Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов пгт. Нагорск Кировской области
Утверждено
Директор МКОУ СОШ с УИОП пгт. Нагорск:
____________ В.И.Леушина
Приказ №____от___ _________2016 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П О К У Р С У
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
5 класс
Учитель высшей квалификационной категории: Р ы ч к о в а Т а т ь я н а А р к а д ь е в н а
Количество часов: 17 (0,5 часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы
комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2013
Учебные пособия:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение |
Данная рабочая программа разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 + приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 уч.год») Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам. |
Данная рабочая программа:
составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012
реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Цель курса:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса:
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Базисном учебном (образовательном) плане:
- предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17 часов, исходя из 1 часа в неделю на 1 полугодие.
Результаты освоения предмета. |
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: |
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности; Принятие норм нравственного поведения; Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества; Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Метапредметные результаты: |
Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные результаты осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно; знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. |
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
| Практическая часть программы |
Темы индивидуальных учебных проектов: | «Традиции моей семьи» «История семейной реликвии» «Мое родословное древо» «Значение религии в жизни человека и общества» «Памятники религиозной культуры в моем городе» «Памятники в моем городе» «Мое отношение к России» «С чего начинается Родина» «Герои России» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» «Профессиональное древо моей семьи» «Профессиональная династия» «Спасти и сохранить» «Христианские святыни Югры» «Христианские святыни России» «Мечеть Нефтеюганска» «Мечети в России» «Иудаизм в России» «Буддийские монастыри» «Религия и искусство» электронный альбом «Библия – Книга Книг» |
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока. | Элементы содержания | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности |
| | | личностные | метапредметные | предметные | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. В мире культуры (2 часа) |
1 | Величие многонациональной российской культуры | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. | сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан | Коммуникативные: разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения. Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую | познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» |
2 | Человек –творец и носитель культуры | В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. | сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан | Регулятивные: научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: овладеют навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами. познакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России | Узнают о вкладе в развитие культуры представителей разных народов России | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 часов) |
3 | «Береги землю родимую, как мать любимую». | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. |
4 | Жизнь ратными подвигами полна. | Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. |
5 | В труде- красота человека. | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | | религиозных культурах. | Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. |
6 | «Плод добрых трудов славен». | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока. |
7 | Люди труда. | В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. | Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований древних славян | Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
8 | Бережное отношение к | Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: овладеют умением работать в группах | Сформируют представление о значимости природы, связях человека и природы. Выработают правила бережного отношения к природе | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. |
| природе. | | нравственного значения действий персонажей художественных произведений | | | Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
9 | Семья- хранитель духовных ценностей. | Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: ориентироваться в учебном пособии, уметь делать выводы, осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о семье как главной ценности каждого человека | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. |
Раздел 3. Религия и культура (5 часов) |
10 | Роль религии в развитии культуры | Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искус-стве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооруже-ния (оживление имеющихся представлений). | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений | Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | Узнают о роли религии в развитие культуры человека и общества. Познакомятся с эталонными образцами искусства | Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки». |
