Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Роговской СОШ
Приказ от 31.08.2018 № 93
Подпись руководителя…………………Шевцова И.А.
Печать
Рабочая программа
по МХК
для 11 класса
Уровень: базовый
Учитель: Плахова В. И.
Категория: высшая
Кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)
х.Можаевка
2018
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Искусство»(МХК) для 11 класса (базовый уровень )разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994);
Основная образовательная программа начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования МБОУ «Роговской СОШ» (приказ от 31.08.2016г. №92)
Авторская программа Л.А. Рапацкой. Мировая художественная культура. Программа 5-9 и 10 -11 кл. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.
Программа разработана в соответствии с УМК:
Учебные пособия:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура Ч.1 учеб. для уч-ся 11 кл. – М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.Ч.2: учеб.для уч-ся 11кл. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;
овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
РАЗДЕЛ 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
РАЗДЕЛ 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX — НАЧАЛА XX в.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Несовпадение личного и общественного как основа романтической рефлексии. Усиление психологического начала, проникновение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков.
Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г. Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.
Расцвет музыки в эпоху романтизма. Национальные музыкальные школы, поиск самобытного музыкального языка. Оперное творчество Дж. Верди, Ж. Визе, Р. Вагнера. Фортепианная музыка Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена. Симфоническая музыка Г. Берлиоза, песенное и симфоническое наследие Ф. Шуберта.
Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа).
Соотношение романтической и реалистической образности в европейской литературе XIX в. Реалистические романы Ч. Диккенса. Проза О. Бальзака (по выбору учителя).
Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.
Рождение импрессионизма во французской живописи. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Пленэр, его значение для развития импрессионистической образности. Творчество К. Моне, Э. Мане. Нарушение привычного равновесия между цветом и формой предметов, оптические эффекты, акцентировка цветовых пятен (А. Сислей, П. Синьяк, К. Иисарро). Полотна французских импрессионистов в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Импрессионизм в музыкальном искусстве. Эстетика передачи мимолетных впечатлений, тонких нюансов чувств и настроений. Изобразительное начало в музыкальных образах, программность. Исключение из музыкального содержания сложных философских проблем, фиксация «внешних» примет окружающего мира. Творчество К. Дебюсси («Сады под дождем», «Море», «Послеполуденный отдых фавна»), М.Равеля («Болеро», «Скарбо»). Влияние русской музыкальной классики на стилистику французского музыкального импрессионизма.
Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.
Предтечи экспрессионизма (творчество Ф.М. Достоевского, сочетающее экспрессионистическую образность с духовными идеалами). Символика экспрессионизма в работе Э.Мунка «Крик». Изменение трактовки «вечных» тем в европейском искусстве (ожидание как лирическое настроение уступает место ожиданию ужасного по смыслу события). Сохранение в экспрессионизме некоторых традиционных черт европейского искусства предшествующего периода — гиперболы, пафоса сострадания к бедному, беззащитному человеку. Изобразительное искусство (Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии).
Экспрессионизм в музыкальном искусстве, его предтечи (Г. Малер, Р. Штраус). Нововенская композиторская школа. А. Шенберг, его додекафонная система композиторской техники. Отрицание в додекафонии эстетических нормативов классической музыки, изменение мелодики, ритмики, ладовой организации. Новая художественная образность. Шенберг как прототип главного героя романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Кантата «Свидетель из Варшавы».
Экспрессионистский музыкальный театр (монодрама Шенберга «Ожидание», опера А. Берга «Воццек»). Экспрессионистская образность в европейской музыке XX в. Отражение в ней духовной катастрофы и гибели гуманистических ценностей. Образы войны, насилия, смерти (А. Онеггер. «Военные симфонии», К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хиросимы»).
Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX — начала XX в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX — начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма (Ш. Бодлер. «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метер-линка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»).
Развитие многожанровой литературы с традиционной художественной образностью. Творчество Р. Роллана. «Книга джунглей» Дж.Р. Киплинга. Мастер психологической новеллы С. Цвейг.
