СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 4 класса.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 4 класса.»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26




«Утверждаю»
Директор школы

__________ /Курмышова О. А./
«______»____________2016 г.





«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

_________/Гармаш В.Ю./



Рабочая программа

по математике и информатике в 4 классе

учителя начальных классов

Пинаевой Валентины Николаевны


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016 г.



Москва

2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;

  • Программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012;

  • Программы курса «Математика 1-4» под редакцией Петерсон Л.Г., – М.: «Просвещение», 2012;

  • Программа «Информатика» Рудченко Т.А и Семёнова А.С., – М.: «Просвещение», 2013;

  • Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.

Цель курса — формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.

Задачи:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения.

  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;

  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;

  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.


Программа предусматривает, что учащиеся 4 класса должны овладеть приемами сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел на уровне автоматических навыков, что является подготовительной ступенью для обучения в последующих классах. Развитие логического мышления реализуется на каждом уроке в виде небольших заданий и задач.

Большое внимание в программе 4 класса уделяется работе над именованными величинами и ознакомлению с задачами на движение. Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельных, контрольных и домашних работ.

На изучение математики отводится 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)

Содержание программы


Неравенство. Решение неравенства. Множество решений. Порядок действий в выражениях. Множество решений двойного неравенства.

Оценка результатов арифметических действий. Компоненты сложения. Оценка и прикидка результатов арифметических действий. Компоненты разности. Понятия цена, количество, стоимость. Компоненты произведения. Компоненты деления. Свойства сложения и умножения. Сравнение числовых выражений.

Деление на двузначное и трехзначное число. Деление на двухзначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел. Деление методом прикидки результата.

Площадь фигуры. Границы площади любой фигуры. Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Дроби. Анализ и решение текстовой задачи. Доли. Операции над числами и функциональная зависимость величин. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по его доле. Процент. Общие понятия. Проценты. Дроби. Операции над числами и функциональная зависимость ее величин. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и числителями. Дроби и деление. Геометрические фигуры и величины. Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь. Единицы времени, соотношения между ними. Зависимость между величинами: количество товара, цена, стоимость. Анализ и решение задач.

Координатный луч. Анализ и решение задач разного вида. Величины. Единицы измерения. Порядок действий. Шкалы. Числовой луч.

Задачи на движение. Действия с именованными числами. Зависимость между величинами, характеризующими движение. Решение задач с опорой на схемы. Анализ и решение задач разного вида. Формулы Р и S прямоугольника. Единицы длины, соотношение между ними. Масса. Единицы массы. Нумерация многозначных чисел.

Углы. Построение. Измерение. Действия с именованными числами. Нумерация многозначных чисел. Величины. Единицы измерения. Порядок действий в выражении. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Анализ и решение задач.

Диаграммы. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Анализ и решение задач разных видов. Круговые диаграммы, столбчатые и линейные диаграммы.

Графики. Единицы измерения величин. Площадь фигуры. Передача изображений. Программа действий в выражении. Построение фигур по координатам. Свойства сложения и вычитания. График движения.

Повторение. Последовательность чисел в пределах 100000, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000000. Свойства арифметических действий.

Логика. Мышление (установление закономерностей). Внутренний план действия. Вербально-ассоциативное мышление. Воображение. Вербально – смысловое мышление. Память зрительная. Пространственное представление. Словесно-логическое мышление. Опосредованная и вербальная память. Установление закономерностей. Мышление (аналогии, сравнение). Чувство времени. Мышление (синтез). Переключение внимания. Абстрактно – логическое мышление. Развитие опосредованной памяти. Непосредственная слуховая память. Наглядно – образное мышление. Переключение внимания. Вербально – понятийное мышление. Слуховое восприятие. Вербально - смысловое мышление. Опосредованная вербальная память. Установление закономерностей.

Основные разделы курса математики в 4 классе:

  • многозначные числа;

  • решение неравенства;

  • умножение и деление на однозначное число, двузначное, трехзначное и т. д. числа;

  • доли и дроби;

  • проценты;

  • задачи на движение;

  • действия над составными именными величинами;

  • формулы;

  • единицы измерения площади;

  • виды углов и их измерение;

  • координаты на плоскости;

  • диаграммы и графики.

Содержание  курса  математики  обеспечивает  реализацию  следующих  

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности;

целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;

принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;

освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;

мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;

установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты:

умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения;

освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта;

умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности;

овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления;

овладение навыками смыслового чтения текстов;

освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения;

умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать;

начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний;

освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Предметные результаты:

освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.



