СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 7 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол метод.объединения

_______от________

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

________ /Н.С. Константинова/

«_____» сентября2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО__ Музыке__

ДЛЯ ____7____КЛАССА

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 







Программу разработал

учитель музыки

Николаева О.В.






2022 год



Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д. Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т. И. Науменко (М.: Дрофа, 2019).


-

Главная цель музыкального воспитания:


Формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.


Основные задачи музыкального воспитания:


  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;


  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; рабочая программа по музыке 7й класс.doc


  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;


  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Программа по музыке с первого по восьмой класс в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.

Программа включает в себя сведения об истории музыки, теоретические сведения, музыкальную грамоту, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальных произведений. Здесь нет и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов. В этом – важнейшее, коренное отличие музыкальных занятий в общеобразовательной школе и в школе музыкальной. В системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживать себя в сознании учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Все формы музыкальных занятий со школьниками направлены на их духовное развитие. Почти любой, даже самый лаконичный разговор о музыке будет помогать их познанию мира, формированию их мировоззрения, воспитанию их нравственности. В ещё большей мере это относится к самой музыке: ни одно произведение, даже самое лаконичное по форме и скромное по содержанию, не может (и не должно) проходить мимо учащихся, не затрагивая их сознания и сердца. С каждым годом занятий всё яснее и яснее становится, что взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще.

Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

На изучение музыки во всех классах отводится 35 часов в год (1 раз в неделю):

1 четверть – 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 9 часов



В результате изучения музыкального искусства ученик должен:

Знать и понимать:

- роль музыки в жизни людей и в своей собственной жизни;

- смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

- значение музыкального творчества как способа выражения внутреннего мира человека;

- имена выдающихся русских и зарубежных композиторов (приводить примеры их произведений);

- крупнейшие оперные театры, концертные залы, имена наиболее известных исполнителей;

- основные выразительные средства музыки, её основные жанры.

Уметь (владеть способами деятельности):

- различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);

- определять по прослушанному музыкальному произведению его жанр и форму;

- владеть основными вокально-хоровыми навыками, приёмами музыкально-ритмического движения;

- напеть запомнившиеся мелодии произведений русских и зарубежных композиторов.

Применять полученные знания и умения:

- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуациях выбора;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах её воплощения;

- исполнять индивидуально или в хоре разнохарактерные песни (народные, современного автора, классического репертуара);

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, движении, жесте, рисунке, поэтическом слове и передавать свои впечатления в устной, письменной форме;

- участвовать в художественных событиях класса, школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт и т.д.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Перечень основных  знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.



Учащиеся должны уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).






Календарно – тематическое планирование.

Тема года: «Содержание и форма в музыке».

7 класс

I четверть.

п/п.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД.

Тип урока.

Средства обучения.

Информационные ресурсы, оборудование.

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

1.

О единстве содержания и формы в художественном произведении.

1ч.

04.09

7а,7в

01.09.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Проявление творческой инициативы.

Умение определить характерные черты музыкального образа.

Урок-знакомство.

Пение: Ю. Шевчук «Что такое осень».


Содержание в музыке.







2.

Музыку трудно объяснить словами.

1ч.

11.09

7а,7в

08.09

Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.



Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия.

Традиционный урок.

Слушаем: И. Брамс «Симфония №3» 3 часть,

М. Таривердиев «Маленький принц»,

Л. Бетховен «Соната №14» 1 часть.

Поём: Я. Дубравин «Когда играет музыкант»,

Ю. Мигуля «Быть человеком»,

Л. Бетховен «Дружба».


3.

4.

В чем состоит

сущность, музыкального содержания.

2ч.

18.09

25.09

7а, 7в

15.09 8б

22.09 7б

Каким бывает музыкальное содержание.

-



-

-


5.

Музыка, которую можно объяснить словами.

1ч.

02.10

7а, 7в

29.09 7б

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений.

Комбинированный урок.

Слушаем: А. Вивальди «Зима» 1 часть,

О. Мессиан «Пробуждение птиц»,

П. Чайковский «На тройке», Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1 часть, А. Скрябин «Этюд ре-диез минор».

Пение: Е. Подгайц «Осенний вокализ»,

В. Ребиков «Осенняя песня», А. Варламов «Горные вершины».




6.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1ч.

09.10

7а, 7в

06.10. 7б

7.

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

1ч.

16.10

7а, 7в

13.10 7б

8.

Когда музыка не нуждается в словах.

1ч.

23.10

7а,7в

20.10 7б

9.

Обобщающий урок

1ч.

30.10.

7а, 7в

27.10 7б






























II четверть

п/п.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД.

Тип урока.

Средства обучения.

Информационные ресурсы, оборудование.

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

Музыкальный образ.

-



-

-


1.

Лирические образы в музыке.

