РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика» (4 класс)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
— классы и разряды многозначного числа;
— единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
— пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
— многозначные числа;
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
— любое многозначное число;
— значения величин;
— информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
— устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
— письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
— способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
— способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
— структуру составного числового выражения;
— характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
— решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
— формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
— вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик получит возможность научиться:
называть:
— координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
— величины, выраженные в разных единицах;
различать:
— числовое и буквенное равенства;
— виды углов и виды треугольников;
— понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
— истинных и ложных высказываний;
оценивать:
— точность измерений;
исследовать:
— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
— информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
— прогнозировать результаты вычислений;
— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
— измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
— сравнивать углы способом наложения, используя модели.
2. Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 Повторение (13 ч.)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (10 ч.)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч.)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности
Сложение и вычитание (12 ч.)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь у компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 ч.)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно,
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия:
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (9 ч.)
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематическое планирование для обучающихся 4 класса – по 4 часа в неделю (всего 136 часов)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Воспитательный потенциал |
1 | Числа от 1 до 1000 Повторение | 13 | Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии. Преподавание элементов историзма и биографических справок, использование занимательности в математике. |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 10 | Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов. |
3 | Величины | 15 | Воспитание через сюжетное содержание текстовых задач. Формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 12 | Формирование у школьников инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к народному добру. Воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга. |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 77 | Привитие умений навыков работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). Воспитание чувства гордости за свою Родину, учёных, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. |
6 | Итоговое повторение | 9 | Формирование совокупности умений работать с информацией. Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Формирование и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. |
| Итого | 136 | |
Воспитательный потенциал учебного предмета «Математика» реализуется через:
1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;
2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников,
самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 ч в неделю. Всего 136 ч.
№ | Тема урока (раздел, количество часов) |
Числа от 1 до 1000 –13 ч.
1 | Введение в предмет. Знакомство с учебником. Повторение. Нумерация, счет предметов. Разряды. с. 4-5, 1ч. |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание. с. 6-7 |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. С.8 |
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. С.9 |
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Свойства умножения. С.10-11 |
6 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. С.12 |
7 | Приёмы письменного деления. Свойства деления. С.13 |
8 | Приёмы письменного деления. С.14 |
9 | Приёмы письменного деления. С.15 |
10 | Диаграммы. С.16-17 |
11 | Закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 1000». Проверочная работа. |
12 | Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000. Арифметические действия». |
13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С.18-19 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация -10 ч.
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. С.22-23 |
15 | Чтение и запись многозначных чисел. С.24 |
16 | Чтение и запись многозначных чисел. С.25 |
17 | Разрядные слагаемые. С.26 |
18 | Сравнение чисел. С.27 |
19 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. С.28 |
20 | Закрепление изученного. Чтение и запись многозначных чисел. С.29 |
21 | Наши проекты. Создание математического справочника «Наш город». С.32-33 |
22 | Контрольная работа № 2 по теме: « Нумерация чисел больше 1000». |
23 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С.34-35 |
Величины -15 ч.
24 | Единицы длины – километр. С.36-37 |
25 | Таблица единиц длины. Закрепление. С.38 |
26 | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. С.39-40 |
27 | Таблица единиц площади. Сравнение единиц площади. С.41-42 |
28 | Измерение площади с помощью палетки. С.43-44 |
29 | Единицы массы. Тонна, центнер. С. 45 |
30 | Работа с таблицей единиц массы. С.46 |
31 | Единицы времени. Определение времени по часам. С.47-48 |
32 | Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события). С.49 |
33 | Единицы времени. Секунда, век. Работа с лентой времени. С.50-51 |
34 | Таблица единиц времени. С.52-53 |
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» с.58-59 |
36 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
37 | Закрепление. Решение задач с величинами разных видов. С.54-55 |
38 | Закрепление. Составление и решение задач. Построение диаграммы. С.56-57 |
Сложение и вычитание 12 ч.
39 | Устные и письменные приёмы вычислений. С.60 |
40 | Вычитание многозначных чисел с нулями. С.61 |
41 | Нахождение неизвестного слагаемого. С.62 |
42 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. С.63 |
43 | Нахождение нескольких долей целого. С.64 |
44 | Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. С.65 |
45 | Решение текстовых задач: составление плана, проверка решения. С.66 |
46 | Сложение и вычитание величин. С.67 |
47 | Закрепление изученного материала. Сравнение и решение задач с величинами. Проверочная работа. С.68 |
48 | Подготовка к контрольной работе. Решение примеров и задач изученных видов. С.69 |
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». |
50 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление. С.72-73 |
Умножение и деление 77 ч.