Развитие скульптуры. О. Роден: новаторство и традиции в его творчестве (« Бальзак », « Врата ада », « Граждане Кале »).
Эстетические и инженерные новации в архитектуре. Основоположник функционализма В. Гропиус, его проекты в XX в. («Баухауз»). Рационализм и функционализм проектов Ле Корбюзье (дом Центросоюза в Москве). Эйфелева башня (проект А.Г. Эйфеля) в Париже как символ достижений технической эстетики конца XIX в.
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. «Новая реальность» на полотне. Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, В. ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Гогена; влияние на образный мир художника неевропейских культурных традиций. Чистота и звучность цвета в работах Гогена, выражение чувств героев с помощью сопоставления контрастных цветов («А ты ревнуешь? »).
Фовизм в изобразительном искусстве французских мастеров. Открытие новых динамичных сочетаний цвета, стихийной острой ритмики, резкого обобщения объемов (творчество А. Матисса: «Красная комната», «Танец», «Музыка»). Работы Матисса в Эрмитаже.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре. Преобладание формальных задач в логике кубизма: конструирование объемной формы на плоскости, выявление простейших устойчивых геометрических пропорций модели (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые элементы. Попытка преодолеть статичность живописи (совмещение пространства и времени) в художественном образе (П. Синьяк, Ж. Брак, Ф. Леже). Творчество П. Пикассо. Кубистические элементы его живописи. «Голубой» и «розовый» периоды творчества Пикассо («Гитарист», «Двое», «Девочка на шаре», «Смерть арлекина»). Абстракционизм в работах Пикассо («Герника»).
РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX — НАЧАЛА XX в.
Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. — фундамент национальной классики
Сопротивление идеологии крепостнического устройства России, усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Отражение противостояния мыслящей интеллигенции и официальных консервативных кругов в развитии художественной культуры. Сохранение в искусстве первых десятилетий классицистского рационализма. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
А.С. Пушкин, его роль в развитии русской художественной культуры. Мировое значение поэзии Пушкина. Богатство национального духовного опыта в его творчестве. Пушкин и музыка.
М.И. Глинка, его роль в становлении основных эстетических принципов русского музыкального классического искусства. Национальная характерность — главная черта музыки М.И. Глинки. Новое воплощение «русской европейскости» в его творчестве. Оперное наследие М.И. Глинки. Опера-драма «Жизнь за царя», ее патриотический пафос. Новаторская сущность эпической оперы «Руслан и Людмила», противопоставление русской песенности и «восточного» инструментализма. Симфоническая музыка Глинки (« Вальс-фантазия », « Камаринская», «Арагонская хота»).
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К.И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В.П. Стасова, О.И. Вове, Д. Жилярди.
М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Глубина и многогранность поэтического мира. Поэзия Лермонтова в вокальном творчестве русских композиторов.
Романтическая образность в русской камерно-вокальной музыке. Расцвет классического романса (М.И. Глинка, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев).
Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве. Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов).
Творчество К.П. Брюллова. Высокий профессионализм, чувство формы, динамизм и красочность образов его полотен. Творческий облик А.А. Иванова. Философские и духовные основы его главной работы «Явление Христа народу».
«Гоголевское» направление и «натуральная школа» в русской художественной культуре. Традиции Н.В. Гоголя в русском искусстве: соединение фантастики и гротеска, сатиры и сурового морализма, религиозности и социальной утопии. Произведения Гоголя в русской музыке.
Становление идей критического реализма в изобразительном искусстве. Творчество П.А. Федотова. Влияние эстетики «натуральной школы» на творчество последователя М.И. Глинки — А.С. Даргомыжского. Основа декламационного стиля композитора: соединение музыкальных звуков с интонациями русской речи. Стремление композитора к правдивому воплощению жизни. Опера «Русалка». Романсы-монологи.
Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. «Литературоцентризм» и новые культурные традиции. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобщение пройденного по литературе).
