СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по русскому языку на родном (русском) языке и по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса общеобразовательной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«?????? ?????????? 2 ??»


















Рабочая программа

по литературному чтению на родном (русском) языке

для 2 «Б» класса

базовый уровень обучения

на 2020-2021 учебный год

































Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы.

Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Задачи обучения:

расширение читательского кругозора учащихся;

овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Общая характеристика учебного предмета


Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:

- развитие речи,

- произведения устного творчества народов России;

- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;

- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится 17 часов в год (из расчета 1 час в две недели).


Содержание учебного предмета

2 класс


«Россия - наша Родина»

  • В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм».

  • К. Паустовский «Моя Россия».

«Фольклор нашего народа»

  • Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости». «Загадки и народные приметы о временах года».

  • Проект «Загадки».

«О братьях наших меньших»(6часов)

  • Г.А. Скребицкий. «Пушок»

  • К.Д. Ушинский. Чужое яичко.

  • Н.И. Сладков. Топик и Катя.

«Времена года»(14часов)

  • В.Бианки. Как животные к холодам готовятся, «Молодая ворона», «Синичкин календарь».

  • И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Ёж», «Белки».

  • Г.Скребицкий «Осень».

  • Г.Снегирёв «Как птицы и звери готовятся к зиме».

  • А.Блок. Весенний дождь./Загадки про весну.

  • Н.Сладков «Медведь и солнце».

Мои любимые сказки (4 часа)

  • Сказка «Семь Симеонов-семь работников. Василиса Прекрасная.

  • А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».



Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.Адекватноевосприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями дляэффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста.Выборочное чтение с целью нахождениянеобходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтениивслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.Последовательность предложений в тексте.Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.Выявление слов,значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте.

Умение слушать (аудирование) :Восприятие на слух звучащей речи(высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному произведению.

Чтение Чтение вслух.Ориентация на развитие речевой культуры учащихсяформирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Работа с разными видами текста Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Пониманиезаглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

 - формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- формировать социальную компетентность как готовность  к решению моральных дилемм, устойчивому следованию в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

 -осознавать ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»  является  формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий:

- составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия;

- формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий, предвосхищать результат;

- составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения.


Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- использовать общие приёмы решения задач, работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.


Коммуникативные
-  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

-  формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

-  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности, соблюдать правила речевого этикета;

-  определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль;

- координировать и принимать различные позиции  во взаимодействии;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений:

 - выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми  словами;

- читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов;

 - соотносить содержание произведения  с пословицами;

- характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими;

-  читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений;

- читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений;

- делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев;

- отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников;

- находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать  наизусть;

- приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему.


Основные требования к уровню подготовки учащихся

по литературному чтению на родном языке

2класс

Обучающиеся должны

  • иметь представление:

- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

- о поэзии как об особом взгляде на мир;

- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

  • знать:

- наизусть 3-4 стихотворений разных авторов;

- имена 2-3 классиков русской литературы;

- имена 2-3 современных писателей (поэтов);

- название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

  • уметь:

- читать целыми словами вслух и про себя;

- темп чтения 50-60 слов в минуту;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету


В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический и итоговый контроль проводятся после изучения определённой темы в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);

  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

  • умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;

  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения по предметуявляются:

  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;

  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся;

  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях.



Тематическое планирование

2 класс



Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Россия - наша Родина



1

0

2

Фольклор нашего народа

4

0

3

О братьях наших меньших

4

0

4

Времена года

5

0

5

Мои любимые сказки

3

1


Итого

17

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты


План

Факт

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

«Россия - наша Родина» (1 ч.)

1



РК. В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм». К. Паустовский «Моя Россия».



Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности.

Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.


«Фольклор нашего народа» (4 ч.)

2



РК. Календарные народные праздники и обряды.


Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.



Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении.


Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

3



РК. Мир фольклора – мир народной мудрости.

Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий.


Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовностьслушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.



4



«Загадки и народные приметы о временах года».



Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности.

Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.



Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.


5



Проект «Загадки».

Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих

Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата;

К:умение осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.



«О братьях наших меньших» (4 ч.)

6



РК. Г.А. Скребицкий. «Пушок».


Формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов.

Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

К:умение осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.


7



К.Д. Ушинский. «Чужое яичко».


Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.


8



Н.И. Сладков. «Топик и Катя».


Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


9



РК. Е.И. Чарушин. Рябчонок.

(Из цикла «Про Томку»).





Формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

«Времена года» (5 ч.)

10



РК. В.Бианки. «Как животные к холодам готовятся». Г.Снегирёв «Как птицы и звери готовятся к зиме».


Формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


11



РК. В.Бианки

«Синичкин календарь».



Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.


12



РК. И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Ёж», «Белки».



Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию.

Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

К:умение осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.


13



РК. А.Блок «Весенний дождь».



Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов.

