СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 5 класса»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2


346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а



Рассмотрена на заседании МО

учителей естественно-

математического_цикла

Руководитель МО

О.А. Малышева

от __31.08________2021__

протокол №__1_


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова

от ____31.08________2021_

приказ № _184_







СОГЛАСОВАНО

Председатель МС

___________Т.И. Галкина

от ______31.08._2021_

протокол № _1__


Принято на заседании педагогического совета

от _____31.08______ 2021_

протокол № __1_






Рабочая программа


по предмету «Математика»

в 5 «А» классе

на 2021/2022 учебный год



Разработал учитель Беднарчик С.Н.

(фамилия, инициалы)

_______________

(квалификационная категория)







2 021

Нормативная правовая база реализации рабочей программы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018);

  2. Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

  4. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской федерации»(в редакции Федерального закона №185-ФЗ);

  5. Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  6. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017. от 11.12.2020 г. № 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  8. Приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;

  9. Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее- СП 2.4.3648-20);

  12. Постановление главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПиН 1.2.3685-21);

  13. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации - имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);

  14. Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведении их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

  15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

  16. Устав МБОУ СОШ № 2 (новая редакция), утвержден Управлением образования Администрации города Новочеркасска от 10.09.2015 г.;

  17. Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС СОО);

  18. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 2»;

  19. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ №2 в условиях дистанционного обучения при нестабильной эпидемиологической ситуации»;

  20. Положение о рабочих программах по предметам и рабочих программ по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 2.

На изучение математики в 5 классе согласно Учебному плану МБОУСОШ № 2 на 2021-2022 учебный год отводится 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по математике в 5 классе в 2021-2022 учебном году запланировано 162 часа (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).

Выполнение программы в полном объеме будет достигнуто за счет уплотнения материала раздела «Натуральные числа», «Действия с натуральными числами», «Повторение».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для обучающихся 5—9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения концепции развития математического образования в Российской Федерации.

В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах . Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, мало- эффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. в процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. в процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Цели и особенности изучения учебного предмета

Приоритетными целями обучения математике в 5—9 классах являются:

  • формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты .

Основные линии содержания курса математики в 5—9 классах: «числа и вычисления», «алгебра» («алгебраические выражения», «уравнения и неравенства»), «Функции», «геометрия» («геометрические фигуры и их свойства», «измерение геометрических величин»), «вероятность и статистика». данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные линии. сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования требование «уметь оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; умение распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне основного общего образования .

Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения Примерной рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи .

Место учебного предмета «математика» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5—9 классах учебный предмет «Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5—6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах — курсов «алгебра» и «геометрия» . Элементы статистики и теории вероятностей изучались в основном в рамках учебного курса «алгебра». настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс «вероятность и статистика».

Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение математики в 5—6 классах 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в 7—9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952 учебных часа.

Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы и прежде всего учителю. автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений . количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя. также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых в Примерной рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «математика» на уровне основного общего образования.

Обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

патриотическое воспитание:

  • проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

гражданское и духовно-нравственное воспитание:

  • готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр .); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного .

трудовое воспитание:

  • установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей .

Эстетическое воспитание:

  • способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

  • ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности .

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

  • ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения .

личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях.

работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных труд ностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы по математике представлены по годам обучения в следующих разделах программы в рамках отдельных курсов: в 5—6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах — курсов «алгебра», «геометрия», «вероятность и статистика» . развитие логических представлений и навыков логического мышления осуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе в рамках всех названных курсов . Предполагается, что выпускник основной школы сможет строить высказывания и отрицания высказываний, распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, овладеет понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и научится использовать их при выполнении учебных и внеучебных задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел, число 0. изображение натуральных чисел точками на координатном луче.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению, умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения.

