СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК для 11 класса

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа теснейшим образом связана с курсом литературы для 11 класса, что является хорошим подспорьем для успешного освоения литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК для 11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Роговская средняя общеобразовательная школа


« Утверждаю»

Директор МБОУ Роговской СОШ

Приказ от 31.08.2018 № 93

Подпись руководителя…………………Шевцова И.А.

Печать




Рабочая программа

по МХК

для 11 класса


Уровень: базовый

Учитель: Плахова В. И.

Категория: высшая


Кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)










х.Можаевка

2018







РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Искусство»(МХК) для 11 класса (базовый уровень )разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

  • Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994);

  • Основная образовательная программа начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования МБОУ «Роговской СОШ» (приказ от 31.08.2016г. №92)

  • Авторская программа Л.А. Рапацкой. Мировая художественная культура. Программа 5-9 и 10 -11 кл. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.

Программа разработана в соответствии с УМК:


Учебные пособия:

  • Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура Ч.1 учеб. для уч-ся 11 кл. – М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

  • Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.Ч.2: учеб.для уч-ся 11кл. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
  • освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

  • овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.


РАЗДЕЛ 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


РАЗДЕЛ 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX — НАЧАЛА XX в.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

Романтизм как многогранное направление в развитии евро­пейской художественной культуры XIX в. Художественная кар­тина мира в романтическом искусстве разных видов. Несовпадение личного и общественного как основа романтичес­кой рефлексии. Усиление психологического начала, проник­новение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков.

Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г. Гейне). Сказ­ка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.

Расцвет музыки в эпоху романтизма. Национальные музы­кальные школы, поиск самобытного музыкального языка. Оперное творчество Дж. Верди, Ж. Визе, Р. Вагнера. Фортепиан­ная музыка Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена. Симфоническая музыка Г. Берлиоза, песенное и симфоническое наследие Ф. Шуберта.

Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа).

Соотношение романтической и реалистической образности в европейской литературе XIX в. Реалистические романы Ч. Дик­кенса. Проза О. Бальзака (по выбору учителя).

Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессио­низма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Рождение импрессионизма во французской живописи. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Пленэр, его значение для развития импрессионистической образности. Творчество К. Моне, Э. Мане. Нарушение привыч­ного равновесия между цветом и формой предметов, оптические эффекты, акцентировка цветовых пятен (А. Сислей, П. Синьяк, К. Иисарро). Полотна французских импрессиони­стов в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Импрессионизм в музыкальном искусстве. Эстетика передачи мимолетных впечатлений, тонких нюансов чувств и настроений. Изобразительное начало в музыкальных образах, программность. Исключение из музыкального содержания сложных философс­ких проблем, фиксация «внешних» примет окружающего мира. Творчество К. Дебюсси («Сады под дождем», «Море», «Послепо­луденный отдых фавна»), М.Равеля («Болеро», «Скарбо»). Влияние русской музыкальной классики на стилистику французского музыкального импрессионизма.

Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Предтечи экспрессионизма (творчество Ф.М. Достоевского, сочетающее экспрессионистическую образность с духовными идеалами). Символика экспрессионизма в работе Э.Мунка «Крик». Изменение трактовки «вечных» тем в европейском искусстве (ожидание как лирическое настроение уступает мес­то ожиданию ужасного по смыслу события). Сохранение в эксп­рессионизме некоторых традиционных черт европейского искусства предшествующего периода — гиперболы, пафоса со­страдания к бедному, беззащитному человеку. Изобразитель­ное искусство (Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии).

Экспрессионизм в музыкальном искусстве, его предтечи (Г. Малер, Р. Штраус). Нововенская композиторская школа. А. Шенберг, его додекафонная система композиторской техни­ки. Отрицание в додекафонии эстетических нормативов клас­сической музыки, изменение мелодики, ритмики, ладовой организации. Новая художественная образность. Шенберг как прототип главного героя романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Кантата «Свидетель из Варшавы».

