СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК - 10 класс по учебнику Даниловой Г.И.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа, предназначенная для 10 класса, составлена на основе учебника Даниловой Г.И. Мировая художественная культура от XVII века до современности. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебную литературу. В программу не входит национально-региональный компонент. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК - 10 класс по учебнику Даниловой Г.И.»

  1. Пояснительная записка

    1. Нормативно-правовые документы

Данное положение разработано в соответствии со следующими документами:

- статьёй 13 Федерального закона МО и Н Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

-приказом МОи Н РФ от 31 января 2012 года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»,

- приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014г.№ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014-2015 год,

- Положением о Рабочей программе учителя МБОУ Кильмезской СОШ по предмету, элективному, факультативному курсу (протокол №1 педагогического совета от 30.08.2013г. № 180/ 01-02),

- учебным планом и годовым учебно-календарным графиком МБОУ Кильмезской СОШ на 2014-2015 учебный год.

1.2. Цели изучения предмета

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

1.3.Общая характеристика учебного предмета.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта. На каждом уроке имеется возможность использования ИКТ (медиапрезентации).

1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане


Данный курс мировой художественной культуры изучается на базовом уровне и рассчитан на 1 недельный час, всего 34 часов. На национально-региональный компонент отводится 10 % учебного времени.


  1. 5.Информация об используемом УМК

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса разработана на основе Примерной программы по мировой художественной культуре, утвержденной МО РФ (2009) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, на основе учебника Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. – М. : Дрофа, 2014 г. – 366 с.: ил.

Данное учебное пособие для учащихся предоставляется в электронном варианте. Виртуальный учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура для 10 класса.( сайт - https:/sites.google.com/site/mhk10klass.)

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2014 год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура»

1.6.Виды и формы контроля

В программе используются следующие виды контроля: стартовый (устный), тематический, промежуточный (письменный) и итоговый (письменный)

Устный контроль(формы)

      • фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

      • индивидуальный опрос;

      • собеседование по теме,

Письменный контроль(формы)

  • тестирование,

  • контрольная работа,

  • творческая работа,

1.7.Формы учебной деятельности.

. Формы организации работы учащихся:1. Индивидуальная.2. Коллективная:3. Фронтальная;4. Парная;5. Групповая.


Также программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.







2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


3.Тематическое планирование.


3.1.Содержание курса.

Введение – 1 час

Раздел 1.Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций ( 7часов). Первые художники Земли. Роль мифа в культуре (миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня – мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Раздел 2.Художественная культура Античности (6 часов).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Раздел 3Художественная культура Средних веков (7 часов). София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 4 Художественная культура средневекового Востока (5 час). Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 5 Художественная культура Возрождения (7 часов). Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение произведений Шекспира.

Итоговый контроль – 1 час.


3.2. Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Контрольные и проверочные работы

1

Введение.

1


2

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

7

1

3

Художественная культура Античности

6

1

4

Художественная культура Средних веков

7

1

5

Художественная культура средневекового Востока

5

1

6

Художественная культура Возрождения

7

1

7

Итоговый контроль

1

1


Всего часов

34

6



3.3 Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура» 10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемый результат

Виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Понятие художественной культуры

1

Изучение нового материала

Знакомство с предметом, содержанием курса, учебником. Формирование представлений о мировой художественной культуре

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами,

С.3-5



Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (7 часов)

2

Искусство первобытного человека. Первые художники Земли.

1

Изучение нового материала

Знать периодизацию первобытного общества, особенности первобытного искусства, понимать роль мифа в культуре, знать древние образы и символы, геометрический орнамент неолита, понятие магии.

Уметь узнавать изученные произведения. (пещеры Альтамира, Ласко, Нео, Капова).


Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, стартовый контроль (устно)

Глава 1. (п. 1.1)

С. 8-14, сообщение «Роль мифа в культуре первобытного человека», «образы и символы первобытного искусства»



3

Древнейшие сооружения человека. Музыка, танец и пантомима

1

комбинированный

Формирование представлений о зарождении архитектуры, музыки, танцев. Уметь узнавать изученные произведения (Стоунхендж)

Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 1. (п.1,2., 1.3) с. 14-20, сообщение «Сказание о Гильгамеше»



4

Художественная культура Древней Передней Азии.

1

Изучение

Нового материала

Формирование представлений о культуре Месопотамии.

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

(зиккурат, библиотека Ашшурбанипала, стела Хаммурапи). Аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.

Уметь узнавать изученные произведения.

Сообщение, беседа, творческое задание

Глава 2, (п.2.1- 2.4)

с. 20-30 сообщение «Пирамиды в Гизе- одно из семи чудес света»



5

Художественная культура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта.