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»). Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки, верность народническим идеалам. Оперное наследие композитора. Оперы-сказки «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок». Опера-былина «Садко». Лирическая драма «Царская невеста». Христианская образность «Сказания и невидимом граде Китеже и деве Февронии». Программная симфоническая музыка (по выбору учителя).
Гуманистические идеалы П.И. Чайковского. Воплощение в его музыке «вечных» тем бытия, проблемы добра и зла, жизни и смерти. Симфоническая музыка Чайковского (трилогия: Четвертая, Пятая, Шестая «Патетическая» симфонии). Оперное творчество («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Концерт для фортепиано с оркестром № 11 Балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (по выбору учителя).
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функции «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.
Закат классицистских традиций в архитектуре. Псевдорусский стиль зодчества. Соединение красочного барокко с элементами народной архитектуры. Храм Христа Спасителя в Москве. Расцвет монументального ваяния. Памятники: «Тысячелетию России» (М.О. Микешин), А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опекушин). Искусство М.М. Антокольского.
Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстети-ческой почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.
Истоки символизма. Отражение в символизме исконно русских идеалов соборности и всеединства. Символ — «связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире» (Н.А. Бердяев) и его обобщение в художественно-образной форме. «Музыкальность», «мировойоркестр» как категории мировосприятия мастеров символизма. Человеческий дух и Вечность — одна из важнейших тем символистского искусства.
Символизм в литературе. Предтечи символизма. Философская поэзия B.C. Соловьева. Произведения Д.С. Мережковского, символизм исторической прозы. Поэтические образы К.Д. Бальмонта, В.И. Брюсова, А. Белого, И.Ф. Анненского, А.А. Блока (обобщение пройденного на уроках литературы). Вяч.И. Иванов, его учение о мистерии и художнике-теурге. Роль Иванова в развитии философских и творческих взглядов А.Н. Скрябина.
Символизм в живописи. Эмоциональное звучание полотен М.А. Врубеля. Символика цвета. Демон — «вещий сон художника о самом себе». Живопись В.Э. Борисова-Мусатова, свето-воздушные эффекты его полотен. М.К. Чюрленис. Попытка преодолеть грань между живописью и музыкой (« Соната моря », «Соната солнца»).
Творческий облик А.Н. Скрябина*. Философия музыки и музыка философии в его художественных произведениях. Симфонические сочинения Скрябина («Поэма экстаза»*, Третья симфония «Божественная поэма», «Прометей»). Фортепианная музыка Скрябина. Прелюдии ор. 11. Две поэмы ор. 32. Рождение в творчестве композитора цветомузыки; предвосхищение Скрябиным новации музыкального языка XX в. в области мелодики, ритмики, гармонии, формы.
* Материал для свободного изучения отмечен знаком *.
Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением, как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Творческое объединение «Бубновый валет». Традиции русского лубка, упрощенность, примитивность образного мира полотен И.И. Машкова; кубизм в творчестве П.П. Кончаловского; гротеск примитивистских образов М.Ф. Ларионова; простота и детская наивность произведений Н.С. Гончаровой.
Футуризм в литературе; его роль в развитии нового стихосложения. Радикализм и «тотальное новаторство» произведений А.Е. Крученых. Влияние футуризма на поэзию Б. Л. Пастернака, В.В. Маяковского, В. Хлебникова, музыку С.С. Прокофьева.
Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»). Стремление к «прекрасной ясности». Творчество М.А. Кузмина, Г.В. Адамовича, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Начало творческого пути А.А. Ахматовой (обобщение пройденного по литературе).
Новое в русской архитектуре. Неоклассические проекты И.А. Фомина. Возвращение к атрибутике древнерусского искусства, стиль модерн, творчество Ф.О. Шехтеля.
Творческое объединение «Мир искусства». Роль СП. Дягилева и А.Н. Бенуа в развитии эстетики мирискусничества. Творческая дискуссия с искусством XIX в., критика реализма как «обветшалой мерки». Увлеченность соразмерностью классицизма, красочностью древнерусской иконы, пышностью и яркостью барокко. Художники, испытавшие влияние мирискуснических идеалов: В.А. Серов, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. Яркость, многоцветность полотен Б.М. Кустодиева. Образный мир Н.К. Рериха.
