муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского района, Ярославской области
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе №01-05-1/182
методического совета от 30.08.2019
протокол № 1 от 29.08.2019 директор школы
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Петухова А.С.
__________________ ____________________
Рабочая программа
по предмету литература
для 5 общеобразовательного класса
основного общего образования
Срок реализации: 1 год
Составила
Чибикова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка
первая квалификационная категория
д.Дюдьково
2019г
Раздел 1.Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся научатся:
«Устное народное творчество»
-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок;
-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
-выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература»
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся получат возможность научиться:
«Устное народное творчество»
-сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
-сочинять сказку (в том числе и по пословице).
«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература»
-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.
Промежуточная аттестация по литературе в 5-ом классе по решению педсовета осуществляется в форме
контроля выразительного чтения
Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (9 ч.)
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы
Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из русской литературы XVIII - XIX века (45 ч.)
Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (26 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Из зарубежной литературы (12 ч.)
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.
Современная зарубежная и отечественная литература (2 ч.)
Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.
Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.
Писатели улыбаются (1 ч.).
Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
Заключительные уроки (3 ч.)
Раздел 3. Планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы . Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.
- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 9 кл./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- учебника Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 10-е изд. переработанное. - М.: Просвещение, 2019 г. включённого в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345)
- учебного плана школы на 2019-2020 уч.год;
- методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2019/2020 уч.г. Составитель: Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО
- с учётом характеристики 5 класса.
В классе учатся 9 обучающихся . Дети подобраны в основном одного возраста: 2008 года рождения, но есть и 2007 г. р. Около 30% детей имеют низкий уровень познавательной активности, 40% - средним и 30% выше среднего. В классе занимаются 4 обучающихся, имеющие заключение ПМПК и рекомендации на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа обучающихся для детей с задержкой психического развития
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.
Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. При реализации программы для этих обучающихся осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
1. Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
Низкий познавательный интерес и мотивация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
новый материал строится и преподаётся предельно развёрнуто;
практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, с раздаточным материалом;
систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
составление домашнего задания в сторону малого объёма;
систематическая работа над развитием психических процессов;
материал подаётся небольшими дозами, с постепенным усложнением;
увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
На уроках литературы решаются как общие с массовой школой, так и коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими коррекционными задачами уроков чтения являются:
Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;
Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Учебно-тематический план
№п/п | Раздел, тема | Всего часов | р\р | к\р | Формы контроля |
| Введение | 1 | | | |
| Устное народное творчество | 9 | №1 | №1 | тематический |
| Из русской литературы 18 – 19 века | 45 | №2-3 | №2-4 | |
| Из русской литературы 20 века | 26 | №4 | №5-7 | |
| Из зарубежной литературы | 12 | | №8 | |
| Современная зарубежная и отечественная литература | 9 | | | |
| Заключительные уроки | 3 | | | |
| итого | 105 | | | |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование
Литература 5 класс
105 часов
№ | Наименования разделов и тем | Домашнее задание |
| Введение (1 ч.) | |
1 | К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. | Чтение учебной статьи |
| Устное народное творчество (9 ч.) | |
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Проектная работа: книжка-малышка «Загадки» | Книжка-малышка*,10 загадок+ |
3 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. | Кластер «Виды сказок»* чтение материала учебника+ |
4 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | пересказ сказки, чтение сказки+ |
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. | Устные ответы на вопросы* |
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | Пересказ сказки |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | Пересказ сказки |
8 | р\р №1 Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». | сочинение |
9 | Проект. Художники – иллюстраторы сказок. Иллюстрации к сказкам. | Работа над проектом |
10 | Контрольная работа №1. | |
Из русской литературы 18 – 19 века (45 ч.) |
11 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор.) | Выбор определений из учебного текста*,+ |
12 | А.П. Сумароков “Кукушка”. | Художественное чтение |
13 | И.И. Дмитриев “Муха”. | Худ. чтение, определение морали |
14 | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). | рассказ о баснописце |
15 | «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. | Худ. чтение, инсценирование |
16 | «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. | Художественное чтение |
17 | Художественный проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях», « Составление викторин и кроссвордов «Басни И.А.Крылова» | проект |
18 | р\р№2 «Книга мудрости народной». | 1 басня наизусть по выбору ученика* |
19 | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Чтение наизусть-контроль | Художественное чтение |
20 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». | Художественное чтение |
21 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | наизусть |
22 | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». . Чтение наизусть-контроль | наизусть |
23 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки. . Чтение наизусть-контроль | Чтение сказки |
