СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс УМК Ланина Б.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 «А» класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. В программу внесены некоторые изменения: введены уроки по изучению произведений национально-регионального компонента, уроки по внеклассному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс УМК Ланина Б.А.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 «А» класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. В программу внесены некоторые изменения: введены уроки по изучению произведений национально-регионального компонента, уроки по внеклассному чтению. Заложены взаимосвязанные ком­поненты литературного образования: образовательный, просве­тительский, воспитательный.

В программе реализуются идеи Стандарта полного (обще­го) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входя­щие в минимум литературного образования произведения учи­тель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса, а также важнейшие цели литературного образования:

- воспитание любви и привычки к чте­нию;

- приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие способности воспри­нимать и оценивать явления художественной литературы;

- формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.

Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвер­дившихся в отечественной методике литературного образо­вания.

Специфика программы заключается в организации мате­риала, которая позволяет учителю решать следующие задачи:

  • приобщать учащихся к миру литературы;

  • форми­ровать способности к восприятию, интерпретации и крити­ческой

оценке произведения как искусства слова;

  • развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников.

Очевидной новизной является активное использование Интер­нета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащим­ся уровне проследить основные тенденции ее развития, опре­делить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.

Специфика программы заключается также в ее нацеленно­сти на включение ученика в современный литературный про­цесс — в качестве читателя или (по мере способностей и жела­ния) участника. Новые информационные технологии, особен­но Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, стано­вятся настоящим валом, захватывающим современного чита­теля и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.

Поэтому программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читатель­ской деятельности:

  1. «культурно-навигационные» навыки, позволяющие сво­бодно ориентироваться в литературных текстах, представлен­ных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электрон­ном форматах;

  2. навыки находить экспертные оценки: мнения учите­лей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;

  3. умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;

  4. навыки в специфическом чтении и составлении Интер­нет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделе­ние важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контек­стные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).

Использование Интернет-ресурсов является принципи­ально важным новшеством программы. В начале XXI века ко­личество пользователей Интернета удваивается в России каж­дые два с половиной года. Временное отставание от потребно­стей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Пред­ставление о гипертексте является ключевым для Интернет - чтения и для написания текстов с целью последующей публи­кации в Интернете. Противопоставление в программе (без использования излишних терминов) «линейных/нели­нейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и откры­вает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершен­ствования преподавания литературы в школе XXI века.

Ведущая тема в 7 классе: литература и действительность.

В классе обучается один ученик с ОВЗ, поэтому при составлении программы учитывалась специфика состояния здоровья учащегося, а также рекомендации по обучению, составленные медицинским работником школы.

Количество часов в год – 70 часов, в неделю – 2 часа ( из них 4 часа – национально-региональный компонент, 4 часа – внеклассное чтение)

Контроль осуществляется в форме: читательских конференций, тестов, сочинений (4), презентаций обучающихся.

Планируемые результаты изучения курса

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

Личностные результаты:
• осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания
    мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
    • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных
    ценностей народа, как особого способа познания жизни;
    • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств,
    понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
    • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные
    источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
    • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом.
    Метапредметные результаты выявляются следующими умениями:
    регулятивными:
    • ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные;
    • самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу

его реализации;
• организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
• организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать еѐ результативность и оценку;
познавательные:
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;
• работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении;
• находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;
• анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
коммуникативные:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавая развѐрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвуя в обсуждении прочитанного.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• уметь воспринимать художественное произведение с учѐтом специфики языка
художественной литературы, знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
• понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
• использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:
• интерпретировать произведение на основе личностного;
анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
• различать авторский замысел и особенности его воплощения;
в коммуникативной сфере:
• осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировой культуры;
• выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
• работать с литературно-критическим материалом;
• составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы,
писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние
сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
в эстетической сфере:
• понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных
средств; развивать художественный вкус.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Страницы классики. Литература XIX века.

Повторение.

Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.

А.С. Пушкин

Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (дру­гие - по выбору учителя)

Культ возвышенной дружбы и верности «святому брат­ству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Много­голосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика. Роль картин природы в стихотворении. «Няне»

Теория литературы.

Метафора. Стихотворная речь, дву­сложные и трехсложные размеры стиха.

А.С. Пушкин

«Дубровский». Замысел и история создания произведения. Искусство по­строения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владими­ра Дубровского. Характеристика героя повествователем, дру­гими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Трое­курова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.

Теория литературы.

Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романти­ческий герой.

Ф. Шиллер

«Разбойники» (сцены по выбору учителя). Драматическая история любви. Образ благородного раз­бойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обречен­ность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Траги­ческий финал произведения. Развенчание романтического ге­роя и его гибель.

Теория литературы.

Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.

М.Ю. Лермонтов

Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...». Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихо­творений. Противоречивость переживаний поэта. Живопис­ность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и пра­вды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей автор­ской оценки изображаемого.

Теория литературы.

Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения.

Н.В. Гоголь

Из биографии писателя (по воспоминаниям современ­ников).

«Тарас Бульба». Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство това­рищества в повести. Патриотизм главных героев - Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героиче­ской эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, ли­рическое начало в повести. Чувства автора, средства их выра­жения. Картина степи, художественная роль фрагмента.

Теория литературы.

Средства создания характера (повторе­ние). Авторское отношение к герою.

П. Мериме

«Маттео Фальконе». Проблема нравственного выбора в новелле: долг и преда­тельство.

Н.С. Лесков

Из биографии писателя.

«Человек па часах». Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника. Историческое и вымышленное в повести. Своеобразие языка.

Теория литературы.

Сказ. Герой-праведник.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу,интеллигенции. Абсурдный, переверну­тый мир сказок сатирика: наделение героев-людей звериными чертами и «очеловечивание» животных. Связь с народной сказкой и басней. Новаторство писателя.

