СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На изучение учебного предмета "Литература" в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»



Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (литература)

Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  2. восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  3. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  4. овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют.

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументировано отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции.

Обучающийся научится:

  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу ;

  • оценивать систему персонажей ;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • вести учебные дискуссии;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии ;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения ;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (литература)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Регулятивные УУД

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Содержание учебного предмета.

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.


Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).


Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »);лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.


Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па мятников древнерусской литературы.


Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры —Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям».Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.


Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об разный мир поэмы, группировка образов, художественный об раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по слание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и од на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от ношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.


Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.


Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази тельное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи - градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма«Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен ной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас сказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.


Русские поэты XX века  о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из по этических текстов, чтение стихотворения наизусть.


Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ ное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка«Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со бытия и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».



Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов) из обязательной части учебного плана МКОУ «ООШ №9».



Наименование разделов учебной программы

и характеристика основных видов деятельности.



п/п

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

2

Из устного народного творчества

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля

3

Из древнерусской литературы

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

4.

Из русской литературы XVIII века

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

5.

Из русской литературы XIX века

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

7

Из русской литературы XX века

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

9

Из зарубежной

литературы

Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

Из Программы воспитания

Ценности научного познания: (ФГОС ООО)

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

- интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



Контроль знаний.

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

1 четверть

5

входной

т/ч

Проверка т/ч

2 четверть

18

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа «Классицизм в литературе 18 века».

2 четверть

29

текущий

проект

Защита проекта по произведению Н.В. Гоголя «шинель».

3 четверть

48

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа «Литература 19 века».

3четверть

49

промежуточный

т/ч

Техника чтения

4 четверть

65

текущий

проект

Русские поэты о России. Защита проектов.







Проектная деятельность.



Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Заслуженно ли забыт писатель…
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Опыт интерпретации баллады
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Слова-символы в японской поэзии.
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
Языковые средства создания юмора в произведениях…



Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение

1

Введение. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).

2.09


Устное народное творчество

2

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. «Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.

7.09


3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

9.09


4

Образы былинных богатырей в других видах искусства. Проверочная работа по теме «Былины».

14.09


5

Входной контроль (проверка техники чтения).

16.09


6

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »

21.09


7

Лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.

23.09


Древнерусская литература

8

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

28.09


9

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

30.09


10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

5.10


Русская литература XVIII века

11

Классицизм как литературное направление (создание первичных представлений).

7.10


12

М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Особенность поэтического языка оды.

12.10


13

Теория М.В. Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории.

14.10


14

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

19.10


15

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

21.10


16

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

2.11


17

Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

9.11


18

Контрольная работа «Классицизм в литературе 18 века».

11.11


Русская литература XIX века

19

А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта.

16.11


20

Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».

18.11


21

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина.

23.11


22

Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

25.11


23

Р.р. Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

30.11


24

М.Ю. Лермонтов. «Родина». Образ Родины в стихотворении.

2.11


25

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…»

7.12


26

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Р.р. Рецензия на эпизод из «Песни...»

9.12


27

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести.

14.12


28

Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.

16.12


29

Защита проекта по произведению Н.В. Гоголя «Шинель».

21.12


30

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

23.12


31

И.С. Тургенев «Певцы». Основная тема рассказа, отношение автора к героям.

28.12


32

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

13.01


33

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...»

18.01


34

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.

20.01


35

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения.

25.01


36

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения. Самостоятельная работа.

27.01


37

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

1.02


38

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой. Своеобразие сюжета; проблематика сказки.

3.02


39

Р.р. Письменный отзыв на самостоятельно прочитанное произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина.

8.02


40

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

10.02


41

«Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

15.02


42

Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.

17.02


43

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Проверочная работа.

22.02


44

А. А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

24.02


45

А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Позиция писателя.

1.03


46

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа.

3.03


47

Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIX-XX вв.

10.03


48

Контрольная работа «Литература 19 века».

15.03


Русская литература XX века

49

Промежуточная аттестация (проверка техники чтения).

17.03


50

М. Горький. О писателе. Повесть «Детство», ее автобиографический характер. Знакомство с героями.