11 | Культурное наследие христианской Руси. | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. | умение рефлексировать изменение своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о христианстве как мировой религии, ее культурных особенностях Узнают об особен-ностях религиозных христианских воз-зрений на человека и его предназначе-ние. Сформируют представление о Библии как ценности мировой культуры | Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
12 | Культура ислама. | Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии | сформируют действие нравственно-этического оценивания через | Регулятивные: составление плана действий на уроке, корректирование своих действий Познавательные: нахождение ответов на вопросы в тексте, переработка информации из одной формы в другую | Сформируют представление о исламе как мировой религии, ее культурных | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». |
| | мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. | уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | особенностях. Узнают об особенностях религиозных исламских воззрений на человека и его предназначение Осознают влияние ислама на развитие мировой культуры | Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
13 | Иудаизм и культура. | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Узнают о законах иудаизма, традициях и запретах в культуре иудаизма, узнают об особенностях религиозных ритуалов и обрядов в иудаизме. Осознают влияние иудаизма на развитие мировой культуры | Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
14 | Культурные традиции | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедую-щие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Сформируют представление о буддизме как мировой религии, ее культурных особенностях сформируют представление о роли духовных | Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| буддизма. | буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. | | | наставников в повседневной жизни буддистов, познакомятся с особенностями буддийских священных сооружений познакомятся с содержанием и смыслом основных буддийских священных текстов Осознают влияние буддизма на развитие мировой культуры | мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа) |
15 | Забота государства о сохране-нии духовных ценностей. | Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | Узнают о роли государства в сохранении и развитии культуры. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. |
16 | Хранить память предков. | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, Уважение к труду, обычаям, вере | умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать | Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о памяти поколений, благотворительности как ценности всех национальных и религиозных культур. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ |
| | безответственный. предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. | | | | текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории. |
Раздел 5. Твой духовный мир. (1 час) |
17 | Твой духовный мир. | Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Составят кодекс поведения в различных ситуациях. Научатся защите учебного проекта | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного |
Учебно-методическое обеспечение |
|
Учебник: Указываются все выходные данные печатного издания (год не позднее 2008) | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2015. |
Список учебно-методической литературы для учителя: | Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014 Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. |
Список учебно-методической литературы для учащихся: | Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!). Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари). Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть кто). |
Ресурсы Интернет: Можно скопировать из файла ЭОР) | http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека http://www.lib.ru – электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http:// www.hrono.ru - Всемирная история в интернете http: // www. istorya. ru- История стран и цивилизаций http:// сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы http:// artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
Материально-техническое обеспечение Условные обозначения: Ш - на школу; П - на параллель; К - на класс; У1 – на каждого ученика; У2 – 1 экземпляр на двух учеников; У5 – 1 экземпляр на 5-6 человек. № п/п | Наименования объектов и средств | Необходимое кол-во | Общешкольное оснащение (комплект оборудования на школу) | -
| Система беспроводной организации сети | Ш | -
| Принтер цветной | Ш | -
| Мобильный компьютерный класс (15+1)** | Ш | -
| Наушники закрытого типа | У1 | -
| Микрофон | К | -
| Графический планшет | У2 | -
| Фотоаппарат цифровой (в комплект входит кофр для хранения и переноски, дополнительный аккумулятор, штатив, дополнительная карта памяти) | П | -
| Видеокамера со штативом, с накамерным светом, микрофонным входом (в комплект входит кофр для хранения и переноски, дополнительный аккумулятор, штатив)** | П | -
| Цифровой диктофон | П | -
| Документ-камера | П | -
| Цифровая лаборатория (цифровой микроскоп, устройство для подключения датчиков к компьютеру, датчики освещенности, расстояния, температуры, программное обеспечение) | П | -
| Музыкальный центр | П | -
| Беспроводной (проводной) микрофон на штативе** | Ш | -
