СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 2,3,4 классов разработана на основе авторской программы Критской Е.Д.,Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 1-4 классов»


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №215 имени Д.А. Бакурова»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор школы

по УВР

________________ ___________ А.А.Шульга

«__»___________2020 г .

приказ № 191-ОД

«28» августа 2020 г.


Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_______



Рабочая программа


по предмету «МУЗЫКА»


(уровень начального общего образования)
















Новосибирск 2020 г.








Содержание



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…...........3

  2. Содержание учебного предмета ………………………………….4

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы ……………………………9































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства.

Раздел 2. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

II класс (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя». Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Раздел 2. «День, полный событий». Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел 5. «В музыкальном театре». Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Раздел 6. «В концертном зале». Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.



III класс (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Музыкальные инструменты .

Раздел 5. «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Уникальные творческие коллективы.

Раздел 6. «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»  Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
      Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

IV класс (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Родной обычай старины.

Раздел 3. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Легенды о музыке.

Раздел 5. «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 6. «В музыкальном театре».  Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ







Тематическое планирование

2 класс.

В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (3ч), 2. День, полный событий (6ч), 3. «О России петь, что стремиться в храм…» (5ч), 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч), 5. В музыкальном театре (5ч), 6. В концертном зале (5ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(6ч.)

п/п

Тема, раздел

Дата

Примечание

Россия – Родина моя (3ч)

1

Мелодия



2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия!



3

Гимн России.



День, полный событий (6ч)

4

Музыкальные инструменты.



5

Природа и музыка. Прогулка



6

Танцы, танцы, танцы



7

Эти разные марши



8

Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама



9

Обобщающий урок I четверти



« О России петь, что стремиться в храм…» (5ч)

10

Великий колокольный звон



11

Звучащие картины



12

Святые земли русской. Молитва



13

С Рождеством Христовым!



14

Обобщающий урок



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)

15

Русские народные инструменты.



16

Плясовые наигрыши.



17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.



18

Проводы зимы. Встреча весны.



В музыкальном театре (5ч)

19

Сказка будет впереди.



20

Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета.



21

Волшебная палочка.



22

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье!



23

Увертюра. Финал.



В концертном зале (5ч)

24-25

Симфоническая сказка.



26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.



27

Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.



28

Обобщающий урок III четверти.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(6ч.)

29

Волшебный цветик-семицветик



30

Музыкальные инструменты



31

И всё это – Бах!



32

Всё в движении. Попутная песня



33

Музыка учит людей понимать друг друга.

Два лада.Легенда.



34

Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт.







Тематическое планирование

3 класс

В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (5ч), 2. День, полный событий (4ч), 3. « О России петь, что стремиться в храм…» (4ч), 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч), 5. В музыкальном театре (6ч), 6. В концертном зале (6ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(5ч.)

п/п

Тема, раздел

Дата

Примечание

Россия – Родина моя (5ч)

1

Мелодия - душа музыки



2

Природа и музыка. Звучащие картины



3

«Виват, Россия!» Наша слава – русская держава.



4

Кантата «Александр Невский»



5

Опера «Иван Сусанин»



День, полный событий (4ч)

6

Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек



7

В детской. Игры и игрушки



8

На прогулке. Вечер



9

Обобщающий урок I четверти



« О России петь, что стремиться в храм…» (4ч)

10

Радуйся. Мария! Богородице Дево, радуйся.



11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»



12

Вербное воскресенье. Вербочки.



13

Святые земли Русской.



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)

14

Настрою гусли на старинный лад…» Певцы русской старины



15

Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель…



16

Звучащие картины.

Прощание с Масленицей.



17

Обобщающий урок II четверти



В музыкальном театре (6ч)

18

Опера «Руслан и Людмила»



19

Опера «Орфей и Эвридика»



20

Опера «Снегурочка»



21

Океан – море синее.



22

Балет «Спящая красавица»



23

В современных ритмах




В концертном зале (6ч)

24

Музыкальное состязание



25

Музыкальные инструменты. Звучащие картины



26

Музыкальные инструменты.

Обобщающий урок III четверти.



27

Сюита «Пер Гюнт»



28

«Героическая» Призыв к мужеству.



29

Мир Бетховена



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»  (5ч.)

30

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.



31

«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.



32

Певцы родной природы.

Прославим радость на земле.



33

Прославим радость на земле.

Радость к солнцу нас зовёт!



34

Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт.







Тематическое планирование

4 класс.

В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (3ч), 2. «О России петь, что стремиться в храм…» (4ч), 3. День, полный событий (6ч)4, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч), 5. В концертном зале (5ч), 6. В музыкальном театре (6ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(7ч.)

п/п

Тема, раздел

Дата

Примечание

Россия – Родина моя (3ч)

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».



2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»



3

«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!



«О России петь, что стремиться в храм…(4ч.)

4

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.



5

«Праздников праздник, торжество из торжеств»



6

Ангел вопияше. Родной обычай старины.



7

Светлый праздник.



День, полный событий (6ч)

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновения».



9

Зимнее утро. Зимний вечер.

Обобщающий урок.



10-11

«Что за прелесть эти сказки…». Три чуда



12

Ярмарочное гулянье



13

Святогорский монастырь. «Приют, сиянием муз одетый…»



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!...(3ч)

14

Композитор—имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов



15

Музыкант-чародей. Народные праздники. «Троица».



16

Обобщающий урок II четверти.



В концертном зале (5ч)

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.



18

Старый замок. «Счастье в сирени живёт»



19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…



20

«Патетическая» соната Л.В.Бетховена. Годы странствий.



21

Царит гармония оркестра.



В музыкальном театре (6ч)

22

Опера «Иван Сусанин»



23

«Исходила младёшенька…»



24

Русский Восток



25

Балет «Петрушка»



26

Театр музыкальной комедии



27

Обобщающий урок III четверти



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч)

28

Прелюдия



29

Исповедь души



30

Революционный этюд. Мастерство исполнителя



31

В интонациях спрятан человек



32

Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник



33

«Рассвет на Москве-реке»



34

Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт.





33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!