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Ответы на вопросы |
25 | Контрольная работа № 2. ВМ1 | |
26 | Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира. | |
27 | Добро и зло в сказках и реальной жизни. | отрывок из сказки наизусть*, выразит. чтение отрывка + |
28 | События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике. | |
29 | Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | Чтение сказки |
30 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | Ответы на вопросы |
31 | Внеклассное чтение №1. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок». | |
32 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | Художественное чтение |
33 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | наизусть |
34 | Внеклассное чтение №2 . М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». . Чтение наизусть-контроль | |
35 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | Дочитать повесть |
36 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | Чтение повестей |
37 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения). | Чтение повестей |
38 | Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях. | Чтение повестей |
39 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». | Выр чт Отр наизусть |
40 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). . Чтение наизусть-контроль | Выр чт, наизусть по жел |
41 | Н.А. Некрасов. «На Волге» (для внеклассного чтения). Развитие представлений об эпитете. | Выр чт |
42 | И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа. | Чтение рассказа |
43 | И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже. | Пересказ эпизодов |
44 | И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. | По плану о Герасиме |
45 | р\р № 3 Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков. | |
46 | Контрольная работа № 3. ВМ2 | |
47 | А.А. Фет. «Весенний дождь». | Выр чт |
48 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | Сюж план |
49 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. | Заполнить таблицу |
50 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. | В 6, иллюстр по жел |
51 | А.П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей | Перечитать |
52 | Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях. | Рассказы Чехова |
53 | Контрольная работа № 4 | |
54 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок). | Выр чт, наизусть по жел |
55 | «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях». Чтение наизусть-контроль | |
Из русской литературы 20 века (26 ч.) |
56 | И.А. Бунин «В деревне». | Выр чт |
57 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения. | Чтение повести |
58 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. | Пересказ эпизодов |
59 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести. | Пересказ эпизодов |
60 | Контрольная работа № 5. | |
61 | р\р№4 Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | |
62 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. | Перечитать |
63 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству. | Ответы на вопросы |
64 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки. | Пересказ |
65 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке. | 5 вопросов к тексту |
66 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы. | Чтение пьесы |
67 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | Рассказ о героях |
68 | Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | Чт по ролям |
69 | Контрольная работа № 6. ВМ3 | Проч «Никита» |
70 | А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой. | Заполнить таблицу |
71 | А.П. Платонов. «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа. | Рассказ о герое |
72 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. | Сюж план |
73 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | Рассказ о герое |
74 | «Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | Отр наизусть |
75 | «Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». . Чтение наизусть-контроль | Отр наизусть |
76 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня». . Чтение наизусть-контроль | Выр чт |
77 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня». | Выр чт |
78 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | Подг к к\р |
79 | Контрольная работа № 7. | |
80 | Проект. Сборник стихов «Родная природа в русской поэзии». | Работа над проектом |
81 | Проект. Сборник стихов «Родная природа в русской поэзии». | |
Из зарубежной литературы (12 ч.) Приказ по школе №01-05=1/59 то 26.03.2020 |
82 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | Чтение глав |
83 | Робинзонада. | Чтение и пересказ |
84 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя. | Чтение глав |
85 | Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева». | Чтение и пересказ |
86 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир. | Чтение глав |
87 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | Чтение и пересказ |
88 | Контрольная работа № 8. ВМ4 | |
89 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество. | Чтение глав |
90 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество. | Чтение и пересказ |
91 | Проект. Памятники литературным героям. | |
92 | Проект. Памятники литературным героям. | |
93 | Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных. | |
Современная зарубежная и отечественная литература (9 ч.). |
94 | Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки. | |
95 | Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки. | |
96 | Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении. | |
97 | Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении. | |
98 | Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии. | |
99 | Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии. | |
100 | Проект. Литературные места России. | Работа над проектом |
101 | Проект. Литературные места России. | |
102 | Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. | |
| Заключительные уроки (3 часа) | |
103 | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | |
104 | Путешествие по стране Литературии. | |
105 | Заключительный урок. Список литературы на лето. | |
| Итого: 105 часов. | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет литература
Класс 5б
Учитель Чибикова ИА
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
94,95 | Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки. | 2 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Объединение тем |
100,101 | Проект. Литературные места России. | 2 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем |
102,104,105 | Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. Путешествие по стране Литературии Заключительный урок. Список литературы на лето. | 3 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Объединение тем |
| | | | | |
| | | | | |