СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру  для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»,  Рабочая программа 1 – 4 классы. Плешаков А.А.  М. –Просвещение. 2018, Устава МБОУ СОШ №43 и учебного плана на 2020-2021 учебный год.

Данная программа представлена системой учебников «Школа России»: Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир». Автор А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч,  М. –Просвещение. 2018.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 2 класса»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Рабочая программа 1 – 4 классы. Плешаков А.А. М. –Просвещение. 2018, Устава МБОУ СОШ №43 и учебного плана на 2020-2021 учебный год.

Данная программа представлена системой учебников «Школа России»: Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир». Автор А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч, М. –Просвещение. 2018.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;

  2. идея целостности мира;

  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое вни­мание уделяется знакомству младших школьников с природным многооб­разием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворе­ние его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно ре­ализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие раз­нообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окру­жающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к при­роде, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит про­блемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) рас­познавание природных объектов с помощью специально разработан­ного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учеб­ных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с то­бой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз­наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот­ные своей местности; правила поведения в природе; основ­ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

  • строение тела человека; правила личной гигиены; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль­тура поведения в общественных местах;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ­ственные символы России.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:


  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты:


  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её совре­менной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ эколо­гической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (на­блюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


IХ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:

1.Е.С. Савинов Серия «Стандарты второго поколения».Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа. М.: Просвещение, 2010.


2.Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019.


3.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2018


4.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.


5.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2019.


6.С.В. Савинова В.А. Савинов Окружающий мир 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск). Волгоград Издательство «Учитель», 2011.


7.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся на-чальных классов. – М.: Просвещение, 2018.

















VIII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1



Родная страна

1

Познакомить с целями и задачами раздела, расширить представления о родной стране, её символах, воспитывать любовь к родному краю, Родине

Урок ознаком-ления с новым материалом.

Осознают себя жителями планеты Земля, научатся приво-дить примеры народов России, различать государствен-ные символы (герб, флаг, гимн), анализировать информацию, делать выводы

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: актуализировать имеющиеся знания о природе, истории, традициях, народах, символах России.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, оценивать свои достижения.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности, чувство гордости за свою Родину

2



Город и село. ПРОЕКТ «Родной город (село)»

1

Дать представление о жизни города и села, об их характерных особенностях, учить сравнивать город и село, воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), подготовить к выпол-нению проекта.

Урок-проект

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений, собирать информацию для проекта, описывать предметы на основе предложенного плана, работать в группе

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования.

Коммуникативные: задавать вопросы, оценивать свои достижения.

Мотивация учебной деятельности, любовь к родному краю

3



Природа и рукотворный мир

1

Формировать представление о том, что такое природа, учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их, воспитывать лю-бовь к природе и окружаю-щему миру.

Комбиниров.

урок

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру, различать объекты природы и предметы рукотворного мира, делать выводы из изученного материала

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию.

Мотивация учебной деятельности, любовь к окру-жающему миру.

4



Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру, гордость за свою Родину

Природа (20 часов)

5



Неживая и живая природа

1

Познакомить с целями и задачами нового раздела, формировать знания о живой и неживой природе, на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой, воспитывать любовь к природе.

Урок ознаком-ления с новым материалом.

Осознают ценность природы, научатся различать объекты живой и неживой природы, анализировать существенные признаки живых существ, работать в паре

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные: строить понятные высказывания, делать выводы.

Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение

6



Явления природы

1

Познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правила пользования ими, научить измерять и записывать температуру воздуха, воспитывать любовь к природе.

Комбиниров.

урок

Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы, измерять температуру воздуха и тела человека, анализировать иллюстрации учебника, делать выводы из изученного материала

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре.

Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение

7



Что такое погода

1

Дать общее представление о погоде, познакомить с ус-ловными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, с народными и научными предсказаниями погоды.

Комбиниров.

урок

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде, составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре.

Ценностное отношение к природному миру, природоохранное поведение

8



* В гости к осени (экскурсия)

1

Познакомить с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире, вос-питывать бережное отношение, любовь к природе.

*Экскурсия

Осознают необходимость бе-режно отношения к природе, научатся наблюдать изменения в неживой и живой при-роде, устанавливать взаимо-связь между ними.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию, оценивать свои достижения.

Ценностное отношение к природному миру, природооханное поведение

9



В гости к осени (урок)

1

Дать представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширять знания об осенних из-менениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать связь между неживой и живой природой.

Комбиниров.

