СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР в 5 классе по программе Виноградовой

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР в 5 классе по программе Виноградовой»

Адрес программы

Нормативное обеспечение основной образовательной программы основного общего образования:

Рабочая программа разработана с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Алтайского края, Краевого государственного бюджетного учреждения

дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» от 07.04.2017г № 21-02/02/1052, в соответствии с:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция РФ (от 12.12.1993);

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного

общего и среднего общего образования»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V- VI классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.04г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее ФБУП-2004);

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов)

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 года №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года №74,

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. Сравнение старой и новой редакций СанПиН 2.4.2.2821–10. Новая редакция документа — от 24.11.2015.

  • Устав муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина». Программы развития муниципальной бюджетной общеобразовательной организации МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина» ««Школа – ЛИДЕР» - как центр Личностного роста в социокультурном, образовательном пространстве села, охватывающая временной период с 2017 года по 2022 год.


Рабочая программа курса «ОДНКНР» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята методическое пособие Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России».- М.: Вентана-Граф, 2017.

Тип программы: общеобразовательная

Данная программа адресована учащимся 5 класса МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М.Шукшина», Бийского района Алтайского края


Цель изучения курса в 5 классе: подведение школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи:

- формирование умений получать необходимую информацию из разных источников, осмысливать ее; систематизировать и анализировать данные;

- воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, социальной ответственности;

- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;

- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви

к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.



Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках ОДНКНР и учебно-методических пособиях, созданных под руководством Н.Ф. Виноградовой.

Преподавание курса в 5 классе рассчитано на использование учебника: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, учебник « Основы духовно-нравственной культуры народов России». – М.: Вентана-Граф, 2017

Данный учебник входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В Базисном учебном (образовательном) плане курсу «ОДНКНР» отводится 34 часа. 1 час в неделю. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) предполагается в пятом классе.

Предметная область «ОДНКНР» в соответствии с вводимым ФГОС ООО с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные:



- осознание целостности окружающего мира ,расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

  • Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

  • Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Оценивать поступки героев, их поведение с точки зрения нравственных ценностей;

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства

  • Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

  • • Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и фольклора, высказывания известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

смогут научиться:

  • высказывать предположения о последствиях неправильного

  • (безнравственного) поведения человека;

  • оценивать свои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики;

  • намечать способы саморазвития;

  • создавать словесный портрет героя по его изображению.



Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России;

- принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения ,толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста ,национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров ,в том числе религиозного характера; способность работать с информацией ,представленной в разной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Метапредметные результаты ИКТ компетенции

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде

различные информационные объекты;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ;

- создавать презентации на основе цифровых фотографий;

- использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики;

- строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;

- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические

изображения;

- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа, форматирование символов и абзацев, вставка

колонтитулов и номеров страниц);

-вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения.



Содержание курса



п/п

Наименование разделов

Содержание учебного предмета «ОДНКНР»


Количество

часов

Методы и формы работы

1

Раздел 1.

В мире культуры

Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.

В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта ,способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

4

Частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод; объяснительно-иллюстративныйИндивидуальная, парная, фронтальная

2

Раздел 2.

Нравственные ценности российского народа

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.

Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?

Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

15

Объяснительно-иллюстративный и эвристический, проблемный, исследование, ролевая игра

Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, самостоятельная работа

3

Раздел 3.

Религия и культура.


Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения.

Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.

Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислам в развитии мировой культуры. Искусство ,литература и архитектура ислама.

Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.

Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.

11



Частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный;проектная деятельность, критическое мышление, игровой, ролевая игра

Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная,беседа, практикум, самостоятельная работа

4

Раздел 4.

Как сохранить духовные ценности.

Государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.

2

Частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод;объяснительно-иллюстративный;проектная деятельность, мозговой штурм, проблемный, игровой, дискуссия, ролевая игра,

Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, практикум, самостоятельная работа


5

Раздел 5.

Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет.

Твоя культура поведения.

2

Частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный;проектная деятельность, мозговой штурм, проблемный, игровой, дискуссия, ролевая игра,

Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, практикум, самостоятельная работа, работа с текстом.









Тематическое планирование

5 класс (34 ч)


п/п

Наименование разделов и тем

Количество

Часов


Раздел 1. В мире культуры

4

1-2

Величие многонациональной российской культуры

2

3-4

Человек- творец и носитель культуры

2


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

15

5-6

Береги землю родимую, как мать любимую

2

7-9

Жизнь ратными подвигами полна

3

10

В труде – красота человека

1

11

Плод добрых трудов славян

1

12-13

Люди труда

2

14

Бережное отношение к природе

1

15-19

Семья – хранитель духовных ценностей

5


Раздел 3.Религия и культура.

11

20

Роль религии в развитии культуры

1

21-23

Культурное наследие христианской Руси

3

24-26

Культура ислама

3

27-28

Иудаизм и культура

2

29-30

Культурные традиции буддизма

2


Раздел 4.Как сохранить духовные ценности

2

31

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

32

Хранить память предков

1


Раздел 5. Твой духовный мир.

2

33-34

Что составляет твой духовный мир

2


Итого:

34



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

  1. Н.Ф. Виноградова, методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: Вентана-Граф, 2017.

  2. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, учебник « Основы духовно-нравственной культуры народов России». – М.: Вентана-Граф, 2017

  3. рабочая тетрадь Н.Ф. Виноградова « Основы духовно-нравственной культуры народов России», – М.: Вентана-Граф, 2017




Литература для учащихся

  1. Учебник « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. 5 класс – М.: Вентана-Граф, 2018


Технические средства обучения

1. Аудиоколонки .

2. Мультимедийный проектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран проекционный.


Интернет- ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!