1.Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе.
В классе обучается 10 человек, по решению ПМПК. Обучение предмету ведётся 7-ой год. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических функций у каждого индивидуален: разный уровень развития речевых умений, звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза; памяти, внимания, восприятия. Всё это затрудняет овладение предметом.
Особенности обучающихся. | Специальные образовательные условия |
У 4 обучающихся мелкая моторика развита плохо, поэтому пишут неаккуратно. При письме моторные затруднения проявляются в сложном комплексе ошибок. Наряду с пропусками букв, дети пропускают элементы букв, не дописывают слова. | В уроки включены упражнения, направленные на совершенствование движений сенсомоторного развития. Большее время на уроке отводится на выполнение письменных работ. На уроках проводятся упражнения по коррекции мелкой ручной моторики: пальчиковые гимнастики, самомассаж и др. Развитие умения определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами. |
У обучающихся объем памяти небольшой, возможность долговременного запоминания учебного материала незначительная, преобладает кратковременный вид памяти. | Работа на уроке с учетом и опорой на ведущий тип памяти. Организация смыслового запоминания на основе выделение главного, а также многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию. На уроках используются задания, которые требуют минимального заполнения, упражнений с пропущенными буквами в словах, словами. Индивидуальная работа (карточки, задания на доске, упражнения в учебнике). На уроках применяются опорные схемы и таблицы, памятки. |
Выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. | Поддерживание внимания обучающихся за счёт смены деятельности, чередование заданий, соблюдения охранительного режима, использование игрового и занимательного материала при закреплении материала Использование дополнительных инструкций к учебному материалу. |
У детей наблюдается недостаточность наглядно-образного мышления. Мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается. Они трудно находят сходство и различие между предметами по характерным признакам. Особенности мышления затрудняют осмысленное восприятие материала . | Новый материал преподносится дозированно (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. Применение четких схем и таблиц, реалистические иллюстрации Для формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и навыков предметная наглядность используется более длительное время. |
Даниил, Артем, Ира, Кирилл, Арсений при списывании допускают ошибки из-за невнимательности, не могут осуществлять самоконтроль | Проводится работа поэтапного формирования: умения ориентировки в задании; умения планирования этапов выполнения задания; основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. |
У обучающихся фонетико-фонематические нарушения, которые затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Ира, Даниил, Артем, Арсений, Маша при письме под диктовку воспроизводят из диктуемых слов только наиболее отчётливо слышимые звуки, часто наблюдаются пропуски и перестановки, возникающие вследствие нерасчленённого восприятия речевого потока. | В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. Особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. |
У Иры, Андрея, Маши, Даниила наблюдаются нарушения звукопроизношения, что затрудняет овладение русским языком. | В уроки включены чистоговорки, артикуляционная гимнастика. Соблюдается речевой режим для этих обучающихся. |
Затруднен анализ и синтез. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. | Проводится работа поэтапного формирования: умения ориентировки в задании; умения планирования этапов выполнения задания; основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. |
Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Не менее распространенными недостатками лексической стороны речи учащихся являются неправильное понимание слов и неточное их использование. Примитивный, ограниченный активный словарь. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов у детей возникают проблемы с подбором проверочных. | В ходе каждого урока письма и развития речи проводится словарная работа по направлениям: обогащения словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений. При изучении нового слова большое внимание уделяется закреплению связи звукового и графического образа слова с его значением, формированию способности к словообразованию, развитию навыков семантического и морфологического анализа слов. Лексические упражнения способствуют не только расширению, обогащению, уточнению и актуализации словаря, но и формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. |
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности обучающихся с ОВЗ излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Школьникам в 7 классе прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму. На каждом уроке планируется различная коррекционно - развивающая работа: с деформированным текстом, письмо по памяти, различные игры, например, «Узнай слово», «Словесный конструктор», « Четвёртый лишний», «Продолжите ряд», «Догадайся по окончанию», «Собери слово», «Допиши словечко», занимательные игры по письму, речевая гимнастика, гимнастика для глаз. Также на уроках ведется индивидуальная работа с каждым учеником. При проведении практических работ учитываются возможности учащихся; используются мультимедийные разработки по темам; проводятся физкультминутки
2.Планируемые результаты:
Образовательные:
обучающиеся получат возможность для:
формирования орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создания высказываний в устной и письменной форме;
формирования практических навыков в устной и письменной речи;
формирования знаний из области фонетики, морфологии и синтаксиса.
