1.Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу ОПК (основы православной культуры) разработана для учащихся 9 класса на основе следующих документов:
- Письмо департамента образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».
-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
-Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «Основы православной культуры» Москва, 2006 автор А.В.Бородина;
- Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Примерная программа включает шесть разделов: пояснительную записку, общую характеристику изучаемого курса, место предмета в базисном учебном плане,
содержание программы, тематический план, описание материально-технической базы.
Данный курс имеет духовно-нравственное содержание и доступен для всех детей.
Цели
1.Образовательные:
-дать представления о нравственных и духовных ценностях православной традиции
-познакомить с церковными праздниками, обрядами , таинствами;
-начать изучение иконописи, церковного зодчества, гимнографии;
изучение православной этики.
2. Воспитательные:
- формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их
позиции оценивать свои действия и поступки
- формировать любовь к Отечеству;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и
Религиозной почве.
3. Развивающие:
- развивать у ребят нравственное мышление, работать с текстом православной
культуры
- развивать стремление деятельного участия в жизни семьи, школы, хутора
2.Общая характеристика элективного курса
Программа направлена на приобщение школьников к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию нашего общества, что является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Знания о православной христианской картине мира, об истории православной религии и культуры, о православном образе жизни, о художественной культуре православия, о нравственной культуре православия – помогут в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье.
В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей, и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию, и помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.
Элективный курс «Основы православия» направлен на повышение и развитие познавательной и коммуникативной компетенции учащихся, что позволит укрепить научно-образовательную базу учащихся. Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: история, обществознание, социология, культурология.
В связи с тем, что ребята 9 класса небыли знакомы с ОПК в начальной школе и не изучали ОПК в среднем звене, программа взята за 6 класс.
3. Описание места учебного модуля «Основы православной культуры » в учебном плане.
По программе А.В.Бородиной для изучения 6 раздела (9 класс) предусмотрено - 34 часа /по 1ч в неделю/
по учебному плану МБОУ СОШ № 39 - 17 часов /по 0,5 ч в неделю/
сокращено:
- 3 часа по разделу «Что мы знаем о православии»
- 4 часа по разделу «священное писание»
- 4 часа по разделу «Храм-дом Божий»
- 5 часов по разделу «Религиозное искусство»
-1 час по разделу «Агиография»
Данные изменения отражены в таблице
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
| Вводный урок | 1 | 1 |
I | Что мы знаем о православии | 6 | 3 |
II | Священное писание | 8 | 4 |
III | Храм - дом Божий | 7 | 3 |
IV | Религиозное искусство | 10 | 5 |
V | Агиография | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 17 |
4.Содержание обучения
Раздел 6. «Основы православной культуры»-17ч
Вводный урок. Предмет истории религиозной культуры – 1ч
О чём рассказывает история религиозной культуры. Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 1. «Что мы знаем о православии»-3ч.
Роль православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Тема 2. «Священное Писание»-4ч
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гомора. Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «Храм – дом Божий»-3ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после Крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купальная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе. Царские врага, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь нал. Гробом Господним. Доставление Благодатного огни в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «Религиозное искусство» - 5ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, идейно-содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Понятие об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Тема 5. «Агиография» 1ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского.
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Творческие, проектные работы. Примерные темы: «Мы православная семья», «Пасхальный перезвон», «История моего рода» презентация, «Всемирный потоп», «Внутреннее устройство храм» - рассказ учащегося во время экскурсии и др.
5. Тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов |
| Вводный урок | 1 |
1 | Предмет истории религиозной культуры | 1 |
I | Что мы знаем о православии | 3 |
2 | Роль православия в жизни российского общества | 1 |
3 | Истоки и традиции православного вероучения | 1 |
4 | Источники знаний о Боге | 1 |
II | Священное писание | 4 |
5 | Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы,испытание Авраама | 1 |
6 | Ветхозаветные пророки | 1 |
7 | Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа | 1 |
8 | Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа | 1 |
III | Храм - дом Божий | 3 |
9 | Древнее культовое зодчество на Руси | 1 |
10 | Внутреннее устроение храма | 1 |
11 | Храмы Московского Кремля | 1 |
IV | Религиозное искусство | 5 |
12 | Религиозная тематика в искусстве | 1 |
13 | Иконопись на Руси | 1 |
14 | Иконография образа Пресвятой Богородицы | 1 |
15 | Почаевская и Державная иконы Божией Матери | 1 |
16 | Символы православного искусства | 1 |
V | Агиография | 1 |
17 | Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя А.Невского | 1 |
| Итого: | 17 |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
печатные пособия: Азбука христианства: словарь-справочник / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997..
Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. сангл. — Российское Библейское общество, 1995;
Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№ 48, 28 ноября 2002.
Бородина А, В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. — Изд. 4-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2006.Учебно-методическая литература для учителя:
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2006.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всехслужбах и утварях церковных. — М., 1992.
Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. — М., 1891.
Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. сангл. — Российское Библейское общество, 1995
Библия в гравюрах Постава Доре. — М.: Свет на Востоке,1996.
Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. — Чехословакия, 1991.
Бородина А. В. Величайшее сокровище.//Российский писатель. — № 1 (76), январь 2004.
.Бородина А. В. История религиозной культуры: Животрепещущая тема. // Стодрузей (приложение к «Учительскойгазете»). — № 47, 21 ноября 2002.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№ 48, 28 ноября 2002.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Методология курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№51, 19 декабря 2002.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса, // Сто друзей (приложение к«Учительской газете»). — № 47, 21 ноября 2002.
.Бородина А. В. История религиозной культуры: Н^эмативно-правовое обоснование курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 49,5 декабря 2002.
экранно-звуковые пособия: DVD «Церковь и светский мир» диакон Андрей Кураев Информационное агенство Белорусской православной церкви; DVD «Бог, мир и человек» беседы с профессором духовной академии А.И.Осиповым, Информационное агенство Белорусской православной церкви; DVD «Православные святыни. Туринская плащаница» Православное общество Днесь 2003
технические средства обучения: телевизор, DVD плеер, компьютор, проектор, экран, звуковые колонки
демонстрационные пособия: таблицы по ОПК
цифровые и электронные образовательные ресурсы: презентации «Моя родословная», «Отчий дом», «Устройство храма», «Грех и его последствия», «Блудный сын», песнопения (диски)
Презентации к урокам и мероприятиям по ОПК разработанные учащимися:
- «Лагонаки» - учащиеся 7г класса Солошнко Анастасия и Серикова Марина, «Семья последнего Императора России» - ученица 9в класса Варданян София, «История моей семьи» - ученик 5г класса Василевич Никита, «Моя семья на Святой земле» - ученица 5г класса Блинкова Алена, , «фотоальбом Николай II» - ученик 7г Захарченко Андрей, «День защитника Отечества» - группа учащихся 8б класса,
видиоролики «Субкультура - Эмо» - ученица 9а Рякина Марина,«9 Мая» - ученик 10б Тарасов Илья, «Интервью директора школы Кича Н.И. о православной выставке» - группа учащихся 8б, «Отдых в лесу с учащимися воскресной школы и родителями» - ученица 8а Кутняхова Татьяна
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей технологии, музыки, ________________С.В.Кашка
черчения, ИЗО,ОПК, ОРКСЭ СОШ№ 39 _____________2015г
от __________2015года № 1
Председатель МО________Л.А.Хазова