СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету литература для 5 общеобразовательного класса основного общего образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1.Планируемые результаты

 Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать условия выполнения учебной задачи.

Выделять альтернативные способы достижения цели.

Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету литература для 5 общеобразовательного класса основного общего образования»

муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа

Рыбинского района, Ярославской области



Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе №01-05-1/182

методического совета от 30.08.2019

протокол № 1 от 29.08.2019 директор школы

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Петухова А.С.

__________________ ____________________



Рабочая программа

по предмету литература

для 5 общеобразовательного класса

основного общего образования


Срок реализации: 1 год

Составила

Чибикова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка

первая квалификационная категория

д.Дюдьково

2019г





Раздел 1.Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать условия выполнения учебной задачи.

Выделять альтернативные способы достижения цели.

Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение,  и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Предметные результаты.

В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся научатся:

«Устное народное творчество»

-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты

национального характера своего народа в героях народных сказок;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

-выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых

композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература»

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.


В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся получат возможность научиться:

«Устное народное творчество»

-сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

-сочинять сказку (в том числе и по пословице).

«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Литература народов России. Зарубежная литература»

-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация по литературе в 5-ом классе по решению педсовета осуществляется в форме

контроля выразительного чтения

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности


Раздел 2. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (9 ч.)

Фольклор - коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты - вот духов­ные данные Василисы

Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные­ помощники. Особая роль чудесных противников - Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из русской литературы XVIII - XIX века (45 ч.)

Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафон­тен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие пред­ставлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - ­символ немого протеста крепостных крестьян.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Крас­ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представ­лений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначаль­ной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (от­рывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

Из литературы XX века (26 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание - основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.

Из зарубежной литературы (12 ч.)

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да - противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окру­жающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.

Современная зарубежная и отечественная литература (2 ч.)

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

Писатели улыбаются (1 ч.).

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

Заключительные уроки (3 ч.)




Раздел 3. Планирование



Календарно-тематическое планирование составлено на основе

- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы . Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.

- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 9 кл./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

- учебника Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 10-е изд. переработанное. - М.: Просвещение, 2019 г. включённого в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345)


- учебного плана школы на 2019-2020 уч.год;

- методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2019/2020 уч.г. Составитель: Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

- с учётом характеристики 5 класса.


В классе учатся 9 обучающихся . Дети подобраны в основном одного возраста: 2008 года рождения, но есть и 2007 г. р. Около 30% детей имеют низкий уровень познавательной активности, 40% - средним и 30% выше среднего. В классе занимаются 4 обучающихся, имеющие заключение ПМПК и рекомендации на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа обучающихся для детей с задержкой психического развития

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.

Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. При реализации программы для этих обучающихся осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1. Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

Низкий познавательный интерес и мотивация.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

  • новый материал строится и преподаётся предельно развёрнуто;

  • практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, с раздаточным материалом;

  • систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

  • выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

  • чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

  • составление домашнего задания в сторону малого объёма;

  • систематическая работа над развитием психических процессов;

  • материал подаётся небольшими дозами, с постепенным усложнением;

  • увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.



Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

На уроках литературы решаются как общие с массовой школой, так и коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими коррекционными задачами уроков чтения являются:

  • Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;

  • Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

  • Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

  • Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

  • Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.



Учебно-тематический план


п/п

Раздел, тема

Всего часов

р\р

к\р

Формы контроля


Введение

1





Устное народное творчество

9

1

1

тематический


Из русской литературы 18 – 19 века

45

2-3

2-4



Из русской литературы 20 века

26

4

5-7



Из зарубежной литературы

12


8



Современная зарубежная и отечественная литература

9





Заключительные уроки

3





итого

105












Календарно-тематическое планирование

Литература 5 класс

105 часов

Наименования разделов и тем

Домашнее задание


Введение (1 ч.)


1

К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

Чтение учебной статьи


Устное народное творчество (9 ч.)


2

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Проектная работа: книжка-малышка «Загадки»

Книжка-малышка*,10 загадок+

3

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Кластер «Виды сказок»* чтение материала учебника+

4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

пересказ сказки, чтение сказки+

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Устные ответы на вопросы*

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

Пересказ сказки

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

Пересказ сказки

8

р\р №1 Мои любимые русские народ­ные сказки. Обучение домаш­нему сочинению. «Мой лю­бимый герой русской народной сказки».

сочинение

9

Проект. Художники – иллюстраторы сказок. Иллюстрации к сказкам.

Работа над проектом

10

Контрольная работа №1.


Из русской литературы 18 – 19 века (45 ч.)

11

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор.)

Выбор определений из учебного текста*,+

12

А.П. Сумароков “Кукушка”.

