ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2013.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:
• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления учащихся с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Обучение построено на принципах:
- принципе коррекционной направленности в обучении;
- принципе воспитывающей и развивающей направленности;
- принципе научности и доступности обучения;
- принципе систематичности и последовательности в обучении;
- принципе наглядности в обучении;
- принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Типы уроков:
-урок сообщения новых знаний;
- урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);
- урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа;
- комбинированный урок;
- урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический.
Формы работы:
рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.
Виды деятельности учащихся:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;
- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.
По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5 - 15 мин.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
корригировать артикуляционный аппарат;
расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь;
корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся;
развивать речь, владение техникой речи;
корригировать слуховое и зрительное восприятие;
формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
развивать познавательные процессы;
корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного курса
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.
В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.
Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.
В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.
Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию), из них 10 уроков внеклассного чтении, 2 часа – развитие речи (сочинение).
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения курса «Чтение (литературное чтение)».
Личностными результатами изучения курса «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
5) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения чтения
(литературного чтения) являются:
Регулятивные УУД (универсальные учебные действия):
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные УУД (универсальные учебные действия):
ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД (универсальные учебные действия):
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в диалог на уроке и в жизни;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
Прогнозируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся научатся:
- читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
- читать « про себя»;
- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
- формулировать вопросы к тексту;
- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
- составлять простой план под руководством учителя;
- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
- производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Учащиеся будут знать:
• наизусть 8 - 10 стихотворений.
Однако при обучении детей с легкой умственной отсталостью требования к планируемым результатам определяются разными уровнями.
В соответствии с классификацией учащихся С(К)ОУ по группам, по возможностям обучения (по В.В. Воронковой) учащиеся делятся на четыре группы
1 группа - ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группа - ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются
3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.
4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.
Требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение учащимися на уроках чтения практическими умениями и навыками.
Основные требования к знаниям и умениям
Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.
1 уровень (базовый) для учащихся 1-2 группы предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.
2 уровень (минимально необходимый) для учащихся 3-4 группы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержания.
Такое разделение учащихся позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с нарушением интеллекта.
класс | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
6А | Распопова Снежана | Белова Анастасия | Волков Николай | |
| | Бровкин Антон | Кожевников Юрий | |
| | Кисель Владислав | | |
| | Кораблёва Валерия | | |
| | Плоткин Захар | | |
| | Степанов Роман | | |
Содержание учебного курса
ПРОГРАММА
6 класс
(4 ч в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Изучаемые произведения
1. Моя Родина. |
В.Песков «Отечество». |
М. Ножкин «Россия». |
М. Пришвин «Моя Родина». |
2. Золотая осень. |
В. Бианки «Сентябрь». |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». |
Ю. Качаев «Грабитель». |
Б. Житков «Белый домик». |
А. Белорусец «Звонкие ключи». |
К. Паустовский «Заячьи лапы». |
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». |
Е. Носов «Хитрюга». |
В. Бианки «Октябрь». |
3. Великая радость - работа. |
С. Михалков «Будь человеком». |
Б. Заходер «Петя мечтает». |
По Д. Биссету «Слон и муравей». |
По Д. Биссету «Кузнечик Денди». |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». |
Дж. Родари «Пуговкин домик». |
4. Страницы истории. |
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
Ф. Глинка «Москва». |
В. Бианки «Ноябрь». |
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря». |
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге». |
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин». |
5. Что такое хорошо, что такое плохо… |
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». |
Е. Пермяк «Тайна цены». |
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте». |
6. Здравствуй, гостья – Зима. |
В. Бианки «Декабрь». |
Е. Благинина «Новогодние загадки». |
А. Никитин «Встреча зимы». |
А. Дорохов «Тёплый снег». |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
Д. Хармс «Пушкин». |
В. Бианки «Январь». |
Х.-К. Андерсен «Ель». |
А. Чехов «Ванька». |
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). |
И. Суриков «Белый снег пушистый». |
М. Зощенко «Лёля и Минька». |
Ю. Рытхэу «Пурга». |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». |
В. Бианки «Февраль». |
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». |
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». |
7. Весна – красна. |
С. Смирнов «Первые приметы». |
В. Бианки «Март». |
По В. Песков. «Весна идёт». |
М. Пришвин «Жаркий час». |
Г. Скребицкий «Весенняя песня». |
В. Жуковский «Жаворонок». |
А. Толстой «Детство Никиты». |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей». |
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой». |
В. Бианки «Апрель». |
К. Паустовский «Стальное колечко». |
8. Рассказы о животных |
По В. Астафьеву «Злодейка». |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». |
В. Драгунский «Кот в сапогах». |
Д. Хармс «Заяц и Ёж». |
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» |
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». |
9. Рассказы, сказки, стихи для детей |
В. Набоков «Дождь пролетел…» |
В. Бианки «Май». |
М. Дудин «Наши песни спеты о войне». |
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». |
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
В.В Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка», «Птичья песенка».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов
№ п/п | Тема | Количество часов | Внеклассное чтение | Развитие речи |
1 | Моя Родина. | 4 | | |
2 | Золотая осень. | 19 | 2 | 1 |
3 | Великая радость – работа. | 10 | 2 | |
4 | Страницы истории. | 12 | 1 | |
5 | Что такое хорошо, что такое плохо. | 5 | | |
6 | Здравствуй, гостья – Зима. | 36 | 5 | |
7 | Весна – красна. | 17 | 2 | |
8 | Рассказы о животных. | 16 | 2 | |
9 | Рассказы, сказки, стихи для детей. | 17 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 136 | 15 | 2 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень (базовый)
Учащиеся должны уметь:
- правильно читать вслух осознанно, правильно, выразительно доступные тексты целыми словами;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану (полностью или частично), используя опорные слова.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
2-й уровень (минимально необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух по слогам и целыми словами; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- давать элементарную оценку поступкам героев с помощью учителя;
- пересказывать текст с помощью учителя несложные по содержанию тексты.
Учащиеся должны знать:
- наизусть стихотворения (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Учебно-методическая литература
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.
17