Пояснительная записка
Рабочая программа по математике соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
Приказ Минобрнауки РФ от30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
Изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях
Письмо Минобрнауки РФ от25.05.2015г. №08-761 « об утверждении предметных областей: основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Устав МАОУ «Шигаевская СОШ
Основная образовательная программа НОО МАОУ «Шигаевская СОШ.
примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» М.: «Просвещение», 2011г.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика: Учебник: 1 класс: В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. В 1 классе — 132 ч (33 учебные недели).
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная система:
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальные формы учебной деятельности
Технологии обучения:
- технология проблемного диалога;
- проектная технология;
- ИКТ-технологии;
- технология ситуативного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- технология уровневой дифференциации
Содержание курса по классам
1 класс (132 ч)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … . Проверочная работа-2 |
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч) |
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки (больше), Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорка народов Бурятии. Проверочная работа-2 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) |
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч) |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр. |
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч) |
Итоговое повторение (6 ч) |
Планируемые результаты изучения курса «Математика».
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
Учащийся получит возможность для формирования:
- проявления положительного отношения к школе, к учебной деятельности;
-умения отвечать на вопросы учителя( ученика), участвовать в беседах, разных видах деятельности;
- принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам, бережно относиться у школьным принадлежностям;
- учебно- познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учащийся получит возможность:
Понимать, принимать и сохранять разные учебно- познавательные задачи;
Составлять план действий для решения учебных задач;
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой ( с п. смайликов и тд.)
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Учащийся получит возможность:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной речи;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащийся получит возможность:
Применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
Включаться в диалог с учителем, учениками;
Слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать, вникать в смысл того, что говорит собеседник.
Оказывать помощь товарищу в случае затруднения ;
Признавать свои ошибки;
Употреблять вежливые слова в случае неправоты.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
Считать разные объекты и устанавливать порядковый номер;
Читать, записывать, сравнивать( используя знаки , =, термины равенство, неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
Объяснять как образуются числа в порядковом ряду, знать место 0;
Выполнять действия нумерационного характера:15+1, 18-1, 10+6 и т.д.;
Распознавать последовательность чисел, составленную по определенному правилу и продолжать ее;
Выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
Читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы.
Учащийся получит возможность:
Вести счет десятками;
Обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20;
Арифметические действия . Сложение и вычитание.
Учащийся научится:
Понимать смысл арифметических действий, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий;
Выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства;
Выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием;
Объяснять прием сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность:
Выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
Называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
Проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
Решать задачи в 1 действие, в том числе и практического содержания;
Составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
Отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отображать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
Составлять задачу по рисунку, схеме, решению.
Учащийся получит возможность:
Составлять разные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
Находить несколько способов решения одной и той же задачи;
Решать задачи в 2 действия
Проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
Понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета в плоскости;
Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее, выше,ниже и т.д.
Находить в окружающем мире предметы имеющие форму многоугольника, круга;
Распознавать, называть , изображать геометрические фигуры( точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, круг, многоугольник).;
Находить сходство и различие геометрических фигур( отрезок, луч, прямая).
Учащийся получит возможность:
Геометрические величины
Учащийся научится:
Измерять и записывать длину, используя единицы длины;
Чертить отрезки заданной длины с помощью линейки;
Выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету
Учащийся получит возможность:
Работа с информацией
Учащийся научится:
Читать небольшие готовые таблицы;
Строить несложные логические рассуждения;
Определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку
Учащийся получит возможность:
Определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
Проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы
Учебно-методические средства обучения
Плешаков А.А. Сборник рабочих программ.1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
УЧЕБНИКИ
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2015.
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс.
Календарно – тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Кол.час | Дата |
План. | Факт. |
I четверть Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 часов) |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | 2\09 | |
2 | Счет предметов | 1 | 3\09 | |
3 | Пространственные представления «вверх, вниз» «налево, направо» | 1 | 4\09 | |
4 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 | 5\09 | |
5 | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же, больше, меньше» | 1 | 9\09 | |
6 | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 10\09 | |