Экспрессионистский музыкальный театр (монодрама Шен­берга «Ожидание», опера А. Берга «Воццек»). Экспрессионистская образность в европейской музыке XX в. Отражение в ней духовной катастрофы и гибели гуманистичес­ких ценностей. Образы войны, насилия, смерти (А. Онеггер. «Военные симфонии», К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хи­росимы»).

Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX — начала XX в.

Символизм как философская «сверхидея» искусства кон­ца XIX — начала XX в. Влияние символизма на многие сти­левые направления и художественные течения. Предше­ственники символизма (Ш. Бодлер. «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метер-линка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие челове­ческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные фа­келы»).

Развитие многожанровой литературы с традиционной худо­жественной образностью. Творчество Р. Роллана. «Книга джунглей» Дж.Р. Киплинга. Мастер психологической новел­лы С. Цвейг.

Развитие скульптуры. О. Роден: новаторство и традиции в его творчестве (« Бальзак », « Врата ада », « Граждане Кале »).

Эстетические и инженерные новации в архитектуре. Основоположник функционализма В. Гропиус, его проекты в XX в. («Баухауз»). Рационализм и функционализм проектов Ле Корбюзье (дом Центросоюза в Москве). Эйфелева башня (проект А.Г. Эйфеля) в Париже как символ достижений технической эстетики конца XIX в.

Изобразительное искусство в поисках радикального обнов­ления средств выразительности. «Новая реальность» на полот­не. Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, В. ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Гогена; влияние на образный мир художника неевропейских культурных тра­диций. Чистота и звучность цвета в работах Гогена, выраже­ние чувств героев с помощью сопоставления контрастных цветов («А ты ревнуешь? »).

Фовизм в изобразительном искусстве французских мастеров. Открытие новых динамичных сочетаний цвета, стихийной ост­рой ритмики, резкого обобщения объемов (творчество А. Матис­са: «Красная комната», «Танец», «Музыка»). Работы Матисса в Эрмитаже.

Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре. Преобладание формальных задач в логике кубизма: конструирование объемной формы на плоскости, выявле­ние простейших устойчивых геометрических пропорций моде­ли (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые элементы. Попытка преодолеть статичность живопи­си (совмещение пространства и времени) в художественном об­разе (П. Синьяк, Ж. Брак, Ф. Леже). Творчество П. Пикассо. Кубистические элементы его живописи. «Голубой» и «розовый» периоды творчества Пикассо («Гитарист», «Двое», «Девочка на шаре», «Смерть арлекина»). Абстракционизм в работах Пикас­со («Герника»).

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX — НАЧАЛА XX в.

Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. — фундамент национальной классики

Сопротивление идеологии крепостнического устройства Рос­сии, усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Отражение противо­стояния мыслящей интеллигенции и официальных консерватив­ных кругов в развитии художественной культуры. Сохранение в искусстве первых десятилетий классицистского рационализма. Характерное сочетание классицизма с новыми романтически­ми и реалистическими идеалами. Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской ху­дожественной культуре. Отражение в искусстве наболевших со­циальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

А.С. Пушкин, его роль в развитии русской художественной культуры. Мировое значение поэзии Пушкина. Богатство наци­онального духовного опыта в его творчестве. Пушкин и музыка.

М.И. Глинка, его роль в становлении основных эстетичес­ких принципов русского музыкального классического искусст­ва. Национальная характерность — главная черта музыки М.И. Глинки. Новое воплощение «русской европейскости» в его творчестве. Оперное наследие М.И. Глинки. Опера-драма «Жизнь за царя», ее патриотический пафос. Новаторская сущ­ность эпической оперы «Руслан и Людмила», противопоставле­ние русской песенности и «восточного» инструментализма. Симфоническая музыка Глинки (« Вальс-фантазия », « Камарин­ская», «Арагонская хота»).

Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (рус­ский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К.И. Росси (Сенат, Синод, Александрий­ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В.П. Стасо­ва, О.И. Вове, Д. Жилярди.

