СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Искусство" 8-9 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 2 года, 8-9 класс. Также к рабочей программе приложено КТП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Искусство" 8-9 класс»

I. Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:

  • Музыка. Рабочая программа содержит программы «Искусство. 8-9 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, рекомендованной Минобранауки РФ (М., Просвещение, 2011)

  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

Курс предназначен для работы в 8 и 9 классах и его материал разделен для изучения на два учебных года и рассчитан на 1 час в неделю в 8-го класса и на 1 час в неделю в 9-го класса для обязательного изучения учебного предмета «Искусство (Изобразительное искусство и Музыка)» Всего - 35 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Тема – «Дизайн и архитектура в жизни человека» – посвящена изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

В рамках уроков изобразительного искусства 9 класса предусмотрена реализация регионального компонента. Данный компонент призван способствовать сохранению народных традиций, повышению уровня национального самосознания и формированию уважения к истории и культуре нашей страны, своей малой родины.

Программа по изобразительному искусству дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Целью программы по предмету «Музыка», является: рассмотрение вопросов о соответствии двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияние на слушательский опыт школьников.

Задачами программы по предмету «Музыка», это: обобщение музыкально-слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки.

Понятие «музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

По предмету «Искусство» - «Предназначение искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в искусстве»; «Своеобразие видения картины мира в национальных культурах Запада и Востока».

Освоение содержание программы реализуется с помощью следующих методов, предложенных авторами программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод перспективы и ретроспективы;

- метод проектов.


В 8-9 классах продолжается работа учащимися над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств


Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».

В федеральном базисном учебном плане в 9 классе на изучение изобразительного искусства отводится 0,5 ч в неделю, всего 17(16) часов (17(16) учебных недель), также и на изучение музыки отводиться 0,5 ч. в неделю, всего 18 (19) ч. Предлагаемая рабочая программа разработана на 35 учебных часов, что позволяет учителю варьировать темы или разделить материал на два учебных года.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественно-эстетическое образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественно-эстетическое культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях как изобразительным искусством, так и музыки. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественно-эстетическое культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– создание мультимедийных презентаций.

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового, и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


II. Требования к уровню подготовки учащихся.


Результаты освоения курса

Занятия по изобразительному искусству и музыки в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;

– знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

– моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы.

Предметные результаты изучения области «Музыка» должны отражать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители;

- особенность развития музыкальной драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили современной и классической музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.


В итоге освоения программы учащиеся должны:

- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического сомообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


III. Учебно-тематический план.



Учебно-тематический план по музыке для 9 класса.

п/п

Темы

Всего часов

1

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

7

7

2

Жанровое многообразие музыки.

11

12


ИТОГО

18

19



Учебно-тематический план по изобразительному искусству 9 класс.


п/п

Темы

Всего часов

1

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

9 часов

9 часов

2

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

7 часов

8 часов


ИТОГО

16 часов

17 часов





IV. Содержание учебного предмета.


Содержание учебного предмета


Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 9 класса:

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. – 9 ч.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование. – 7 ч.

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.

Моделируя себя – моделируешь мир.


Программа «Музыка» для 9 класса включает в себя. «Музыкальный стиль – камертон эпохи» 17 ч. (9 класс)


Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII-XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.


Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.


Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С. Баха (прелюдия, фуга, месса).


Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов- романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Стилевые особенности русскому классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.


Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XXвека. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.


Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, У.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).


Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-рол, поп-музыка и др.). Джаз (Л. Амстронг, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин).


Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О. Дунаевский, А.В. Александров).


Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.


Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московская государственная консерватория имени Н.П. Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.


Музыка в формировании духовной культуры личности.


Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.


Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бритенна), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульета») войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. Ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г, Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.


Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.


Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX-XXIвв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.


Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.


V. Список литературы.


1. Дополнительная литература.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

  • Я познаю мир. Архитектура : детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.

  • Базовый учебник: «Музыка», авторы Г,П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

  • - Ю.З. Никитин «Музыка» (М. Русич,2000);

  • - Л.Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» (М., Академия,2000);

  • - Л.В. Золина «Уроки музыки с применением информационных технологий» 1-8 классы (М., Глобус,2008);

  • - Т.А. Замятина «Современный урок» (М., Глобус,2008);

  • - Л.А. Безбородова «Методика преподавания музыки в общеобразовательных школах» (М., Акадения,2002).

2. Интернет-ресурсы.

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru

  • Сетевое объединение методистов «СОМ» : проект Федерации Интернет Образования. – Режим доступа : http://som.fio.ru

  • Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

  • Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  • Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru

  • Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  • Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru

  • Академия художеств «Бибигон». – Режим доступа : http://www.bibigon.ru

  • Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm

  • Режим доступа : http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

  • Режим доступа : http://www.artsait.ru

  • Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал –http://music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


VI. Календарно-тематическое планирование



Класс: 9-ой.

