Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_____________ М. Е. Дубинская
Приказ №_____________
от «___» ______________ 20___ г.
Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке
(базовый уровень)
1 класс
Составитель: Мартынова Надежда Михайловна,
учитель начальных классов.
Егорьевск, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы ( А. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2015) по литературному чтению к линии учебников системы «Школа России»: Азбука. 1 класс. В 2 частях / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. - М.: Просвещение 2016г., Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частях/ Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2016 г.)
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 0,5 часа в неделю, 16,5 часов за учебный год.
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы освоения учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- формированию чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становлению гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формированию средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитанию художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживания чувствам других людей;
- формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- овладению начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
- развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умению сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличию мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД :
Учащиеся научатся:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
Учащиеся получат возможность научиться:
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
Учащиеся получат возможность научиться:
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
-осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
- формированию потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
Учащиеся получат возможность научитьтся:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Раздел 2. Содержание учебного курса
1 класс 16 часов
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.
Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы,
выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы;
рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | К/Р |
1 | Умение говорить (культура речевого общения). | 6 | |
2 | Круг детского чтения | 10 | |
| Итого: | 16 | |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование 1 класс на 2019 – 2020 учебный год
0,5 часов в неделю (16 часов в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата проведения |
Умение говорить (культура речевого общения) 6ч |
| Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. | 1 | 12.09 | |
| Особенности диалогического общения. | 1 | 26.09 | |
| Использование норм речевого этикета. | 1 | 17.10 | |
| Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Загадки, песни. | 1 | 31.10 | |
| Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц | 1 | 14.11 | |
| Монолог- как формы речевого высказывания. Построение речевого высказывания с опорой на текст | 1 | 28.11 | |
Круг детского чтения 10 ч |
| Русские народные сказки | 1 | 12.12 | |
| Рассказы Н. Толстого для детей. | 1 | 26.12 | |
| Стихи русских поэтов о природе. | 1 | 16.01 | |
| Рассказы В. Осеевой для детей. | 1 | 30.01 | |
| Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница» | 1 | 13.02 | |
| Как хорошо уметь читать. Стихи А. Барто для детей | 1 | 05.03 | |
| Стихи С. Маршака. «Автобус № 25» | 1 | 19.03 | |
| Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | 02.04 | |
| Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка» | 1 | 23.04 | |
| Стихи о детях. С. Маршак «Хороший день» | 1 | 07.05 | |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу:
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 Руководитель ШМО _____________ Н. М. Мартынова «___» августа 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Т. А. Бухарова «___» августа 2019 г. |