В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны знать:

  • таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

  • свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);

в) деления суммы на число;

г) деление числа на произведение;

  • разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);

  • алгоритм письменного сложения и вычитания;

  • алгоритм письменного умножения и деления;

  • название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

  • единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;

  • способ вычисления площади и периметра прямоугольника;

  • правила порядка выполнения действий в выражениях;

  • формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;

  • правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;

  • правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;

  • формулу площади прямоугольного треугольника;

  • названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;

  • взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;


В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны уметь:

  • устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;

  • читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;

  • складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;

  • умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;

  • делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);

  • решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;

  • сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;

  • использовать эти знания для решения различных задач;

  • использовать эти правила для вычисления значений выражений;

  • использовать эти знания для решения задач;

  • применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;

  • использовать эти знания для решения задач;

  • использовать данную формулу при решении различных задач;

  • узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;

  • читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;

  • решать задачи на пропорциональную зависимость величин.

Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.

Система представленных на занятиях по РСП задач и упражнений позволяет решать все три аспекта целей: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


Календарно-тематическое планирование:


Дата

N урока

Раздел

Тема

Часы


1

Неравенства

(5 часов)

Решение неравенств

1


2


Множество решений

1


3


Строгое и нестрогое неравенство

1


4


Двойное неравенство .Информатика:Игра. Круговой турнир.

1


5


Неравенства (С-1)

1


6

Оценка результатов действий (8 часов)

Оценка суммы

1


7


Оценка разности

1


8


Оценка произведения. Информатика:Игра крестики — нолики.

1


9


Оценка частного

1


10


Оценка результатов арифметических действий (С-2)

1


11


Прикидка результатов арифметических действий

1


12


Прикидка результатов арифметических действий. Информатика:Правила игры

1


13


Контрольная работа №1

1


14

Деление многозначных чисел (11 часов)

Работа над ошибками. Деление с однозначным частным

1


15


Деление с однозначным частным (с остатком)

1


16


Деление на двузначное и трехзначное число. Информатика: Цепочка позиций.

1


17


Деление на двузначное и трехзначное число (С-5)

1


18


Деление на двузначное и трехзначное число с нулями в частном

1


19


Деление на двузначное и трехзначное число с остатком

1


20


Деление на двузначное и трехзначное число (С-7). Информатика: Игра камешки.

1


21


Оценка площади

1


22


Приближенное вычисление площадей

1


23


Приближенное вычисление площадей (С-8). Информатика: Игра камешки.

1


24


Контрольная работа №2

1


25

Доли и дроби

(28 часов)

Измерения и дроби

1


26


Доли

1


27


Сравнение долей

1


28


Доли. Сравнение долей (С-9). Информатика: Игра ползунок

1


29


Нахождение доли числа

1


30


Проценты

1


31


Нахождение числа по доле

1


32


Задачи на доли (С-10). Информатика: Игра сим.

1


33


Дроби

1


34


Сравнение дробей

1


35


Дроби. Сравнение дробей (С-11)

1


36


Дроби. Информатика: Игра сим.

1


37


Нахождение части от числа

1


38


Нахождение числа по его части

1


39


Задачи на дроби

1


40


Задачи на дроби (С-12). Информатика: Выигрышная стратегия.

1


41


Площадь прямоугольного треугольника

1


42


Деление и дроби

1


43


Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого

1


44


Деление и дроби. Задачи на нахождение части, которую одно число составляет о другого (С-13). Информатика: Выигрышные и проигрышные позиции.

1


45


Контрольная работа №3

1


46


Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1


47


Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1


48


Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (С-14).

Информатика: Выигрышные и проигрышные позиции.

1


49


Правильные и неправильные дроби

1


50


Правильные и неправильные части величин

1


51


Задачи на части с неправильными дробями

1


52


Задачи на части с неправильными дробями (С-15).

Информатика: Выигрышные стратегии в игре камешки.

1


53

Смешанные числа (14 часов)

Смешанные числа

1


54


Выделение целой части из неправильной дроби

1


55


Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

1


56


Преобразования смешанных чисел (С-17). Информатика: Проект «Мой доклад»

1


57


Сложение и вычитание смешанных чисел

1


58


Сложение и вычитание смешанных чисел с переходом через единицу

1


59


Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу

1


60


Сложение и вычитание смешанных чисел с переходом через единицу.

Информатика: Дерево игры.

1


61


Сложение и вычитание смешанных чисел (С-18)

1


62


Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел

1


63


Рациональные вычисления со смешанными числами

1


64


Сложение и вычитание смешанных чисел (С-19).

Информатика: Исследуем позиции на дереве игры.

1


65


Преобразования смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел.