31.03


51

Становление характера главного героя повести М. Горького «Детство». Проблематика повести М. Горького «Детство».

5.04


52

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

7.04


53

И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...» . Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы.

12.04


54

А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

14.04


55

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

19.04


56

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

21.04


57

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя.

26.04


58

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

28.04


59

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

5.05


60

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

12.05


61

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики А.Т.Твардовского

17.05


62

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя. Самостоятельная работа.



63

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

19.05


64

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.



65

Русские поэты о России. Защита проектов.

24.05


Зарубежная литература

66

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.



67

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Проблематика стихотворения. «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов.

26.05


68

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (Избранные главы). Основные события и позиция автора.

31.05




По учебному плану – 68 часов (2 часа в неделю).

По учебно-календарному графику – 65 часов

Праздничные дни – 4.11, 8.03, 1.05, 9.05



Распределение часов: , 7 б

1 четверть 16 ч 15 ч

2 четверть 16 ч 16 ч

3 четверть 20 ч 18 ч

4 четверть 16 ч 16 ч

68 ч 65 ч

















Предметные результаты освоения третьего года обучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

 читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

Произведения древнерусской литературы (в том числе фрагменты «Поучения» Владимира Мономаха).

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе, «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Няне», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Два чувства дивно близки нам…», «Во глубине сибирских руд…»); поэма «Полтава» (фрагменты); «Повести Белкина» (в том числе «Станционный смотритель»).

Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Узник», «Парус», «Из Гете», «Ангел», «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива…»); поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Произведения И.С. Тургенева: из цикла «Записки охотника» (не менее двух рассказов), из цикла «Стихотворения в прозе» (в том числе «Русский язык»).

Стихотворения отечественных поэтов XIX в. на тему поэта и поэзии (в том числе стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Произведения Н.А. Некрасова: стихотворения (в том числе, «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская…»); поэма «Русские женщины» (фрагменты).

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (в том числе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Сатирические произведения в отечественной и зарубежной литературе.

Рассказы А.П. Чехова (в том числе «Тоска», «Злоумышленник»).

Стихотворения на тему романтической мечты (в том числе в поэзии А.А. Блока, Н.С. Гумилева М.И. Цветаевой).

Произведения на тему мечты и реальности в отечественной и зарубежной прозе и поэзии ХХ–XXI вв.

Произведения отечественных прозаиков: рассказы М. М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова (в том числе «Юшка»), В.М. Шукшина (в том числе «Чудик»):

 развернуто передавать свои впечатления от прочитанного произведения, выражать личное к нему отношение;

 выразительно читать наизусть не менее девяти поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

 определять и формулировать проблемы, поставленные в прочитанных произведениях;

 соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекать необходимые знания по истории;

 анализировать произведения; определять род и жанр литературного произведения (в том числе поэма, роман, комедия, трагедия); определять роль пейзажа и интерьера в произведении; выделять художественную деталь и выявлять ее художественную функцию; выявлять характер конфликта в произведении; формулировать вопросы, связанные с содержанием и формой прочитанного произведения;

 характеризовать героя произведения, его внешность и внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами, его роль в сюжете;

 характеризовать образ лирического героя; определять стихотворный размер (на слух или письменно с построением схемы) в силлабо-тонической системе стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), определять количество стоп;

 характеризовать авторскую позицию и обосновывать свои выводы текстом произведения;

 определять стадии развития действия в эпическом произведении (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); характеризовать особенности композиции эпического произведения;

 выявлять в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе сравнение, эпитет, метафору, олицетворение, гиперболу, аллегорию, антитезу, инверсию, риторические восклицания и вопросы), и характеризовать их роль в литературном произведении;

 составлять устный и письменный текст на основе полученной информации; формулировать тезисы; составлять план прочитанного текста художественного или научного (литературоведческого) произведения, собственного высказывания (простой и сложный, тезисный, цитатный, вопросный);

 участвовать в дискуссии о прочитанном; понимать и осмысливать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; готовить развернутое сообщение на литературную тему с привлечением литературных источников, цифровых информационных ресурсов, с использованием слайдовой презентации;

 писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно или несколько произведений одного писателя), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 150 слов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!