1

комбинированный

Формирование представлений о культуре Древнего Египта

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта; (Пирамиды в Гизе, архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут).

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Сообщения, беседа, творческие задания

Глава 3, (п. 3.1-3.2)

С. 31-39 сообщение

«Рельефные и фресковые композиции Древнего Египта», «Сокровища гробницы Тутанхамона»



6

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

Комбинированный

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта и соотносить их с определенной эпохой.

Сообщение, беседа, работа с иллюстрациями, задания

Глава 4. (п. 4.1-4.4)

С. 39-49 «Шедевры искусства ацтеков»



7

Художественная культура Мезоамерики

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Древней Америки.

Знать шедевры искусства ацтеков, майя, инков.

Уметь узнавать изученные произведения, (Теотиуакан, Паленке, Теночтитлан, храм Солнца).

Сообщения, беседа, творческие задания

Глава 5, (п.5.1-5.4) с. 52-65 сообщение «Легендарный лабиринт Кносского дворца»



8

Обобщающий урок по теме «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизация и контроль знаний.

Контрольная работа




Раздел 2. Художественная культура Античности (6 часов)

9

Работа над ошибками. Эгейское искусство

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об искусстве Эгейского мира. Знать истоки крито- микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры


Сообщения, беседа, творческие задания

Глава 6.(п. 6.1-6.3)

С. 66-72

Сообщение «Афинский Акрополь»



10

Художественная культура Древней Греции. Архитектурный облик Древней Эллады.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об архитектуре Древней Греции.

Знать значение художественной культуры Древней Греции; греческая ордерная система, архитектурные сооружения Афин, Афинский Акрополь, Пергамский алтарь. Представления о мифологии.

Уметь узнавать изученные произведения.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, сообщение, задания

Глава 7, (п. 7.1-7.3) с. 73-83 сообщения «Мастера древнегреческой скульптуры»



11

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

комбинированный

Формирование представлений об основных периодах развития скульптуры и их выдающихся представителей Древней Греции. Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликрета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма. Вазопись архаики.

Беседа, сообщение, работа с терминами, задания

Глава 8. (п. 8.1-8.3) с. 84-92 сообщения «Шедевры римской архитектуры»



12

Художественная культура Древнего Рима. Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Древнего Рима.

Уметь узнавать изученные произведения (Форум, Колизей, Пантеон)

Знать

Сообщение, беседа

Глава 9, (9.1-9.2)

С. 93-101 работа со словарем.



13

Изобразительное искусство Древнего Рима.

2

Комбинированный

Формирование представлений о изобразительном искусстве этрусков, римском скульптурном портрете, мозаичных и фресковых композициях

Беседа, задания.

Глава 10 (п.10.1-10.2)

С. 102-109 Подготовка к проверочной работе



Глава. 11. Театр и музыка Античности – самостоятельное изучение материала.

14

Обобщающий урок по теме «Художественная культура Античности»

1

Контрольно-обобщающий урок

Систематизация и контроль знаний

Творческие задания, диктант дат, тест




Раздел 3. Художественная культура Средних веков (7 часов)

15

Работа над ошибками. Мир Византийской культуры.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Византии. Собор святой Софии в Константинополе. Иконопись. Икона «Владимирская Богоматерь» . Тропарь, нотное письмо.

Беседа, работа с терминами, задания

Глава 12, (п. 12.1-4) с. 120-129 работа с терминами



16

Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский и готический стили.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Западной Европы романского и готического периодов. Романский стиль – монастырская базилика, Пизанский собор. Готика – Собор Нотр-Дам, Собор в Кёльне.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами

Глава 13 (п13.1-2)

С. 130-140 словарь терминов



17

Изобразительное искусство Средних веков. Театр и музыка.

1

комбинированный

Формирование представлений об изобразительном искусстве Средних веков. Умение анализировать, делать выводы, выделять главное.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами

Глава 14-15 (п.14.1-15.4), с. 141-156

словарь терминов,



18

Художественная культура Киевской Руси.

1

комбинированный

Формирование представлений о культуре Средневековой Руси, Собор Святой Софии в Киеве, Софийский собор в Новгороде, мозаика Богоматери Оранты, икона Святых апостолов Петра и Павла.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 16, (16.1 – 2 ) с. 159-167 хронологическая таблица



19

Развитие русского регионального искусства.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Руси XII-XV веков. Знать древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Икона и иконостас. Ф. Грек и А. Рублев «Троица».

Беседа, работа с терминами, задания

Глава 17, (17.1-3 ) с. 168-184 хронологическая таблица



20-21

Искусство единого Российского государства. Театр и музыка.

1


Формирование представлений о культуре Руси XVI-XVII веков.

Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Покрова в Филях. Симеон Полоцкий.