М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Глубина и многогран­ность поэтического мира. Поэзия Лермонтова в вокальном твор­честве русских композиторов.

Романтическая образность в русской камерно-вокальной му­зыке. Расцвет классического романса (М.И. Глинка, А.А. Аля­бьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев).

Сочетание классицистских и романтических образов в изоб­разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне­му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов).

Творчество К.П. Брюллова. Высокий профессионализм, чув­ство формы, динамизм и красочность образов его полотен. Твор­ческий облик А.А. Иванова. Философские и духовные основы его главной работы «Явление Христа народу».

«Гоголевское» направление и «натуральная школа» в рус­ской художественной культуре. Традиции Н.В. Гоголя в рус­ском искусстве: соединение фантастики и гротеска, сатиры и сурового морализма, религиозности и социальной утопии. Про­изведения Гоголя в русской музыке.

Становление идей критического реализма в изобразительном искусстве. Творчество П.А. Федотова. Влияние эстетики «нату­ральной школы» на творчество последователя М.И. Глинки — А.С. Даргомыжского. Основа декламационного стиля компози­тора: соединение музыкальных звуков с интонациями русской речи. Стремление композитора к правдивому воплощению жиз­ни. Опера «Русалка». Романсы-монологи.

Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных боре­ний, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.

Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. «Литературоцентризм» и новые культурные традиции. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав­ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Сал­тыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще­ние пройденного по литературе).

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци­онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала­кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музы­ке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис­тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»). Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки, верность народническим идеалам. Оперное наследие композитора. Опе­ры-сказки «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бес­смертный», «Золотой петушок». Опера-былина «Садко». Лирическая драма «Царская невеста». Христианская образность «Сказания и невидимом граде Китеже и деве Февронии». Про­граммная симфоническая музыка (по выбору учителя).

Гуманистические идеалы П.И. Чайковского. Воплощение в его музыке «вечных» тем бытия, проблемы добра и зла, жизни и смерти. Симфоническая музыка Чайковского (трилогия: Чет­вертая, Пятая, Шестая «Патетическая» симфонии). Оперное творчество («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Концерт для фортепиано с оркестром № 11 Балеты «Щелкунчик», «Лебеди­ное озеро», «Спящая красавица» (по выбору учителя).

Реалистическая образность произведений художников-пере­движников. Отказ живописи от функции «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус­ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче­ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. По­ленова. Вершинные достижения русской живописи в творени­ях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произве­дений В.М. Васнецова.

Закат классицистских традиций в архитектуре. Псевдорус­ский стиль зодчества. Соединение красочного барокко с элемен­тами народной архитектуры. Храм Христа Спасителя в Москве. Расцвет монументального ваяния. Памятники: «Тысячелетию России» (М.О. Микешин), А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опе­кушин). Искусство М.М. Антокольского.

Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма

«Серебряный век» как этап, завершающий традицию разви­тия русской художественной культуры от древности до совет­ского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстети-ческой почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художествен­ных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо­жественных течений и направлений. «Гармония противо­положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Истоки символизма. Отражение в символизме исконно рус­ских идеалов соборности и всеединства. Символ — «связь меж­ду двумя мирами, знак иного мира в этом мире» (Н.А. Бердяев) и его обобщение в художественно-образной форме. «Музыкаль­ность», «мировойоркестр» как категории мировосприятия ма­стеров символизма. Человеческий дух и Вечность — одна из важнейших тем символистского искусства.

Символизм в литературе. Предтечи символизма. Философ­ская поэзия B.C. Соловьева. Произведения Д.С. Мережковско­го, символизм исторической прозы. Поэтические образы К.Д. Бальмонта, В.И. Брюсова, А. Белого, И.Ф. Анненского, А.А. Блока (обобщение пройденного на уроках литературы). Вяч.И. Иванов, его учение о мистерии и художнике-теурге. Роль Иванова в развитии философских и творческих взглядов А.Н. Скрябина.