Учитель: Каразеева Елена Валентиновна

Количество часов – всего16 часов; в неделю 0,5 час.

Планирование составлено на основе авторской общеобразовательной программой под редакцией Б. М. Неменского

Учебник: Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 9 класс. : для общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.


9 а класс


№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

2

3

4

5

Раздел 1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (9 ч)

1

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

1

05.09


2

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

12.09


3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

19.09


4

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

1


26.09


5

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Вещно-изобразительный мир витрины

1

03.10


6

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

1

10.10


7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Стили.

1

17.10


8

Природа и архитектура. Единство города и ландшафтно-парковой среды.

1

24.10


9

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

07.11


Раздел 2. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 ч)

10

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

1

14.11


11

Интерьер, который мы создаём

1

21.11


12

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

1

28.11


13

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы

1

05.12


14

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды

1

12.12


15

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна

1

19.12


16

Моделируя себя – моделируешь мир

1

26.12


VI. Календарно-тематическое планирование


Класс: 9-ой.

Учитель: Каразеева Елена Валентиновна

Количество часов – всего17 часов; в неделю0,5 час.

Планирование составлено на основе авторской общеобразовательной программой под редакцией Б. М. Неменского

Учебник: Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 9 класс. : для общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

9 б класс


№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

2

3

4

5

Раздел 1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (9 ч)

1

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

1

01.09


2

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

08.09


3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

15.09


4

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

1


22.09


5

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Вещно-изобразительный мир витрины

1

29.09


6

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

1

06.10


7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Стили.

1

13.10


8

Природа и архитектура. Единство города и ландшафтно-парковой среды.

1

20.10


9

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

27.10


Раздел 2. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 ч)

10

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

1

10.11


11

Интерьер, который мы создаём

1

17.11


12

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

1

24.11


13

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы

1

01.12


14

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды

1

08.12


15

Автопортрет на каждый день.

1

15.12


16

Грим и причёска в практике дизайна

1

22.12


17

Моделируя себя – моделируешь мир

1

29.12


VI. Календарно-тематическое планирование



Класс: 9-ый.

Учитель: Алифанова Марина Анатольевна

Количество часов – всего19 часов; в неделю 0,5 час.

Базовый учебник: «Музыка»,9 класс, авторы Г,П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.


9 а класс.



№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

2

3

4

5

Раздел1. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. 7 часов

1

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

1

16.01


2

Барокко.

1

23.01


3

Классицизм.

1

30.01


4

Романтизм.

1

06.02


5

Реализм.

1

13.02


6

Импрессионизм.

1

20.02


7

Неоклассицизм и классический авангард.

1

27.02


Раздел 2. Жанровое многообразие музыки. 10 часов

8

Джаз.

1

06.03


9

Рок-н-ролл.

1

13.03


10

Кантри и фолк-рок.

1

20.03


11

Этническая музыка.

1

03.04


12

Арт-рок.

1

10.04


13

Хард-рок и хеви-метал.

1

17.04


14

Рэп.

1

24.04


15

Эстрада.

1

01.05


16

Авторская песня.

1

08.05


17

Стилизация и полистилистика.

1

15.05


18

Музыкальный ринг.

1

22.05


19

Традиции и новаторство в музыке.

1

29.05



VI. Календарно-тематическое планирование



Класс: 9-ый.

Учитель: Алифанова Марина Анатольевна

Количество часов – всего18 часов; в неделю 0,5 час.

Базовый учебник: «Музыка»,9 класс, авторы Г,П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.


9 б класс.



№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

2

3

4

5

Раздел1. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. 7 часов

1

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

1

19.01


2

Барокко.

1

26.01


3

Классицизм.

1

02.02


4

Романтизм.

1

09.02


5

Реализм.

1

16.02


6

Импрессионизм.

1

23.02


7

Неоклассицизм и классический авангард.

1

02.03


Раздел 2. Жанровое многообразие музыки. 10 часов

8

Джаз.

1

09.03


9

Рок-н-ролл.

1

16.03


10

Кантри и фолк-рок.

1

23.03


11

Этническая музыка.

1

06.04


12

Арт-рок.

1

13.04


13

Хард-рок и хеви-метал.

1

20.04


14

Рэп. Эстрада.

1

27.04


15

Авторская песня.

1

04.05


16

Стилизация и полистилистика.

1

11.05


17

Музыкальный ринг.

1

18.05


18

Традиции и новаторство в музыке.

1

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!