Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №215 имени Д.А. Бакурова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор школы
по УВР
________________ ___________ А.А.Шульга
«__»___________2020 г .
приказ № 191-ОД
«28» августа 2020 г.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_______
Рабочая программа
по предмету «МУЗЫКА»
(уровень начального общего образования)
Новосибирск 2020 г.
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета…...........3
Содержание учебного предмета ………………………………….4
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы ……………………………9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства.
Раздел 2. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
II класс (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий». Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале». Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
III класс (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Музыкальные инструменты .
Раздел 5. «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Уникальные творческие коллективы.
Раздел 6. «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
IV класс (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Родной обычай старины.
Раздел 3. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Легенды о музыке.
Раздел 5. «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тематическое планирование 2 класс. В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (3ч), 2. День, полный событий (6ч), 3. «О России петь, что стремиться в храм…» (5ч), 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч), 5. В музыкальном театре (5ч), 6. В концертном зале (5ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(6ч.) |
№ п/п | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Россия – Родина моя (3ч) |
1 | Мелодия | | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия! | | |
3 | Гимн России. | | |
День, полный событий (6ч) |
4 | Музыкальные инструменты. | | |
5 | Природа и музыка. Прогулка | | |
6 | Танцы, танцы, танцы | | |
7 | Эти разные марши | | |
8 | Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама | | |
9 | Обобщающий урок I четверти | | |
« О России петь, что стремиться в храм…» (5ч) |
10 | Великий колокольный звон | | |
11 | Звучащие картины | | |
12 | Святые земли русской. Молитва | | |
13 | С Рождеством Христовым! | | |
14 | Обобщающий урок | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) |
15 | Русские народные инструменты. | | |
16 | Плясовые наигрыши. | | |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | | |
18 | Проводы зимы. Встреча весны. | | |
В музыкальном театре (5ч) |
19 | Сказка будет впереди. | | |
20 | Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. | | |
21 | Волшебная палочка. | | |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! | | |
23 | Увертюра. Финал. | | |
В концертном зале (5ч) |
24-25 | Симфоническая сказка. | | |
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | | |
27 | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. | | |
28 | Обобщающий урок III четверти. | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(6ч.) |
29 | Волшебный цветик-семицветик | | |
30 | Музыкальные инструменты | | |
31 | И всё это – Бах! | | |
32 | Всё в движении. Попутная песня | | |
33 | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.Легенда. | | |
34 | Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт. | | |
Тематическое планирование 3 класс В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (5ч), 2. День, полный событий (4ч), 3. « О России петь, что стремиться в храм…» (4ч), 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч), 5. В музыкальном театре (6ч), 6. В концертном зале (6ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(5ч.) |
№ п/п | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Россия – Родина моя (5ч) |
1 | Мелодия - душа музыки | | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | | |
3 | «Виват, Россия!» Наша слава – русская держава. | | |
4 | Кантата «Александр Невский» | | |
5 | Опера «Иван Сусанин» | | |
День, полный событий (4ч) |
6 | Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | | |
7 | В детской. Игры и игрушки | | |
8 | На прогулке. Вечер | | |
9 | Обобщающий урок I четверти | | |
« О России петь, что стремиться в храм…» (4ч) |
10 | Радуйся. Мария! Богородице Дево, радуйся. | | |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | | |
13 | Святые земли Русской. | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) |
14 | Настрою гусли на старинный лад…» Певцы русской старины | | |
15 | Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… | | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | | |
17 | Обобщающий урок II четверти | | |
В музыкальном театре (6ч) |
18 | Опера «Руслан и Людмила» | | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | | |
20 | Опера «Снегурочка» | | |
21 | Океан – море синее. | | |
22 | Балет «Спящая красавица» | | |
23 | В современных ритмах | | |
В концертном зале (6ч) |
24 | Музыкальное состязание | | |
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины | | |
26 | Музыкальные инструменты. Обобщающий урок III четверти. | | |
27 | Сюита «Пер Гюнт» | | |
28 | «Героическая» Призыв к мужеству. | | |
29 | Мир Бетховена | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч.) |
30 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | | |
31 | «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. | | |
32 | Певцы родной природы. Прославим радость на земле. | | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт! | | |
34 | Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт. | | |
Тематическое планирование 4 класс. В программе данного класса семь разделов: 1. Россия – Родина моя (3ч), 2. «О России петь, что стремиться в храм…» (4ч), 3. День, полный событий (6ч)4, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч), 5. В концертном зале (5ч), 6. В музыкальном театре (6ч), 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(7ч.) |
№ п/п | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Россия – Родина моя (3ч) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». | | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | | |
3 | «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! | | |
«О России петь, что стремиться в храм…(4ч.) |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. | | |
5 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | | |
6 | Ангел вопияше. Родной обычай старины. | | |
7 | Светлый праздник. | | |
День, полный событий (6ч) |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения». | | |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер. Обобщающий урок. | | |
10-11 | «Что за прелесть эти сказки…». Три чуда | | |
12 | Ярмарочное гулянье | | |
13 | Святогорский монастырь. «Приют, сиянием муз одетый…» | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!...(3ч) |
14 | Композитор—имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов | | |
15 | Музыкант-чародей. Народные праздники. «Троица». | | |
16 | Обобщающий урок II четверти. | | |
В концертном зале (5ч) |
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | | |
18 | Старый замок. «Счастье в сирени живёт» | | |
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… | | |
20 | «Патетическая» соната Л.В.Бетховена. Годы странствий. | | |
21 | Царит гармония оркестра. | | |
В музыкальном театре (6ч) |
22 | Опера «Иван Сусанин» | | |
23 | «Исходила младёшенька…» | | |
24 | Русский Восток | | |
25 | Балет «Петрушка» | | |
26 | Театр музыкальной комедии | | |
27 | Обобщающий урок III четверти | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч) |
28 | Прелюдия | | |
29 | Исповедь души | | |
30 | Революционный этюд. Мастерство исполнителя | | |
31 | В интонациях спрятан человек | | |
32 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник | | |
33 | «Рассвет на Москве-реке» | | |
34 | Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт. | | |
33