1ч.

13.11

7а,7в

10.11. 7б

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

Умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке.

Традиционный урок.

Слушаем: М. Мусоргский «Старый замок»,

Р. Шуман «Порыв», М. Глинка «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя», «Хор поляков» из «Сцены в лесу», А. Бородин опера «Князь Игорь», В.А. Моцарт «Симфония №41» 4 часть. Поём: Ю. Милютин «Лирическая песенка», Г. Струве «Матерям погибших героев», «Вечное детство».


2.

Драматические образы в музыке.

1ч.

20.11

7а,7в

17.11. 7б

3.

Эпические образы в музыке.

1ч.

27.11

7а,7в

24.11 7б

О чём рассказывает музыкальный жанр.

-



-

-


4.

«Память жанра».

1ч.

04.12

7а,7в

01.12 7б

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений.

Комбинированный урок.

Слушаем: Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», «Вальс си минор»; «Во поле берёза стояла» р.н.п.; П. Чайковский «Симфония №4» 4 часть, «Марш» из балета «Щелкунчик», «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»; Ж. Бизе «Марш тореадора» из оперы «Кармен».


5.

6.

7.

Такие разные песни, танцы, марши.

3ч.

11.12

18.12

25.12

7а,7в

08.12

15.12

22.12



III четверть

п/п.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД.

Тип урока.

Средства обучения.

Информационные ресурсы, оборудование.

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

Форма в музыке.




-

-


1.

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

1ч.

15.01

7а,7в

12.01 7б

Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма).

Комбинированный урок.

Слушаем: Р. Вагнер «Антракт» из оперы «Лоэнгрин», В.А. Моцарт «Реквием» «Лакримоза», «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро», Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик».

Поём: Е. Крылатов «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепин «Есть только миг»,

Э. Колмановский «Московская серенада»,

А. Рыбников «Вам и не снилось».


2.

3.

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

2ч.

22.01

29.01

7а,7в

19.01 7б

Виды музыкальных форм.




-

-


4.

Почему музыкальные формы бывают большими.

1ч.



05.02

7а,7в

26.01 7б

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

Традиционный урок.

Слушаем: Л. Бетховен «Симфония №5»

1 часть, М. Равель «Игра воды», Ф. Шопен

«Прелюдия ля мажор», М. Глинка «Венецианская ночь», «Я здесь, Инезилья…»,

А. Бородин «Спящая княжна», С. Прокофьев «Джульетта-девочка», Д. Шостакович «Симфония №7» 1 часть.

Поём: Л. Дубравин «Снежинка»,

М. Глинка «Венецианская ночь»,

А. Гречанинов «Призыв весны»,

А. Бородин «Спящая княжна»,

В. Синявский «Благодарим, солдаты, вас!».


5.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

1ч.



12.02

7а,7в

02.02 7б

6.

О роли повторов в музыкальной форме.

1ч.



19.02

7а,7в

09.02 7б

7.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

1ч.



26.02

7а,7в

16.02 7б

8.


«Ночная серенада» Пушкина–Глинки: трехчастная форма.

1ч.



05.03

7а,7в

02.03 7б

9. 10.

Многомерность образа в форме рондо.

2ч.



12.03

19.03

7а,7в

09.03

16.03 7б

11.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

1ч.

26.03

7а,7в

23.03 7б




















IV четверть

п/п.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД.

Тип урока.

Средства обучения.

Информационные ресурсы, оборудование.

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

Музыкальная драматургия.

-



-

-


1.

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

1ч.

09.04

7а,7в

06.04 7б

Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии.

Комбинированный и традиционный урок.

Слушаем: М. Мусоргский «Старый замок»,

Р. Шуман «Порыв», М. Глинка «Мазурка», «Сцена в лесу» из оперы «Жизнь за царя»,

А. Бородин «Князь Игорь» (хор «Славься», интродукция, хор бояр «Мужайся, княгиня», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря, ария хана Кончака, «Плач Ярославны»).

Поём: А. Пахмутова «Просьба», А. Бородин «Славься», «Улетай на крыльях ветра»,

С. Соснин «Родина», Б. Алексеенко «Подарок Родины», Г. Комраков «Вечный огонь»,

В.А. Моцарт «Светлый день».


2.

Музыкальный порыв.

1ч.

16.04

7а,7в

13.04 7б

3.

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1ч.

23.04

7а,7в

20.04 7б

4.

5.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

2ч.



30.04

07.05

7а,7в

27.04

04.05 7б


6.

7.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1ч.

14.05

11.05 7б

7а,7в


8.

Формула красоты.

1ч.

21.05.

7а,7в

18.05 7б

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

Урок-обобщение.

Музыка по выбору учащихся.


9.

Обобщающий урок

28.05

7а,7в

25.05 7б










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!