Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей истории и обществознания | приказом № 89-1 МБОУ Лесоперевалочная СОШ – №2 |
Протокол № 6 от «30 » августа 2021 г. | «01» сентября 2021г. |
Рабочая программа по обществознанию
на 2021-2022 учебный год
9 класс
Составитель: Псарева Т.Н.,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория.
с.Бельтирское, 2021 г.
Настоящая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего, начального общего и среднего образования (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования»,
Приказом МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №2
Предметные результаты
1. использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
2. характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
3. описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
4. характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
5. характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
6. исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
7. распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
8. характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
9. различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
10. применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
11. характеризовать глобальные проблемы современности;
12. распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
13. объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
14. характеризовать функции денег в экономике;
15. получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
16. формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
17. распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
18. характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
19. применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
20. формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
21. описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
22. объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
23. использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
24. правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
25. находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; 26. извлекать социальную информацию из доступных источников;
Личностные результаты
Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать
опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и
отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к
людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
Раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
Формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного
гражданина страны;
Использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и
достойного гражданина;
На основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
Критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
Содержание тем учебного курса в 9 классе.
Обществознание (34 часа).
Введение – 1 час
Глава I. Политика ‑ 10 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право ‑ 22 часа.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение 1 час
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата по плану | Дата фактическая |
1,2 | Политика и власть | 2 | Характеризовать власть и политику как социальные явления. | | |
3 | Государство | 1 | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. | | |
4 | Политические режимы | 1 | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. | | |
5 | Правовое государство | 1 | Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей. | | |
6,7 | Гражданское и общество и государство Местное самоуправление на примере Аскизкого района | 2 | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправлении. | | |
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности. | | |
9 | Повторение «Политика» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности. | | |
10 | Политические партии и движения | 1 | Называть признаки политической партии и показывать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. | | |
11,12 | Право, его роль в жизни общества и государства | 2 | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. | | |
13 | Правоотношения и субъекты. | 1 | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и « юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений. | | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. | | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. | | |
16 | Повторение «Право» | 1 | | | |
17,18 | Конституция РФ. Р.К.Конституция РХ | 2 | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. | | |
19 | Повторение «Конституция» | 1 | Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. | | |
20,21 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы различных групп прав) | | |
22,23 | Гражданские правоотношения | 2 | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. | | |
24 | Право на труд Занятость в Хакасии | 1 | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. | | |
25 | Трудовые правоотношения | 1 | Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения совершеннолетних в трудовых отношениях. | | |
26 | Повторение «Гражданские, трудовые правоотношения» | 1 | | | |
27 | Семейные отношения | 1 | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа. | | |
28 | Административные правоотношения | 1 | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний | | |
29 | Уголовно-правовые отношения | 1 | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. | | |
30 | Социальные права | 1 | Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах рассмотреть основные направления социальной политики нашего государства. | | |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать метода и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление». | | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. | | |
33 | Итоговое повторение | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | | |
34 | Резерв. | | | | |