СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс. (Программа курса «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Меркина Г.С. (5-ти дневная рабочая неделя).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс. (Программа курса «Литература» 5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин)»




АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии c программой курса «Литература»

5 – 9 классы (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин), 2014 год издания.

Планирование предназначено для работы по учебнику:

Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2015г.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах.

Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение литературы в 6 классе предусмотрено обязательных 2 часа в неделю, 1 час выделен из части, формируемой участниками образовательных отношений, всего 102 часа в год.

Срок реализации программы 1 год.



























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРА В 6 КЛАССЕ


Из греческой мифологии

Выпускник научится:

знать \ понимать:

  • главных героев древнегреческой мифологии, содержание древнегреческих мифов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать тексты произведений, правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, передавать их содержание.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приѐмы;

Выпускник получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

знать \ понимать: биографию и литературное творчество писателей и поэтов

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному.

-давать письменные развернутые ответы на вопросы, владеть теоретическими понятиями, оперировать ими при анализе произведений, работать со справочными материалами.





























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).


ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3 часа)

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о древней человеческой истории, героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (8 часов)

Легенды, предания, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к Родине, мужество и др.).

Теория литературы: древнерусская литература, сказание, древнерусская повесть, поучение, плач, автор и герой.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Выражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея произведения.

Теория литературы: стихотворение, иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47 часов)

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

Теория литературы: баллада, фантастика, фабула, композиция, лейтмотив, герой, образ.


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: элегия, двусложные размеры стиха, строфа, типы строф, роман (первичные представления); авторское отношение к героям, историческая правда и художественный вымысел


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы:  метафора, инверсия антитеза.


Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть, героический эпос, разнообразие лексических пластов, тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).


И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и авторский замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет).


Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.


В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.


А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приёмы создания комического эффекта.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 часов)

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа, эпитет, метафора (развитие представлений).




А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель», «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ, язык героя как средство создания образа.


С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора, песня.


М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).


Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция, образ.


А.А. АХМАТОВА

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.


Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Теория литературы: мотив, художественные средства.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), тема, проблема, идея.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов)

КНИГА АРАБСКИХ СКАЗОК

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Теория литературы: сказка (развитие представлений), стиль.


Я. и В. ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет.


О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония, (развитие представлений).


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)



Для заучивания наизусть


М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).


Произведения для домашнего чтения в 6 классе


Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».


Из героического эпоса

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).



Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».


Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».


Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».


Из зарубежной литературы

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ


п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика видов деятельности

Примечания

по плану

факти ческая


Введение

1





1

Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства.

1



Уметь выразительно читать, устно высказываться, Развивать умение работать с учебником литературы;

выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия.



Из мифологии

3





2

Мифы о героях. «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.

1



Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника


3

«Прометей»

1



Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии


4

«Яблоки Гесперид»

1



Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана



Из устного народного творчества

8





5

Из славянской мифологии. Предания и легенды.

1



Уметь выявлять главные свойства жанра легенды, самостоятельно проводить исследовательскую работу с терминами и материалом учебника.


6

«Солдат и смерть». Мифологические персонажи. Художественные особенности предания 

1



Выразительно читать, анализировать изучаемые произведения, высказывать собственное мнение о героях произведения. Определять художественную идею легенды, исследовать тексты, выявлять художественные черты и условности волшебной сказки. Выполнять художественный пересказ, делать сообщения, заполнять таблицы. Участвовать в беседе.


7

Внеклассное чтение. Предания о граде Китеже

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.


8

Нартский эпос. «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой.

1



Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее


9

Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1



Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; знакомство учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); выявить художественные черты и условности волшебной сказки


10

В художественном мире русской народной сказки. Народные представления о добре и зле, краткость, образность, афористичность сказки.

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, участие в беседе.


11

Внеклассное чтение. «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора».

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.


12

Р. р. «Сочини сказку».

1



Сочинение сказки



Из древнерусской литературы

4





13

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

1



Выполнить различные виды пересказа, составить простой план статьи учебника. Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнить сопоставительный анализ, сообщения, участие в беседе, выразительное чтение. Работа с терминами и иллюстрациями. Продолжить текст по данному началу.


14

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории и народных представлений о событиях и людях

1



Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнение сопоставительного анализа, самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода.


15

«Поучение» Владимира Мономаха. Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. Значимость произведения в наши дни.

1



Выполнить лексическую работу, сделать сообщения, выявить художественную идею произведения.



16

Внеклассное чтение. «Подвиг юноши Кожемяки». События, отраженные в повести.

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.



Из литературы XVIII века

2





17

М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт.

1



Составить планы статей учебника, работа с таблицами, прослушивание сообщений учителя и учащихся. Участие в беседе, уметь кратко конспектировать лекцию учителя, работа со справочным материалом


18

«Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей учёного и поэта. Основные мотивы и идея стихотворения.

1



Рассмотреть особенности композиции и сюжета



Из литературы XIX века

47





19

В. А. Жуковский. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

1



Знакомство с биографией В.А.Жуковского, прослушивание музыкальных фрагментов произведений.


20

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения.

1



Выразительное чтение, составить перечень основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся. Выполнить словарную работу, выявить систему образов героев баллады, анализировать текст, проводить исследовательскую работу.