Символизм в живописи. Эмоциональное звучание полотен М.А. Врубеля. Символика цвета. Демон — «вещий сон худож­ника о самом себе». Живопись В.Э. Борисова-Мусатова, свето-воздушные эффекты его полотен. М.К. Чюрленис. Попытка преодолеть грань между живописью и музыкой (« Соната моря », «Соната солнца»).

Творческий облик А.Н. Скрябина*. Философия музыки и му­зыка философии в его художественных произведениях. Симфо­нические сочинения Скрябина («Поэма экстаза»*, Третья симфония «Божественная поэма», «Прометей»). Фортепианная музыка Скрябина. Прелюдии ор. 11. Две поэмы ор. 32. Рожде­ние в творчестве композитора цветомузыки; предвосхищение Скрябиным новации музыкального языка XX в. в области мело­дики, ритмики, гармонии, формы.


* Материал для свободного изучения отмечен знаком *.


Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно­сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен­ным служением, как скрытая основа художественных произ­ведений авангардистов.

Творческое объединение «Бубновый валет». Традиции рус­ского лубка, упрощенность, примитивность образного мира по­лотен И.И. Машкова; кубизм в творчестве П.П. Кончаловского; гротеск примитивистских образов М.Ф. Ларионова; простота и детская наивность произведений Н.С. Гончаровой.

Футуризм в литературе; его роль в развитии нового стихо­сложения. Радикализм и «тотальное новаторство» произведений А.Е. Крученых. Влияние футуризма на поэзию Б. Л. Пастернака, В.В. Маяковского, В. Хлебникова, музыку С.С. Прокофьева.

Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»). Стремление к «пре­красной ясности». Творчество М.А. Кузмина, Г.В. Адамовича, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Начало творческого пути А.А. Ахматовой (обобщение пройденного по литературе).

Новое в русской архитектуре. Неоклассические проекты И.А. Фомина. Возвращение к атрибутике древнерусского ис­кусства, стиль модерн, творчество Ф.О. Шехтеля.

Творческое объединение «Мир искусства». Роль СП. Дяги­лева и А.Н. Бенуа в развитии эстетики мирискусничества. Твор­ческая дискуссия с искусством XIX в., критика реализма как «обветшалой мерки». Увлеченность соразмерностью классициз­ма, красочностью древнерусской иконы, пышностью и ярко­стью барокко. Художники, испытавшие влияние мирискуснических идеалов: В.А. Серов, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. Яркость, многоцветность полотен Б.М. Кустодие­ва. Образный мир Н.К. Рериха.

«Русские сезоны» в Париже. Воплощение идеи синтетичес­кого балета. Творчество И.Ф. Стравинского («Петрушка», «Вес­на священная»).

«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя).

Романтическая образность изобразительного искусства; лирико-психологические настроения полотен И.И. Левитана, К.А. Коровина.

Развитие музыкального искусства. Философско-нравственные искания СИ. Танеева (Симония № 4, кантата «Иоанн Дамаскин»). Духовная насыщенность и национальная харак­терность музыки СВ. Рахманинова. Судьба композитора, про­изведения, созданные в России (романсы, Второй концерт для фортепиано с оркестром). Зарубежный период творчества, сим­фонические произведения. Символика колокольности, знамен­ного распева и попевки «Dies irae» в его музыке.


РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.

Тема 10*. Полюсы добра и зла: литературная классика XX в.

Преемственность и новаторство в литературе XX в. Пробле­ма положительного героя. Новая художественная образность. Настроения пессимизма, внутренней опустошенности, утра­ты идеалов и иллюзий (Э.М. Ремарк). Психологическая насы­щенность литературы. Попытка проникнуть в «поток созна­ния» (Дж. Джойс, А. Рюноскэ). Символичность воплощения традиционных культурных ценностей (Г. Гессе). Гротекст и обличение мирового зла (Ф. Кафка). Отражение ненависти, царящей в мире (Ж.-П. Сартр). Сюрреализм в литературе (А. Камю).