урок

Осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично, научатся наблюдать и рассказывать об осенних осенних изменениях в неживой и живой природе, выступать с сообщениями.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в группе, задавать вопросы, формулировать свою позицию, оценивать свои достижения.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

10



Звёздное небо

1

Расширить представления о звёздах и созвездиях, учить наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия, воспитывать любовь к природе.

Урок ознаком-ления с новым материалом.

Научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изу-ченные созвездия, сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием, пользоваться до-полнительными источниками информации

Регулятивные: преобразовывать практичес-кую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в группе, ставить вопросы участникам группы; освоение деятельности моделирования.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

11



Заглянем в кладовые Земли

1

Познакомить с горными породами и минералами, учить различать составные части гранита, делать выводы из изученного материала, вос-питывать бережное отноше-ние к природе.

Урок ознаком-ления с новым материалом.

Осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека, научатся различать составные части гранита, а также горные породы и мине-ралы, читать и обсуждать отрывок из книги.

Регулятивные: понимать алгоритм определения вида камня, его составных частей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения.

Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру

12



Про воздух…

1

Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом, показать значение воздуха для растений, животных, человека, воспитывать бережное отношение к природе.

Комбиниров.

урок

Осознают значение воздуха для растений, животных, человека, научатся анализиро-вать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха, составлять рассказ о красоте неба

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию.

Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру

13



… И про воду

1

Познакомить с одним из главных богатств природы – водой, показать значение воды для растений, животных, человека, воспитывать бережное отношение к природе.

Комбиниров.

урок

Осознают значение воды для растений, животных, человека, научатся анализировать схемы, показывающие источ-ники загрязнения воды, составлять рассказ о красоте водных просторов.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру

14



Какие бывают растения

1

Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения), познакомить с неко-торыми представителями каждой группы, встречающимися в родном крае, учить распознавать их.

Урок применения знаний и умений.

Научатся классифицировать растения, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края, работать со схемами

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения, обращаться за помощью.

Ценностное и эстетическое отношение к природному миру, природо-охранное поведение

15



Какие бывают животные

1

Обобщить знания о животных, научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые), показать зависимость строения тела животного от его образа жизни, учить выступать с сообщениями.

Урок применения знаний и умений.

Осознают необходимость бе-режно отношения к животным, научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, находить новую информацию.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

16



Невидимые нити

1

Систематизировать и расширить представления об эко-логических связях между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком, воспитывать бережное отношение к природе.

Урок применения знаний и умений.

Осознают необходимость со-хранения живой и неживой прроды, научатся устанавли-вать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в со-хранении или нарушении этих взаимосвязей, читать и обсуж-дать текст, делать выводы.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

17



Дикорастущие и культурные растения

1

Формировать понятия «ди-корастущие растения», «культурные растения», по-казать разнообразие куль-турных растений, раскрыть их значение для человека

Комбиниров.

урок

Осознают роль растений в жизни человека, научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные расте-ния, находить новую информацию, делать выводы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: оценивать свои дости-жения и достижения других уч-ся.

Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру

18



Дикие и домашние животные

1

Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека, воспитывать любовь к природе.

Комбиниров.

урок

Осознают значение животных для человека, научатся сравнивать и различать диких и домашних животных

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свою позицию.

Экологическая культура: цен-ностное отно-шение к при-родному миру

2 четверть (14 часов)

19



* Комнатные растения

1

Познакомить с комнатными растениями, показать их роль в жизни человека, рассказать о правилах ухода за комнатными растениями, прививать бережное отношение к растениям.

*Урок-практикум

Научатся узнавать и называть комнатные растения, ухаживать за комнатными растения-ми, делать выводы из изученного материала, узнают о происхождении комнатных растений

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание.

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

20



Животные живого уголка

1

Познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за ними, показать их роль в жизни человека, прививать бережное отношение и любовь к животным.

Комбиниров.

урок

Осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека, научатся ухаживать заживотны-ми живого уголка, использовать доп. информацию для подготовки сообщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре.

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

21



Про кошек и собак

1

Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека, с правилами ухода за ними, воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним.

Комбиниров.

урок

Осознают необходимость нести ответственность за домашних животных, научатся приводить примеры разных пород кошек и собак, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника, работать в паре.

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

22



Красная книга

1

Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких растениях и животных родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Осознают ответственность за сохранение природы, научатся выявлять причины исчез-новения изучаемых растений и животных, читать текст учебника и использовать по-лученную информацию для сообщения.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, передавать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, свои затруднения, обращаться за помощью.


Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

23



Будь природе другом! ПРОЕКТ«Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, учить уважительному отношению к живым организмам, сформули-ровать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение, подготовить к выполнению проекта.