Использование букв для обозначения неизвестных компонент и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем, запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение, вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий, использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойства сложения и умножения, распределительного свойство умножения относительно сложения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на координатном луче. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. длина ломаной, периметр многоугольника. измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела (темы)

курса (число часов)


Основное содержание


Основные виды деятельности обучающихся

Повторение

(3ч)

Сложение, вычитание, умножение, деление целых чисел, компоненты сложения, вычитания, умножения, деления. Решение задач.


Натуральные числа. Действия с натуральными числами

(44 ч)

десятичная система счисления. ряд натуральных чисел. натуральный ряд. число 0. натуральные числа на координатном луче. сравнение, округление натуральных чисел.

арифметические действия с натуральными числами. свойства нуля при сложении и умножении, свойства единицы при умножении. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения.

делители и кратные числа, разложение числа на множители. деление с остатком.

степень с натуральным показателем. числовые выражения; порядок действий.

решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; предлагать и обсуждать способы упорядочивания чисел.

Изображать координатный луч, отмечать числа точками на координатном луче, находить координаты точки.

Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении.

Использовать правило округления натуральных чисел.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.

Записывать произведение в виде степени, читать степени, использовать терминологию (основание, показатель), вычислять значения степеней.

Выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений, предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; формулировать и применять правила преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

Исследовать числовые закономерности, выдвигать и обосновывать гипотезы, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования. Формулировать определения делителя и кратного, называть делители и кратные числа; раскладывать число на множители; находить остатки от деления и неполное частное.

Распознавать истинные и ложные высказывания о натуральных числах, приводить примеры и контр- примеры, строить высказывания и отрицания высказываний о свойствах натуральных чисел.

Конструировать математические предложения с помощью связок «и», «или», «если…, то…».

Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.): анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимые данные, устанавливать зависимости между величинами, строить логическую цепочку рассуждений.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.

Критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов.

Знакомиться с историей развития арифметики

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

(7 ч)

точка, прямая, отрезок, луч. ломаная. измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины. окружность и круг.

Практическая работа «Построение узора из окружностей». угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. измерение углов.

Практическая работа «Построение углов»

Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и изображать с помощью чертёжных инструментов: точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную, окружность.

Распознавать, приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму изученных фигур, оценивать их линейные размеры.

Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения: измерять длину отрезка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол, заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность заданного радиуса. Изображать конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и обсуждать способы, алгоритмы построения.

Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый, тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы.

Вычислять длины отрезков, ломаных.

Понимать и использовать при решении задач зависимости между единицами метрической системы мер; знакомиться с неметрическими системами мер; выражать длину в различных единицах измерения. Исследовать фигуры и конфигурации, используя цифровые ресурсы

Обыкновенные дроби

(50 ч)

дробь. Правильные и неправильные дроби. основное свойство дроби. сравнение дробей.

сложение и вычитание обыкновенных дробей. смешанная дробь. умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби.

решение текстовых задач, содержащих дроби. основные задачи на дроби.

Применение букв для записи математических выражений и предложений

Моделировать в графической, предметной форме, с помощью компьютера понятия и свойства, связанные с обыкновенной дробью.

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания дробей.

Изображать обыкновенные дроби точками на координатном луче; использовать координатный луч для сравнения дробей.

Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби; использовать основное свойство дроби для сокращения дробей и приведения дроби к новому знаменателю.

Представлять смешанную дробь в виде неправильной и выделять целую часть числа из неправильной дроби.

Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений.

Выполнять прикидку и оценку результата вычислений; предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Проводить исследования свойств дробей, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера).

Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия. Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.

Критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Знакомиться с историей развития арифметики

Наглядная геометрия. Многоугольники (6 ч)

Многоугольники. четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.

Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге». треугольник.

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади. Периметр многоугольника

Описывать, используя терминологию, изображать с помощью чертёжных инструментов и от руки, моделировать из бумаги многоугольники.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многоугольника, прямоугольника, квадрата, треугольника, оценивать их линейные размеры. Вычислять: периметр треугольника, прямоугольника, многоугольника; площадь прямоугольника, квадрата.

