АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
( МБОУ «СШ №9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол №1от 30.08.2019 О. В. Антышева
Приказ № 242-ОД от 30.08.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мировая художественная культура»
для 8 класса, основное общее образование
Бондаренковой Елены Юрьевны,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2019
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС,а также программы для общеобразовательных школ («Искусство» 5-9 классы; составитель Г.И.Данилова, Министерство образования РФ, 2014)
Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности обучающихся в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями учащихся, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство обучающихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства.
Главные приоритеты изучения предмета в 8 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) обучающимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Цель изучения МХК в 8 классе:
осознание роли и места Человека в искусстве на протяжении
её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в
лучших произведениях мирового искусства.
массовой культуры;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной
практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения
обучающихся с произведениями искусства;
подготовка компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к
заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
знакомство с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
Содержание тем учебного курса
Название темы, раздела | Кол-во часов для изучения | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Введение. В мире классических искусств. | 1 | Тайны искусства. Азбука искусств. Основные эстетические категории | |
Художественные представления о мире | 6 | История классификации искусств. Современные классификации искусств. Подвижность и гибкость границ между искусствами; их историческая изменчивость | |
| | "Мышление в образах". Понятие художественного образа, творческий процесс его создания, характерные черты и свойства. Правда и правдоподобие, условность в искусстве | |
| | Мир "сквозь магический кристалл". Многозначность понятия "художник". Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Талант и мастерство художника. Секреты художественного творчества. Понятие творческого процесса. Роль вдохновения | |
| | Эстетика — наука о прекрасном. Характеристика возвышенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства | |
| | Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия, характерные особенности их проявления. Рок и судьба в античной трагедии. Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве. Развитие понятия о катарсисе | |
| | Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий ≪смешное≫ и ≪комическое≫. Источник и градации комического в искусстве. Трагикомедия. Выдающиеся комики мира | |
Азбука искусства | 27 | ≪Каменная летопись мира≫. Назначение и цель архитектуры. ≪Прочность — Польза — Красота≫. Понятие о тектонике | |
| | Элементы архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. Профессия архитектора | |
| | Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре и особенности их восприятия . Средства создания архитектурного образа. | |
| | Понятие архитектурного ансамбля | |
| | Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрождения | |
| | Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры | |
| | Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура. Традиции садово-паркового искусства в различных странах мира | |
| | Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Исторические типы планировки. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение | |
| | Как понять изображение? Живопись, скульптура и графика — древнейшие виды изобразительного искусства. | |
| | Способы и средства изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Метод перспективы в изобразительном искусстве | |
| | Виды живописи и ее художественные средства | |
| | Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. Специфика деления на жанры и ее условный характер. Изменения в жанровой системе в наши дни. Характеристика жанров в живописи. Историческая живопись (мифологическая, библейская тематика). Батальный жанр и его великие мастера | |
| | Бытовой жанр, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета и его разновидности. Цели и задачи пейзажа, его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция. Анималистический жанр. Характерные особенности интерьера | |
| | Графика: от возникновения до современности. Графика — ≪муза XX века≫? Роль графики в жизни современного человека. Понятие компьютерной графики. Виды графического искусства | |
| | Рождение и история фотографии, ее изобразительно-выразительные возможности. Фотография сегодня (использование новейших цифровых технологий, голографические изображения) | |
| | Фотография и изобразительные искусства. Выразительные средства и жанры фотографии | |
| | История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры | |
| | Виды и жанры скульптуры, их характерные особенности. Материалы и техника их обработки. Выбор материала и его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения и особенностей освещения. | |
| | Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений. Важнейшие изобразительно-выразительные средства | |
| | Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Виды декоративно-прикладного искусства и их связь с другими видами искусств | |
| | Из истории дизайна: его истоки и дальнейшее развитие. Дизайн в России. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды | |
| | Мир современного человека — мир дизайна. Многообразие сфер его применения. Виды дизайна | |
| | Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как ≪первоэлемент≫ музыкального искусства. Понятие какофонии | |
| | Условный характер музыкального образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа | |
| | Временной характер музыки. Способность музыкального образа отражать действительность по законам реального времени. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности | |
| | Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения | |
| | Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. | |
3.Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Введение. В мире классических искусств. | 1 | |
2. | Художественные представления о мире | 6 | |
3. | Азбука искусства | 27 | |
4.Календарно - тематическое планирование уроков МХК
(количество часов в год 34, в неделю 1 час)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Коррек-тировка КТП | Примечания |
1. | Введение. В мире классических искусств. (1 ч) | | | | |
| Художественные представления о мире (6 ч) | | | | |
| Понятие о видах искусства Семья муз Аполлона. | §1 стр.3-15 | | | |
| Тайны художественного образа | §2 стр.16-24 | | | |
| Художник и окружающий мир | §3 стр.25-36 | | | |
| Возвышенное и низменное в искусстве | §4 стр. 37 – 51 | | | |
| Трагическое в искусстве | §5 стр.52 - 60 | | | |
| Комическое в искусстве | §6 стр.61-70 | | | |
| Азбука искусства (27 часов) | | | | |
| Азбука архитектуры | §7.1-2 стр.73-81 | | | |
| Азбука архитектуры | §7.3 стр.81-85 | | | |
| Художественный образ в архитектуре | §8.1 стр.86-91 | | | |
| Художественный образ в архитектуре | §8.2-3 с.91-102 | | | |
| Стили архитектуры | §9.1-2 с.102-111 | | | |
| Стили архитектуры | §9.3 с.111-119 | | | |
| Виды архитектуры | §10.1-2 с.119-131 | | | |
| Виды архитектуры | §10.3 с.131-135 | | | |
| Язык изобразительного искусства | §11.1 с.136-142 | | | |
| Язык изобразительного искусства | §11.2 с.142-148 | | | |
| Искусство живописи | §12 с.149-163 | | | |
| Жанровое многообразие живописи | §13.1 с.163-165 | | | |
| Жанровое многообразие живописи | §13.2 с.165-187 | | | |
| Искусство графики | §14 с.187-199 | | | |
| Художественная фотография | §15.1 с.200-205 | | | |
| Художественная фотография | §15.2 с.205-212 | | | |
| Язык скульптуры | §16.1-2 с.212-218 | | | |
| Язык скульптуры | §16.3-4 с.218-229 | | | |
| Декоративно-прикладное искусство | §17.1-2 с.229-239 | | | |
| Декоративно-прикладное искусство | §17.3 с.240-247 | | | |
| Искусство дизайна | §18.1 с.247-253 | | | |
| Искусство дизайна | §18.2-3 с.253-259 | | | |
| Музыка как вид искусства | §19 с.259-270 | | | |
| Художественный образ в музыке | §20.1 с.270-274 | | | |
| Художественный образ в музыке | §20.2 с.275-279 | | | |
| Язык и форма музыкального произведения | §21.1 с.280-288 | | | |
| Язык и форма музыкального произведения | §21.2 с.289-292 | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений и навыков по МХК
Количество контрольных работ в форме тестирования | Количество проектов |
I | II | Год | I | II | Год |
2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 |
5. Планируемые результаты освоения предмета
(личностные, метапредметные, предметные)
Курс МХК предполагает формирование следующих компетенций обучающихся:
общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (видеофайл, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями).
Эти компетенции направлены на реализацию личностно-ориентированного, практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры ученик получит возможность сформировать основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.