Урок-проект

Осознают, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу, на-учатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, делать выводы из изученного материала, работать в группе.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации, строить рассуждения, интерпретировать информацию.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, задавать вопросы.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, ответственность за свои поступки

24



Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Природа»

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к природе.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, мотива-ция учебной деятельности

Жизнь города и села ( 10 часов)

25



Что такое экономика

1

Познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика», выделить отдельные части (отрасли) эко-номики и показать их взаимосвязь, познакомить с важнейшими предприятиями своего города (края)

Урок ознаком-ления с новым материалом

Осознают сопричастность членов семьи к областям эко-номики страны, научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части, извлекать из разных источников новые сведения, го-товить сообщения.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя.

Коммуникативные: работать в паре, задавать вопросы, формулировать свою собственную позицию.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

26



Из чего что сделано

1

Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы, формировать представления о некоторых произ-водственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта, воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Научатся классифицировать предметы по характеру материала, бережно относиться к вещам, делать выводы из изу-ченного материала, работать в группе.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию, работать в паре, задавать вопросы.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

27



Как построить дом

1

Дать представление о технологии строительства город-ского и сельского домов, познакомить с видами строительной техники и материалов.

Комбиниров.

урок

Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского дома и 1этажного в сельского домов, наблюдать, читать текст и находить в нём нуж-ную информацию, предлагать вопросы по содержанию.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать полученную информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

28



Какой бывает транспорт

1

Обобщить знания о видах транспорта, дать первоначальное представление об истории его развития, учить вызывать экстренные службы.

Комбиниров.

урок

Запомнят номера телефонов экстренных служб, научатся классифицировать транспортные средства, составлять общий план рассказа.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

29



Культура и образование

1

Дать представление о культурных и образовательных учреждениях, их роли в жизни человека и общества, разнообразии музеев, познакомить с первым музеем России – Кунсткамерой.

Комбиниров.

урок

Осознают необходимость по-сещения культурных учреждений, научатся различать учреждения культуры и образо-вания, приводить примеры, извлекать из текста учебника нужную информацию, задавать вопросы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию, задавать вопросы.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир

30



Все профессии важны. ПРОЕКТ «Профессии»

1

Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, начать подготовку к выполнению проекта.

Урок-проект

Узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи, научатся определять названия профессий по характеру деятельности, читать и обсуждать прочитанное, работать в группе.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Осознание от-ветственности человека за общее благополучие

31



* В гости к зиме (экскурсия)

1

Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, систематизировать и обога-тить знания о природных связях, воспитывать любовь к природе.

*Экскурсия

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями, проводить исследования

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное пове-дение, ответст-венность за свои поступки

32



В гости к зиме (урок)

1

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, раскрыть связи между неживой и живой приро-дой, воспитывать любовь к природе.

Комбиниров.

урок

Осознают необходимость ох-ранять природу, правильно вести себя на улице зимой, научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, готовить сообщения и выступать с ними.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

3 четверть (20 часов)

33



Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Жизнь города и села»

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

34



* Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Про-фессии»

1

Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, воспитывать любовь к природе, родному краю, уважительное отношение к людям труда.

*Урок-презентация

Расширят и углубят знания по выбранной теме, научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к родному краю, ценностное отношение к природному миру

Здоровье и безопасность ( 9 часов)

35



Строение тела человека

1

Познакомить с целями и задачами раздела, с понятиями «внешнее» и «внутреннее строение тела человека», по-знакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное пред-ставление о работе внутренних органов.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Осознают необходимость бе-зопасного и здорового образа жизни, научатся называть и показывать внешние части тела человека, извлекать из текста учебника нужную информацию, задавать вопросы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию, задавать вопросы.

Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни

36



* Если хочешь быть здоров

1

Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить признаки здорового состояния человека, познакомить с правилами, помогающими сохранить здоровье.

*Урок-КВН

Осознают необходимость бе-зопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня, научатся формулировать правила личной гигиены, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: предвосхищать результат, различать способ и результат действия.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни

37



Берегись автомобиля!

1

Учить безопасному поведению на улицах и дорогах, уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, до-рожных знаков, сигналов светофора.

Урок применения знаний и умений.

Осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения, научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

38



* Школа пешехода

1

Учить использовать изученные правила и полученные знания на практике, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

*Урок-игра

Осознают необходимость соб-людения правил дорожного движения, научатся соблюдать изученные правила безопасности, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире

39



* Домашние опасности

1

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безо-пасности, которые нужно соблюдать в быту, формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

*Урок-практикум

Осознают необходимость соб-людения правил безопасного поведения в быту, научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

40



* Пожар!

