Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Благовар
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №____ от _____._____.2017 г. Руководитель____________ Горн Е.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________Вильдангиров В.К. Приказ №___________ от ______2017 г. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Сунчалина Г.М. «____»_______________ 2017 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
уровень образования: основное общее образование
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» и авторской программы Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова М.: Вентана-Граф, 2012 года и «Концепции организации учебного процесса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в РБ» автор М.А. Бикмеев, Уфа-2016 г.
Учебники: 1. Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Родной Башкортостан: Учебник / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2009.
3. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. /Отв. ред. И. Г. Акманов. – Уфа: Китап, 2009
учителя
Платонова Андрея Вячеславовича
(первая квалификационная категория)
с.Благовар 2017 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказыватьо роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,милосердие и т.д.)
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленной в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов; проводитьаналогимежду героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно- нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять,приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики, намечать способы саморазвития;
- работать с историческими источниками и документами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс.
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности народов РФ и РБ
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Величие многонациональной культуры России.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
.«Основы духовно-нравственной культуры народов России». 6 класс.
Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны.
Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение? Как относился первобытный человек к самому себе? Внутренний мир первобытного человека, его духовность. Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства. Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления. Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей. Андроновская и сарматская культуры на территории нашего края, их сущность и особенности. Ананьевская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир.
Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства.
Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.
Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.
Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям.
Значение крещения Руси для духовного развития населения.
Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.
Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.
Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.
Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.
Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках.
Сказки, предания и мифы о древних башкирах, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках.
Распространение ислама среди башкир.
Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках.
Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.
Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.
Население Южного Урала в условиях Золотоордынского ига. Методы и формы борьбы против гнета.
Развитие самосознания людей, их духовность в завершающем периоде феодальной раздробленности на Руси.
Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.
Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.
Культура населения Южного Урала.
Духовный мир человека периода XIII-XV веков.
Основные исторические предания башкир.
Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XV веков.
Источники и литература о жизни и деятельности людей нашего края
XIII-XV веков.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». 7 класс.
Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития
Московского царства.
Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа. Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг. Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами. Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир. Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов. Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним. Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль. Внутренний мир, духовность человека в XVI веке. Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое, военное и духовное значение.
Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках.
Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу. Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека. Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди». Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа. Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.
Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы. Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения. Почему современники назвали XVII век «бунташным»?
Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.
Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.
Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке.
Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны. Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа. Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне. Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение. Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства. Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев. Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…». Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Культура Башкортостана в XVIII веке. Устное народное творчество, мектебе и медресе. Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». 8 класс.
Раздел 1.Народы России первой четверти XIX века
Внутренняя политика Александра I. Указ о вольных хлебопашцах. Попытки реформ и их значение для населения страны. Либерализм, незавершенность реформ, самодержавная власть и их влияние на активность масс. Человек XIXвека – каким он был? Его внутренний мир и духовные ценности. Социально-экономическое и духовное положение населения Башкирии в начале XIX века. Массовый героизм во время Отечественной войны 1812 года как духовное состояние населения страны и фактор Победы России над Францией. Великие имена Кутузов М.И., Багратион П.И., Барклай Д’Толли, Давыдов Д.И., и др. Их роль в формировании патриотизма в обществе. Вклад населения Башкирии в общую Победу в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение как исторический феномен. Его значение для формирования у населения гордости за историческое прошлое страны. Участие полков из Башкирии в заграничных походах в 1813-1814 гг. Башкиры, русские казаки, представители других национальностей края в заграничных походах России. Их мужество и героизм.
Раздел 2. Россия в 1825-1855 гг.
