ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Обществознанию» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы по обществознанию для 6 класса Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2019г. Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень, в соответствии с ФГОС ООО.
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VI. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
КУЛЬТУРА
VII. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
| Тема 1. Загадка человека - 13 часов. | | |
1 | Принадлежность двум мирам https://www.youtube.com/watch?v=c9uG5P1Ps1w&feature=emb_logo | 1 час | 01.09 | |
2 | Принадлежность двум мирам https://www.youtube.com/watch?v=c9uG5P1Ps1w&feature=emb_logo | 1 час | 08.09 | |
3 | Человек - личность https://www.youtube.com/watch?v=bDFIAi3u6O0&feature=emb_logo | 1 час | 15.09 | |
4 | Человек - личность https://www.youtube.com/watch?v=bDFIAi3u6O0&feature=emb_logo | 1 час | 22.09 | |
5 | Отрочество – особая пора жизни. https://www.youtube.com/watch?v=mpJDxztsKZU&feature=emb_logo | 1 час | 29.09 | |
6 | Отрочество – особая пора жизни. https://www.youtube.com/watch?v=mpJDxztsKZU&feature=emb_logo | 1 час | 06.10 | |
7 | Потребности и способности человека https://www.youtube.com/watch?v=fAXYPNeaLuc&feature=emb_logo | 1 час | 13.10 | |
8 | Потребности и способности человека https://www.youtube.com/watch?v=fAXYPNeaLuc&feature=emb_logo | 1 час | 20.10 | |
9 | Когда возможности ограничены https://www.youtube.com/watch?v=U4GDlQyOdu8&feature=emb_logo | 1 час | 27.10 | |
10 | Когда возможности ограничены https://www.youtube.com/watch?v=U4GDlQyOdu8&feature=emb_logo | 1 час | 17.11 | |
11 | Мир увлечений https://www.youtube.com/watch?v=3v0oyPksKYU&feature=emb_logo | 1 час | 24.11 | |
12 | Мир увлечений https://www.youtube.com/watch?v=3v0oyPksKYU&feature=emb_logo | 1 час | 01.12 | |
13 | Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью. https://infourok.ru/praktikum-chelovek-lichnost-6-klass-4550579.html | 1 час | 08.12 | |
| Тема 2. Человек и его деятельность - 9 часов. | | |
14 | Деятельность человека https://www.youtube.com/watch?v=Z4LvX7T2cEM&feature=emb_logo | 1 час | 15.12. | |
15 | Деятельность человека https://www.youtube.com/watch?v=Z4LvX7T2cEM&feature=emb_logo | 1 час | 22.12 | |
16 | Труд – основа жизни https://www.youtube.com/watch?v=WdaWBSOjfgA&feature=emb_logo | 1 час | 29.12 | |
17 | Труд – основа жизни https://www.youtube.com/watch?v=WdaWBSOjfgA&feature=emb_logo | 1 час | 12.01 | |
18 | Учение – деятельность школьника https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=UN66qq9lrO8&feature=emb_logo | 1 час | 19.01 | |
19 | Учение – деятельность школьника https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=UN66qq9lrO8&feature=emb_logo | 1 час | 26.01 | |
20 | Познание человеком мира и себя https://www.youtube.com/watch?v=ioP48SOWMDM&feature=emb_logo | 1 час | 02.02 | |
21 | Познание человеком мира и себя https://www.youtube.com/watch?v=ioP48SOWMDM&feature=emb_logo | 1 час | 09.02 | |
22 | Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-obshestvoznaniyu-na-temu-uchimsya-uznavat-i-ocenivat-sebya-6-klass-4483418.html | 1 час | 16.02 | |
| Тема 3. Человек среди людей - 11 часов. | | |
23 | Отношения с окружающими https://www.youtube.com/watch?v=lFcgV8gcUSo&feature=emb_logo | 1 час | 02.03 | |
24 | Отношения с окружающими https://www.youtube.com/watch?v=lFcgV8gcUSo&feature=emb_logo | 1 час | 09.03 | |
25 | Общение https://www.youtube.com/watch?v=dMf3BcPxFEo&feature=emb_logo | 1 час | 16.03 | |
26 | Общение https://www.youtube.com/watch?v=dMf3BcPxFEo&feature=emb_logo | 1 час | 30.03 | |
27 | Человек в группе https://www.youtube.com/watch?v=RkXALtyxowk&feature=emb_logo | 1 час | 06.04 | |
28 | Отношения со сверстниками https://www.youtube.com/watch?v=HU8Jllyr7mQ&feature=emb_logo | 1 час | 13.04 | |
29 | Конфликты в межличностных отношениях https://www.youtube.com/watch?v=Mjwiw7PPTC0&feature=emb_logo | 1 час | 20.04 | |
30 | Конфликты в межличностных отношениях https://www.youtube.com/watch?v=Mjwiw7PPTC0&feature=emb_logo | 1 час | 27.04 | |
31 | Семья и семейные отношения. https://www.youtube.com/watch?v=MnP8oDDju6c&feature=emb_logo | 1 час | 04.05 | |
32 | Контрольная работа по теме “Человек среди людей” https://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-chelovek-sredi-lyudey-kl-3897767.html | 1 час | 11.05 | |
33 | Практикум «Человек среди людей». https://infourok.ru/urokpraktikum-v-klasse-po-teme-chelovek-sredi-lyudey-po-predmetu-obschestvoznanie-3792965.html | 1 час | 18.05 | |
| Итоговое повторение - 1 час | | |
34 | Итоговое повторение «Человек в социальном измерении». https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-obschestvoznanie-dlya-uchaschihsya-klassov-po-teme-urok-obobschayuschego-povtoreniya-po-glave-chelovek-v-s-3204847.html | 1 час | 25.05 | |
| ИТОГО: 34 часов | | | |