СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса (Меркин Г.С.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по программе Меркина Г.С. для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса (Меркин Г.С.)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67 с углублённым изучением отдельных предметов




РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей

Естественнонаучного цикла

Протокол № ____ от «__»_____2018 г.

Руководитель методического объединения

___________ /___________________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«__»________2018 г

__________ /___________________/


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ № 67

с углубленным изучением

отдельных предметов

№ ___ от "__"______ 2018 г.

____________ Арбузова Г.Н.



Рабочая программа

учебного предмета «Литература»



Уровень образования: основное общее образование

Классы: 5-9







г. Екатеринбург




Пояснительная записка

Предмет «Литература», реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в Учебном плане школы находится в обязательной части. На изучение данного предмета отводится 455 часов, из них по 105 часов (3ч в неделю) в 5,6 классах (всего 210 часов) и по 2 часа в неделю в 7- 8 классах (всего 140 часов за два года), 105 часов в 9 классе.

Обучение ведётся по учебнику для 5, 6, 7, 8, 9 классов под редакцией Г. С. Меркина, С.А.Зинина.


Планируемые результаты освоения учебных предметов

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).



Содержание учебного предмета


Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «Завещание Кюхельбекера», «19 октября», «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Из русской литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

В.П. Астафьев

Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.







Тематическое планирование

8 класс


темы

Тема

Содержание

Кол-во часов

В том числе

КР

Вч, РР

1

ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

1



2

ИЗ УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА

Периоды создания русских исторических песен. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в песне.

Исторические песни: «Возвращение Филарета».  Песни-плачи, нравственная проблематика в песне-плаче.  

Исторические песни: «Разин и девка - астраханка»«Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне.  

3




3

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Житие Сергия Радонежского», Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент).  Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.  

«Житие Александра Невского» (фрагмент).  Глубина нравственных представлений о человеке; тематическое  и жанровое многообразие древнерусской литературы. 

3





4

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   XVIII   ВЕКА

Г.Р. ДЕРЖАВИН - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворение «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник»Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.

Н. М.КАРАМЗИН. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

4



5

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   XIX   ВЕКА

В.А. ЖУКОВСКИЙ. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.

К. Ф. РЫЛЕЕВ. «Иван Сусанин»,  «Смерть Ермака ». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений.

А.С. ПУШКИН. Тематическое богатство поэзии Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы».  «Маленькие трагедии».

Внеклассное  чтение.   Повесть «Пиковая дама» (обзор).

Роман «Капитанская дочка»проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, провидение, случай и судьба, независимость, ответственность, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский). 

Н.В. ГОГОЛЬ. Основные вехи биографии писателя. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор»творческая и сценическая история пьесы.

Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности.

Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Основные вехи биографии Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; постоянство, противоречивость характера.

Н.А. НЕКРАСОВ. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...».

 «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

А.А. ФЕТ. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...».  «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

Внеклассное  чтение.  Стихи и песни о родине и родной природе по»этов XIX века.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Пьеса-сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор, главы из повести).

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ  «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. 

36


5РР

2Вч

6

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ   XX   ВЕКА


М. ГОРЬКИЙ. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Мой спутник» (обзор). Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

В. В. МАЯКОВСКИЙ. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Н. А. ТЭФФИ  «Свои и чужие». 

М.М. ЗОЩЕНКО. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Заболоцкого 1950—60-х годов.

М.В. ИСАКОВСКИЙ. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.  

В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Внеклассное чтение. «Музы не молчали».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

В.Г. РАСПУТИН. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

17


1Вч

1РР

7

ИЗ   ЗАРУБЕЖНОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ


У. ШЕКСПИР. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта » (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

М. СЕРВАНТЕС. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

5





Итоговый урок.  Рекомендации для летнего чтения.

1






70






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!