Светлые духовные идеалы, их воплощение в жанре сказки (А. де Сент-Экзюпери).

Расцвет научно-фантастической литературы. Жанр детек­тива (Ж. Сименон, А. Кристи) — воплощение представлений о справедливости и победы добра над злом.

Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот

Национальные композиторские школы XX в. Немецкая му­зыка и творчество П. Хиндемита (симфония «Художник Матис»). Сценическая кантата К. Орфа «Кармина Бурана».

Испанская культура, высокие традиции в музыке и театре (П. Сарасате, А. Казальс, И. Альбенис, Э. Гранадос, Г. Лорка). М. де Алья — классик испанской музыки XX в.

Венгерская музыка, творчество Б. Бартока. Французский композитор Ф. Пуленк (монодраМа «Человеческий голос»). Польская школа, творчество К. Пендерецкого (оратория «Des irae»).

Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музы­кальный авангард. Стремление композиторов создать собственную теоретическую доктрину и философски обосновать свое творчество. Рождение новых систем звукозаписи, отказ от пяти линеек и нот в привычном смысле слова. Обращение к нетрадиционным звучно-стям, использование «расщепленных» звуков, четвертотоники и др. Алеаторика. Серийная техника. Конкретная музыка (исполь­зование шумов и немузыкальных звучностей). Д. Кейдж, П. Шеф-фер. Новаторство французского мастера О. Мессиана. Электронная музыка. Электроинструменты и новые тембры.

Тема 12. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость

Освобождение театрального искусства от многовековых тра­диций, от четкой разделенности на артистов и зрителей. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художествен­ной выразительности. Развитие режиссерского театра, великие режиссеры XX в. (М. Рейнхард, Ж. Вилар, П. Брук и др.).

Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Особен­ности средств выразительности киноискусства, его синтетичес­кий характер. Выразительность и изобразительность: поиск смысловых ориентиров. Эволюция киноискусства. «Немое» кино, творчество Ч. Чаплина, национальные школы кинема­тографа. Киноискусство Франции (Р.Клер, М.Карне, Ж.-Л.Го­дар). Творчество И. Бергмана («Седьмая печать»). Итальянский неореализм (Р. Россе лини, Ф. Феллини, М. Антониони). Поль­ский кинематограф (А. Вайда. «Пепел и алмаз»). Японский кинематограф, национальная традиционность образов и обоб­щенность смыслов (А.Куросава).

Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости

Художественная культура стран Американского континен­та как молодое образование в мировой культуре; полиэтничес­кий характер традиций, сочетание элементов художественного мышления разных народов.

Художественная культура США. Роль переселенцев из Рос­сии в становлении профессионального искусства Америки. «Ве­ликая американская мечта», воплощение этого идеала в ху­дожественных произведениях.

Американская литературная классика, ее истоки (Ф. Купер, Дж. Джефферсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Творчество М. Тве­на («Приключение Тома Сойера»), О'Генри (рассказы), образ­ный мир произведений Т. Драйзера, М. Митчелл, Э. Хемин­гуэя, У. Фолкнера (по выбору учителя).

Своеобразие архитектурного облика США. Статуя Свободы, памятник Линкольну в Вашингтоне — символы Америки.

Живопись Р. Кента. Творчество художников разных стран в Америке. Испанский мастер сюрреализма — С. Дали. Сочета­ние в его полотнах элементов предметного мира в произволь­ных комбинациях-фантазиях. Проблема «сюрреалистической логики» («Христос над миром», «Ностальгия бесконечности», «Предчувствие гражданской войны»).

Киноискусство США. Голливуд. Классика американского кино. «Унесенные ветром» В. Флеминга. Звезды Голливуда (Мэ-рилин Монро и др.). Проблема тиражирования киноискусства в США. Положительный герой американских боевиков: незави­симость, обаяние, большая физическая сила и способность с ее помощью добиться справедливости.

