СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК для 6 классов

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК для 6 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от Г.№ ______ ________________Шмелева Н.С.













Рабочая программа


По Основам православной культуры


Уровень общего образования (класс)

Основное общее образования 6 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 18


Учитель Панова Оксана Николаевна


Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образования по основам духовно-нравственной культуры народов России и в соответствии с авторской программой учебника Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 5 классов / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

_______________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)














2021 г.



Пояснительная записка.


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание должно стать основой для организации образовательного процесса в школе.


Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Практическая значимость данной программы состоит в том, чтобы у школьников сформировалось осознанное понимание необходимости следовать ведущим христианским добродетелям в повседневной жизни, в социуме, ведь «Православная культура – это то, чем жили, и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью…».


Вид программы - модифицированная.







Цели и задачи программы.

Цель:

- воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия;

- вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;

- раскрыть духовные и физические дарования детей.

Задачи:

-ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства;

- изложение православной точки зрения на все вопросы Бытия, знакомство с системой нравственных норм Православия;

- объяснение с позитивных позиций различия разных религий, воспитание толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам и религиям;

- формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми, закреплённых в традиционной культуре;

- развитие умения поступать в повседневной жизни с ориентацией на духовно-нравственные ценности, анализировать свои поступки в части их нравственной составляющей;

- развитие креативности мышления, воображения, памяти, формирование словесно-логического компонента мышления, коммуникативных навыков;

- развитие эстетических чувств, эмоционально - ценностного отношения к произведениям православного искусства, лучшим образцам народной сказки, художественным образам и художественным средствам выразительности, представленным в них;

- развитие практических творческих способностей школьников.

Особенности возрастной группы детей.

11-12 лет - начало подросткового возраста. Характерная особенность этого периода – быстрый темп полового созревания. Значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот. Повышена утомляемость. Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

- эмоциональной неустойчивостью;

- резкими перепадами настроения;

- повышенным самолюбием;

- резкостью суждений;

- застенчивостью и неуверенностью в своих силах.

Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он хочет принести пользу обществу, занимать активную жизненную позицию. Однако реализовать себя, осуществлять серьезную деятельность подросток еще не может. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.


Режим занятий

Программа рассчитана на 18 занятий в течение одного года обучения 1 раз в неделю в течение полугодия.

Занятия проводятся по основному расписанию один раз в неделю, программа рассчитана на 18 занятий.

Результаты освоения курса

  Уровень результатов работы по программе:


Первый уровень результатов -приобретение школьниками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, традиционных, закреплённых в культурных и религиозных традициях, нормах поведения и образа мыслей), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов -получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Достижения третьего уровня результатов является прогностическим в рамках реализации программы ОПК и будет продолжено на занятиях духовно-нравственного цикла в последующие годы.


Формируемые УУД


Личностные результаты:

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении этическим христианским нормам;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- личная ответственность за свои поступки, анализ их с точки зрения христианской нравственности.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.


Познавательные УУД:


- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включаяэлектронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные УУД:


- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Система отслеживания и оценивания результатов

-опрос;

-праздники;

- экскурсии;

- викторины;

- игры;

- проекты;

- олимпиады





Содержание курса


1. Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы.

2. Предтеча и Креститель Иоанн. Его служение. Праздники, посвященные святому Иоанну.

3. Сорокадневный пост, искушение Иисуса Христа. Призвание апостолов. Проповедь.

4. Участие Иисуса Христа в нуждах людей. Брак в Кане Галилейской. Благословение брака и семьи.

5. Чудеса Господа. Исцеление расслабленного. Исцеление слепорожденного. Причины болезней. Как исцелиться от болезни?

6. Воскрешение дочери Иаира. Почему в доме Иаира смеялись над Иисусом? Бывают ли в жизни ситуации, когда Бог не может помочь человеку?

7. Необыкновенный улов. Чудо обращения людских душ к Господу.

8. Чудеса Господа. Насыщение пяти тысяч. Хождение по водам. Как могут совершаться сверхъестественные явления?

9. Притчи Господни. О самарянине. Кто для нас близкий человек?

10. Притчи Господни. О сеятеле. Наше сердце – какая почва?

11. Притчи Господни. О богаче и Лазаре. Почему богач не получил благой участи? Что он делал не так?

12. Притчи Господни. О немилосердном должнике. Кто наши должники? Как нам относиться к должникам?

13. Притчи Господни. Дом на камне и на песке. Что значит дом? Как его построить на камне?

14. Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения.

15. Непротивление злу насилием. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Что делать, если другие думают иначе, чем ты? Возможно ли любить плохих? Нужно ли мстить за зло? Пример поступка Серафима Саровского. Прощение, неосуждение ближнего.

16. О силе молитвы. Молитва «Отче наш», каждое ее прошение. Молитва за ближнего – исцеление расслабленного в Капернауме.

17. Творение милостыни. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Примеры из жизни святых. Как относиться к ближнему.

18. «Сокровища на небе». Что это такое? Можно ли одновременно собирать сокровища на небе и на земле? Притча о званых и избранных.

19. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Пророчество о Иерусалиме.

20. Страстная седмица (неделя). Как проводят Страстную седмицу православные люди на Руси. Великий понедельник. Бесплодная смоковница (кого прообразует бесплодная смоковница); изгнание торгующих из храма.

21. Великий вторник. Обличение начальников Иудейских. Притча о злых виноградарях. О подати кесарю. О воскресении мертвых. О Божественном достоинстве Мессии – Христа. Пророчество о разрушении Иерусалима, втором Пришествии. Притча о десяти девах. Притча о талантах. Беседа о Страшном суде.

22. Великая среда. Заговор иудеев, предательство Иуды. Почему Иуда предал Иисуса? Губительность страсти.

23. Великий четверг. Тайная вечеря. Установление Таинства Причастия. Гефсиманская молитва Иисуса Христа и взятие Его под стражу. Тайная вечеря в художественной культуре.

24. Отречение апостола Петра. Смерть Иуды. Иисус Христос у Пилата. Крестный путь.

25. Великая пятница. Распятие, смерть и погребение Иисуса Христа.

26. Воскресение Господне. Свидетельства о Воскресении. Плащаница. Воскресение в художественной культуре.

27.Явление ученикам. Фома неверующий. Почему не поверил Фома. Вознесение Господне.

28. Сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник Святой Троицы.

29. Успение Богородицы. Что означает слово «успение»?

30. Лента времена. Ветхий Завет.

31. Лента времена. Новый Завет. Крещение Руси.

32. Круг главных непереходящих и переходящих праздников.

33. Церковнославянский язык. Чтение. Чтение Псалтири.

34. Внеклассный урок. Посещение храма. Изображения Евангельских событий в росписях храма.









Календарно тематическое планирование 6 класс


п/п

Тема занятия

6 а

6 б

Евангелие - Благая весть.

13.01

2.09

Сорокадневный пост и искушения Иисуса Христа.

20.01

9.09

Предтеча и Креститель Иоанн

27.01

16.09

Брак в Кане Галилейской. Благословение брака, монашество.

03.02

23.09

Чудеса Иисуса Христа. Необыкновенный улов, укрощение бури. Исцеление людей.

10.02

30.09

Исцеление слепорожденного, исцеление дочери Иаира.

17.02

07.10

Притчи Господни о сеятеле, о званных и избранных.

24.02

14.10

Притчи о Царствии Небесном

03.03

21.10

"Сокровища на небе"

10.03

28.10

Притчи Господни о милосердии

17.03

11.11

Иоанн Предтеча

07.04

18.11

Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженства.

14.04

25.11

Нагорная проповедь, последние 4 заповеди.

21.04

02.12

Продолжение нагорной проповеди

28.04

09.12

Отношение к врагам, отношение к милости

05.05

16.12

Молитва "Отче наш". Духовное значение

12.05

23.12

Иконостас

19.05


Региональные святые

26.05








Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.


1.Книгопечатная продукция:

1.

2.Основы православной культуры: Учебное пособие для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. / Протоиерей Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене – М.: Про-Пресс, 2008

3.Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. - М.: Про-Пресс, 2014


4.Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». Автор - кандидат богословия протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат педагогических наук О.Л. Янушкявичене, «Про – Пресс», М., 2008 г.

5.Основы православной культуры. Учебное пособие для 3 года обучения. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2009 г.


2. Информационно-коммуникативные средства:


  1. Самостоятельно разработанные электронные презентации.


  1. Технические средства обучения:

  1. Телевизор.

  2. Аудиопроигрыватель.

  3. DVD-проигрыватель с USB-входом.

  4. Персональный компьютер.

  5. Мультимедийный проектор.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

Лысак Т.И.

______________________

МБОУ лицей №1

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Методического совета

Приказ № 235 от 28.08.2019 г

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Методического совета

Приказ № _____ от ________ г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!