознают необходимость бе-зопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня, научатся формулировать правила личной гигиены, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: предвосхищать результат, различать способ и результат действия. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни |
37 | | | Берегись автомобиля! | 1 | Учить безопасному поведению на улицах и дорогах, уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, до-рожных знаков, сигналов светофора. | Урок применения знаний и умений. | Осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения, научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
38 | | | * Школа пешехода | 1 | Учить использовать изученные правила и полученные знания на практике, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | *Урок-игра | Осознают необходимость соб-людения правил дорожного движения, научатся соблюдать изученные правила безопасности, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире |
39 | | | * Домашние опасности | 1 | Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безо-пасности, которые нужно соблюдать в быту, формировать мотивы к безопасному поведению в доме. | *Урок-практикум | Осознают необходимость соб-людения правил безопасного поведения в быту, научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни |
40 | | | * Пожар! | 1 | Познакомить с причинами возникновения пожара, формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | *Урок-презентация | Запомнят правила предупреждения пожара, научатся вызы-вать пожарных по телефону, обсуждать рассказ, делать выводы из изученного мате-риала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни |
41 | | | На воде и в лесу | 1 | Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёме, закрепить зна-ния о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, учить правилам поведения в лесу, на водоёме. | Урок применения знаний и умений. | Запомнят правила поведения во время купания, научатся избегать опасности на воде и в лесу, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни |
42 | | | Опасные незнакомцы | 1 | Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, учить правильно действовать при встрече с незнакомцем. | Комбиниров. урок | Запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами, научатся предвидеть опасность, пользоваться правила-ми безопасного поведения с незнакомыми людьми, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире, самостоя-тельность и личная ответственность за свои поступки |
43 | | | Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, самостоя-тельность и от-ветственность за свои поступки, здоровье-сберегающее поведение |
Общение ( 7 часов) |
44 | | | Наша дружная семья | 1 | Познакомить с целями и задачами раздела, обсудить правила культуры общения в семье, нравственные аспекты взаимоотношений в се-мье, воспитывать уважение к семейным традициям, любовь к родным. | Комбиниров. урок | Осознают ценность традиций в семье, научатся объяснять, что такое культура общения, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: моделировать ситуации семейного чтения семейных обедов, обсуждать роль семейных традиций. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, составлять рассказ о своей семье, задавать вопросы. | Ценностное отношение к семье, умение выслушивать товарищей |
45 | | | ПРОЕКТ «Родословная» | 1 | Подготовить уч-ся к выполнению проекта, воспитывать уважение к семейным традициям, любовь к родным. | Урок-проект | Узнают родословную своей семьи, научатся составлять родословное древо семьи, собирать информацию, работать в группе. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем. Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Ценностное отношение к семейным традициям |
46 | | | В школе | 1 | Обсудить, что думают уч-ся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни, совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему, воспитывать уважение к школьным традициям. | Урок применения знаний и умений. | Осознают себя членами классного коллектива, научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе, оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, делать выводы | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Навыки сотруд-ничества в разных ситуациях, умение не создавать конф-ликтов |
47 | | | * Правила вежливости | 1 | Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками, взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону, познакомить с понятием «культура поведения», повторить правила поведения в общественном транс-порте. | *Урок-игра | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми, обсуждать вопрос о культуре поведения | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строить устное сообщение. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Умение не соз-давать конф-ликтов, находить выходы изспорных ситуаций |
48 | | | Ты и твои друзья | 1 | Формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом | Комбиниров. урок | Осознают необходимость культурного поведения в гостях, за столом, научатся фор-мулировать правила этикета, работать с пословицами | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: моделировать ситуации общения с людьми. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Навыки сотруд-ничества в разных ситуациях, умение не создавать конф-ликтов |
49 | | | * Мы – зрители и пассажиры | 1 | Познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт) | *Урок-путешествие | Научатся вести себя в общест-венных местах, обсуждать вопрос о культуре поведения, делать выводы из изученного материала, задавать вопросы. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строить устное сообщение. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, ответст-венность за свои поступки |
50 | | | Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Общение» | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, умение не создавать конф-ликтов |
Путешествие (18 часов) |
51 | | | Посмотри вокруг | 1 | Познакомить с целями и задачами раздела, ввести по-нятия «горизонт», «линия горизонта», учить различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. | Комбиниров. урок | Научатся различать стороны горизонта, обозначать их на схеме, анализировать текст учебника, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем. Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности |
52 | | | Ориентирование на местности | 1 | Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с по-мощью компаса, по местным признакам, солнцу, развивать навыки ориентирования | Урок применения знаний и умений. | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам, солнцу, делать выводы, зада-вать вопросы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности |
4 четверть (16 часов) |