«Русские сезоны» в Париже. Воплощение идеи синтетического балета. Творчество И.Ф. Стравинского («Петрушка», «Весна священная»).
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя).
Романтическая образность изобразительного искусства; лирико-психологические настроения полотен И.И. Левитана, К.А. Коровина.
Развитие музыкального искусства. Философско-нравственные искания СИ. Танеева (Симония № 4, кантата «Иоанн Дамаскин»). Духовная насыщенность и национальная характерность музыки СВ. Рахманинова. Судьба композитора, произведения, созданные в России (романсы, Второй концерт для фортепиано с оркестром). Зарубежный период творчества, симфонические произведения. Символика колокольности, знаменного распева и попевки «Dies irae» в его музыке.
РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.
Тема 10*. Полюсы добра и зла: литературная классика XX в.
Преемственность и новаторство в литературе XX в. Проблема положительного героя. Новая художественная образность. Настроения пессимизма, внутренней опустошенности, утраты идеалов и иллюзий (Э.М. Ремарк). Психологическая насыщенность литературы. Попытка проникнуть в «поток сознания» (Дж. Джойс, А. Рюноскэ). Символичность воплощения традиционных культурных ценностей (Г. Гессе). Гротекст и обличение мирового зла (Ф. Кафка). Отражение ненависти, царящей в мире (Ж.-П. Сартр). Сюрреализм в литературе (А. Камю).
Светлые духовные идеалы, их воплощение в жанре сказки (А. де Сент-Экзюпери).
Расцвет научно-фантастической литературы. Жанр детектива (Ж. Сименон, А. Кристи) — воплощение представлений о справедливости и победы добра над злом.
Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот
Национальные композиторские школы XX в. Немецкая музыка и творчество П. Хиндемита (симфония «Художник Матис»). Сценическая кантата К. Орфа «Кармина Бурана».
Испанская культура, высокие традиции в музыке и театре (П. Сарасате, А. Казальс, И. Альбенис, Э. Гранадос, Г. Лорка). М. де Алья — классик испанской музыки XX в.
Венгерская музыка, творчество Б. Бартока. Французский композитор Ф. Пуленк (монодраМа «Человеческий голос»). Польская школа, творчество К. Пендерецкого (оратория «Des irae»).
Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард. Стремление композиторов создать собственную теоретическую доктрину и философски обосновать свое творчество. Рождение новых систем звукозаписи, отказ от пяти линеек и нот в привычном смысле слова. Обращение к нетрадиционным звучно-стям, использование «расщепленных» звуков, четвертотоники и др. Алеаторика. Серийная техника. Конкретная музыка (использование шумов и немузыкальных звучностей). Д. Кейдж, П. Шеф-фер. Новаторство французского мастера О. Мессиана. Электронная музыка. Электроинструменты и новые тембры.
Тема 12. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость
Освобождение театрального искусства от многовековых традиций, от четкой разделенности на артистов и зрителей. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности. Развитие режиссерского театра, великие режиссеры XX в. (М. Рейнхард, Ж. Вилар, П. Брук и др.).
Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Особенности средств выразительности киноискусства, его синтетический характер. Выразительность и изобразительность: поиск смысловых ориентиров. Эволюция киноискусства. «Немое» кино, творчество Ч. Чаплина, национальные школы кинематографа. Киноискусство Франции (Р.Клер, М.Карне, Ж.-Л.Годар). Творчество И. Бергмана («Седьмая печать»). Итальянский неореализм (Р. Россе лини, Ф. Феллини, М. Антониони). Польский кинематограф (А. Вайда. «Пепел и алмаз»). Японский кинематограф, национальная традиционность образов и обобщенность смыслов (А.Куросава).
Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура стран Американского континента как молодое образование в мировой культуре; полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления разных народов.
Художественная культура США. Роль переселенцев из России в становлении профессионального искусства Америки. «Великая американская мечта», воплощение этого идеала в художественных произведениях.
