СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс ОПК для учащихся 9 классов.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   по элективному курсу  ОПК (основы православной культуры) разработана  для учащихся 9 класса на основе следующих документов:

- Письмо департамента образования и науки Краснодарского края  «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,     утвержденный приказом Минобразования РФ;

-Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «Основы православной культуры» Москва, 2006 автор А.В.Бородина;

- Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Примерная программа включает шесть разделов: пояснительную записку, общую характеристику изучаемого курса, место предмета в базисном учебном плане,

содержание программы, тематический план, описание материально-технической базы.

     Данный курс имеет духовно-нравственное содержание  и доступен для всех детей.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс ОПК для учащихся 9 классов.»



1.Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу ОПК (основы православной культуры) разработана для учащихся 9 класса на основе следующих документов:

- Письмо департамента образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;

-Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «Основы православной культуры» Москва, 2006 автор А.В.Бородина;

- Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Примерная программа включает шесть разделов: пояснительную записку, общую характеристику изучаемого курса, место предмета в базисном учебном плане,

содержание программы, тематический план, описание материально-технической базы.

Данный курс имеет духовно-нравственное содержание и доступен для всех детей.


Цели

1.Образовательные:

-дать представления о нравственных и духовных ценностях православной традиции

-познакомить с церковными праздниками, обрядами , таинствами;

-начать изучение иконописи, церковного зодчества, гимнографии;

изучение православной этики.

2. Воспитательные:

- формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их

позиции оценивать свои действия и поступки

- формировать любовь к Отечеству;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и

Религиозной почве.

3. Развивающие:

- развивать у ребят нравственное мышление, работать с текстом православной

культуры

- развивать стремление деятельного участия в жизни семьи, школы, хутора


2.Общая характеристика элективного курса

Программа направлена на приобщение школьников к духовно-нравственному и культурно-историческому наследию нашего общества, что является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Знания о православной христианской картине мира, об истории православной религии и культуры, о православном образе жизни, о художественной культуре православия, о нравственной культуре православия – помогут в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье.

В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей, и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию, и помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.

Элективный курс «Основы православия» направлен на повышение и развитие познавательной и коммуникативной компетенции учащихся, что позволит укрепить научно-образовательную базу учащихся. Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: история, обществознание, социология, культурология.

В связи с тем, что ребята 9 класса небыли знакомы с ОПК в начальной школе и не изучали ОПК в среднем звене, программа взята за 6 класс.


3. Описание места учебного модуля «Основы православной культуры » в учебном плане.


По программе А.В.Бородиной для изучения 6 раздела (9 класс) предусмотрено - 34 часа /по 1ч в неделю/

по учебному плану МБОУ СОШ № 39 - 17 часов /по 0,5 ч в неделю/

сокращено:

- 3 часа по разделу «Что мы знаем о православии»

- 4 часа по разделу «священное писание»

- 4 часа по разделу «Храм-дом Божий»

- 5 часов по разделу «Религиозное искусство»

-1 час по разделу «Агиография»

Данные изменения отражены в таблице


п\п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа


Вводный урок

1

1

I

Что мы знаем о православии

6

3

II

Священное писание

8

4

III

Храм - дом Божий

7

3

IV

Религиозное искусство

10

5

V

Агиография

2

1


Итого:

34

17


4.Содержание обучения


Раздел 6. «Основы православной культуры»-17ч

Вводный урок. Предмет истории религиозной культуры – 1ч

О чём рассказывает история религиозной культуры. Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.

Тема 1. «Что мы знаем о православии»-3ч.

Роль православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.

Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Тема 2. «Священное Писание»-4ч

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопа­дение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гомора. Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «Храм – дом Божий»-3ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.

Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и открове­ния. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские хра­мы, развитие зодчества после Крещения Руси. Древнейшие из со­хранившихся храмов в России. Особенности строительства хра­мов; используемые материалы. Крестово-купальная система. Шат­ровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и на­значение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: распо­ложение икон на иконостасе. Царские врага, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Гос­подня в Иерусалиме. Благодатный Огонь нал. Гробом Господним. Доставление Благодатного огни в мае 1992 г. в Россию.

Новый Иерусалим.История возникновения выражения «сорок сороков» (о москов­ских храмах). Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «Религиозное искусство» - 5ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православ­ного искусства. Русская икона, её назначение, идейно-содержа­тельные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими масте­рами византийских традиций.

Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Понятие об исихазме.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.

Тема 5. «Агиография» 1ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотвор­ца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверно­го Александра Невского.

Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Сера­фима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Творческие, проектные работы. Примерные темы: «Мы православная семья», «Пасхальный перезвон», «История моего рода» презентация, «Всемирный потоп», «Внутреннее устройство храм» - рассказ учащегося во время экскурсии и др.


5. Тематическое планирование

урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов


Вводный урок

1

1

Предмет истории религиозной культуры

1

I

Что мы знаем о православии

3

2

Роль православия в жизни российского общества

1

3

Истоки и традиции православного вероучения

1

4

Источники знаний о Боге

1

II

Священное писание

4

5

Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство,
всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы,испытание Авраама

1

6

Ветхозаветные пророки

1

7

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа

1

8

Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа

1

III

Храм - дом Божий

3

9

Древнее культовое зодчество на Руси

1

10

Внутреннее устроение храма

1

11

Храмы Московского Кремля

1

IV

Религиозное искусство

5

12

Религиозная тематика в искусстве

1

13

Иконопись на Руси

1

14

Иконография образа Пресвятой Богородицы

1

15

Почаевская и Державная иконы Божией Матери

1

16

Символы православного искусства

1

V

Агиография

1

17

Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя А.Невского


1



Итого:

17


6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

печатные пособия: Азбука христианства: словарь-справочник / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997..

Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. сангл. — Российское Библейское общество, 1995;

Бородина А. В. История религиозной культуры: Концеп­ция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гим­назий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№ 48, 28 ноября 2002.

Бородина А, В. История религиозной культуры: Основы православ­ной культуры. Учебное пособие. — Изд. 4-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2006.Учебно-методическая литература для учителя:

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православ­ной культуры. Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2006.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всехслужбах и утварях церковных. — М., 1992.

Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная попу­лярная Библейская энциклопедия. — М., 1891.

Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. сангл. — Российское Библейское общество, 1995

Библия в гравюрах Постава Доре. — М.: Свет на Востоке,1996.

Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. — Чехословакия, 1991.

Бородина А. В. Величайшее сокровище.//Российский писа­тель. — № 1 (76), январь 2004.

.Бородина А. В. История религиозной культуры: Животре­пещущая тема. // Стодрузей (приложение к «Учительскойгазете»). — № 47, 21 ноября 2002.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Концеп­ция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гим­назий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№ 48, 28 ноября 2002.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Методоло­гия курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). -№51, 19 декабря 2002.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначе­ние, особенности и задачи курса, // Сто друзей (приложение к«Учительской газете»). — № 47, 21 ноября 2002.

.Бородина А. В. История религиозной культуры: Н^эмативно-правовое обоснование курса. // Сто друзей (приложение к «Учитель­ской газете»). — № 49,5 декабря 2002.

экранно-звуковые пособия: DVD «Церковь и светский мир» диакон Андрей Кураев Информационное агенство Белорусской православной церкви; DVD «Бог, мир и человек» беседы с профессором духовной академии А.И.Осиповым, Информационное агенство Белорусской православной церкви; DVD «Православные святыни. Туринская плащаница» Православное общество Днесь 2003

технические средства обучения: телевизор, DVD плеер, компьютор, проектор, экран, звуковые колонки


демонстрационные пособия: таблицы по ОПК


цифровые и электронные образовательные ресурсы: презентации «Моя родословная», «Отчий дом», «Устройство храма», «Грех и его последствия», «Блудный сын», песнопения (диски)

Презентации к урокам и мероприятиям по ОПК разработанные учащимися:

- «Лагонаки» - учащиеся 7г класса Солошнко Анастасия и Серикова Марина, «Семья последнего Императора России» - ученица 9в класса Варданян София, «История моей семьи» - ученик 5г класса Василевич Никита, «Моя семья на Святой земле» - ученица 5г класса Блинкова Алена, , «фотоальбом Николай II» - ученик 7г Захарченко Андрей, «День защитника Отечества» - группа учащихся 8б класса,

видиоролики «Субкультура - Эмо» - ученица 9а Рякина Марина,«9 Мая» - ученик 10б Тарасов Илья, «Интервью директора школы Кича Н.И. о православной выставке» - группа учащихся 8б, «Отдых в лесу с учащимися воскресной школы и родителями» - ученица 8а Кутняхова Татьяна



Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей технологии, музыки, ________________С.В.Кашка

черчения, ИЗО,ОПК, ОРКСЭ СОШ№ 39 _____________2015г

от __________2015года № 1

Председатель МО________Л.А.Хазова



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!