Изображать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.

Строить на нелинованной и клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными длинами сторон. Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника. Конструировать математические предложения с помощью связок «некоторый», «любой». Распознавать истинные и ложные высказывания о многоугольниках, приводить примеры и контрпримеры.

Исследовать зависимость площади квадрата от длины его стороны.

Использовать свойства квадратной сетки для построения фигур; разбивать прямоугольник на квадраты, треугольники; составлять фигуры из квадратов и прямоугольников и находить их площадь, разбивать фигуры на прямоугольники и квадраты и находить их площадь .

Выражать величину площади в различных единицах измерения метрической системы мер, понимать и использовать зависимости между метрическими единицами измерения площади.

Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, предлагать и обсуждать различные способы решения задач

Делимость чисел

(17 ч)


- формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел;

- использовать свойства и признаки делимости при доказательстве делимости натуральных чисел и числовых выражений;

- пользоваться таблицей простых чисел;

- пользоваться правилами делимости суммы и разности чисел для рационализации вычислений;

- находить: делители натурального числа, наибольший общий делитель, кратные числа, наименьшее общее кратное;

- раскладывать число на простые множители

- решать задачи с использованием четности и свойств делимости чисел;

- изучить исторический материал по теме;

- решать занимательные задачи

Треугольники и четырехугольники

(8 ч)


- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (в том числе треугольники и четырёхугольники)

- изображать геометрические фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов;

- распознавать и строить разверстки куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды;

- измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов, строить с помощью транспортира углы заданной величины;

- вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь

Таблицы и диаграммы

(6 ч)


- анализировать готовые таблицы и диаграммы;

- сравнивать между собой данные, характеризующие некоторые явления или процессы;

- выполнять сбор информации в несложных случаях;

- заполнять таблицы, используя инструкции

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

(12 ч)

Многогранники. изображение многогранников. Модели пространственных тел.

Прямоугольный параллелепипед, куб. развёртки куба и параллелепипеда.

Практическая работа «развёртка куба».

объём куба, прямоугольного параллелепипеда

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать линейные размеры.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многогранника, прямоугольного параллелепипеда, куба.

Изображать куб на клетчатой бумаге.

Исследовать свойства куба, прямоугольного параллелепипеда, многогранников, используя модели.

Распознавать и изображать развёртки куба и параллелепипеда. Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять способ моделирования.

Находить измерения, вычислять площадь поверхности; объём куба, прямоугольного параллелепипеда; исследовать зависимость объёма куба от длины его ребра, выдвигать и обосновывать гипотезу.

Наблюдать и проводить аналогии между понятиями площади и объёма, периметра и площади поверхности. Распознавать истинные и ложные высказывания о многогранниках, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать задачи из реальной жизни

Повторение и обобщение (8 ч)

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

Вычислять значения выражений, содержащих натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, выполнять преобразования чисел.

Выбирать способ сравнения чисел, вычислений, применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений.

Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других учебных предметов.

Решать задачи разными способами, сравнивать способы решения задачи, выбирать рациональный способ






  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


Дата проведения





Формы контроля

План

Факт

Повторение (3 часа)


1/1

Сложение и вычитание

01.09.21


Устный опрос

2/2

Умножение и деление

02.09.21


Устный опрос

3/3

Решение простых уравнений, задач

03.09.21


Работа по карточкам

Линии (7 часов)


1 /4

Разнообразный мир линий

06.09.21


Устный опрос

2/5

Прямая. Части прямой.

07.09.21


Устный опрос

3/6

Ломаная.

08.09.21


Письменный опрос

4/7

Длина линии.

09.09.21


Устный опрос

5/8

Измерение длины линии. Построения

10.09.21


Работа по карточкам

6/9

Окружность.