| Усилитель, колонки** | Ш | Оснащение предметного кабинета - универсальное, общеучебное оснащение | -
| Парты двухместные со стульями | У1/У2 | -
| Шкафы для учебных пособий | К | -
| Стол и стул учительский | К | -
| Стенды пробковые или тканевые | К | -
| Персональный компьютер учителя | К | -
| Внешний жесткий диск и флеш-карты | К | -
| Экран настенный рулонный с антибликовым покрытием и мультимедийный проектор | К | -
| Звукоусиливающий комплект (колонки) к компьютеру (настольные) | К | -
| Доска аудиторная (для мела) | К | -
| Набор-минимум для аудиторной доски (мел) | К | Используемые сокращения: *оборудование, которое может быть в общеобразовательном учреждении в цифровом виде; ** оборудование, которое желательно иметь в общеобразовательном учреждении. | ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: У кого сделан интерактивный каталог, разработанный по рекомендованной ранее схеме, можно его приложить!Условные обозначения: Цифровые и электронные образовательные ресурсы: МП – мультимедийные презентации (PowerPoint, Smart, др.); А – аудиоматериалы; ЭУ – электронный учебник; И – ресурсы интернет. Наглядно-демонстрационный: Кр. – карты; Пл. – плакаты; С – схемы; М – модели; УФ – учебные фильмы; Пр. – портреты; Кл. – коллекции. Раздаточный: Пм. – памятки, ОК – обучающие карточки; КК – контролирующие карточки, ДЗ – домашние задания № | Тема урока | ЦОР и ЭОР | Наглядно-демонстрационный | Раздаточный | -
| Величие многонациональной российской культуры | МП, А | УФ | ОК, ДЗ | -
| Человек - творец и носитель культуры | МП, И | УФ | | -
| "Береги землю родимую, как мать любимую" | МП, И | | ОК, ДЗ | -
| Жизнь ратными подвигами полна | МП, А | УФ | | -
| В труде - красота человека | МП | УФ | ДЗ | -
| "Плод добрых трудов славен" | МП, А | УФ | ОК, ДЗ | -
| Люди труда | МП, И | УФ | | -
| Бережное отношение к природе | МП, И | УФ | ОК, ДЗ | -
| Семья - хранитель духовных ценностей | МП, А | УФ | | -
| Роль религии в развитии кульутры | МП | УФ | ОК, ДЗ | -
| Культурное наследие христианской Руси | МП, И | УФ | ОК | -
| Культура ислама | МП | УФ | ОК, ДЗ | -
| Иудаизм и культура | МП | УФ | | -
| Культурные традиции буддизма | МП | УФ | ОК, ДЗ | -
| Забота государства о сохранении духовных ценностей | МП | УФ | | -
| Хранить память предков | МП | УФ | ОК, ДЗ | -
| Что составляет твой духовный мир | МП | УФ | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Педагогические средства | Форма контроля | Домашнее задание |
Раздел 1. В мире культуры (2 часа) | | | | | |
1. | | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | Диалог, беседа, презента-ция | Опрос, доклады | С.7-11 Задание с.17 - Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» |
2. | | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах | Опрос, тест | С.12-17 Задание с.23 - Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 часов) |
3. | | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 | Объяснение, комменти-рованное чтение текста, работа в парах | Устное высказы-вание по теме | С.19-24 Темы проектов с.35 |
4. | | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | Комментирование чтение текста, беседа | Опрос, устное высказывание | С.25-35 Ответить на вопросы с.35 |
5. | | В труде - красота человека | 1 | Работа в парах, чтение и анализ текста | Устное высказы-вание | С.36-40 Задание с.40 - Объяснить значение пословиц |
6. | | «Плод добрых трудов славен» | 1 | Диалог, беседа | Формулировка выводов по теме, опрос | С.41-42 Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде. Темы проектов с.48 |
7. | | Люди труда. | 1 | Комментированное чтение, беседа | Устное высказы-вание | С.43-48 Готовить проекты с.48 |
8. | | Бережное отношение к природе. | 1 | Работа в группах, комментированное чтение | Составление пере-сказа | С.49-55 Ответить на вопрос с.51, сообщение о запо-веднике с.55 |
9. | | Семья-хранитель духовных ценностей. | 1 | Диалог, работа в парах, беседа | Устное рисование, опрос | С.56-82 Задание с.68 - Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека; Задание с.73, 81 |
Раздел 3. Религия и культура (5 часов) |
10. | | Роль религии в развитии культуры. | 1 | Беседа, анализ | Опрос, пересказ | С.84 Задание с.73 - Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности |
11. | | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | Комментированное чтение текста, беседа | Сообщения, опрос | С.85-98 Задание с.98 - Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе |
12. | | Культура ислама. | 1 | Диалог, просмотр видеофильма | Ответы на вопросы | С.99-108 Сообщение-презентация об исламе |
13. | | Иудаизм и культура. | 1 | Игра-экскурсия, работа с картой | Опрос, тест | С.109-119 Сообщение-презентация об иудаизме |
14. | | Культурные традиции буддизма. | 1 | Работа с картой, беседа, анализ | Пересказ, сообще-ние | С.120-128 Сообщение-презентация о буддизме |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа) |
15. | | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | Комментированное чтение, беседа | Ответы на вопросы | С.129-135 Задание с.135 - Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области |
16. | | Хранить память предков | 1 | Диалог, анализ, комменти-рованное чтение | Устное сообщение по теме | С.136-141 Подготовить ответы на вопросы с.141 |
Раздел 5. Твой духовный мир (1 час) |
17. | | Твой духовный мир. | 1 | Работа в группах, диалог | Устное сообщение | С.143-154 |
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Протокол №___ от ___ ___ 2016 г. Зам. директора по УМР_____________
Руководитель МО______________ ____ ______________ 2016 г.