7 | Отношения «больше, меньше, столько же, больше на…, меньше на….» | 1 | 11\09 | |
8 | Проверочная работа | 1 | 12\09 | |
| | | |
9 | Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1. | 1 | 16\09 | |
10 | Числа 1,2. Цифра 2. Письмо цифры 2 | 1 | 17\09 | |
11 | Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3 | 1 | 18\09 | |
12 | Знаки: +, -, =. | 1 | 19\09 | |
13 | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 | 23\09 | |
14 | Понятия «длиннее, короче, одинаковые по длине» | 1 | 24\09 | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 | 25\09 | |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 | 1 | 26\09 | |
17 | Страничка любознательных | 1 | 30\09 | |
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 1 | 1\10 | |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | 2\10 | |
20 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2-5». Самостоятельная работа | 1 | 3\10 | |
21 | Знаки: (больше), = (равно) | 1 | 7\10 | |
22 | «Равенство», «неравенство» | 1 | 8\10 | |
23 | Многоугольники. | 1 | 9\10 | |
24 | Числа и цифры 6,7. Письмо цифры 6. | 1 | 10\10 | |
25 | Числа и цифры 6,7. Письмо цифры 7 | 1 | 14\10 | |
26 | Числа и цифры 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | 15\10 | |
27 | Числа и цифры 8, 9. Письмо цифры 9 | 1 | 16\10 | |
28 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | 17\10 | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» Проверочная работа | 1 | 21\10 | |
30 | Наши проекты | 1 | 22\10 | |
31 | Сантиметр – единица измерения длины | 1 | 23\10 | |
32 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки | 1 | 24\10 | |
33 | Число 0. Цифра 0. | 1 | 5\11 | |
34 | Сложение с нулем. Вычитание нуля. | 1 | 6\11 | |
35 | Страничка для любознательных | 1 | 7\11 | |
36 | Диагностика знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Проверочная работа | 1 | 11\11 | |
II четверть Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (56 ч) |
37 | Сложение и вычитание вида +1, -1 | 1 | 12\11 | |
38 | Сложение и вычитание вида +1+1; -1-1 | 1 | 13\11 | |
39 | Сложение и вычитание вида +2, -2 | 1 | 14\11 | |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 | 18\11 | |
41 | Задача (условие, вопрос) | 1 | 19\11 | |
42 | Задача. Составление задачи по рисунку | 1 | 20\11 | |
43 | Таблица сложения и вычитания с числом 2. | 1 | 21\11 | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 | 25\11 | |
45 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | 1 | 26\11 | |
46 | Страничка для любознательных | 1 | 27\11 | |
47 | Повторение и закрепление изученного материала по теме. | 1 | 28\11 | |
48 | Страничка для любознательных | 1 | 2\12 | |
49 | Сложение и вычитание вида +3, -3 | 1 | 3\12 | |
50 | Прибавление и вычитание числа 3 | 1 | 4\12 | |
51 | Сравнение длин отрезков | 1 | 5\12 | |
52 | Таблица сложения и вычитания с числом 3 | 1 | 9\12 | |
53 | Присчитывание и отсчитывание по 3 | 1 | 10\12 | |
54 | Решение задач | 1 | 11\12 | |
55 | Решение задач | 1 | 12\12 | |
56 | Страничка для любознательных | 1 | 16\12 | |
57 | Что узнали, чему научились. | 1 | 17\12 | |
58 | Что узнали, чему научились. | 1 | 18\12 | |
59 | Обобщение и закрепление знаний по теме. | 1 | 19\12 | |
60 | Закрепление изученного | 1 | 23\12 | |
61 | Проверочная работа | 1 | 24\12 | |
62-64 | Закрепление изученного | 3 | 25-26\12 | |
III четверть |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8.9. | 1 | | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | |
68 | Сложение и вычитание вида +4,-4 | 1 | | |
69 | Решение задач на разностное сравнение | 1 | | |
70 | Таблица сложения и вычитания с числом 4 | 1 | | |
71 | Решение задач Самостоятельная работа | 1 | | |
72 | Перестановка слагаемых | 1 | | |
73 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
74 | Таблица для случаев вида + 5.6,7,8.9 | 1 | | |
75 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
76 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
77 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8.9. | 1 | | |
78 | Страничка для любознательных | 1 | | |
79 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
81 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
82 | Решение задач | 1 | | |
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | 1 | | |
84 | Вычитание вида 6 -, 7 -. | 1 | | |
85 | Закрепление приема вычисления 6 -; 7 -; Решение задач. | 1 | | |
86 | Вычитание вида 8 - ,9 - . | 1 | | |
87 | Закрепление приема вычисления 8 -; 9 -; Решение задач. | 1 | | |
88 | Вычитание вида 10 - . | 1 | | |
89 | Килограмм | 1 | | |
90 | Литр | 1 | | |
91 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
92 | Проверочная работа | 1 | | |
Числа от 11 до 20. Нумерация (12 часов) | |
93 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 1 | | |
94 | Образование чисел второго десятка | 1 | | |
95 | Чтение и запись чисел второго десятка | 1 | | |
96 | Дециметр | 1 | | |
97 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | 1 | | |
98 | Страничка для любознательных | 1 | | |
99 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
100 | Проверочная работа. | 1 | | |
101 | План решения задач в 2 действия и запись решения. | 1 | | |
102-104 | Решение задач в 2 действия. | 3 | | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ 22 ч | |
105 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 2, +3 | 1 | | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 | 1 | | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5 | 1 | | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6 | 1 | | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 | 1 | | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, +9 | 1 | | |
112 | Таблица сложения | 1 | | |
113 | Таблица сложения Решение задач и выражений | 1 | | |
114 | Страничка для любознательных | 1 | | |
115 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
116 | Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток | 1 | | |
117 | Случаи вычитания 11 - | 1 | | |
118 | Случаи вычитания 12 - | 1 | | |
119 | Случаи вычитания 13 - | 1 | | |
120 | Случаи вычитания 14 - | 1 | | |
121 | Случаи вычитания 15 - | 1 | | |
122 | Случаи вычитания 16 - | 1 | | |
123 | Случаи вычитания 17 - , 18 - | 1 | | |
124 | Страничка для любознательных | 1 | | |
125 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
126 | Проверочная работа «Проверим свои достижения» | 1 | | |
Итоговое повторение (6 ч) | |
127 | Наши проекты | 1 | | |
128 | Что узнали. Чему научились в 1 классе. | 1 | | |
129 | Что узнали. Чему научились в 1 классе. | 1 | | |
130 | Проверка знаний | 1 | | |
131 | Что узнали. Чему научились в 1 классе. | 1 | | |
132 | Что узнали. Чему научились в 1 классе. | 1 | | |
10