СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 7 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 7 класса»


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музыке» для учащихся 7 класса разработана на основе:

  • Годового календарного учебного графика работы МБОУ «СЫСОШ им.А.Н. Явловского» на 2022-2023 учебный год.

  • Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс. : «Просвещение», 2018 г. Рабочая программа «Музыка» в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.



Общая характеристика предмета «Музыка»

Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).

В 7 классе это - «Классика и со­временность». Художественные напра­вления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др.

В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.

Цели и задачи предмета «Музыка»

Главная цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену; Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира; Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости.

Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:

    1. Принцип увлечённости;

    2. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

    3. Принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

    4. Принцип интонационности;

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.

Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.



Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план на изучение предмета отводит 1 час в неделю, всего 34 часа. Количество часов учебного плана в год определяется календарно-учебным графиком работы МБОУ «CЫСОШ им.А.Н.Явловского.»», расписанием учебных занятий.


Планируемые результаты изучения предмета

Учащиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.



Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Интернет ресурсы.

УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса. – М.: Просвещение

  • СД диск «Комплекс уроков по музыке 7 класс »



Данная программа

Часы

1

Особенности драматургии сценической музыки

14

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

15

3

Контрольная работа

4

4

Повторительно-обобщающий урок

1

5

Итого

34


Тема

Часы

ЗУН

УУД

Классика и современность

1

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.

Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

П – сопоставление терминов и понятий.

К – хоровое пение

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

1

Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия.

Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив.

Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов.

Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П – пение по нотной записи.

Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка;

К – проект-постановка одной из сцен оперы.

Опера А. Бородина «Князь Игорь»

1

Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев.

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П – оценка прослушанных эпизодов оперы.

К – пение хором."

. Балет

1

Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.

Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.

Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация.

П - Формы драматургии балета (сюжеты).


Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

1

Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль.

Углубление знаний о жанре балета.


Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

Р – эссе на тему хора «Молитва».

Героическая тема в русской музыке.

1

Галерея героических образов.


Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.

Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.

К – исполнение песен патриотического характера.

Джордж Гершвин «Мой народ – американцы».

1

Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит.

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз.

Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер.

П - Подведение под понятие – хит.

Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

1

Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»?

П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении?

П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки.

Контрольная работа «В музыкальном театре»

1

Проверка ЗУН



Опера «Кармен» Ж. Бизе.


1

Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере.

Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – сравнение разных исполнительских трактов.

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

1

Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина

Интонация – ключ к раскрытию образа.

Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения.

П – анализ музыкальных образов - портретов.

Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета.


Сюжеты и образы духовной музыки.

1

Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония.

Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха.

Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки.

П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха.

Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка?

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.

1

Понятие - Духовная музыка. Всенощная.


Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова.

Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию».

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

1

Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития.

Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы.

Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки.

П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ).

Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова».

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.

1

Сюита.

Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.

Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства;

П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.

Контрольная работа: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

1

Проверка ЗУН

Проверка ЗУН

Проверка ЗУН

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

1

Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация.

Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов.

П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа?

Р, К – пение хором, в ансамбле.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

1

Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.

Фуга. Соната, трио, квартет.

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение.

П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов?

Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.


Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.

1

Камерная музыка. Концертный этюд.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.

Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.

Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы?

П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт.

И - Видео:

Транскрипция.

1

Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства.

Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.


Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение.

П – слушание музыки – анализ произведений.

Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?»

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

1

Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо.

Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы».

Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое»

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

1

Особенности формы сюиты.

Музыкальная драматургия сюиты.

Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений).

П – слушание музыки – анализ музыкальных образов.

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

1

Форма сонатного allegro.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – слушание музыки – анализ муз. формы.

Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».

К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений.

Соната № 2 С. Прокофьева.

1

Закрепления понятия сонатная форма. Тема.


Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения.

П – слушание музыки и анализ муз. формы.

Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме»

Соната № 11 В. Моцарта.

1

Закрепления понятия Вариация. Менуэт. Финал.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - сонатой. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта.

Контрольная работа «Камерная музыка»

1

Проверка ЗУН

Симфоническая музыка

1

Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой"

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

1

Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича.

Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена.

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

1

Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн.

Знакомство с музыкой К. Дебюсси.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.

К – дискуссия по заданным вопросам.

Инструментальный концерт.

1

Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.

Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.

К – дискуссия по заданным вопросам.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

1

Концерт. Рапсодия. Блюз.

Симфоджаз.

Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыке и размышление о ней.

Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.

Музыка народов мира

1

Фольклор, этническая музыка, народные иеструменты

Знакомство с музыкой народов мира

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыке и размышление о ней.

Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.

Контрольная работа: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

1

Проверка ЗУН


Проверка ЗУН


Повторительно-обобщающий урок «Особенности музыкального искусства»

1

Проверка ЗУН

Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» для 7 класса

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Вид и форма контроля

Примечание

I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16ч)


1.

Классика и современность

03.09.22


Текущий фронтальный


2.

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

10. 09.22


Текущий устный


3.

Опера А. Бородина «Князь Игорь»

17. 09.22


Текущий устный


4.

Балет Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

24. 09.22


Текущий устный


5.

Героическая тема в русской музыке.

01.10.22


Текущий фронтальный


6.

Джордж Гершвин «Мой народ – американцы».

08. 10.22


Текущий групповой


7.

Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

15. 10.22


Текущий индивидуальный


8.

Контрольная работа «В музыкальном театре»

22. 10.22


Текущий фронтальный


9.

Опера «Кармен» Ж. Бизе.


05.11.22


Текущий парный контроль


10.

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

12. 11.22


Текущий фронтальный


11.

Сюжеты и образы духовной музыки.

19. 11.22


Текущий парный


12.

Музыкальное зодчество России.

26. 11.22


Текущий фронтальный


13.

«Всенощное бдение» С. Рахманинов.

03.12.22


Текущий групповой


14.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

10. 12.22


Текущий фронтальный


15.

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.

17. 12.22


Текущий индивидуальный


16

Контрольная работа: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

24. 12.22


Текущий индивидуальный контроль


II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)

17

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

14.01.23


Текущий фронтальный


18

Два направления музыкальной культуры.

21. 01.23


Текущий индивидуальный


19

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

28. 01.23


Текущий фронтальный


20

Транскрипция.

04.02.23


Текущий фронтальный


21

«Кончерто гроссо» А. Шнитке.

11. 02.23


Текущий индивидуальный


22

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

18. 02.23


Текущий фронтальный


23

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

25.02.23




24

Соната № 2 С. Прокофьева.

04.03.23


Текущий парный


25

Соната № 11 В. Моцарта.

11. 03.23


Текущий индивидуальный


26

Контрольная работа «Камерная музыка»

18. 03.23


Текущий фронтальный


27

Симфоническая музыка

08.04.23


Текущий фронтальный


28

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

15.04.23




29

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

22.04.23


Текущий парный


30

Инструментальный концерт.

29.04.23


Текущий фронтальный


31

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

06.05.23


Текущий фронтальный


32

Музыка народов мира

13.05.23


Текущий фронтальный


33

Контрольная работа: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

20.05.23


Текущий индивидуальный


34

Повторительно – обобщающий урок «Особенности музыкального искусства»

27.05.23


Текущий групповой




Дополнительная литература:

1. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
2. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2012. - 544 c.

Оборудование: синтезатор, микрофоны, акустическая аппаратура,


0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!