Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).
В 7 классе это - «Классика и современность». Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др.
В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.
Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Учебный план на изучение предмета отводит 1 час в неделю, всего 34 часа. Количество часов учебного плана в год определяется календарно-учебным графиком работы МБОУ «CЫСОШ им.А.Н.Явловского.»», расписанием учебных занятий.
Учащиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Интернет ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
№ | Тема | Часы | ЗУН | УУД |
| Классика и современность | 1 | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. | Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. П – сопоставление терминов и понятий. К – хоровое пение |
| Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проект-постановка одной из сцен оперы. |
| Опера А. Бородина «Князь Игорь» | 1 | Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев. | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – оценка прослушанных эпизодов оперы. К – пение хором." |
| . Балет | 1 | Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер. | Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. | Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация. П - Формы драматургии балета (сюжеты). |
| Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | 1 | Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. | Углубление знаний о жанре балета. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Р – эссе на тему хора «Молитва». |
| Героическая тема в русской музыке. | 1 | Галерея героических образов. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. | Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства. К – исполнение песен патриотического характера. |
| Джордж Гершвин «Мой народ – американцы». | 1 | Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; | П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер. П - Подведение под понятие – хит. |
| Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | 1 | Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки | Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов. | Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»? П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении? П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки. |
| Контрольная работа «В музыкальном театре» | 1 | Проверка ЗУН | | |
| Опера «Кармен» Ж. Бизе. | 1 | Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – сравнение разных исполнительских трактов. |
| Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | 1 | Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина | Интонация – ключ к раскрытию образа. | Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения. П – анализ музыкальных образов - портретов. Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета. |
| Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония. | Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. | Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки. П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха. Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка? |
| Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | 1 | Понятие - Духовная музыка. Всенощная. | Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова. | Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию». |
| Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | 1 | Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития. | Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. | Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки. П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ). Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова». |
| «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | 1 | Сюита. Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. | Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства; П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе. |
| Контрольная работа: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» | 1 | Проверка ЗУН | Проверка ЗУН | Проверка ЗУН |
| Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация. | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов. П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа? Р, К – пение хором, в ансамбле. |
| Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 | Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Фуга. Соната, трио, квартет. | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение. П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов? Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ. |
| Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | 1 | Камерная музыка. Концертный этюд. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт. И - Видео: |
| Транскрипция. | 1 | Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства. | Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. | Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение. П – слушание музыки – анализ произведений. Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?» |
| Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | 1 | Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы». Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое» |
| «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | Особенности формы сюиты. Музыкальная драматургия сюиты. | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. | Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). П – слушание музыки – анализ музыкальных образов. |
| Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | 1 | Форма сонатного allegro. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. |
| Соната № 2 С. Прокофьева. | 1 | Закрепления понятия сонатная форма. Тема. | Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта. | Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения. П – слушание музыки и анализ муз. формы. Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» |
| Соната № 11 В. Моцарта. | 1 | Закрепления понятия Вариация. Менуэт. Финал. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - сонатой. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта. |
| Контрольная работа «Камерная музыка» | 1 | Проверка ЗУН |
| Симфоническая музыка | 1 | Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой" |
| Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 1 | Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена. |
| Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. | Знакомство с музыкой К. Дебюсси. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов. К – дискуссия по заданным вопросам. |
| Инструментальный концерт. | 1 | Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра. | Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов. К – дискуссия по заданным вопросам. |
| Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | 1 | Концерт. Рапсодия. Блюз. Симфоджаз. | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. |
| Музыка народов мира | 1 | Фольклор, этническая музыка, народные иеструменты | Знакомство с музыкой народов мира | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. |
| Контрольная работа: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 1 | Проверка ЗУН | Проверка ЗУН | |
| Повторительно-обобщающий урок «Особенности музыкального искусства» | 1 | Проверка ЗУН | Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. | |
1. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
2. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2012. - 544 c.