Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа к учебному предмету Музыка для 3 класса составлена в соответствии
1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),
2) на основе программы Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта.
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы,
формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников, как части духовной культуры.
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
Формирование способности глубокого проникновения в его нравственно – эстетическую сущность на основе прочувствованного и продуманного восприятия, освоения различных форм и видов музыкально – практической деятельности;
Познание закономерностей музыкального искусства, многочисленных связей с жизнью, с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, разнообразие форм проявления и бытования музыки в жизни современного ребенка, специфики воздействия на человека;
Освоение музыкального искусства через овладение учащимися навыками творческой деятельности, личностно – творческого отношения к музыке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).По 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро_ и макро-социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей
искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки
через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание учебного предмета.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени — 18 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв даёт возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и образительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
| Россия-Родина моя. | 5 |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка. | 1 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
| День, полный событий. | 4 |
6 | Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. | 1 |
9 | На прогулке. Вечер. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. | 1 |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе | 1 |
16 | Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. | 1 |
17 | Прощание с Масленицей. | 1 |
| В музыкальном театре. | 6 |
18 | Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка. | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк. | 1 |
20 | Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков. | 1 |
21 | «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | 1 |
22 | Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. | 1 |
23 | В современных ритмах. Мюзиклы. | 1 |
| В концертном зале. | 6 |
24 | Музыкальное состязание Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины. | 1 |
26 | Музыкальные инструменты -скрипка | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Э. Григ. | 1 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 Л. Бетховен. | 1 |
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная» | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
30 | Чудо музыка. | 1 |
31 | Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Г.Свиридов « | 1 |
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы. | 1 |
34 | Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт». Симфония №9 Л. Бетховена. | 1 |
| Итого: | 34 |
№ | Название раздела | Кол-во часов авторская программа | Кол-во часов рабочая программа |
1 | Россия-Родина моя | 5 | 5 |
2 | День,полный событий | 4 | 4 |
3 | «О России петь –что стремиться в храм». | 4 | 4 |
4 | Гори,гори ясно,чтобы не погасло!» | 4 | 4 |
6 | В музыкальном театре | 6 | 6 |
7 | В концертном зале | 6 | 6 |
8 | «Чтоб музыкантом быть,так надо уменье…» | 5 | 5 |
| Итого: | 34 | 34 |