53 | | | Формы земной поверхности | 1 | Познакомить с формами земной поверхности (рав-нины, горы, холмы и овраги), показать красоту гор, учить анализировать цветовое обозначение равнин и гор на карте, работать со схемой. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Научатся различать формы земной поверхности, сравни-вать по схеме холм и гору, характеризовать поверхность своего края на основе наблю-дений, описывать красоту гор | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
54 | | | Водные богатства | 1 | Познакомить с разнообра-зием водоёмов, научить раз-личать части реки, ), пока-зать красоту моря, водные богатства родного края, учить работать со схемой. | Комбиниров. урок | Научатся называть части реки, анализировать схему, составлять устный рассказ на тему «Красота моря» | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное пове-дение |
55 | | | * В гости к весне (экскурсия) | 1 | Провести наблюдения за весенними изменениями в природе, учить ценить красоту природы, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. | *Экскурсия | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробужде-ния природы на человека | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, ответственность за свои поступки |
56 | | | В гости к весне (урок) | 1 | Рассказать о весенних явлениях в неживой и живой природе, учить ценить красоту природы, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Комбиниров. урок | Научатся замечать весенние изменения в природе и рас-сказывать о них, находить в тексте нужную информацию | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. | Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение |
57 | | | Россия на карте | 1 | Ввести понятие «географическая карта», познакомить с условными знаками на карте, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, прививать любовь к родной стране. | Урок применения знаний и умений. | Осознают величие нашей страны, освоят приёмы чтения карты, научатся показывать на карте Российскую Федерацию, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем. Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру, гордость за свою Родину |
58 | | | ПРОЕКТ «Города России» | 1 | Подготовить уч-ся к выполнению проекта, учить находить нужную информацию об истории и достоприме-чательностях городов России, воспитывать чувство гордости за свою страну. | Урок-проект | Узнают новую информацию о городах России, испытают чувство гордости за свою страну, научатся собирать информацию, работать в группе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: находить нужный материал по теме в дополнительной литературе и Интернете. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину |
59 | | | * Путешествие по Москве | | Познакомить с достоприме-чательностями Москвы, формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана, прививать чувство любви к своей стране. | *Урок-путешествие | Научатся находить Москву на карте России, называть основные достопримечательности столицы, отличать герб Москвы от гербов других городов, делать выводы из изученного материала. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину |
60 | | | Московский Кремль | 1 | Познакомить с достоприме-чательностями Московского Кремля, в доступной форме представить сведения из ис-тории, связанные с Московским Кремлём и его архитектурными памятниками, вос-питывать чувство гордости за свою страну. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Осознают значение Кремля для жителей России, научатся рассказывать о достоприме-чательностях Кремля и Красной площади, читать текст учебника и находить в нём нужные сведения. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину |
61 | | | Город на Неве | 1 | Познакомить с достоприме-чательностями С-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания, прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Научатся находить С-Петербург на карте России, находить в тексте нужную инфор-мацию, предлагать вопросы по содержанию. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, обращаться за помощью. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину |
62 | | | Путешествие по планете | 1 | Ввести понятие «физическая карта мира», сравнивать глобус и карту, познакомить с океанами и материками Земли. | Урок ознаком-ления с новым материалом | Осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями, научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, делать выводы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить рассуждения. Коммуникативные: формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру |
63 | | | * Путешествие по материкам | 1 | Познакомить с особенностя-ми природы и жизни людей на разных материках, с час-тями света – Европой и Ази-ей, учить находить материки на карте мира. | *Урок-игра | Осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями, научатся находить материки на карте мира, работать в группе, готовить сооб-щения и выступать с ними. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру |
64 | | | Страны мира. ПРОЕКТ « Страны мира» | 1 | Ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира», познакомить с некоторыми странами мира, подготовить к выполнению проекта, воспитывать чувство гордости за Россию. | Урок-проект | Осознают себя жителями великой страны, научатся раз-личать физическую и политическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России, пользоваться дополнительной литературой | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: находить нужный материал по теме в дополнительной литературе и Интернете. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Чувство гордос-ти за свою Родину, мотивация учебной деятельности |
65 | | | Впереди лето | 1 | Познакомить с летними явлениями в природе, учить распознавать растения и насекомых, наблюдать, сравнивать, делать выводы, вос-питывать чувство прекрасного, любовь к природе. | Комбиниров. урок | Узнают о жизни насекомых и растений летом, приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: развивать умения практического исследования природных объектов. Коммуникативные: использовать представленную информацию для получения новых знаний, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природе, приро-доохранное по-ведение, ответ-ственность за свои поступки |
66 | | | Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Путешествия» | 1 | Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Урок контроля умений и навыков | Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. | Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности |
67 68 | | | * Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира» | 2 | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать собственные знания и навыки | *Урок-презентация | Расширят и углубят знания по выбранной теме, научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деят-сти. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы. | Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину |