Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) |
СОГЛАСОВАНО Протокол метод.объединения №_______от________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ________ /Н.С. Константинова/ «_____» сентября2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО__ Музыке__ ДЛЯ ____7____КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Программу разработал учитель музыки Николаева О.В. 2022 год |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д. Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т. И. Науменко (М.: Дрофа, 2019).
-
Главная цель музыкального воспитания:
Формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.
Основные задачи музыкального воспитания:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; рабочая программа по музыке 7й класс.doc
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
Программа по музыке с первого по восьмой класс в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.
Программа включает в себя сведения об истории музыки, теоретические сведения, музыкальную грамоту, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальных произведений. Здесь нет и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов. В этом – важнейшее, коренное отличие музыкальных занятий в общеобразовательной школе и в школе музыкальной. В системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживать себя в сознании учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Все формы музыкальных занятий со школьниками направлены на их духовное развитие. Почти любой, даже самый лаконичный разговор о музыке будет помогать их познанию мира, формированию их мировоззрения, воспитанию их нравственности. В ещё большей мере это относится к самой музыке: ни одно произведение, даже самое лаконичное по форме и скромное по содержанию, не может (и не должно) проходить мимо учащихся, не затрагивая их сознания и сердца. С каждым годом занятий всё яснее и яснее становится, что взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще.
Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.
На изучение музыки во всех классах отводится 35 часов в год (1 раз в неделю):
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 9 часов
В результате изучения музыкального искусства ученик должен:
Знать и понимать:
- роль музыки в жизни людей и в своей собственной жизни;
- смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
- значение музыкального творчества как способа выражения внутреннего мира человека;
- имена выдающихся русских и зарубежных композиторов (приводить примеры их произведений);
- крупнейшие оперные театры, концертные залы, имена наиболее известных исполнителей;
- основные выразительные средства музыки, её основные жанры.
Уметь (владеть способами деятельности):
- различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);
- определять по прослушанному музыкальному произведению его жанр и форму;
- владеть основными вокально-хоровыми навыками, приёмами музыкально-ритмического движения;
- напеть запомнившиеся мелодии произведений русских и зарубежных композиторов.
Применять полученные знания и умения:
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуациях выбора;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах её воплощения;
- исполнять индивидуально или в хоре разнохарактерные песни (народные, современного автора, классического репертуара);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, движении, жесте, рисунке, поэтическом слове и передавать свои впечатления в устной, письменной форме;
- участвовать в художественных событиях класса, школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт и т.д.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Перечень основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Календарно – тематическое планирование.
Тема года: «Содержание и форма в музыке».
7 класс
I четверть.
№ п/п. | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД. | Тип урока. Средства обучения. | Информационные ресурсы, оборудование. |
Личностные. | Метапредметные. | Предметные. |
1. | О единстве содержания и формы в художественном произведении. | 1ч. | 04.09 7а,7в 01.09. 7б | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Проявление творческой инициативы. | Умение определить характерные черты музыкального образа. | Урок-знакомство. Пение: Ю. Шевчук «Что такое осень». | |
Содержание в музыке. | | | | | | |
2. | Музыку трудно объяснить словами. | 1ч. | 11.09 7а,7в 08.09 7б | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия. | Традиционный урок. Слушаем: И. Брамс «Симфония №3» 3 часть, М. Таривердиев «Маленький принц», Л. Бетховен «Соната №14» 1 часть. Поём: Я. Дубравин «Когда играет музыкант», Ю. Мигуля «Быть человеком», Л. Бетховен «Дружба». | |
3. 4. | В чем состоит сущность, музыкального содержания. | 2ч. | 18.09 25.09 7а, 7в 15.09 8б 22.09 7б |
Каким бывает музыкальное содержание. | - | | | - | - | |
5. | Музыка, которую можно объяснить словами. | 1ч. | 02.10 7а, 7в 29.09 7б | Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений. | Комбинированный урок. Слушаем: А. Вивальди «Зима» 1 часть, О. Мессиан «Пробуждение птиц», П. Чайковский «На тройке», Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1 часть, А. Скрябин «Этюд ре-диез минор». Пение: Е. Подгайц «Осенний вокализ», В. Ребиков «Осенняя песня», А. Варламов «Горные вершины». | |
6. | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. | 1ч. | 09.10 7а, 7в 06.10. 7б |
7. | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». | 1ч. | 16.10 7а, 7в 13.10 7б |
8. | Когда музыка не нуждается в словах. | 1ч. | 23.10 7а,7в 20.10 7б |
9. | Обобщающий урок | 1ч. | 30.10. 7а, 7в 27.10 7б | | | | | |
II четверть
№ п/п. | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД. | Тип урока. Средства обучения. | Информационные ресурсы, оборудование. |
Личностные. | Метапредметные. | Предметные. |
Музыкальный образ. | - | | | - | - | |
1. | Лирические образы в музыке. | 1ч. | 13.11 7а,7в 10.11. 7б | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | Умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке. | Традиционный урок. Слушаем: М. Мусоргский «Старый замок», Р. Шуман «Порыв», М. Глинка «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя», «Хор поляков» из «Сцены в лесу», А. Бородин опера «Князь Игорь», В.А. Моцарт «Симфония №41» 4 часть. Поём: Ю. Милютин «Лирическая песенка», Г. Струве «Матерям погибших героев», «Вечное детство». | |
2. | Драматические образы в музыке. | 1ч. | 20.11 7а,7в 17.11. 7б |
3. | Эпические образы в музыке. | 1ч. | 27.11 7а,7в 24.11 7б |
О чём рассказывает музыкальный жанр. | - | | | - | - | |
4. | «Память жанра». | 1ч. | 04.12 7а,7в 01.12 7б | Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений. | Комбинированный урок. Слушаем: Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», «Вальс си минор»; «Во поле берёза стояла» р.н.п.; П. Чайковский «Симфония №4» 4 часть, «Марш» из балета «Щелкунчик», «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»; Ж. Бизе «Марш тореадора» из оперы «Кармен». | |
5. 6. 7. | Такие разные песни, танцы, марши. | 3ч. | 11.12 18.12 25.12 7а,7в 08.12 15.12 22.12 7б |
III четверть
№ п/п. | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД. | Тип урока. Средства обучения. | Информационные ресурсы, оборудование. |
Личностные. | Метапредметные. | Предметные. |
Форма в музыке. | | | | - | - | |
1. | «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения. | 1ч. | 15.01 7а,7в 12.01 7б | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. | Понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма). | Комбинированный урок. Слушаем: Р. Вагнер «Антракт» из оперы «Лоэнгрин», В.А. Моцарт «Реквием» «Лакримоза», «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро», Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик». Поём: Е. Крылатов «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепин «Есть только миг», Э. Колмановский «Московская серенада», А. Рыбников «Вам и не снилось». | |
2. 3. | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». | 2ч. | 22.01 29.01 7а,7в 19.01 7б |
Виды музыкальных форм. | | | | - | - | |
4. | Почему музыкальные формы бывают большими. | 1ч. | 05.02 7а,7в 26.01 7б | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов. | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса. | Традиционный урок. Слушаем: Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть, М. Равель «Игра воды», Ф. Шопен «Прелюдия ля мажор», М. Глинка «Венецианская ночь», «Я здесь, Инезилья…», А. Бородин «Спящая княжна», С. Прокофьев «Джульетта-девочка», Д. Шостакович «Симфония №7» 1 часть. Поём: Л. Дубравин «Снежинка», М. Глинка «Венецианская ночь», А. Гречанинов «Призыв весны», А. Бородин «Спящая княжна», В. Синявский «Благодарим, солдаты, вас!». | |
5. | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. | 1ч. | 12.02 7а,7в 02.02 7б |
6. | О роли повторов в музыкальной форме. | 1ч. | 19.02 7а,7в 09.02 7б |
7. | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. | 1ч. | 26.02 7а,7в 16.02 7б |
8. | «Ночная серенада» Пушкина–Глинки: трехчастная форма. | 1ч. | 05.03 7а,7в 02.03 7б |
9. 10. | Многомерность образа в форме рондо. | 2ч. | 12.03 19.03 7а,7в 09.03 16.03 7б |
11. | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. | 1ч. | 26.03 7а,7в 23.03 7б | |
IV четверть
№ п/п. | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД. | Тип урока. Средства обучения. | Информационные ресурсы, оборудование. |
Личностные. | Метапредметные. | Предметные. |
Музыкальная драматургия. | - | | | - | - | |
1. | О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. | 1ч. | 09.04 7а,7в 06.04 7б | Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | Осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии. | Комбинированный и традиционный урок. Слушаем: М. Мусоргский «Старый замок», Р. Шуман «Порыв», М. Глинка «Мазурка», «Сцена в лесу» из оперы «Жизнь за царя», А. Бородин «Князь Игорь» (хор «Славься», интродукция, хор бояр «Мужайся, княгиня», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря, ария хана Кончака, «Плач Ярославны»). Поём: А. Пахмутова «Просьба», А. Бородин «Славься», «Улетай на крыльях ветра», С. Соснин «Родина», Б. Алексеенко «Подарок Родины», Г. Комраков «Вечный огонь», В.А. Моцарт «Светлый день». | |
2. | Музыкальный порыв. | 1ч. | 16.04 7а,7в 13.04 7б |
3. | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. | 1ч. | 23.04 7а,7в 20.04 7б |
4. 5. | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь». | 2ч. | 30.04 07.05 7а,7в 27.04 04.05 7б | |
6. 7. | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | 1ч. | 14.05 11.05 7б 7а,7в | |
8. | Формула красоты. | 1ч. | 21.05. 7а,7в 18.05 7б | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса. | Урок-обобщение. Музыка по выбору учащихся. | |
9. | Обобщающий урок | 1ч | 28.05 7а,7в 25.05 7б | | | | | |