1

Познакомить с причинами возникновения пожара, формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

*Урок-презентация

Запомнят правила предупреждения пожара, научатся вызы-вать пожарных по телефону, обсуждать рассказ, делать выводы из изученного мате-риала.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

41



На воде и в лесу

1

Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёме, закрепить зна-ния о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, учить правилам поведения в лесу, на водоёме.

Урок применения знаний и умений.

Запомнят правила поведения во время купания, научатся избегать опасности на воде и в лесу, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Здоровьесбере-гающее пове-дение, установка на здоровый образ жизни

42



Опасные незнакомцы

1

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, учить правильно действовать при встрече с незнакомцем.

Комбиниров.

урок

Запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами, научатся предвидеть опасность, пользоваться правила-ми безопасного поведения с незнакомыми людьми, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Начальные на-выки адаптации в динамично изменяющемся мире, самостоя-тельность и личная ответственность за свои поступки

43



Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, самостоя-тельность и от-ветственность за свои поступки, здоровье-сберегающее поведение

Общение ( 7 часов)

44



Наша дружная семья

1

Познакомить с целями и задачами раздела, обсудить правила культуры общения в семье, нравственные аспекты взаимоотношений в се-мье, воспитывать уважение к семейным традициям, любовь к родным.

Комбиниров.

урок

Осознают ценность традиций в семье, научатся объяснять, что такое культура общения, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: моделировать ситуации семейного чтения семейных обедов, обсуждать роль семейных традиций.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, составлять рассказ о своей семье, задавать вопросы.

Ценностное отношение к семье, умение выслушивать товарищей

45



ПРОЕКТ

«Родословная»

1

Подготовить уч-ся к выполнению проекта, воспитывать уважение к семейным традициям, любовь к родным.

Урок-проект

Узнают родословную своей семьи, научатся составлять родословное древо семьи, собирать информацию, работать в группе.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Ценностное отношение к семейным традициям

46



В школе

1

Обсудить, что думают уч-ся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни, совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему, воспитывать уважение к школьным традициям.

Урок применения знаний и умений.

Осознают себя членами классного коллектива, научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе, оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, делать выводы

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Навыки сотруд-ничества в разных ситуациях, умение не создавать конф-ликтов

47



* Правила вежливости

1

Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками, взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону, познакомить с понятием «культура поведения», повторить правила поведения в общественном транс-порте.

*Урок-игра

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми, обсуждать вопрос о культуре поведения

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строить устное сообщение.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Умение не соз-давать конф-ликтов, находить выходы изспорных ситуаций

48



Ты и твои друзья

1

Формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом

Комбиниров.

урок

Осознают необходимость культурного поведения в гостях, за столом, научатся фор-мулировать правила этикета, работать с пословицами

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: моделировать ситуации общения с людьми.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Навыки сотруд-ничества в разных ситуациях, умение не создавать конф-ликтов

49



* Мы – зрители и пассажиры

1

Познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт)

*Урок-путешествие

Научатся вести себя в общест-венных местах, обсуждать вопрос о культуре поведения, делать выводы из изученного материала, задавать вопросы.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: выбирать эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строить устное сообщение.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, аргументировать свою позицию.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, ответст-венность за свои поступки

50



Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Общение»

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы и отвечать на них.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, умение не создавать конф-ликтов

Путешествие (18 часов)

51



Посмотри вокруг

1

Познакомить с целями и задачами раздела, ввести по-нятия «горизонт», «линия горизонта», учить различать стороны горизонта, обозначать их на схеме.

Комбиниров.

урок

Научатся различать стороны горизонта, обозначать их на схеме, анализировать текст учебника, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности

52



Ориентирование на местности

1

Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с по-мощью компаса, по местным признакам, солнцу, развивать навыки ориентирования

Урок применения знаний и умений.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам, солнцу, делать выводы, зада-вать вопросы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности

4 четверть (16 часов)

53



Формы земной поверхности

1

Познакомить с формами земной поверхности (рав-нины, горы, холмы и овраги), показать красоту гор, учить анализировать цветовое обозначение равнин и гор на карте, работать со схемой.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Научатся различать формы земной поверхности, сравни-вать по схеме холм и гору, характеризовать поверхность своего края на основе наблю-дений, описывать красоту гор

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

54



Водные богатства

1

Познакомить с разнообра-зием водоёмов, научить раз-личать части реки, ), пока-зать красоту моря, водные богатства родного края, учить работать со схемой.

Комбиниров.