Глава 18.1-19.2

с. 185-209



Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока (5 часов)

22

Художественная культура Индии

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Древней Индии. Знать Самобытность и неповторимость ху­дожественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества. Музыка и театр.

Беседа, творческое задание

Глава 20. (20.1-3) с. 211- 225 сообщения «Шедевры китайской архитектуры»



23

Художественная культура Китая

1

комбинированный

Формирование представлений о культуре Древнего и средневекового Китая. Понимать значение и уникальный характер ки­тайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой. Великая Китайская стена.

Сообщение, беседа, творческие задания

Глава 21,(21.1-2) с. 226-237 сообщения «Искусство чайной церемонии»



24

Искусство Страны восходящего солнца

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о культуре Древней и средневековой Японии . Знать о своеобразии и неповторимости ис­кусства Японии. Шедевры японской ар­хитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. Садово-парковое искусство.


Сообщение, беседа, творческие задания

Глава 22,(22.1-3) с. 238-248 сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней»



25

Художественная культура исламских стран

1

Изучение нового материала

Умение анализировать, делать выводы, выделять главное. Знать и понимать исторические корни и значение ис­кусства ислама; шедевры архитекту­ры. Мавзолей Тадж-Махал, Площадь Регистан в Самарканде. Омар Хайям, Фирдоуси.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 23,(23.1-3) с. 249-261 подготовка к проверочной работе



26

Обобщающий урок по теме «Художественная культура Средних веков»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация и контроль знаний

Контрольная работа




Раздел 5. Художественная культура Возрождения (7 часов)

27

Работа над ошибками. Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения

1

Комбини-рованный

Формирование представлений о живописи. Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения. Мазаччо, Паоло Уччелло, Боттичелли, Донателло, Джотто.

работа с терминами, задания

Глава 24, (24.1-24.4)

. 265-280

сочинение-эссе «Произведение итальянского художника»



28

Архитектура итальянского Возрождения

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об архитектуре Италии.

Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио,

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 25, (25.1-25.2) сообщения с. 281-292 «Титаны Возрождения»



29-30

Титаны Высокого Возрождения

2

Изучение нового материала

Формирование представлений о творчестве Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело

Сообщения, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 26, (26.1-26.3) с. 293-310 работа со словарем медиапрезентация «Мастера венецианской живописи»



31

Мастера венецианской живописи

1

комбинированный

Формирование представлений о периоде Высокого Возрождения в Венеции

Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе. Тинторетто

Беседа, сообщение, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 27, (27.1-27.3) с. 311-325 сообщения «Московский Кремль», «Дионисий»



32

Искусство Северного Возрождения

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о Северном Возрождении

Ж. Лебретон, Ян ванн Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель, Дюрер.

Беседа, работа с иллюстрациями, терминами, задания

Глава 28, (28.1-28.5) с. 326-340



Глава. 29. Музыка и театр эпохи Возрождения – самостоятельное изучение материала

33

Обобщающий урок по теме «Художественная культура Возрождения»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизация и контроль знаний

Проверочная работа

Подготовка к итоговой контрольной работе



Итоговый контроль – 1 час

34

Художественная культура от первобытности до XVII века

1

итоговый

Систематизация и обобщение изученного по культуре от первобытности до XVII века

Итоговая контрольная работа

Книги для дополнительного чтения




4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

4.1. Литература

Литература для учителя:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 12-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2014

2. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2014.

3. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002 (электронная книга)

4. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX века. – М.: - Издательский и книготорговый центр АЗ. – 1999 г.

5. 1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

6.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

7.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс].

8.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс].

9.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

10.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

Литература для обучающихся:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Сто великих музеев мира. Авт.-сост. Н.А.Ионина. – М.: Вече, 1999.

Сто великих храмов мира. Авт.-сост. М.В.Губарева. – М.: Вече, 1999.


5. Приложение

5.1. Контрольно-измерительные материалы
















5.2. Критерии оценивания

Нормы оценивания знаний учащихся устного ответа

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.


Оценка письменных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно (допустима 1 неточность).

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил правильно более половины заданий.

При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» - ученик выполнил 100%-90% заданий верно;

Оценка «4» - ученик выполнил 80%-70% заданий верно;

Оценка «3» - ученик выполнил 60%-40% заданий верно;

Оценка «2» - ученик выполнил менее 40% заданий верно;

Оценка «1» - ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.















Как написать сочинение – эссе.

Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.

1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)

2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.

3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.

4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)

5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)

Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.

Что можно рассказать о произведении архитектуры.

1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?

4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).

5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная

6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?

7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания живописного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.

Анализ произведения скульптуры.

1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.

6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).

7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.

1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания музыкального произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.

5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.

6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.

7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.

8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!