51 | Умножение и деление. Умножение на однозначное число. с. 76 -77 |
52 | Правила умножения с числами 0,1. Умножение чисел, содержащих 0. с. 78 |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. с.79 |
54 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь умножения с делением. С.80 |
55 | Деление на однозначное число. Устные и письменные приёмы деления. с.81 |
56 | Алгоритм письменного деления. с. 82-83 |
57 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженных в прямой и косвенной формах. Сравнение задач. с. 84 |
58 | Закрепление. Письменные приёмы деления. Решение текстовых задач. с.85- 86 |
59 | Закрепление. Письменные приёмы деления с нулями в частном. с. 87-88 |
60 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа. |
61 | Анализ работы. Работа над ошибками. Закрепление. с. 89-90 |
62 | Закрепление изученного материала. Решение примеров изученных видов, текстовых задач. С.91-92 |
63 64 | Контрольная работа № 5 с.96-97 Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. Решение примеров изученных видов, текстовых задач. С. 98-99 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.
65 | Умножение и деление на однозначное число. Систематизация изученного материала. С.4 (2ч.) |
66 67 | Скорость. Единицы скорости. С.5 Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. С.6 |
68 | Решение задач на движение. С.7 |
69 | Решение задач на движение. С.8-11 |
Умножение чисел, оканчивающихся нулями (10 ч.)
70 | Умножение числа на произведение. С.12 |
71 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. С.13 |
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. С.14 |
73 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. С.15 |
74 | Решение задач на встречное движение. С.16 |
75 | Перестановка и группировка множителей. С.17 |
76-77 | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». С.20-22 |
78 | Контрольная работа № 6 по теме: «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». |
79 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С.23-24 |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч.)
80 | Деление числа на произведение. С. 25 |
81 | Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800 С.26 |
82 | Деление с остатком на 10,100, 1000 С.27 |
83 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.28-29 |
84 | Письменное деление числа, оканчивающегося нулями. С.30-31 |
85 | Деление числа, оканчивающегося нулями С.32. |
86 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. С.33. |
87 | Решение задач. Закрепление приёмов деления. С.34 |
88-89 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» С.35-36 |
90 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление». |
91 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С.37 |
92 | Организация работы над проектом: “Математика вокруг нас” С.40-41 |
Умножение на двузначное и трёхзначное число (12 ч.)
93 | Умножение числа на сумму. С.42 |
94 | Приём устного умножения на двузначное число. С.43 |
95 | Письменное умножение на двузначное число. С.44 |
96 | Письменное умножение на двузначное число. С.45 |
97 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. С.46 |
98 | Решение задач. С.47 |
99 | Письменное умножение на трехзначное число. С.48 |
100 | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. С.49 |
101 | Письменное умножение на трехзначное число, в случае, когда в записи первого множителя есть нули. С.50 |
102 | Умножение на двузначные и трёхзначные числа. Закрепление изученного материала. С.51 |
103-104 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» С.54-56 |
Деление на двузначное число (13 ч.)
105 | Письменное деление на двузначное число. С.57 |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. С.58 |
107 | Приём письменного деления на двузначное число. С.59 |
108 | Приём письменного деления на двузначное число. С.60 |
109 | Приём письменного деления на двузначное число. С.61 |
110 | Приём письменного деления на двузначное число. С.62 |
111 | Решение задач. Закрепление пройденного. С.63 |
112 | Приём письменного деления на двузначное число. С.64 |
113 | Приём письменного деления на двузначное число. С.65 |
114 | Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» С.66 |
115 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление». |
116 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С. 67 |
117 | Закрепление изученного. Странички для любознательных. С.68-71 |
Деление на трёхзначное число (10 ч.)
118-119 | Письменное деление на трехзначное число. С.72-73 |
120-121 | Приём письменного деления на трехзначное число. Проверочная работа. С.74-75 |
122 | Приём письменного деления на трёхзначное число. С.76 |
123 | Проверка деления умножением. Закрепление. С.77 |
124-125 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» С.82-83 |
126 | Контрольная работа №9 по теме «Деление на двузначное число». |
127 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление по теме. С.84-85 |
Итоговое повторение (9 ч.)
128 | ИА Контрольная работа за курс 4 класса (12. 05.) |
129 | Повторение. Нумерация многозначных чисел. С.86-88 |
130 | Повторение. Числовые выражения, выражения с переменной, неравенства. Уравнения. С. 89 |
131 | Повторение. Арифметические действия. Сложение и вычитание. С.90-91 |
132 | Повторение. Арифметические действия. Умножение и деление. С.92-93 |
133 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий. С.94 |
134 | Повторение. Величины. Геометрические фигуры. С.95-96 |
135 | Годовая контрольная работа №10 |
136 | Математический КВН. Урок-игра. |