Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Л.Г.Емохоновой «Мировая художественная культура 10-11 классы» (базовый уровень).
Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:
Учебник Емохонова Л.Г. Мирвая художественная культура: учебник для 10 класса (базовый уровень), Академия – 2010г.
Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре 10 класс. Л.Г.Емохонова.
Цель: систематизация знаний о культуре и искусстве, полученных ранее.
Задачи:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год на изучение мировой художественной культуры в 10 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные ранее. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе. В особый раздел выделен материал по знакомству с культурой Китая, Японии, Индии, мусульманских стран. Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени отражены в понятии «стиль». Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а принцип исторического построения материала дает основу для сравнительного анализа различных культур. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, понимание уникальности и значимости разных культур, в том числе культуры своего народа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением:
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
3. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
10 класс
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал — единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Иван Купала.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака. Ступа в Санчи, храм Цандаръя Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлении майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан). Кносский лабиринт.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.
Культурные традиции родного края.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата предполагаемая | Дата фактически | Тема | Количество часов |
1 | | | Периодизация культурных эпох. Классификация искусств | 1 |
2 | | | Художественная культура первобытного мира | 1 |
3 | | | Космогонические мифы | 1 |
4 | | | Славянские земледельческие обряды | 1 |
5 | | | Символы солнца, времени и вселенной у славян | 1 |
6 | | | Месопотамия | 1 |
7 | | | Древний Египет | 1 |
8 | | | Древняя Индия. Культовые сооружения буддизма | 1 |
9 | | | Индуизм как сплав традиций и норм поведения | 1 |
10 | | | Древняя Америка | 1 |
11 | | | Крито-микенская культура | 1 |
12 | | | Древняя Греция. Мифология – основа мировосприятия | 1 |
13 | | | Изобразительное искусство Древней Греции | 1 |
14 | | | Архитектура Древней Греции | 1 |
15 | | | Древний Рим | 1 |
16 | | | Раннехристианское искусство | 1 |
17 | | | Обобщение по теме «Художественная культура Древнего мира» | 1 |
18 | | | Византия и Древняя Русь | 7 |
19 | | | Владмиро-суздальская архитектура | 1 |
20 | | | Новгородская строительная школа | 1 |
21 | | | Иконостас | 1 |
22 | | | Московский кремль | 1 |
23 | | | Знаменный распев | 1 |
24 | | | Зачет по теме «Культура Древней Руси» | 1 |
25 | | | Средневековая базилика | 1 |
26 | | | Романский стиль в архитектуре Западной Европы | 1 |
27 | | | Готический храм – образ мира | 1 |
28 | | | Григорианский хорал | 1 |
29 | | | Проторенессанс | 1 |
30 | | | Обобщение по теме «Художественная культура средних веков» | 1 |
31 | | | Вечная гармония инь и ян – основа китайской культуры | 1 |
32 | | | Культ природы – кредо японской культуры | 1 |
33 | | | Образ рая в мусульманской архитектуре | 1 |
34 | | | Обобщение изученного за год | 1 |
Информационно - материальное обеспечение
Учебник: Емохонова Л.Г. Мирвая художественная культура: учебник для 10 класса (базовый уровень), Академия.
Учебник: Емохонова Л.Г. Мирвая художественная культура: учебник для 11 класса (базовый уровень), Академия
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места обучающихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ, демонстрационное оборудование).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
13