13.09.21


Устный опрос

7/10

Построение окружности

14.09.21


Устный опрос

Натуральные числа (12 часов)


1/11

Чтение и запись натуральных чисел

15.09.21


Письменный опрос

1/12

Сравнение натуральных чисел

16.09.21


Устный опрос

2/13

Сравнение натуральных чисел

17.09.21


Работа по карточкам

3/14

Двойные неравенства

20.09.21


Устный опрос

4/15

Числа и точки на прямой

21.09.21


Письменный опрос

5/16

Построение координатной прямой

22.09.21


Устный опрос

6/17

Округление натуральных чисел. Правило округления

23.09.21


Устный опрос

7/18

Применение правила округления в решении примеров и задач

24.09.21


Работа по карточкам

8/19

Перебор возможных вариантов

27.09.21


Письменный опрос

9/20

Перебор возможных вариантов

28.09.21


Устный опрос

10/21

Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа. Линии»

29.09.21


Письменный опрос

11/22

Анализ контрольной работы

30.09.21


Устный опрос

Действия с натуральными числами (22 часа)


1/23

Сложение и вычитание натуральных чисел.

01.10.21


Устный опрос

2/24

Сложение и вычитание натуральных чисел. Компоненты сложения и вычитания

04.10.21


Работа по карточкам

3/25

Сложение и вычитание натуральных чисел в решении текстовых задач

05.10.21


Устный опрос

4/26

Сложение и вычитание натуральных чисел в решении текстовых задач

06.10.21


Работа по карточкам

5/27

Умножение и деление натуральных чисел

07.10.21


Письменный опрос

6/28

Умножение и деление натуральных чисел. Компоненты умножения и деления

08.10.21


Устный опрос

7/29

Умножение и деление натуральных чисел. Нахождение неизвестных компонентов

11.10.21


Работа по карточкам

8/30

Нахождение неизвестных компонентов деления и умножения

12.10.21


Письменный опрос

9/31

Прикидка и оценка

13.10.21


Устный опрос

10/32

Решение задач

14.10.21


Работа по карточкам

11/33

Порядок действий в вычислениях

15.10.21


Устный опрос

12/34

Решение задач на порядок действий в вычислениях

18.10.21


Письменный опрос

13/35

Степень числа

19.10.21


Устный опрос

14/36

Степень числа

20.10.21


Работа по карточкам

15/37

Задачи на движение в противоположных направлениях

21.10.21


Устный опрос

16/38

Задачи на движение навстречу друг другу

22.10.21


Письменный опрос

17/39

Задачи на движение по реке

25.10.21


Устный опрос

18/40

Подготовка к контрольной работе

26.10.21


Работа по карточкам

19/41

Административная контрольная работа за 1 четверть

27.10.21


Письменный опрос

20/42

Анализ контрольной работы

28.10.21


Устный опрос

21/43

Решение задач

29.10.21


Письменный опрос

22/44

Решение задач

10.11.21


Устный опрос

Использование свойств действий при вычислениях (10 часов)


1/45

Переместительное и сочетательное свойства

11.11.21


Устный опрос

2/46

Распределительное свойство

12.11.21


Устный опрос

3/47

Распределительное свойство

15.11.21


Работа по карточкам

4/48

Распределительное свойство

16.11.21


Письменный опрос

5/49

Задачи на части

17.11.21


Устный опрос

6/50

Задачи на части

18.11.21


Работа по карточкам

7/51

Задачи на уравнивание

19.11.21


Устный опрос

8/52

Задачи на уравнивание

22.11.21


Работа по карточкам

9/53

Контрольная работа № 3 по теме: «Использование свойств действий при вычислениях»

23.11.21


Письменный опрос

10/54

Анализ контрольной работы.

