I. Пояснительная записка
Источники составления программы:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «Обществознание»; Примерной программы основного общего образования; Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (36 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
Письма Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» (внесенные изменения выделены курсивом).
Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Цели и задачи учебного предмета:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи изучения обществознания в современной школе:
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
УМК
Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2003
«Обществознание. Подготовка к ОГЭ» Тетрадь для выполнения заданий. 8 класс., Легион, Ростов – на – Дону.2013 год.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
В I четверти – 8 часов, во II четверти – 8 часов, в III четверти – 9 часов, в IV четверти – 9 часов .
II. Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
III. Содержание программы учебного предмета
8 класс (34 часов)
Введение. (1час) .
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение (3 часа) .
IV. Тематическое поурочное планирование.
№ | Название раздела (кол-во часов) | Номер урока. | Основные виды учебной деятельности. | Тема урока. | Дата |
План | Факт |
1. | | 1. | Анализируют текст учебника, делают выводы. | Введение. | | |
2. | Глава I. Личность и общество. 4 часа. | 2. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Быть личностью. | | |
3. | | 3. | Подготовка творческих заданий по теме. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | | |
4. | | 4. | Составление таблицы. | Развитие общества. | | |
5. | | 5. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество» | | |
6. | Глава II. Сфера духовной культуры. | 6. | Комментированное чтение. Работа с понятиями. | Сфера духовной жизни. | | |
7. | | 7. | Работа в группах. | Мораль | | |
8. | | 8. | Составление конспекта на основе текста учебника. Работа с иллюстрациями из учебника. | Долг и совесть. | | |
9. | | 9. | Творческое задание. | Моральный выбор – это ответственность. | | |
10. | | 10. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Образование. | | |
11. | | 11. | Сообщения по теме. Подбор и воспроизведение фактов интересных фактов. | Наука в современном обществе. | | |
12. | | 12. | Презентации, сообщения, доклады по теме. | Религия как одна из форм культуры. | | |
13. | | 13. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры» | | |
14. | Глава III. Экономика. | 14. | Составление простого плана текста. | Экономика и ее роль в жизни общества. | | |
15. | | 15. | Работа в группах . | Главные вопросы экономики. | | |
16. | | 16. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки | Собственность. | | |
17. | | 17. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Рыночная экономика. | | |
18. | | 18. | Составление конспекта на основе текста учебника. | Производство – основа экономики. | | |
19. | | 19. | Презентации, сообщения, доклады по теме. | Предпринимательская деятельность. | | |
20. | | 20. | Поиск информации на основе просмотра фильма. Нахождение ответа на проблемный вопрос | Роль государства в экономике. | | |
21. | | 21. | Следят за устным изложением учителя, составляют логические цепочки. | Распределение доходов. | | |
22. | | 22. | Подготовка творческих заданий. Работа в группах | Потребление. | | |
23. | | 23. | Комментированное чтение. Работа с понятиями. | Инфляция и семейная экономика. | | |
24. | | 24. | Работа в группах | Безработица. Ее причины и последствия. | | |
25. | | 25. | Составление таблицы. | Мировое хозяйство и международная торговля. | | |
26. | | 26. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика в жизни общества» | | |
27. | Глава IV. Социальная сфера. | 27. | Следят за устным рассказом, отвечают на проблемный вопрос. Работа с документом. | Социальная структура общества. | | |
28. | | 28. | Творческое задание. | Социальные статусы и роли. | | |
29. | | 29. | Составление конспекта на основе текста учебника. Работа с иллюстрациями из учебника. | Нации и межнациональные отношения. | | |
30. | | 30. | Работа в группах. | Отклоняющееся поведение. | | |
31. | | 31. | Воспроизведение и обобщение в форме деловой игры. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | | |
32. | Итоговое повторение. | 32. | Обобщение материала в форме деловой игры. | Личность и общество. Духовная культура общества. | | |
33. | | 33. | Обобщение материала в форме деловой игры. | Государство и экономика. | | |
34. | | 34. | Контрольная работа. | Итоговая контрольная работа. | | |
Учебно-методический комплект.
Обществознание. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Книгопечатные пособия для учителя и учащихся
Обществознание. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
2. Печатные наглядные пособия
- Конституция Российской Федерации
- Печатные демонстрационные пособия (портреты, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д.)
3. ТСО и оборудование кабинета
- Оборудование кабинета: парты, стулья, компьютерный стол, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт, штатив для карт и таблиц, укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, дисков), шкаф для хранения карт, ящики для хранения таблиц
- магнитофон, DVD – плейер, телевизор, компьютер, мультимедиапроектор, принтер, экран, интерактивная доска, медиатека CD и презентации в Power Point
4. Мультимедийные средства
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (север органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf - Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» а России.
http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm – Образовательные ресурсы Интернета – обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social – Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru – актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru – Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru – Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug/ru/ug_pril/gv_index.ru – Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru – 50 лекций о микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru – Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru – Основы экономики. Вводный курс.
http://www.cebe.sib.ru – Центр экономического и бизнес - образования: помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ - Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvos.ru – Бизнес-словарь.
http://www.hpo.org – Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru – Президент России – гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru – Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaretion2001.htm – Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm – Духовная жизнь общества.
http://www.countries.ru/library.htm – Библиотека по культурологи.
http://www.russiancoulture.ru/ - Культура России.
http://www.ecolif.ru/index.shtml – Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru – Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи».
http://www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.
5. Список литературы.
Литература для учащихся
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.
Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.