Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник).
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Цель и задачи данного курса в 9 классе:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, беседы, дискуссии
Формы контроля: устный, письменный опрос, проверочные письменные работы, контрольноетестирование (2).
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Планируемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей программы способствует:
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
• социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Учащиеся должны уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Политика (14 часов) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (20 часов) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тематическое планирование курса
№урока | Тема, №параграфа учебника | Количество часов, отведенное на изучение темы | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание* |
Глава I. Политика (14 часов) |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Политика и власть, §1 | 1 | | | |
3 | Власть и СМИ, §1 | 1 | | | |
4 | Государство, §2 | 1 | | | |
5-6 | Политические режимы, §3 | 2 | | | |
7 | Правовое государство, §4 | 1 | | | |
8 | Принципы правового государства, §4 | 1 | | | |
9 | Гражданское общество и государство, §5 | 1 | | | |
10 | Местное самоуправление, §5 | 1 | | | |
11 | Участие граждан в политической жизни, §6 | 1 | | | |
12 | Политические партии и движения, §7 | 1 | | | |
13 | Обобщение «Политика» | 1 | | | |
14 | Контрольная работа | 1 | | | |
Глава II. Право (20 часов) |
15 | Право, его роль в жизни общества и государства, §8 | 1 | | | |
16 | Правоотношения и субъекты права,§9 | 1 | | | |
17-18 | Правонарушения и юридическая ответственность, §10 | 2 | | | |
19 | Правоохранительные органы, §11 | 1 | | | |
20 | Конституция РФ, §12 | 1 | | | |
21 | Основы конституционного строя РФ, §13 | 1 | | | |
22-23 | Права и свободы человека и гражданина, §14-15 | 2 | | | |
24 | Гражданские правоотношения, §16 | 1 | | | |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения, §17 | 1 | | | |
26 | Семейные правоотношения, §18 | 1 | | | |
27-28 | Административные правоотношения, §19 | 2 | | | |
29 | Уголовно-правовые правоотношения, §20 | 1 | | | |
30 | Социальные права, §21 | 1 | | | |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов, §22 | 1 | | | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования, §23 | 1 | | | |
33 | Обобщение «Право» | 1 | | | |
34 | Контрольная работа | 1 | | | |
Особенности рабочей программы
В 9 «В» классе обучается 5 учеников с ОВЗ.
Программа по обществознанию составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ.
Для данной категории обучающихся характерны:
-незрелость эмоционально-волевой сферы
-сниженный уровень познавательной деятельности;
-недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
-отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
-совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
-отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-трудности при составлении письменных ответов.
У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными целями.
Программа по обществознанию для учащихся с ОВЗ предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
* помечены темы, изучаемые не в полном объеме обучающимися с ОВЗ.