Музыкальное искусство в США. Музыка «черной Амери­ки». Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке. Блюз, спиричуэле и ранние формы джаза, рэг-тайм, буги-вуги, диксиленд. Джаз после первой мировой войны (биг-бэнд, симфо-джаз). Значение ритма в джазе, импровизационность. Джазовые интонации в творче­стве композиторов. Дж. Гершвин: оперная и инструменталь­ная музыка.

Своеобразие художественной культуры стран Латинской Америки. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фе­стивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явления художественной культуры. Романтико-реалистическая и мифо-поэтическая литература Латинской Аме­рики (Ж.Амаду, Г.Маркес).

Монументальный стиль в архитектуре и изобразительном ис­кусстве (Д. Ривера, А. Сикейрос). Градостроительные идеи О. Нимейера. Образы городов Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Мехико. Бразильская классическая музыка. Вила-Лобос.


РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.: ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ

Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 г. Идеология большевизма: утопические лозунги и реаль­ность. Атеизм и варварское разрушение памяти народной культуры. Ложные боги и подлинный энтузиазм народа: сложное переплетение правды и лжи в новой культуре.

Крушение многовековых традиций развития художественно­го творчества; доктрина новой пролетарской культуры. Массо­вая эмиграция творцов «серебряного века» из России. Феномен «России за рубежом» (литература, живопись, музыка).

Противоречивый облик литературной жизни 20-х гг. Попыт­ка деятелей искусства объяснить позиции большевиков высо­кими идеями «служения народу». Романтическая образность в произведениях В.В. Маяковского* В.В. Хлебникова, И.Э. Бабе­ля, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина. Осмысление гражданской вой­ны как великой трагедии России в творчестве М.А. Булгакова («Бег», «Дни Турбиных»).

Политизация изобразительного искусства. Противостояние Ассоциации художников революционной России (И.И. Бродс­кий, М.Б. Греков и др.) и Общества станковистов (А.А.Дейне-ка и др.). Планетарные идеи в творчестве К.С. Петрова-Водкина. Портрет в творчестве М.В. Нестерова.

Театральное искусство, выдающиеся режиссеры Е.Б. Вахтан­гов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мей­ерхольд. Творческие искания в условиях новой культуры.

Массовая песня как непосредственное отражение идеалов стро­ительства коммунизма (А.А. Давиденко, А.В. Александров).

Первая «перестройка» литературно-художественной жизни в 30-е гг. Ликвидация творческих союзов и объединений, рожде­ние официальных союзов композиторов, художников, писателей. Феномен социального оптимизма в эпохе массовых ста­линских репрессий. Творчество А.Т. Твардовского, Н.А. Остров­ского, А.П. Платонова, В.И. Катаева, К.Г. Паустовского, М. Горь­кого. Развитие детской литературы (К.И. Чуковский, С.Я. Мар­шак, А.Л. Барто, СВ. Михалков, А.П. Гайдар, Л.А. Кассиль).

Трагедия личности в условиях авторитарного режима. Сочи­нение «в стол» (А.А. Ахматова. «Реквием»). М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» — философское обобщение вечных цен­ностей жизни, приговор тоталитаризму. Трагические коллизии революции и гражданской войны в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

«Социалистический реализм» в изобразительном искусстве (Б.В. Иогансон). Творчество скульптора СТ. Конёнкова. Мону­ментальность образов в работах скульптора В.И. Мухиной ( « Ра­бочий и колхозница»).

Оптимистический пафос «массовой песни» (И.О. Дунаевс­кий, братья Покрасс, М.И. Блантер, Т.Н. Хренников). Травля инакомыслящих» в музыкальном искусстве (Д.Д. Шостако­вич. Опера «Леди Макбет Мценскогоуезда» («КатеринаИзмай­лова»).

Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма». Историко-революционные ки­нофильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм). Романтические иллюзии, официальные версии и правда истории в кинофильмах «Человек с ружьем» (С.И.Юткевич), «Депутат Балтики» (реж. А.Г.Зархи, И.Е. Хейфец).

Героизм «трудовых будней» — одна из главных тем киноискусства 30-х гг. «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов). Историческая роль фильма «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Комедии «Весе­лые ребята», «Волга-Волга», «Светлыйпуть» (реж. Г.В. Алек­сандров). «Свинарка и пастух» (реж. И.А. Пырьев). Возвращение патриотической темы, связанной с образом русского народа, накануне Великой Отечественной войны («Александр Невский», реж. СМ. Эйзенштейн).

Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.

Обращение литературы военных лет к традиционным фоль­клорным формам поэзии — заклинанию, клятве, заговору и др. Взлет лирической поэзии, воплощение в ней чувств и пережи­ваний бойца — защитника Родины. Творчество К.М. Симоно­ва, А.А. Ахматовой. Бессмертный образ простого русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Пьеса «Фронт» А.Е. Корнейчука.

Воссоздание событий фронтов Великой Отечественной войны очевидцами — писателями B.C. Гроссманом, В.П. Некрасовым, К.М. Симоновым, Б.Л. Горбатовым, А.А. Фадеевым. Уникаль­ность «блокадной литературы» (О.Ф. Берггольц, А.А. Прокофь­ев). «Военная тема» в творчестве Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева (повторение материала литературы — по выбору учителя).

Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патрио­тизма, веры в победу над фашизмом. Образы великого противо­стояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца», «В 6 часов вечера после войны».

Отражение подвига народа в искусстве послевоенных лет: «Подвиг разведчика» (реж. Б.В. Барнет. «Повесть о настоящем человеке», реж. А.Б. Столпер). Кинофильмы о войне — виде­ние «на историческом расстоянии»: «Баллада о солдате», киноэпопея «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Летят жу­равли» , «Белорусский вокзал».

Изобразительное искусство военных лет. Агитационные пла­каты («Родина-мать зовет»). Военная тема в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодче­ство (мемориалы).

Песни военных лет. «Священная война» А.В. Александро­ва. Образы войны и победы в музыке послевоенных десятиле­тий. «Реквием» Д.Б. Кабалевского, песня «День Победы» Д.Ф. Тухманова.

Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве

Столкновение оптимистических настроений «общества по­бедителей» с деспотическим политическим режимом сталин­ской системы. Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х гг. Процесс нравственного очищения народа.

Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX в. Истоки возвращения «исторической памяти» (П.Д. Корин. Триптих «Александр Невский»; кинофильм СМ. Эйзенштей­на «Иван Грозный»).

Традиция русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов-шестидесятников (Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий). По­эзия А.В. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождес­твенского —- оптимизм и молодой задор.

«Деревенская тема» в русской литературе (Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.П. Астафьев). Творческое насле­дие В.М. Шукшина. Проза В.А. Солоухина (по выбору учителя).

Национальные традиции живописи. Образы полотен A.M. Ши­лова. Творчество И.С Глазунова.

Музыкальная классика XX в. Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, СВ. Свиридова.

Тема 17. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.

Диссидентское движение в период «отката оттепели». Нрав­ственные идеи А.Д. Сахарова. Новая волна эмиграции (А.И. Сол­женицын, И.А.Бродский, В.П.Аксенов, В.Н. Войнович, Г.Н. Владимов, М.Л. Ростропович и др.). Духовный эпицентр художественной культуры — деятельность литературных жур­налов «Юность», «Новый мир»; роль театров («Современник», Московский театр драмы и комедии на Таганке и др.).

Киноискусство. Творчество А.А. Тарковского, Т.Е. Абулад­зе, Э.А. Рязанова, М.А. Захарова.

