Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей истории, биологии, химии Руководитель МО _______Нагуманова.О.Л/ Протокол № - от «_____ » августа 2018г. | «Согласовано» на педагогическом совете Протокол № - от«____» августа 2018г | «Утверждено» Директор МБОУ «Санномыская СОШ» _______/Рекунова.Н.В./ Приказ № от «____» августа 2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию
8 класс
(базовый уровень)
Учитель истории и обществознания, 1 категории
Нагуманова Оксана Леонидовна
Санномыск 2018 г
Рабочая программа по предмету «Обществознание» составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1577 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Закона РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 01.09.2013 г.;
3. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
4. Образовательной программой МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа».
5. С учётом учебного плана МБОУ «Санномыская СОШ».
6. Национально – региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
7.Примерной программы по учебному предмету Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую
оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю
Содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, авторских учебных программ
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема. Сферы духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (13ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет Российской Федерации. Бюджет государства и семьи. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные программы
Потребление. Семейное потребление. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Повторение (2ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | план | факт |
| Глава I. Личность и общество-5 ч | | | |
1 | Что делает человека человеком? | 1ч | | |
2 | Человек, общество, природа. | 1ч | | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1ч | | |
4 | Развитие общества. | 1ч | | |
5 | Как стать личностью. | 1ч | | |
6 | Контрольное тестирование по теме: «Личность и общество». | 1ч | | |
| Глава II. Сфера духовной культуры-8 ч | | | |
7 | Сфера духовной жизни. | 1ч | | |
8 | Мораль. | 1ч | | |
9 | Долг и совесть. | 1ч | | |
10 | Моральный выбор – это ответственность. | 1ч | | |
11 | Образование. | 1ч | | |
12 | Наука в современном обществе. | 1ч | | |
13 | Религия как одна из форм культуры. | 1ч | | |
14 | Контрольное тестирование по теме: «Сфера духовной жизни» | 1ч | | |
| Глава III. Социальная сфера 5 ч. | 1ч | | |
15 | Социальная структура общества. | | | |
16 | Социальные статусы и роли. | 1ч | | |
17 | Нации и межнациональные отношения. | 1ч | | |
18 | Отклоняющееся поведение. | 1ч | | |
19 | Контрольное тестирование по теме: «Социальная сфера» | 1ч | | |
| Глава IV. Экономика 14 ч. | 1ч | | |
20 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1ч | | |
21 | Главные вопросы экономики. | 1ч | | |
22 | Собственность. | 1ч | | |
23 | Рыночная экономика. | 1ч | | |
24 | Производство – основа экономика. | 1ч | | |
25 | Предпринимательская деятельность. | 1ч | | |
26 | Роль государства в экономике. | 1ч | | |
27 | Распределение доходов. | 1ч | | |
28 | Потребление. | 1ч | | |
29 | Инфляция и семейная экономика | 1ч | | |
30 | Безработица, её причина и последствия. | 1ч | | |
31-32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 2ч | | |
33 | Контрольное тестирование по теме: «Экономика» | 1ч | | |
34 | Итоговое тестирование по курсу: «Обществознание» | 1ч | | |
35 | Урок-резерв | 1ч | | |