Американская литературная классика, ее истоки (Ф. Купер, Дж. Джефферсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Творчество М. Твена («Приключение Тома Сойера»), О'Генри (рассказы), образный мир произведений Т. Драйзера, М. Митчелл, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера (по выбору учителя).
Своеобразие архитектурного облика США. Статуя Свободы, памятник Линкольну в Вашингтоне — символы Америки.
Живопись Р. Кента. Творчество художников разных стран в Америке. Испанский мастер сюрреализма — С. Дали. Сочетание в его полотнах элементов предметного мира в произвольных комбинациях-фантазиях. Проблема «сюрреалистической логики» («Христос над миром», «Ностальгия бесконечности», «Предчувствие гражданской войны»).
Киноискусство США. Голливуд. Классика американского кино. «Унесенные ветром» В. Флеминга. Звезды Голливуда (Мэ-рилин Монро и др.). Проблема тиражирования киноискусства в США. Положительный герой американских боевиков: независимость, обаяние, большая физическая сила и способность с ее помощью добиться справедливости.
Музыкальное искусство в США. Музыка «черной Америки». Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке. Блюз, спиричуэле и ранние формы джаза, рэг-тайм, буги-вуги, диксиленд. Джаз после первой мировой войны (биг-бэнд, симфо-джаз). Значение ритма в джазе, импровизационность. Джазовые интонации в творчестве композиторов. Дж. Гершвин: оперная и инструментальная музыка.
Своеобразие художественной культуры стран Латинской Америки. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фестивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явления художественной культуры. Романтико-реалистическая и мифо-поэтическая литература Латинской Америки (Ж.Амаду, Г.Маркес).
Монументальный стиль в архитектуре и изобразительном искусстве (Д. Ривера, А. Сикейрос). Градостроительные идеи О. Нимейера. Образы городов Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Мехико. Бразильская классическая музыка. Вила-Лобос.
РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX в.: ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ
Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 г. Идеология большевизма: утопические лозунги и реальность. Атеизм и варварское разрушение памяти народной культуры. Ложные боги и подлинный энтузиазм народа: сложное переплетение правды и лжи в новой культуре.
Крушение многовековых традиций развития художественного творчества; доктрина новой пролетарской культуры. Массовая эмиграция творцов «серебряного века» из России. Феномен «России за рубежом» (литература, живопись, музыка).
Противоречивый облик литературной жизни 20-х гг. Попытка деятелей искусства объяснить позиции большевиков высокими идеями «служения народу». Романтическая образность в произведениях В.В. Маяковского* В.В. Хлебникова, И.Э. Бабеля, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина. Осмысление гражданской войны как великой трагедии России в творчестве М.А. Булгакова («Бег», «Дни Турбиных»).
Политизация изобразительного искусства. Противостояние Ассоциации художников революционной России (И.И. Бродский, М.Б. Греков и др.) и Общества станковистов (А.А.Дейне-ка и др.). Планетарные идеи в творчестве К.С. Петрова-Водкина. Портрет в творчестве М.В. Нестерова.
Театральное искусство, выдающиеся режиссеры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд. Творческие искания в условиях новой культуры.
Массовая песня как непосредственное отражение идеалов строительства коммунизма (А.А. Давиденко, А.В. Александров).
Первая «перестройка» литературно-художественной жизни в 30-е гг. Ликвидация творческих союзов и объединений, рождение официальных союзов композиторов, художников, писателей. Феномен социального оптимизма в эпохе массовых сталинских репрессий. Творчество А.Т. Твардовского, Н.А. Островского, А.П. Платонова, В.И. Катаева, К.Г. Паустовского, М. Горького. Развитие детской литературы (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, СВ. Михалков, А.П. Гайдар, Л.А. Кассиль).