24.11.21


Устный опрос

Многоугольники (6 часов)


1/55

Угол. Сравнение углов

25.11.21


Устный опрос

2/56

Измерение углов

26.11.21


Устный опрос

3/57

Измерение углов

29.11.21


Работа по карточкам

4/58

Измерение углов. Многоугольники

30.11.21


Письменный опрос

5/59

Ломаные и многоугольники

01.12.21


Работа по карточкам

6/60

Ломаные и многоугольники

02.12.21


Устный опрос

Делимость чисел (17 часов)


1/61

Делители и кратные

03.12.21


Работа по карточкам

2/62

Делители и кратные

06.12.21


Устный опрос

3/63

Простые и составные числа

07.12.21


Устный опрос

4/64

Простые и составные числа

08.12.21


Работа по карточкам

5/65

Делимость суммы и произведения

09.12.21


Письменный опрос

6/66

Делимость суммы и произведения

10.12.21


Устный опрос

7/67

Признаки делимости числа на 2, 5 и 10

13.12.21


Работа по карточкам

8/68

Признаки делимости числа на 3 и 9

14.12.21


Работа по карточкам

9/69

Признаки делимости числа на 4 и 8

15.12.21


Работа по карточкам

10/70

Признаки делимости. Обобщение

16.12.21


Устный опрос

11/71

Решение задач на делимость

17.12.21


Письменный опрос

12/72

Деление с остатком

20.12.21


Работа по карточкам

13/73

Деление с остатком

21.12.21


Устный опрос

14/74

Разные арифметические задачи

22.12.21


Письменный опрос

15/75

Подготовка к контрольной работе

23.12.21


Устный опрос

16/76

Контрольная работа № 4 по теме «Многоугольники. Делимость чисел»

24.12.21


Письменный опрос

17/77

Анализ контрольной работы

27.12.21


Устный опрос

Треугольники и четырехугольники (8 часов)


1/78

Треугольники и их виды

28.12.21


Устный опрос

2/79

Прямоугольники

10.01.22


Устный опрос

3/80

Прямоугольники

11.01.22


Работа по карточкам

4/81

Равенство фигур

12.01.22


Письменный опрос

5/82

Равенство фигур

13.01.22


Устный опрос

6/83

Площадь прямоугольника

14.01.22


Работа по карточкам

7/84

Площадь прямоугольника

17.01.22


Устный опрос

8/85

Единицы площади

18.01.22


Работа по карточкам

Дроби (18 часов)


1/86

Доли

19.01.22


Устный опрос

2/87

Что такое дробь

20.01.22


Письменный опрос

3/88

Что такое дробь

21.01.22


Устный опрос

4/89

Основное свойство дроби

24.01.22


Письменный опрос

5/90

Основное свойство дроби

25.01.22


Устный опрос

6/91

Основное свойство дроби

26.01.22


Работа по карточкам

7/92

Приведение дробей к общему знаменателю

27.01.22


Письменный опрос

8/93

Приведение дробей к общему знаменателю

28.01.22


Устный опрос

9/94

Сравнение дробей

31.01.22


Письменный опрос

10/95

Сравнение дробей

01.02.22


Устный опрос

11/96

Сравнение дробей

02.02.22


Работа по карточкам

12/97

Натуральные числа и дроби

03.02.22


Письменный опрос

13/98

Натуральные числа и дроби

04.02.22


Устный опрос

14/99

Случайные события

07.02.22


Работа по карточкам

15/100

Случайные события

08.02.22


Работа по карточкам

16/101

Подготовка к контрольной работе

09.02.22


Устный опрос

17/102

Контрольная работа № 5 по теме: «Дроби. Треугольники и четырёхугольники»

10.02.22


Письменный опрос

18/103

Анализ контрольной работы

11.02.22


Устный опрос

Действия с дробями (32 часа)