1


66


Контрольная работа №4

1


67

Шкалы. Координатный луч

(8 часов)

Шкалы

1


68


Числовой луч. Информатика: Проект «Стратегия победы»

1


69


Координаты на луче.

1


70


Расстояние между точками координатного луча

1


71


Шкалы. Координатный луч (С-20)

1


72


Движение точек по координатному лучу. Информатика:Проект «Стратегия победы»

1


73


Движение точек по координатному лучу. (С-21)

1


74


Одновременное движение по координатному лучу

1


75

Задачи на движение (21час)

Скорость сближения и скорость удаления. Информатика: Решение задач.

1


76


Скорость сближения и скорость удаления.

1


77


Скорость сближения и скорость удаления

1


78


Скорость сближения и скорость удаления. (С-22)

1


79


Встречное движение

1


80


Встречное движение. Информатика: Решение задач.

1


81


Движение в противоположных направлениях

1


82


Встречное движение и движение в противоположных направлениях (С-23)

1


83


Движение вдогонку

1


84


Движение с отставанием. Информатика:Дерево вычисления.

1


85


Движение вдогонку и с отставанием (С-23)

1


86


Формула одновременного движения

1


87


Формула одновременного движения (С-24)

1


88


Формула одновременного движения. Информатика:Дерево вычисления.

1


89


Формула одновременного движения. (С-25)

1


90


Формула одновременного движения

1


91


Формула одновременного движения.

1


92


Задачи на одновременное движение всех типов.

Информатика:Робик. Цепочка выполнения программ

1


93


Задачи на одновременное движение всех типов (С-26)

1


94


Задачи на одновременное движение всех типов.

1


95


Контрольная работа №5

1


96

Именованные числа (3 часа)

РНО. Действия над составными именованными числами.

Информатика:Робик. Цепочка выполнения программ

1


97


Новые единицы площади: ар, гектар

1


98


Действия над составными именованными числами.

1


99

Измерение углов

(10 часов)

Сравнение углов

1


100


Развёрнутый угол. Смежные углы. Информатика:Дерево выполнения программ.

1


101


Измерение углов

1


102


Угловой радиус.

1


103


Транспортир

1


104


Сумма углов треугольника. Информатика:Дерево выполнения программ.

1


105


Измерение углов транспортиром (С-28)

1


106


Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол.

1


107


Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол

1


108


Построение углов с помощью транспортира (С-29). Информатика:Проект «Наша сказка»

1


109

Диаграммы (6 часов)

Круговые диаграммы

1


110


Столбчатые и линейные диаграммы.

1


111


Диаграммы (С-30)

1


112


Преобразование именованных чисел. Углы. Информатика:Проект «Наша сказка»

1


113


Контрольная работа №6

1


114


Игра "Морской бой". Пара элементов.

1


115

Передача изображений

(8 часов)

Передача изображений

1


116


Передача изображений (С-31). Информатика: Дерево всех вариантов.

1


117


Координаты на плоскости

1


118


Построение точек по их координатам.

1


119


Точки на осях координатам

1


120


Кодирование фигур на плоскости. Информатика: Лингвистические задачи.

1


121


Координатный угол (С-32)

1


122


Координатный угол.

1


123

Графики (8 часов)

График движения

1


124


Чтение графиков движения. Информатика: Шифрование.

1


125


Изображение на графике времени, места встречи движущихся объектов

1


126


Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях

1


127


Чтение и построение графиков движения (С-33). Информатика:Решение задач.

1


128


Контрольная работа №7

1


129


Итоговое повторение

1


130


Контрольная работа итоговая

1


131

Повторение (6 часов)

Повторение.

1


132


Повторение. Информатика. Проект "Дневник наблюдений за погодой"

1


133


Повторение.

1


134


Повторение.

1


135


Повторение. Информатика. Проект "Дневник наблюдений за погодой"

1


136


Повторение.

1




Методическое обеспечение:

Для учителя

Для учащихся

  1. Методические рекомендации к учебнику. Математика. 4 класс. – Изд. 4-е, перераб. и доп. / Л.Г. Петерсон. – М.: «Ювента», 2016 г.

  2. Сборник рабочих программ для 1-4 кл.

  3. Т.А. Рудченко и А.Л. Семенов «Информатика» 1-4 класс, -М., «Просвещение», Институт новых технологий, 2013 г.

  1. Л.Г. Петерсон. Математика. 4 класс. Часть 1, 2, 3. – М.: «Ювента», 2015 г.

  2. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3 / Л.Г. Петерсон и др. – М.: «Ювента», 2016

  3. Т.А. Рудченко и А.Л. Семенов «Информатика» 1-4 класс, -М., «Просвещение», Институт новых технологий, 2013 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!