урок

Научатся называть части реки, анализировать схему, составлять устный рассказ на тему «Красота моря»

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное пове-дение

55



* В гости к весне (экскурсия)

1

Провести наблюдения за весенними изменениями в природе, учить ценить красоту природы, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

*Экскурсия

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробужде-ния природы на человека

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение, ответственность за свои поступки

56



В гости к весне (урок)

1

Рассказать о весенних явлениях в неживой и живой природе, учить ценить красоту природы, воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Комбиниров.

урок

Научатся замечать весенние изменения в природе и рас-сказывать о них, находить в тексте нужную информацию

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, формулировать проблемы урока.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Ценностное отношение к природному миру, природо-охранное поведение

57



Россия на карте

1

Ввести понятие «географическая карта», познакомить с условными знаками на карте, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, прививать любовь к родной стране.

Урок применения знаний и умений.

Осознают величие нашей страны, освоят приёмы чтения карты, научатся показывать на карте Российскую Федерацию, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи вместе с учителем.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию, использовать наблюдения в разных видах деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру, гордость за свою Родину

58



ПРОЕКТ «Города России»

1

Подготовить уч-ся к выполнению проекта, учить находить нужную информацию об истории и достоприме-чательностях городов России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Урок-проект

Узнают новую информацию о городах России, испытают чувство гордости за свою страну, научатся собирать информацию, работать в группе.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: находить нужный материал по теме в дополнительной литературе и Интернете.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину

59



* Путешествие по Москве


Познакомить с достоприме-чательностями Москвы, формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана, прививать чувство любви к своей стране.

*Урок-путешествие

Научатся находить Москву на карте России, называть основные достопримечательности столицы, отличать герб Москвы от гербов других городов, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать вопросы и отвечать на них.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину

60



Московский Кремль

1

Познакомить с достоприме-чательностями Московского Кремля, в доступной форме представить сведения из ис-тории, связанные с Московским Кремлём и его архитектурными памятниками, вос-питывать чувство гордости за свою страну.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Осознают значение Кремля для жителей России, научатся рассказывать о достоприме-чательностях Кремля и Красной площади, читать текст учебника и находить в нём нужные сведения.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: строить рассуждения, обобщать информацию.

Коммуникативные: адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину

61



Город на Неве

1

Познакомить с достоприме-чательностями С-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания, прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Научатся находить С-Петербург на карте России, находить в тексте нужную инфор-мацию, предлагать вопросы по содержанию.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, обращаться за помощью.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину

62



Путешествие по планете

1

Ввести понятие «физическая карта мира», сравнивать глобус и карту, познакомить с океанами и материками Земли.

Урок ознаком-ления с новым материалом

Осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями, научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, делать выводы.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить рассуждения.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру

63



* Путешествие по материкам

1

Познакомить с особенностя-ми природы и жизни людей на разных материках, с час-тями света – Европой и Ази-ей, учить находить материки на карте мира.

*Урок-игра

Осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями, научатся находить материки на карте мира, работать в группе, готовить сооб-щения и выступать с ними.

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к окружающему миру

64



Страны мира. ПРОЕКТ « Страны мира»

1

Ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира», познакомить с некоторыми странами мира, подготовить к выполнению проекта, воспитывать чувство гордости за Россию.

Урок-проект

Осознают себя жителями великой страны, научатся раз-личать физическую и политическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России, пользоваться дополнительной литературой

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: находить нужный материал по теме в дополнительной литературе и Интернете.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Чувство гордос-ти за свою Родину, мотивация учебной деятельности

65



Впереди лето

1

Познакомить с летними явлениями в природе, учить распознавать растения и насекомых, наблюдать, сравнивать, делать выводы, вос-питывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Комбиниров.

урок

Узнают о жизни насекомых и растений летом, приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Познавательные: развивать умения практического исследования природных объектов.

Коммуникативные: использовать представленную информацию для получения новых знаний, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природе, приро-доохранное по-ведение, ответ-ственность за свои поступки

66



Проверим себя и оценим свои дости-жения по разделу «Путешествия»

1

Проверить знания и умения уч-ся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Урок контроля умений и навыков

Научатся оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, выполнять тестовые задания учебника

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Начальные на-выки адаптации в динамично из-меняющемся мире, мотивация учебной деятельности

67

68



* Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира»

2

Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать собственные знания и навыки

*Урок-презентация

Расширят и углубят знания по выбранной теме, научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деят-сти.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оценивать свои достижения и достижения других уч-ся, задавать вопросы.

Мотивация учебной дея-тельности, любовь к своей стране, гордость за свою Родину




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!