1/104

Сложение и вычитание дробей

14.02.22


Устный опрос

2/105

Сложение и вычитание дробей

15.02.22


Устный опрос

3/106

Сложение и вычитание дробей

16.02.22


Письменный опрос

4/107

Сложение и вычитание дробей

17.02.22


Устный опрос

5/108

Сложение и вычитание дробей

18.02.22


Работа по карточкам

6/109

Смешанные дроби

21.02.22


Устный опрос

7/110

Смешанные дроби

22.02.22


Устный опрос

8/111

Смешанные дроби

24.02.22


Работа по карточкам

9/112

Смешанные дроби

25.02.22


Письменный опрос

10/113

Сложение и вычитание смешанных дробей

28.02.22


Устный опрос

11/114

Сложение и вычитание смешанных дробей

01.03.22


Устный опрос

12/115

Сложение и вычитание смешанных дробей

02.03.22


Работа по карточкам

13/116

Сложение и вычитание смешанных дробей

03.03.22


Письменный опрос

14/117

Умножение дробей

04.03.22


Устный опрос

15/118

Умножение дробей

05.03.22


Устный опрос

16/119

Умножение дробей

09.03.22


Работа по карточкам

17/120

Умножение дробей

10.03.22


Письменный опрос

18/121

Умножение дробей

11.03.22


Устный опрос

19/122

Деление дробей

14.03.22


Устный опрос

20/123

Деление дробей

15.03.22


Письменный опрос

21/124

Деление дробей

16.03.22


Устный опрос

22/125

Деление дробей

17.03.22


Письменный опрос

23/126

Подготовка к контрольной работе

18.03.22


Устный опрос

24/127

Контрольная работа № 6 по теме: «Действия с дробями»

28.03.22


Письменный опрос

25/128

Анализ контрольной работы

29.03.22


Устный опрос

26/129

Нахождение части целого и целого по его части

30.03.22


Устный опрос

27/130

Нахождение части целого и целого по его части

31.03.22


Письменный опрос

28/131

Нахождение части целого и целого по его части

01.04.22


Устный опрос

29/132

Нахождение части целого и целого по его части

04.04.22


Работа по карточкам

30/133

Задачи на совместную работу

05.04.22


Устный опрос

31/134

Задачи на совместную работу

06.04.22


Устный опрос

32/135

Задачи на совместную работу

07.04.22


Работа по карточкам

Многогранники (12 часов)

1/136

Геометрические тела и их изображение

08.04.22


Устный опрос

2/137

Параллелепипед

11.04.22


Устный опрос

3/138

Параллелепипед

12.04.22


Письменный опрос

4/139

Объём параллелепипеда

13.04.22


Письменный опрос

5/140

Объём параллелепипеда

14.04.22


Устный опрос

6/141

Объём параллелепипеда

15.04.22


Письменный опрос

7/142

Пирамида

18.04.22


Работа по карточкам

8/143

Развертки

19.04.22


Устный опрос

9/144

Развертки

20.04.22


Устный опрос

10/145

Многогранники. Обобщение

21.04.22


Устный опрос

11/146

Подготовка к контрольной работе

22.04.22


Устный опрос

12/147

Всероссийская проверочная работа

25.04.22


Письменный опрос

Таблицы и диаграммы (6 часов)

1/148

Чтение и составление таблиц

26.04.22


Устный опрос

2/149

Чтение и составление таблиц

27.04.22


Письменный опрос

3/150

Чтение и построение диаграмм

28.04.22


Устный опрос

4/151

Чтение и построение диаграмм

29.05.22


Письменный опрос

5/152

Опрос общественного мнения

04.05.22


Устный опрос

6/153

Опрос общественного мнения

05.05.22


Письменный опрос

Повторение (9 часов)

1/154

Использование свойств действий при вычислениях. Дроби. Действия с дробями

06.05.22


Устный опрос

2/155

Многоугольники. Периметр и площадь многоугольников

11.05.22


Письменный опрос

3/156

Задачи на части и уравнивание. Текстовые задачи на совместную работу

12.05.22


Работа по карточкам

4/157

Объём параллелепипеда. Текстовые задачи на движение

13.05.22


Устный опрос

5/158

Таблицы, диаграммы

16.05.22


Устный опрос

6/159

Подготовка к контрольной работе

17.05.22


Работа по карточкам

7/160

Административная контрольная работа за год

18.05.22


Письменный опрос

8/161

Анализ контрольной работы

19.05.22


Устный опрос

9/162

Итоговый урок

20.05.22


Работа по карточкам


37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!