ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» М: «Просвещение», 2011г. К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 2 класс. В 2 частях. М: «Просвещение», 2012г.
Цели и задачи рабочей программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы):
-создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;
-обеспечение их эмоционального благополучия;
-поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
полностью овладеть высшими видами игры: научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;
научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных, замыслов;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;
приобрести опыт взаимодействия с детьми и взрослыми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования
Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.).
Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого -
- ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;
- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;
- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)
Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Учебно-методический комплект:
Математика. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч.1, 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. (Школа России).
Место предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение математики отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 136 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения учебного предмета «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатами изучения учебного предмета «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Числа и величины
Обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину,), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
выполнять письменно действия с двузначными числами (сложение, вычитание
выполнять устно сложение, вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи в 2 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
Геометрические величины
Обучающийся научится:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (18ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Контрольная работа № 1 «Проверка знаний за 1 класс».
Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». Тест
Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация».
Сложение и вычитание. (45ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач»
Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание».
Контрольная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Контрольная работа № 5 по теме «Уравнение».
Сложение и вычитание. (письменные вычисления (29 ч)
Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Контрольная работа № 6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».
Проект «Оригами».
Умножение и деление чисел. (37ч)
Операция умножения и деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление».
Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление»
Величины и их измерение.
Итоговое повторение. (3ч)
Контрольная работа № 9 по теме «Итоговая за 2 класс».
Резерв 4 ч
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количествочасов |
1. | «Числа от 1 до 100». «Нумерация» | 18 |
2. | «Числа от 1 до 100». «Сложение и вычитание» (устные вычисления). | 45 |
3. | «Числа от 1 до 100». «Сложение и вычитание» (письменные вычисления) | 29 |
4. | «Числа от 1 до 100» «Умножение и деление» | 37 |
5. | Повторение изученного во 2 классе. | 3 |
6 | Резерв | 4 |
| Итого | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| план | факт |
Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч) |
1 | Числа от 1 до 20. | 1 | | |
2 | Числа от 1 до 20. | 1 | | |
3 | Десяток. Счёт десятками до 100 | 1 | | |
4 | Числа от 11 до 100. | 1 | | |
5 | Поместное значение цифр. | 1 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | | |
7 | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 | | |
8 | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 | | |
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | | |
10 | Контрольная работа № 1 «Проверка знаний за 1 класс». | 1 | | |
11 | Анализ контрольной работы. Метр. Таблица единиц длины. | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5 | 1 | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | | |
14 | Единицы стоимости: копейка, рубль. | 1 | | |
15 | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | 1 | | |
16 | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 | | |
17 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (45 ч). |
19 | Задачи, обратные данной | 1 | | |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 | | |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | |
22- 23 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 2 | | |
24 | Час. Минута. Соотношение между ними. | 1 | | |
25 | Длина ломаной. | 1 | | |
26 | Закрепление по теме «Длина ломаной» Страничка для любознательных. | 1 | | |
27 | Порядок действий. Скобки. | 1 | | |
28 | Числовые выражения. | 1 | | |
29 | Сравнение числовых выражений. | 1 | | |
30 | Периметр многоугольника | 1 | | |
31 | Свойства сложения. | 1 | | |
32-33 | Свойства сложения. | 2 | | |
34 | Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 1 | | |
35 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 1 | | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
37 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного | 1 | | |
38 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания | 1 | | |
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20 | 1 | | |
40 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | 1 | | |
41 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 4, 95+5 | 1 | | |
42 | Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 | 1 | | |
43 | Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 | 1 | | |
44 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 | | |
45 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 | | |
46 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | 1 | | |
47 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | 1 | | |
48 | Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 | 1 | | |
49 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | | |
50 | Закрепление изученного по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» (тестовая форма) | 1 | | |
51 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
52 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | | |
54 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения Буквенные выражения. | 1 | | |
55 | Буквенные выражения. | 1 | | |
56 | Знакомство с уравнениями. | 1 | | |
57-59 | Уравнение. | 3 | | |
60 | Проверка сложения. | 1 | | |
61 | Проверка вычитания. | 1 | | |
62 | Контрольная работа № 5 по теме «Уравнение». | 1 | | |
63 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления) (29 ч) |
64 | Письменный прие мсложения вида 45 + 23 | 1 | | |
65 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | 1 | | |
66 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | |
67 | Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания» | 1 | | |
68 | Угол. Виды углов. | 1 | | |
69 | Решение задач. | 1 | | |
70 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | 1 | | |
71 | Письменный прием сложения вида 37 + 5 | 1 | | |
72 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. | 1 | | |
73 | Прямоугольник. Закрепление изученного | 1 | | |
74 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | 1 | | |
75 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
76 | Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8 | 1 | | |
77 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24 | 1 | | |
78 | Странички для любознательных. | 1 | | |
79 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
80 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
81 | Контрольная работа № 6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». | 1 | | |
82 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | | |
83 | Письменный прием вычитания вида 52–24. | 1 | | |
84-85 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 2 | | |
86-87 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 2 | | |
88 | Квадрат | 1 | | |
89 | Закрепление по теме «Квадрат» | 1 | | |
90 | Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. | 1 | | |
91 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» Странички для любознательных | 1 | | |
92 | Повторение. Решение задач. | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (37 ч). |
93- 94 | Конкретный смысл действия умножения | 2 | | |
95 | Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой | 1 | | |
96 | Решение задач на умножение | 1 | | |
97 | Периметр многоугольника | 1 | | |
98 | Приёмы умножения единицы и нуля | 1 | | |
99 | Название компонентов и результата умножения | 1 | | |
100 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач | 1 | | |
101 | Переместительное свойство умножения | 1 | | |
102 | Переместительное свойство умножения. Закрепление | 1 | | |
103 | Конкретный смысл действия деления | 1 | | |
104 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление | 1 | | |
105 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | 1 | | |
106 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | 1 | | |
107 | Название компонентов и результата деления | 1 | | |
108 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
109 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление». | 1 | | |
110 | Умножение и деление. Закрепление Страничка для любознательных. | 1 | | |
111 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
112 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
113 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 | | |
114 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | | |
115 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | | |
117 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
118 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | |
119 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | |
120 | Приемы умножения числа 2 | 1 | | |
121 | Делениена 2. Закрепление | 1 | | |
122 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | |
123 | Странички для любознательных | 1 | | |
124 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
125 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | | |
126 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | | |
127 | Деление на 3 | 1 | | |
128 | Деление на 3 | 1 | | |
129 | Деление на 3. Закрепление. | 1 | | |
Повторение (3 ч) |
130 | Контрольная работа № 9 по теме «Итоговая за 2 класс». | 1 | | |
131 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе | 1 | | |
132 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
133-136 | Резерв | 4 | | |
Итого: | 136 | | |