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

К: умение договариваться о распределении ролей в совмест¬ной деятельности.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


14



РК. Н.Сладков «Медведь и солнце».


Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Мои любимые сказки (3 ч.)

15



Сказка «Семь Симеонов-семь работников».

Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.

Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, и учебных текстов, сказок.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

16



А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений.

Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, и учебных текстов, сказок.

Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П:определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

К:умение осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций

17



Итоговая контрольная работа.

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников

овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, и учебных текстов, сказок.

Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам.

П: освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения.

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
















Просмотр содержимого документа
«??????? ??????»





















Рабочая программа

по русскому языку на родном (русском) языке

для 2 «Б» класса

базовый уровень обучения

на 2020-2021 учебный год




































Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной программы «Русский родной язык 1–4 классы» под редакцией О. М. Александровой, 2020 г.

  Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований,  заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

            В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; 

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.





Общая характеристика учебного предмета

            Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. 

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.  

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Русский язык на родном (русском) языке» отводится 17 часов в год (из расчета 1 час в две недели).



Содержание учебного предмета

2 класс

Основные содержательные линии программы (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы: 

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.

  2. Язык в действии: слово, предложение.

  3. Секреты речи и текста.

Первый раздел – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. 

Второй раздел – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий раздел – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.  

             Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

             Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

            Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

            Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

  • Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

  • Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 

  • 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

  • Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

  • Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).

  • Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

Раздел 2. Язык в действии 

  • Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.

  • Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

  • Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений.

  • Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста 

  • Типы текстов: описание, повествование.

  • Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.

  • Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).

  • Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся на доступном уровне:

адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.


Предметные результаты

Учащиесябудут знать: 

  • антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • типы текстов: повествование, описание

уметь:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

    • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 

    • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 

    • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 

    • осознавать смыслоразличительную роль ударения; 

    • определять прямое и переносное значение слова;

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

  •  восстанавливать деформированный текст;

  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

  • составлять планы различных видов


Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов  

  • Устный контроль и самоконтроль

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Индивидуальная работа

  • Работа в паре, в группе (взаимо- и самооценка)

  • Списывание

  • Тестовые работы

  • Творческие работы (сочинения, проекты).


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету


Процесс контроля и оценкипо русскому языку на родном (русском) языке

имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка –приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него –к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

В ходе текущей проверки знаний используется, в основном, критериальное оценивание.Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.

В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность(вся информация передана без искажения), ясность(говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость(не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т.п.Возможны небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, словарями.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий

Итоговый контроль проводится в виде теста.

При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в понимании содержания выполняемого задания;

  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

  • умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;

  • ориентировка в книге;

  • интерес к чтению познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения по предмету являются:

  • устные и письменные ответы обучающихся на вопросы по содержанию изученного материала;

  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

  • выполнение заданий по ориентировке в книге;

  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности;

  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся;

  • анализ работы учащихся надпрезентациями, проектами.


Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование  составлено на основе авторской программы О.М.Александровой «Русский родной язык» 1–4 классы: М.: Просвещение, 2020 г.

Учебник: О.М.Александрова«Русский родной язык». 2 класс; М.: Просвещение, 2020 г.



Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

7

0

2

Язык в действии.

5

0

3

Секреты речи и текста.

5

1


Итого

17

1





Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Дата

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)

1



РК. По одежке встречают.  



Слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).


Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

используют словарные статьи для определения лексического значения слова; 

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами выполняют проектное задание.

2



РК. Ржаной хлебушко калачу дедушка.  

Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней.







3



РК. Любишь кататься – люби и саночки возить.  


Слова, называющие игры, забавы,игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька)

4



Делу время, потехе час.



Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками.

5



РК. В решете воду не удержишь.  

Слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)


6



Самовар кипит – уходить не велит.  

Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

7



РК. Проектное задание: Словарь «Почему это так называется?».  

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

8



Помогает ли ударение различать слова?

Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи.

Работают со словарем ударений.

различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже.



9



Для чего нужны синонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

Подбирают синонимы, следят за выразительностью речиправильно расставляют ударение в словах.



10



Для чего нужны антонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

Подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;

находят антонимы в пословицах.


11



Как появляются фразеологизмы и пословицы?

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Находят в тексте фразеологизмы;

объясняют значение фразеологизмов; 

уместно употребляют крылатые слова в речи;

объясняют и  применяют пословицы в своей речи.


12



Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова.

Разные способы толкования значения слов.

Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;

выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения;

конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.




Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)

13



Учимся вести диалог.

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.


14



Составляем развёрнутое толкование значения слова.

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова.

Выбирают из текста словосочетания для описания; 

по вопросам составляют описание предмета, существа;

составляют текст по опорным словам и по плану.

15



Устанавливаем связь предложений в тексте.

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают  составлять рассказ;

устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.

16



РК. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.



Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное; 

различают картинный план, цитатный план.


17



Представление результатов выполнения проектных заданий.

Итоговая контрольная работа.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

Выполняют итоговую работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!