Художественное чтение

13

И.И. Дмитриев “Муха”.

Худ. чтение, определение морали

14

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

рассказ о баснописце

15

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.

Худ. чтение, инсценирование

16

«Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Художественное чтение

17

Художественный проект

«Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях», « Составление викторин и кроссвордов «Басни И.А.Крылова»

проект


18

р\р№2 «Книга мудрости народной».

1 басня наизусть по выбору ученика*

19

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Чтение наизусть-контроль

Художественное чтение

20

В.А. Жуковский. «Спящая царевна».

Художественное чтение

21

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

наизусть

22

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». . Чтение наизусть-контроль

наизусть

23

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки. . Чтение наизусть-контроль

Чтение сказки

24

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Ответы на вопросы

25

Контрольная работа № 2. ВМ1


26

Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира.


27

Добро и зло в сказках и реальной жизни.

отрывок из сказки наизусть*,

выразит. чтение отрывка +

28

События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике.


29

Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Чтение сказки

30

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Ответы на вопросы

31

Внеклассное чтение №1. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».


32

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Художественное чтение

33

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

наизусть

34

Внеклассное чтение №2 . М.Ю. Лермон­тов. «Ашик-Кериб». . Чтение наизусть-контроль


35

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

Дочитать повесть

36

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Чтение повестей

37

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения).

Чтение повестей

38

Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях.

Чтение повестей

39

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

Выр чт

Отр наизусть

40

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). . Чтение наизусть-контроль

Выр чт, наизусть по жел

41

Н.А. Некрасов. «На Волге» (для внеклассного чтения). Развитие представлений об эпитете.

Выр чт


42

И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа.

Чтение рассказа

43

И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.

Пересказ эпизодов

44

И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

По плану о Герасиме

45

р\р № 3 Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков.


46

Контрольная работа № 3. ВМ2


47

А.А. Фет. «Весенний дождь».

Выр чт

48

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Сюж план

49

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина.

Заполнить таблицу

50

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

В 6, иллюстр по жел

51

А.П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей

Перечитать

52

Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях.

Рассказы Чехова

53

Контрольная работа № 4


54

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).

Выр чт, наизусть по жел

55

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях». Чтение наизусть-контроль


Из русской литературы 20 века (26 ч.)

56

И.А. Бунин «В деревне».

Выр чт

57

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения.

Чтение повести

58

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

Пересказ эпизодов

59

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести.

Пересказ эпизодов

60

Контрольная работа № 5.


61

р\р№4 Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».


62

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.

Перечитать

63

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству.

Ответы на вопросы

64

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки.

Пересказ

65

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.

5 вопросов к тексту

66

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы.

Чтение пьесы

67

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.

Рассказ о героях

68

Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Чт по ролям

69

Контрольная работа № 6. ВМ3

Проч «Никита»

70

А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой.

Заполнить таблицу

71

А.П. Платонов. «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа.

Рассказ о герое

72

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.

Сюж план

73

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Рассказ о герое

74

«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Отр наизусть

75

«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». . Чтение наизусть-контроль

Отр наизусть

76

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня». . Чтение наизусть-контроль

Выр чт

77

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня».

Выр чт

78

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Подг к к\р

79

Контрольная работа № 7.


80

Проект. Сборник стихов «Родная природа в русской поэзии».

Работа над проектом

81

Проект. Сборник стихов «Родная природа в русской поэзии».


Из зарубежной литературы (12 ч.) Приказ по школе №01-05=1/59 то 26.03.2020

82

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Чтение глав

83

Робинзонада.

Чтение и пересказ

84

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя.

Чтение глав

85

Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева».

Чтение и пересказ

86

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир.

Чтение глав

87

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

Чтение и пересказ

88

Контрольная работа № 8. ВМ4


89

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.

Чтение глав

90

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.

Чтение и пересказ

91

Проект. Памятники литературным героям.


92

Проект. Памятники литературным героям.


93

Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных.


Современная зарубежная и отечественная литература (9 ч.).

94

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.


95

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.


96

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.


97

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.


98

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.


99

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.


100

Проект. Литературные места России.

Работа над проектом

101

Проект. Литературные места России.


102

Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга.



Заключительные уроки (3 часа)


103

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы


104

Путешествие по стране Литературии.


105

Заключительный урок. Список литературы на лето.



Итого: 105 часов.






ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Предмет литература

Класс 5б

Учитель Чибикова ИА

2019-2020 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

94,95

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

2

1

Карантин

Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65

Объединение тем

100,101

Проект. Литературные места России.

2

1

Карантин

Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65

Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем


102,104,105

Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. Путешествие по стране Литературии Заключительный урок. Список литературы на лето.

3

1

Карантин

Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65

Объединение тем
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!