МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска
Рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
протокол № ______
от « ____» ____________2017 года
Руководитель МО ________ Е.В. Яковенко
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
По УВР_________Е.В. Яковенко
«_____» ____________ 2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска
_______________А.М. Кравченко
(Приказ №_______ от _______ 2017 года)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 2 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составлена на основе авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир»
УМК «Школа России», Просвещение, 2011 г.
Учебник «Технология», 2017, автор А.А. Плешаков.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Количество часов в учебном году: 68 часов.
Составитель: Лукутова И.И.
Брянск, 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета (68 часов)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Растения Брянской области. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные Брянской области. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Экскурсия на тему «Сезонные изменения в природе: осенние явления»
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Редкие растения и животные Брянской области.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. История Брянска.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика? Взаимосвязь промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли – составные части экономики. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия города Брянска. Строительство в селе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия на тему «Сезонные изменения в природе: зимние явления»
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Безопасный маршрут из школы домой.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.)
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Реки Брянской области.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия на тему «Сезонные изменения в природе: весенние явления».
Тематическое планирование
№ п./п. | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| 1 четверть (18 ч). |
| Раздел «Где мы живём?» (4 ч). |
1. | Родная страна. | 1 | 04.09.- 08.09. | |
2. | Город и село. Проект «Родной город». | 1 | | |
3. | Природа и рукотворный мир. | 1 | 11.09.-15.09. | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 1 | | |
Раздел «Природа» (20 ч). |
5. | Неживая и живая природа. | 1 | 18.09.-22.09. | |
6. | Явления природы. Как измеряют температуру? | 1 | | |
7. | Что такое погода? | 1 | 25.09.-29.09. | |
8. | В гости к осени. Экскурсия. | 1 | | |
9. | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | 02.10.-06.10. | |
10. | Звёздное небо. | 1 | | |
11. | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 09.10.-13.10. | |
12. | Про воздух и про воду. | 1 | | |
13. | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека. | 1 | 16.10.-20.10. | |
14. | Какие бывают растения. | 1 | | |
15. | Какие бывают животные? | 1 | 23.10.-27.10. | |
16. | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | | |
2 четверть (14 ч). |
17. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 06.11.-10.11. | |
18. | Дикие и домашние животные. | 1 | | |
19. | Комнатные растения. | 1 | 13.11.-17.11. | |
20. | Животные живого уголка. | 1 | | |
21. | Про кошек и собак. | 1 | 20.11.-24.11. | |
22. | Красная книга. | 1 | | |
23. | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | 27.11.-01.12. | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | | |
Раздел «Жизнь города и села» 10 (ч). |
25. | Что такое экономика? | 1 | 04.12.-08.12. | |
26. | Из чего что сделано? | 1 | | |
27. | Как построить дом. | 1 | 11.12.-15.12. | |
28. | Какой бывает транспорт. | 1 | | |
29. | Культура и образование. | 1 | 18.12.-22.12. | |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | | |
3 четверть (20 ч). |
31. | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 08.01.-12.01. | |
32. | В гости к зиме. | 1 | | |
33. | В гости к зиме. Экскурсия. | 1 | 15.01.-19.01. | |
34. | Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии». | | |
Раздел «Здоровье и безопасность» 9 (ч) |
35. | Строение тела человека. | 1 | 22.01.-26.01. | |
36. | Если хочешь быть здоров! | 1 | | |
37. | Берегись автомобиля! | 1 | 29.01.-02.02. | |
38. | Школа пешехода. | 1 | | |
39. | Домашние опасности. | 1 | 05.02.-09.02. | |
40. | Пожар. | 1 | | |
41. | На воде и в лесу. | 1 | 12.02.-16.02. | |
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 19.02.-23.02. | |
Раздел «Общение» 7 (ч) |
44. | Наша дружная семья. | 1 | | |
45. | Проект «Родословная». | 1 | 26.02.-02.03. | |
46. | В школе. | 1 | | |
47. | Правила вежливости. | 1 | 05.03.-09.03. | |
48. | Ты и твои друзья. | 1 | | |
49. | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 12.03.-16.03. | |
50. | Оценим себя и свои достижения. | 1 | | |
Раздел «Путешествия» 18 (ч) |
51. | Посмотрите вокруг. | 1 | 19.03.-23.03. | |
52. | Ориентирование на местности. | 1 | | |
4 четверть (16 ч) |
53. | Ориентирование на местности. | 1 | 02.04.-06.04. | |
54. | Формы земной поверхности. | 1 | | |
55. | Водные богатства. | 1 | 09.04.-13.04. | |
56. | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | | |
57. | В гости к весне. | 1 | 16.04.-20.04. | |
58. | Россия на карте. | 1 | | |
59. | Проект «Города России». | 1 | 23.04.-27.04. | |
60. | Путешествие по Москве. | 1 | | |
61. | Московский Кремль. | 1 | 30.04.-04.05. | |
62. | Город на Неве. | 1 | | |
63. | Путешествие по планете. | 1 | 07.05.-11.05. | |
64. | Путешествие по материкам. | 1 | | |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | 14.05.-18.05. | |
66. | Впереди лето. | 1 | | |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия». | 1 | 21.05.-25.05. | |
68. | Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | | |
7