Рабочая программа по математике для 1 класса (школа России)
УМК :
Математика: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях /
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Обучающийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
Геометрические величины.
Обучающийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
Работа с информацией.
Обучающийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Обучающийся получит возможность научиться
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в учебном материале;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
различать способы и результат действия;
принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь
Обучающийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Содержание учебного предмета
Программа по математике состоит из 6 разделов.
№ | Раздел | Часы | Содержание |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 | Признаки предметов по размеру (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, ближе-дальше и др.). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу верх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше). |
2 | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 27 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путём прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счете. Число 0. Его получение и обозначений. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки больше, меньше, равно. Состав чисел в пределах первого десятка. Точка. Линии (кривая. Прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе пересчета предметов). Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 58 | Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки (=,+,-). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел, вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация | 13 | Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел вида 10 + 8, 18 - 8, 18 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единицы массы: килограмм. Единицы объёма: литр. |
5 | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание | 22 | Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание. |
6 | Итоговое повторение | 4 | Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов. |
Календарно – тематическое планирование
Раздел 1 "Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и временные представления " ( 8 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Счет предметов. | | | |
2 | Пространственные представления. | | | |
3 | Временные представления. | | | |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | | | |
5 | На сколько больше (меньше)? | | | |
6 | На сколько больше (меньше)? | | | |
7 | Странички для любознательных. | | | |
8 | Проверочная работа по теме «Счёт предметов. Сравнение групп предметов.» | | | |
Раздел 2 "Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация." ( 27 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
9 | Много. Один. Письмо цифры 1. | | | |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | | | |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | | | |
12 | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | | | |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | | | |
14 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | | | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | | | |
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись. Состав числа 5. | | | |
17 | Странички для любознательных. | | | |
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | | | |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | | | |
20 | Закрепление изученного. | | | |
21 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | | | |
22 | Равенство. Неравенство. | | | |
23 | Многоугольник. | | | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | | | |
25 | Письмо цифры 7. | | | |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | | | |
27 | Письмо цифры 9. | | | |
28 | Число 10. Запись числа 10. | | | |
29 | Обобщение по теме «Числа от 1 до 10». | | | |
30 | Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». | | | |
31 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | | | |
32 | Понятия «Увеличить на… Уменьшить на…» | | | |
33 | Число и цифра 0. Свойства 0. | | | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | | | |
35 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. | | | |
Раздел 3 "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. " ( 58 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
36 | Сложение и вычитание вида +1, – 1. | | | |
37 | Сложение и вычитание вида – 1 –1, +1+1. | | | |
38 | Сложение и вычитание вида +2, –2. | | | |
39 | Слагаемые. Сумма. | | | |
40 | Задача и её структура. | | | |
41 | Составление задач по рисунку. | | | |
42 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | | | |
43 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | | |
44 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | | | |
45 | Странички для любознательных. | | | |
46 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
47 | Сложение и вычитание вида +3, -3. | | | |
48 | Прибавлении е и вычитание числа 3. | | | |
49 | Сравнение длин отрезков. | | | |
50 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | | | |
51 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | | | |
52 | Решение задач. | | | |
53 | Решение задач. | | | |
54 | Странички для любознательных. | | | |
55 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
56 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
57 | Закрепление изученного. | | | |
58 | Закрепление изученного. | | | |
59 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание вида +, - 1, 2. 3». | | | |
60 | Закрепление изученного. | | | |
61 | Закрепление изученного. | | | |
62 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав числа 7, 8, 9. | | | |
63 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | | | |
64 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | | | |
65 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | | | |
66 | Сложение и вычитание вида +, - 4. | | | |
67 | Закрепление изученного. | | | |
68 | На сколько больше? На сколько меньше?. | | | |
69 | Решение задач. | | | |
70 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | | | |
71 | Решение задач. | | | |
72 | Перестановка слагаемых. | | | |
73 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5,6, 7, 8,9. | | | |
74 | Таблицы для случаев вида + 5,6, 7, 8,9. | | | |
75 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | | | |
76 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | | | |
77 | Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
78 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
79 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми. | | | |
81 | Связь между суммой и слагаемыми. | | | |
82 | Решение задач. | |
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | | | |
84 | Вычитание вида 6-, 7-. | | | |
85 | Закрепление приёма вычислений вида 6-, 7-. Решение задач. | | | |
86 | Вычитание вида 8-, 9-. | | | |
87 | Закрепление приёма вычислений вида 8-,9-. Решение задач. | | | |
88 | Вычитание вида 10 -. | | | |
89 | Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
90 | Килограмм. | | | |
91 | Литр. | | | |
92 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
93 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | | | |
Раздел 4 "Числа от 1 до 20. Нумерация " ( 13 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
94 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | | | |
95 | Образование чисел второго десятка. | | | |
96 | Запись и чтение чисел второго десятка. | | | |
97 | Дециметр. | | | |
98 | Сложение и вычитание вида 10 +7, 17-7, 17-10. | | | |
99 | Сложение и вычитание вида 10 +7, 17-7, 17-10. | | | |
100 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
101 | Подготовка к решению задач в два действия. | | | |
102 | Подготовка к решению задач в два действия. | | | |
103 | Составная задача. | | | |
104 | Составная задача. | | | |
105 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация.» | | | |
106 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | | | |
Раздел 5 "Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. " ( 20 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
107 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | | | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3. | | | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4. | | | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5. | | | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6. | | | |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7. | | | |
113 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8,+ 9. | | | |
114 | Таблица сложения. Странички для любознательных. | | | |
115 | Комплексная проверочная работа. | | | |
116 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | |
117 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | | | |
118 | Вычитание вида 11–*. | | | |
119 | Вычитание вида 12 –*. | | | |
120 | Вычитание вида 13 –*. | | | |
121 | Вычитание вида 14 –*. | | | |
122 | Вычитание вида 15 –*. | | | |
123 | Контрольная работа за год | | | |
124 | Работа над ошибками. Вычитание вида 16 –*. | | | |
125 | Вычитание вида 17 –*, 18 –*. | | | |
126 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. | | | |
Раздел 6 "Итоговое повторение." ( 2 часа)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
127 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». | | | |
128 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». | | | |