СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Мир природы и человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Мир природы и человека»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№2 «СПЕКТР»

Рассмотрено на заседании МО учителей НШ

Протокол

№3 от 26.08.2022г.

Руководитель МО

_____О.В.Казак


Согласованно

Заместитель директора по УВР

__________Е.В. Морозова



«29» августа 2022 г

Рабочая программа по учебному предмету

«Мир природы и человека»

для индивидуального обучения

ученицы 1«В» класса



Программа составлена

учителем начальных классов

Логиновой С.А.





Бердск-2022




Пояснительная записка

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.

Задачи:

• Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.

• На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

• Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

• Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

• Формировать знания обучающихся о природе своего края.

Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.


Учебный план составлен в соответствии:

1) с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2) с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе для детей с УО.

3) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4) с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 02 июня 2020 года 2/20).

5) с Программой воспитания МБОУ СОШ №2 «Спектр» «Спектр зажигает звезды», утвержденная приказом школы от 31.08.2022 года № 328.

6) с Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28.

7) с «Школьными» СанПиНами -2022: актуальные требования к посещениям, организации образовательного процесса и учебникам.



При проведении уроков учитываю рекомендации ТПМПК (заключение № 194 от 08.04.2022 года).

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―полисенсорности восприятия объектов;

―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

   Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс Мир природы и человека в 1 классе рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки Мир природы и человека в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 часа в неделю (1 час индивидуального обучения + 1 час самостоятельной подготовки.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением всту­пать в контакт и работать в группах;

  • умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  • умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

  • самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

  • использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

  • Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

  • правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

  • называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

  • называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

Основное содержание учебного предмета

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Сезонные изменения в природе

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа. Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).


Учебник: Мир природы и человека, 1 класс, в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2018 г.








УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема / раздел

Количество часов

1.

Неживая природа

4+4

2.

Сезонные изменения а природе

9+9

3.

Живая природа. Растения.

5+5

4.

Животные

6+6

5.

Человек

9+9


ИТОГО:

33 часа индивидуально +

33 часа самостоятельной (подготовки)

Деятельность учителя в рамках программы воспитания:

-установление доверительных отношений между педагогическим работником и его учеником, способствующих позитивному восприятию обучающемуся требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учеником примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения друг с другом;

-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающегося.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1


Земля и Солнце.

Значение Солнца.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки»

2

Солнце и жизнь растений.

День и ночь.



1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы

3

Небо днем и ночью. Сутки.


Сутки. Закрепление.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка

Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению

4

Занятие людей в течение суток.

Режим дня.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток

Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя








5

Осенью. Сезонные изменения.

Признаки осени.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)

Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации

6

Занятия и одежда осенью. Погода.

Календарь природы.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)

Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха

7

Зима. Сезонные изменения.

Признаки зимы.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

8

Занятия и одежда зимой.

Погода. Календарь погоды.

Зимние месяцы.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

9

Весна. Сезонные изменения.

Знакомство с правилами безопасного поведения весной.

Весна. Закрепление.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)

Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)

10

Признаки весны. Работа по иллюстрации. Беседа.

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам

11

Занятия и одежда весной.


Погода. Календарь природы. Весенние месяцы.

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)

Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

12

Лето. Сезонные изменения.

Работа с календарём. Признаки лета.

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)

13

Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.

Занятия и одежда летом. Занятия детей и взрослых летом.

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку

Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»

14

Растения. Строение и сходство растений.

Выявления представлений о мире растений, их разнообразие: деревья, кустарники и травы.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)

Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень)

15

Различия растений.

Разнообразие цветов.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень)

Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста.

Ответы на вопросы по прочитанному произведению

16

Семена. Образование плодов и семян.

Плоды растений.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста

17

Приспособление растений к сезонным изменениям.

Уход за растениями.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря

18

Приспособления растений к условиям жизни.

Растения. Закрепление.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков)

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

19

Животные. Общее представление о мире животных, их разнообразии. Строение животных.

Строение и сходство животных.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост)

20-21

Различие животных (животные жарких и холодных стран).



1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя)

22

Детеныши животных

Домашние животные. Знакомство с животными своей местности.


Домашние животные. Уход и содержание.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)

Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин

23

Дикие животные.


Приспособление животных к различным условиям обитания

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло)

Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк»

24

Приспособление животных к временам года.


Животные (обобщающий урок)

1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном

Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы

25

Человек. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.


Правильная осанка.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом

26

Человек.


Части тела человека.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

27

Гигиенические навыки.

Лицо человека.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения

Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета

28

Глаза - орган зрения.

Как сберечь зрение.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»

29

Уши- орган слуха.

Как сберечь слух.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке»

30

Нос - орган обоняния.

Насморк у человека.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки)

31

Рот - строение полости рта.

Как правильно чистить зубы.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами»

32

Кожа - орган осязания.

Гигиена тела человека.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам

33

Осанка - стройная спина.

Скелет и мышцы человека.


1ч.индивид.+

1ч.самостоятельной

(подготовки)

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц



учебно-методическое и материально – техническое обеспечение


Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в целом, так и спецификой курса «Мир природы и человека» в частности.

Для реализации программы курса «Мир природы и человека» используется следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

1.1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

УЧЕБНИКИ:

Мир природы и человека, 1 класс, в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2018 г.

1.2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

1.3.

Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..

1.4.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

1.5.

Методические пособия для учителя:

Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

2.1.

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

2.2.

Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

2.3.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

3. Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы по предмету

4.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

5.2

Термометр медицинский

5.3

Часы с синхронизированными стрелками

5.5

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

5.8

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

5.9

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

6.3.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

6.4.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

7. ИГРЫ И ИГРУШКИ

7.1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).

7.2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

8. технические средства обучения

8.1.

Ноутбук или стационарный компьютер

8.2.

Проектор или мультимедийная доска

8.3.

Экран для проектора






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!