Трагедия личности в условиях авторитарного режима. Сочинение «в стол» (А.А. Ахматова. «Реквием»). М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» — философское обобщение вечных ценностей жизни, приговор тоталитаризму. Трагические коллизии революции и гражданской войны в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
«Социалистический реализм» в изобразительном искусстве (Б.В. Иогансон). Творчество скульптора СТ. Конёнкова. Монументальность образов в работах скульптора В.И. Мухиной ( « Рабочий и колхозница»).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И.О. Дунаевский, братья Покрасс, М.И. Блантер, Т.Н. Хренников). Травля инакомыслящих» в музыкальном искусстве (Д.Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценскогоуезда» («КатеринаИзмайлова»).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма». Историко-революционные кинофильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм). Романтические иллюзии, официальные версии и правда истории в кинофильмах «Человек с ружьем» (С.И.Юткевич), «Депутат Балтики» (реж. А.Г.Зархи, И.Е. Хейфец).
Героизм «трудовых будней» — одна из главных тем киноискусства 30-х гг. «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов). Историческая роль фильма «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Комедии «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Светлыйпуть» (реж. Г.В. Александров). «Свинарка и пастух» (реж. И.А. Пырьев). Возвращение патриотической темы, связанной с образом русского народа, накануне Великой Отечественной войны («Александр Невский», реж. СМ. Эйзенштейн).
Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.
Обращение литературы военных лет к традиционным фольклорным формам поэзии — заклинанию, клятве, заговору и др. Взлет лирической поэзии, воплощение в ней чувств и переживаний бойца — защитника Родины. Творчество К.М. Симонова, А.А. Ахматовой. Бессмертный образ простого русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Пьеса «Фронт» А.Е. Корнейчука.
Воссоздание событий фронтов Великой Отечественной войны очевидцами — писателями B.C. Гроссманом, В.П. Некрасовым, К.М. Симоновым, Б.Л. Горбатовым, А.А. Фадеевым. Уникальность «блокадной литературы» (О.Ф. Берггольц, А.А. Прокофьев). «Военная тема» в творчестве Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева (повторение материала литературы — по выбору учителя).
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом. Образы великого противостояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца», «В 6 часов вечера после войны».
Отражение подвига народа в искусстве послевоенных лет: «Подвиг разведчика» (реж. Б.В. Барнет. «Повесть о настоящем человеке», реж. А.Б. Столпер). Кинофильмы о войне — видение «на историческом расстоянии»: «Баллада о солдате», киноэпопея «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Летят журавли» , «Белорусский вокзал».
Изобразительное искусство военных лет. Агитационные плакаты («Родина-мать зовет»). Военная тема в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество (мемориалы).
Песни военных лет. «Священная война» А.В. Александрова. Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий. «Реквием» Д.Б. Кабалевского, песня «День Победы» Д.Ф. Тухманова.
Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х гг. Процесс нравственного очищения народа.
Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX в. Истоки возвращения «исторической памяти» (П.Д. Корин. Триптих «Александр Невский»; кинофильм СМ. Эйзенштейна «Иван Грозный»).
Традиция русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов-шестидесятников (Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий). Поэзия А.В. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского —- оптимизм и молодой задор.
«Деревенская тема» в русской литературе (Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.П. Астафьев). Творческое наследие В.М. Шукшина. Проза В.А. Солоухина (по выбору учителя).
Национальные традиции живописи. Образы полотен A.M. Шилова. Творчество И.С Глазунова.
Музыкальная классика XX в. Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, СВ. Свиридова.
Тема 17. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Нравственные идеи А.Д. Сахарова. Новая волна эмиграции (А.И. Солженицын, И.А.Бродский, В.П.Аксенов, В.Н. Войнович, Г.Н. Владимов, М.Л. Ростропович и др.). Духовный эпицентр художественной культуры — деятельность литературных журналов «Юность», «Новый мир»; роль театров («Современник», Московский театр драмы и комедии на Таганке и др.).
Киноискусство. Творчество А.А. Тарковского, Т.Е. Абуладзе, Э.А. Рязанова, М.А. Захарова.