21

Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором.

1



Найти реальное и фантастическое в балладе, выявить связь с фольклором, традициями и обычаями народа.


22

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

1



Выявить факты, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыков выразительного чтения, развивать творческие способности


23

Лирика природы. «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро».

1



Выполнить лексическую работу, составить ассоциативные ряды, продолжить письменное высказывание по предложенному началу. Работа с терминами и учебником, анализ текста, выразительное чтение.


24

Двусложные размеры.

1



Работа с терминами


25

Конкурс выразительного чтения

1



Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, участие в беседе, оценка себя и других учащихся.


26

Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания

1



Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа


27

Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4).

1



Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», составить сопоставительные таблицы, выполнить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.


28

Отец и сын.

1



Подобрать цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказать эпизод от лица героев. Выразительное чтение по ролям.


29

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский.

1



Составить сравнительные таблицы, пересказ от лица героев, лексическая работа. Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми. Работа со словарями, просмотр кадров видеофильма, прослушивание музыкальных композиций.


30

Роль Маши в романе и судьбе Дубровского.

1



Аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом.


31

Роман «Дубровский» - роман о любви.

1



Увидеть нравственные проблемы в романе


32

Изображение крестьянского бунта в романе.

1



Выявить социальные проблемы в романе


33

Мастерство А.С.Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа в построении романа. Основной конфликт.

1



Вызвать интерес к творчеству поэта


34

Р. Р. Обучение сочинению на литературную тему. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский».

1



Написание сочинения.


35

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.

1



Сообщения учащихся и учителя, работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником


36

Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус».

1



Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с

текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.


37

«Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.

1



Лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа.


38

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести.

1



Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся.


39

«Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя.

1



Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником.


40

Андрий и Остап

1



Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом.


41

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1



Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов

рассказа о герое, беседа, работа с учебником.


42

Р. Р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1



Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа.


43

Р. Р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1



Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа.


44

Контрольная работа за I полугодие

1



Выполнение контрольной работы


45

И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге».

1



Выразительное чтение наизусть, создание вопросов, лексическая работа, сообщения

учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.


46

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг.

1



Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя, лексическая работа.


47

Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта.

1



Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником.


48

Внеклассное чтение. Тема и центральные персонажи рассказа «Бежин луг».

1



Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения

учителя и учащихся


49

Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской»

1



Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся



50

«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям

1



Выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами.


51

Трехсложные размеры стиха.

1



Работа с терминами, определение стихотворных размеров


52

Трехсложные размеры стиха.

1



Работа с терминами, определение стихотворных размеров


53

Стихотворный ритм.

1



Самостоятельная работа с художественными текстами


54

Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века.

1



Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном.


55

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье.

1



Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с термином.


56

Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого.

1



Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя, работа с учебником


57

Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство».

1



Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему.


58

В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1).

1



Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом.


59

«В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.

1



Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником.


60

Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6).

1



Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.


61

Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8).

1



Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.


62

Р. Р. Классное сочинение «Мой друг Вася»

1



Подбор материалов к сочинению.


63

А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе.

1



Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы.


64

«Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров пер­сонажей. Отношение автора к Героям.

1



Лексическая работа, выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, сообщения учителя, работа с учебником, заполнение таблицы.


65

Р.Р. Творческая работа «Смешной случай из жизни».

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа



Из литературы XX века

26





66

И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником.


67

Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...»

1



Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин

русских художников, выразительное чтение и чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции.


68

А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.

1



Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся,

работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.


69

Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.

1




70

Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.

1



Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа, составление

устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщения учителя.


71

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». 

1



Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником.


72

Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина.

1



Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником.


73

С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.

1



Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником.


74

М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра.

1



Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа, работа с учебником, беседа, работа с терминами


75

Вера писателя в человека, в его мудрость по отношению к природе, в его доброту.

1



Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником.


76

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

1



Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрацией. Работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с

текстом, лексическая работа.


77

Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести.

1



Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной

детали, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя.


78

Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения.

1



Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником.


79

Р. Р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».

1



Сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.


80

Р. Р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».

1



Сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.


81

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».Человек и природа в стихотворении.

1



Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение


82

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй.

1



Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями.



Произведения о Великой Отечественной войне






83

М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.

1



Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, выразительное чтение, выставка, беседа, работа с учебником


84

С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны.

1




85

Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.

1




86

Внеклассное чтение. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы.

1



Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником


87

Внеклассное чтение. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы.

1



Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником


88

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Проблематика рассказа.

1



Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся, работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником


89

Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви.

1



Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение


90

Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения.

1




91

Контрольная работа за II полугодие




Выполнение контрольной работы



Из зарубежной литературы

7





92

Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.

1



Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение


93

Краткие сведения о братьях Гримм.

1



Составление плана статьи учебника, сообщения учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм,

работа с терминами


94

«Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы.

1



Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа, заполнение таблицы


95

О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез.

1



Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином, выставка


96

Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих».

1



Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы


97

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа.

1



Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником


98

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

1



Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником, лексическая работа



Повторение

4





99

Итоговое повторение

1



Беседа, работа с учебником


100

Итоговая контрольная работа

1



Написание контрольной работы


101

Защита проектов

1



Защита творческих проектов


102

Итоговый урок. Рекомендации по летнему чтению

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!