Перестройка 80-х гг. Усиление критических оценок социаль­ной действительности в искусстве. Литература. Творчество М.Н. Кураева, Ю.М. Полякова, В.В. Ерофеева (по выбору учите­ля). Проза и поэзия «андеграунда» (B.C. Пелевин). Душевная смута современного человека в «женской литературе» (Л. С. Пет-рушевская, Т.Н. Толстая). Своеобразие творческого облика Э.С. Радзинского.

Развитие театральной режиссуры (Л.А. Додин, П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, О.П. Табаков и др.). Новые темы и идеи в кине­матографе (Н.С. Михалков, А.С. Михалков-Кончаловский, П.Е. Тодоровский, А.Ю. Герман). Живопись и скульптура (М.М. Шемякин, З.К. Церетели, Э.И. Неизвестный, отец и сын Рукавишниковы и др.).

Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А.Я. Эшпай, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, В.П. Артемов, А.Л. Рыбников). Исполнительское искусство. Новые творческие коллективы («Виртуозы Мос­квы»).

Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы. Рок-ансамбли: от экспансии «тяжелого рока» к красочности видеоклипов.

Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.

Уродливые явления российской культурной жизни 90-х гг. Негласные идеологические войны в средствах массовой инфор­мации. Новые герои телевизионных программ. Разгул пропа­ганды вседозволенности, насилия.

Противостояние злу: первые шаги возвращения к исто­кам традиционных духовно-нравственных ценностей. Вос­становление храмов. Символ новой России — Храм Христа Спасителя.


РАЗДЕЛ 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

2

3

4

1

Основные течения в европей­ской худо­жествен­ной куль­туре XIX-начала XX века (10 ч)







Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего» человека


1



Художественные принципы реализма.

1



Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1



Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессио­низм).

1



Западноевропейские шедевры музыкального искусства XIX века.


1

Художественные принципы символизма.


1

1

2

3

4

1

Основные течения в европей­ской худо­жествен­ной куль­туре XIX-начала XX века (10 ч)




Постимпрессионизм и его выразительные средства.


1



Модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, авангардизм в изобразительном искусстве конца XIX – XX вв.

1



Эстетические и инженерные новации в архитектуре XIX - XXвв.

1



Скульптура XIX ––XX вв: шедевры индустриальной эпохи.

1

2

Художест­венная культура России XIX-начала XX века (15 ч)














Фундамент национальной классики: шедевры русской литературы первой половины XIX века.

1



Архитектура и скульптура Москвы и Санкт-Петербурга первой половины XIX века.

1



Живопись России первой половины XIX века.

1



Шедевры музыкальной культуры России XIX века.

1



Русская литература и драматургия пореформенной эпохи.

1



Художники – передвижники.

1



Архитектура и скульптура России конца XIX - начала XX века.

1



Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма в литературе.

1



Символизм в живописи, музыке и театре России.

1



Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

1



В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм в литературе начале ХХ века.

1



Художественное объединение «Мир искусства».

1



Музыкальное искусство «Серебряного века».


1

Тема Родины на полотнах русских живописцев «серебряного века». «Хранители» русской культуры.

1



ПОУ – Художественная культура России XIX – начала XX в.


1

3

Художественная

культура XX века (9 ч)

Музыкальное искусство ХХ века в нотах и без нот.


1

1

2

3

4

3

Художественная

культура XX века (9 ч)

Театральное искусство ХХ века: культурная дополняемость.


1


Становление и расцвет мирового кинематографа.


1


Художественная культура Америки: обаяние молодости.


1




Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х гг. ХХ века.

1




Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины ХХ века.

1



Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».


1



Отечественная культура на пороге III тысячелетия: противоречия в художественной культуре.

1



Турнир знатоков «Мировая культура ХХ века»


1


Всего:

34


Рабочая программа по предмету «Искусство(МХК)» для 11 класса является приложением к основной общеобразовательной программе школы.


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора

Методического совета по УВР

МБОУ Роговской СОШ Кошеленко Т. П./_____/

от 30.08.2018 года №1 ФИО Подпись

Руководитель МС_______/КошеленкоТ.П./ 30.08.2018



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!