Внутренняя политика Николая I и ее влияние на духовный мир человека. Обстановка в стране и на Южном Урале. Промышленный переворот и его влияние на общее развитие людей. Население страны в первой половине XIX века. Его численность, состав, территория расселения, религия. Общая характеристика национальной политики правительства страны. Введение кантонной системы в Башкирии, ее значение. Влияние национальной политики Николая I на социально-экономическое и духовное положение народов Южного Урала. Основные положения теории официальной народности. Либеральные и революционные движения в стране и их влияние на население страны. Университеты – центры образования и духовности. Достижения в области культуры. Вклад народов России в мировую культуру. Учебные заведения в Башкирии, просвещение и печать в первую половину XIX века. Литературные течения: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм и их влияние на духовный мир человека. Поэзия, музыка и фольклор в Башкирии в первой половине XIX века. Социально-бытовые условия населения Южного Урала. Башкирская элита, чиновничество в крае и их роль. Раздел 3. Российский народ в ходе и после реформ
Манифест от 19.02.1861 г. «Об освобождении крестьян» как историческая и социальная необходимость. Социальное расслоение народов в Башкирии, развитие хозяйственного комплекса и их влияние на развитие человека. Развитие общественного движения в России и Уфимской губернии. Российская империя после реформ. Причина смены политического курса и его влияние на духовную сферу. Распространение марксизма в России и уфимской губернии и его влияние на самосознание людей. Особенности развития Уфимской губернии во второй половине 19 века. Развитие промышленности в Башкирии и его влияние на состав, и уровень развития населения. Основные показатели первой Всероссийской переписи населения. Башкирия как многонациональный регион России. Национальное движение в регионе. Развитие науки, техники, архитектуры, живописи и географии. Рассвет русской литературы в стране. Просвещение, наука,
литература, живопись и театральное искусство в Башкирии.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». 9 класс.
Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества.
Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей. Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных ситуаций на человека. Общественное движение в Уфимской губернии. Рабочие, сельхозработники и интеллигенция, их позиции и социальная активность. Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и моральное состояние людей. Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий. Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир человека. Гражданская война на территории Башкирии и ее особенности.
Раздел 2. Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.
Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания, энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений. Индустриализация в условиях Башкирии и ее влияние на духовный мир людей. Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей. Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского хозяйства в Башкирии. Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость. Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей. Культурная революция в условиях Башкирии и ее особенности.
Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Человек в годы Великой Отечественной войны. Каким он был? Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как фактор победы над фашизмом и милитаризмом. Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне. Политический плакат Таидзе «Родина Мать зовет», его значение и духовная сила. Вклад Башкирской АССР в общую победу как основание гордости за историческое прошлое республики. Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне. Александр Матросов и его бессмертный подвиг. Героические боевые действия на фронтах дивизий и полков, созданных в республике. Боевой путь 16-й (112-й) гвардейской башкирской кавалерийской дивизии и 1292-го истребительного противотанкового артиллерийского полка имени Салавата Юлаева. Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 4. Население страны в послевоенные годы.
Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость. Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа. Человек послевоенного времени, его внутренний мир.
Раздел 5. Россия на рубеже веков.
Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея. Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека. Интернет и другие современные средства массовой информации, их роль в области влияния на духовный мир человека. Сохранение историко-культурного наследия как условие развития общества и человека. Патриотизм как важнейшее качество российского человека. Человек XXI века – какой он? Его духовный мир. Башкортостан – моя малая родина. Россия как государство, Евразийское пространство и локальная цивилизация. Роль и место России в мире, ее духовный вклад в развитие человечества. Роль и место Башкортостана в Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
| 5 класс | |
1 | В мире культуры. | 5 |
2 | Нравственные ценности народов РФ и РБ. | 7 |
3 | Величие многонациональной культуры России. | 7 |
4 | Как сохранить духовные ценности в обществе. | 8 |
5 | Твой духовный мир. | 6 |
6 | Итоговый урок | 1 |
| Итого | 35 |
| 6 класс | |
1 | Духовный мир жителей нашей страны в древности. | 9 |
2 | Люди нашей страны в IX- XII вв., в эпоху раннего феодального государства | 12 |
3 | Люди нашей страны и региона в XIII-XV вв. | 14 |
| Итого | 35 |
| 7 класс | |
1 | Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства | 12 |
2 | Культура России в XVII-XVIII веках | 13 |
3 | Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке | 10 |
| Итого | 35 |
| 8 класс | |
1 | Народы России первой четверти XIX века | 12 |
2 | Россия в 1825-1855 гг. | 11 |
3 | Российский народ в ходе и после реформ | 12 |
| Итого | 35 |
| 9 класс | |
1 | На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. | 7 |
2 | Духовный мир людей – строителей социализма в СССР. | 6 |
3 | Советский народ в годы Великой Отечественной войны. | 8 |
4 | Население страны в послевоенные годы. | 3 |
5 | Россия на рубеже веков. | 11 |
| Итого | 34 |