обучающиеся получат знания:
о частях речи, их грамматических свойствах, их роли в предложении;
о наиболее распространенных правилах правописания слов;
о роли союзов И, А, НО в предложении;
обучающиеся получат возможность научиться:
писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее
схеме;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться орфографическим словарем.
Коррекционные:
обучающиеся получат возможность для:
формирования речевого развития через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;
формирования личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства);
для повышения уровня общего развития, на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития;
коррекции и развития произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение;
развития зрительного и слухового восприятия;
развития памяти путём выполнения письма по памяти;
формирования умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
развития фонематического слуха, артикуляционного аппарата;
Воспитательные:
обучающиеся получат возможность для:
формирования умений сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе;
формирование нравственных качеств личности, чувства товарищества, коллективизма, уважения к старшим на основе текстов упражнений;
формирование эстетического, эмоционального, нравственного развития и интереса к родному языку.
формирования навыков самостоятельности;
формирования навыков аккуратности и прилежания;
формирования адекватного поведения;
успешной социализации в обществе.
3.Содержание учебного курса предмета.
Программный материал по письму и развитию речи разбит на содержательные блоки. Продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
В 7 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием, излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
№ раздела | Содержание |
1.Повторение. Предложение. | Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но». Сложные предложения с союзами «и», «а», «но». |
2.Слово. Состав слова. | Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Случаи написания сложных слов с соединительными гласными «о» и «е». |
3.Имя существительное. | Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Род и число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Разбор имени существительного. |
4. Имя прилагательное. | Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Изменение имен прилагательных по числам и родам. Склонение имен прилагательных. |
5. Местоимение. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. |
6. Глагол. | Глагол как часть речи. Роль глагола в предложении. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по лицам. Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа. Правописание окончаний глаголов в 3-лице. Неопределенная форма глаголов. Правописание «ь» в неопределенной форме глагола. Правописание «-тся», «-ться» в глаголах. «Не» с глаголами. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
7. Предложение. | Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но» со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения. |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов основных
видов учебной деятельности.
№ | Тема | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
1. | Повторение. | 9 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Словарная работа. Графическое выделение связи подлежащего и сказуемого. Работа с текстом: определение второстепенных членов предложения Работа с деформированным текстом. Упражнение на определение главных и второстепенных членов предложения. Составление распространенных и нераспространенных предложений. Работа с однородными членами предложения Упражнения на расстановку знаков препинания. |
2. | Состав слова. | 17 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Словарная работа. Подбор однокоренных слов. Разбор слов по составу. Составление словосочетаний. Образование новых слов с помощью приставок. Практикум: разбор слов по составу. Упражнение на выделение в слове всех частей слова. Расстановка ударения в словах с целью определения ударных и безударных гласных. Работа с однокоренными словами. Работа с орфограммами в корне слова. Подбор проверочных слов. Работа с деформированным текстом. Графическое выделение приставок. Выделение соединительной гласной в сложных слова. Работа с загадками. |