Перестройка 80-х гг. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве. Литература. Творчество М.Н. Кураева, Ю.М. Полякова, В.В. Ерофеева (по выбору учителя). Проза и поэзия «андеграунда» (B.C. Пелевин). Душевная смута современного человека в «женской литературе» (Л. С. Пет-рушевская, Т.Н. Толстая). Своеобразие творческого облика Э.С. Радзинского.
Развитие театральной режиссуры (Л.А. Додин, П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, О.П. Табаков и др.). Новые темы и идеи в кинематографе (Н.С. Михалков, А.С. Михалков-Кончаловский, П.Е. Тодоровский, А.Ю. Герман). Живопись и скульптура (М.М. Шемякин, З.К. Церетели, Э.И. Неизвестный, отец и сын Рукавишниковы и др.).
Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А.Я. Эшпай, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, В.П. Артемов, А.Л. Рыбников). Исполнительское искусство. Новые творческие коллективы («Виртуозы Москвы»).
Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы. Рок-ансамбли: от экспансии «тяжелого рока» к красочности видеоклипов.
Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.
Уродливые явления российской культурной жизни 90-х гг. Негласные идеологические войны в средствах массовой информации. Новые герои телевизионных программ. Разгул пропаганды вседозволенности, насилия.
Противостояние злу: первые шаги возвращения к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей. Восстановление храмов. Символ новой России — Храм Христа Спасителя.
РАЗДЕЛ 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основные течения в европейской художественной культуре XIX-начала XX века (10 ч) | Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего» человека | 1 |
| Художественные принципы реализма. | 1 |
| Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. | 1 |
| Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм). | 1 |
| Западноевропейские шедевры музыкального искусства XIX века. | 1 |
Художественные принципы символизма. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основные течения в европейской художественной культуре XIX-начала XX века (10 ч) | Постимпрессионизм и его выразительные средства. | 1 |
| Модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, авангардизм в изобразительном искусстве конца XIX – XX вв. | 1 |
| Эстетические и инженерные новации в архитектуре XIX - XXвв. | 1 |
| Скульптура XIX ––XX вв: шедевры индустриальной эпохи. | 1 |
2 | Художественная культура России XIX-начала XX века (15 ч) | Фундамент национальной классики: шедевры русской литературы первой половины XIX века. | 1 |
| Архитектура и скульптура Москвы и Санкт-Петербурга первой половины XIX века. | 1 |
| Живопись России первой половины XIX века. | 1 |
| Шедевры музыкальной культуры России XIX века. | 1 |
| Русская литература и драматургия пореформенной эпохи. | 1 |
| Художники – передвижники. | 1 |
| Архитектура и скульптура России конца XIX - начала XX века. | 1 |
| Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма в литературе. | 1 |
| Символизм в живописи, музыке и театре России. | 1 |
| Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. | 1 |
| В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм в литературе начале ХХ века. | 1 |
| Художественное объединение «Мир искусства». | 1 |
| Музыкальное искусство «Серебряного века». | 1 |
Тема Родины на полотнах русских живописцев «серебряного века». «Хранители» русской культуры. | 1 |
| | ПОУ – Художественная культура России XIX – начала XX в. | 1 |
3 | Художественная культура XX века (9 ч) | Музыкальное искусство ХХ века в нотах и без нот. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Художественная культура XX века (9 ч) | Театральное искусство ХХ века: культурная дополняемость. | 1 |
| Становление и расцвет мирового кинематографа. | 1 |
| Художественная культура Америки: обаяние молодости. | 1 |
| | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х гг. ХХ века. | 1 |
| | Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины ХХ века. | 1 |
| | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». | 1 |
| | Отечественная культура на пороге III тысячелетия: противоречия в художественной культуре. | 1 |
| | Турнир знатоков «Мировая культура ХХ века» | 1 |
| Всего: | 34 |
Рабочая программа по предмету «Искусство(МХК)» для 11 класса является приложением к основной общеобразовательной программе школы.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
Методического совета по УВР
МБОУ Роговской СОШ Кошеленко Т. П./_____/
от 30.08.2018 года №1 ФИО Подпись
Руководитель МС_______/КошеленкоТ.П./ 30.08.2018
19