3. | Имя существительное. | 14 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа по определению роли и значение имени существительного в речи. Выполнение упражнений на определение грамматических признаков имени существительного. Выполнение упражнений на определение падежей, выделение окончаний сущ-х в ед.ч. Работа над падежами. Выполнение упражнений на определение 1 скл. им. сущ-х. Проверка окончаний проверочными словами с ударным окончанием (стена, земля) Выполнение упражнений на определение 2 скл. им. сущ-х. Проверка окончаний проверочными словами с ударным окончанием ( стол, конь) Выполнение упражнений на определение 3 скл. им. сущ-х. Проверка окончаний проверочными словами с ударным окончанием ( степь) Выполнение упражнений на определение окончаний сущ-х во мн.ч. Работа с существительными с ударным и безударным окончаниями. Выполнение упражнений на определение окончаний сущ-х во мн.ч. работа над употреблением в речи форм Р.п. Выполнение упражнений на написание окончаний сущ-х во мн. ч. с шипящими на конце. Выполнение упражнений на дифференциацию сущ-х только ед. ч. или только мн. ч. |
4. | Имя прилагательное. | 22 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа по определению роли имени прилагательного. Признаки им. прилагательного. Работа над значением им. прилагательного. Упражнения на определение грамматических признаков прилагательного. Выполнение упражнений на изменение прилагат. по родам и числам. Выполнение упражнений на дифференциацию частей речи (прилагательных и существительных) Выполнение упражнений на умение задавать вопрос от существительного к прилагательного. Упражнения на графическое выделение частей речи Работа над согласованием прилагательных с существительными. Работа над правильным согласованием прилагательных с существительным. Выполнение упражнений на определение рода, падежа им. прилаг. Выделение окончаний. Выделение безударных падежных окончаний сущест. и прилаг. в ед. Составление письменного пересказа по словосочетаниям (сущ. +прилаг.) и фразам. Работа по выделению и определению окончаний ж.р. ед.ч. им. прилагательных. Работа со словосочетанием и предложениями. Выполнение упражнений на правописание падежных окончаний им.прилагат ж.р. в ед.ч. Выполнение упражнений на правописание падежных окончаний им. прилаг. во мн.ч Морфологический разбор им. прилаг. |
5. | Местоимение. | 17 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Выполнение упражнений по нахождению местоимений в тексте. Определения понятия местоимения. Работа над значение м местоимения в речи. Грамматические признаки. Определение роли местоимения в предложении (подлежащие.) Выполнение упражнений на дифференциацию личных местоимений. Нахождения в тексте, определение лица и числа. Выполнение упражнений по употреблению личных местоимений 2 лица мн.ч. и местоимений 3 лица мн.ч. Упражнения на правописание местоимений с предлогами. Заучивание правила. Упражнения на склонение и правописание личных местоимений в ед.ч. и мн.ч. |
6. | Глагол. | 28 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Словарная работа. Выполнение и заданий для определения значения глагола в речи. Признаки глагола. Глагол в предложении. Выполнение и заданий для определения значения глагола в речи. Признаки глагола. Глагол в предложении. Изучение грамматического признака глагола (время). Изменение глагола по временам. Чтение правила в учебники. Выполнение упражнений на определения времени. Составление словосочетаний и предложений с глаголом прошедшего времени и будущего времени. Работа на дифференциацию глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Выполнение упражнений на изменения глаголов по числам. Работа с деформированным текстом. Определение окончания у глаголов прошедшего времени Работа с глаголами с отрицательным значением. Работа по нахождению и выделению их в тексте. Написания частицы не с глаголом. Выполнение упражнений по изменению глаголов настоящего и будущего времени в 1 лице и во 2 лице . . Определение и выделение личных окончаний глаголов. Работа по написанию глаголов ед. и мн.ч. 2 лица Выполнение упражнений по изменению глаголов настоящего и будущего времени в 3 лице. Определение и выделение личных окончаний глаголов. Выполнение упражнений на ТЬСЯ и ТСЯ. В глаголах 3 лица. |
7. | Предложение. | 20 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Графическое выделение связи подлежащего и сказуемого. Работа с текстом: определение второстепенных членов предложения. Работа с деформированным текстом. Упражнение на определение главных и второстепенных членов предложения Упражнения на расстановку знаков препинания при однородных членов предложения. Упражнения на расстановку знаков препинания в сложном предложении. Работа со сложным предложением. Упражнения на расстановку знаков препинания в без союзных предложениях |
8. | Повторение. | 8 | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Упражнение на выделение в слове всех частей слова. Расстановка ударения в словах с целью определения ударных и безударных гласных. Практикум: разбор слов по составу. Выполнение упражнений на определение окончаний сущ-х во мн.ч. и ед.ч. Работа над употреблением в речи форм Р.п. Выполнение упражнений на правописание окончаний глаголов. Дополнения текста именами прилагательными. Составление письменного пересказа. |