Теория литературы.

Аллегория. Гротеск и гипербола.

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы.

Н.А. Некрасов

Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога». Образ народа и тема народных страданий в лирике Некра­сова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, граж­данственность проблематики, публицистичность. Образ рас­сказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструмен­товки: ритм и эмоциональная напряженность.

«Саша». Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс. Звуковая инструментовка стихотворения.

Ф.И. Тютчев

Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поля­ны коршун поднялся...» (другие — по выбору учителя). Мастерство поэта в создании картин природы. Живопис­ность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как ос­новное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика. Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс. Звуковая инструментовка стихотворения.

А.К. Толстой

Из биографии поэта.

«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле та­ет... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие — по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.

А.А. Фет

Из биографии поэта.

«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Облаком волнистым...», «Ласточки пропали...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие — по выбору учителя). Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора.

А.Н. Майков

Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие — па выбору учителя). Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно - выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс. Звуковая инструментовка стихотворения.

Страницы русской классики. Литература рубежа XIXXX веков .

А.П. Чехов

Вехи биографии писателя.

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие — по выбору учителя). Приемы создания комического эффекта. Авторская иро­ния в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания харак­теров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.

Теория литературы.

Виды комического: юмор, ирония, са­тира (повторение).

А.И. Куприн

Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор». Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив чу­десного в рассказе.

Л.Н. Андреев

Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська». Влияние духовной литературы. Идея человеческого брат­ства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа». «Ангелочек». Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы.

Реально-бытовой план и исключитель­ность ситуации как основа сюжета.

О. Генри

«Дары волхвов». Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Страницы классики. Литература XX века .

И.А. Бунин

Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово» (другие — по выбору учителя). Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и Красочность образов.

Б.Л. Пастернак

Вехи биографии поэта.

«Детство Люверс». Духовный мир взрослеющей девочки. Тема становления человеческого характера. Художественные особенности прозы поэта (начальное представление).

В.А. Каверин

Вехи биографии писателя.

«Два капитана» (фрагменты). Замысел романа. Историческая действительность глазами героев. Высокие чувства юных героев, их верность данному слову. Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.

Теория литературы.

Роман как эпический жанр (начальное понятие). Роман и повесть.

Природа и человек. Природа и творчество .

Н.А. Заболоцкий

Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя). Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.

К.Г. Паустовский

Вехи биографии писателя.

«Золотая роза» (отрывки). Как рождается художественное произведение? Искусство и

художник: муки творчества и счастье художника-твор­ца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок. «Австралиец со станции Пилево». Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэ­тичность языка писателя.

Теория литературы.

Жанровые особенности очерка и эссе.

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии.

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».

О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов...».

С.П. Гудзенко. «Перед атакой».

Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный...».

М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».

С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...».

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...».

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны», «Жди меня, и я вернусь...».

А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...».

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».

Национальный характер.

А.Т. Твардовский

Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» (главы по выбору учителя). Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.

М.А. Шолохов

Вехи биографии писателя.

«Судьба человека». Андрей Соколов — воплощение национального характера. Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.

Г. Распутин

Вехи биографии писателя.

«Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

В.М. Шукшин

Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик» (другие — по выбору учителя). «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, до­верчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Вну­тренняя сила героя.

Зарубежная литература.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».

Национально-региональный компонент

Рассказы о Будде.

Из литературы Бурятии (XIX века). Бальдауф Ф.И. «Вечер на берегу Байкала»

Тема войны в бурятской поэзии. Дугаров Б.С. «Не вернулся мой дядя на Родину»

Улзытуев Д.А. «Если быть терпеливым».

Внеклассное чтение

Ю. Платонов «Юшка», «Песчаная учительница»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

А.Т. Твардовский «Дом у дороги»

Г. Уэллс «Человек – невидимка»


Тематическое планирование.


Наименование

раздела программы.

Тема урока

Дата

1.

Страницы классики. Литература XIX века.

Введение.


I четверть


2.


А.С. Пушкин. Детство и ранняя юность. Лицейский период творчества.


3.


А.С. Пушкин. «Дубровский»

Замысел и история создания произведения.


4.


Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков.


5.


Воспитание Владимира Дубровского.



6.


Дубровский и Маша Троекурова.


7.


Благородный разбойник.


8

РР.

Сочинение «Благородство против подлости».



9.


Фридрих Шиллер.

Драма «Разбойники».



10.


Карл Моор. Образ романтического героя.


11.


Разбойники. Карл Моор и Амалия. История любви.


12.


Карл Моор и Владимир Дубровский.


13.

НРК

Рассказы о Будде.


14.


М.Ю. Лермонтов

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»



15.


М.Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


16.


Образы главных героев.


17.


Утверждение права человека на уважение и правду.


18

ВНЧ

Ю. Платонов «Юшка», «Песчаная учительница»


19.


Контрольный тест по творчеству А.С Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

II четверть

20.


Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современ­ников). «Тарас Бульба».

.


21.


Н.В. Гоголь. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора.


22.


Н.В. Гоголь.

Эмоциональность повествования, ли­рическое начало в повести. Чувства автора, средства их выра­жения. Картина степи, художественная роль фрагмента.



23.


Казнь Остапа.


24.

РР.

Сочинение «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»



25.


П. Мериме.«Маттео Фальконе»

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и преда­тельство.



26.


Н.С. Лесков.Из биографии писателя.«Человек па часах».


27

ВНЧ

Д. Лондон «Любовь к жизни»


28.


М.Е. Салтыков-Щедрин.

«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».


29.

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы.

Н.А. Некрасов.

Стихотворения. Особенности некрасовской лирики.


30.


Н.А. Некрасов. «Саша»


31.


Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта.

Стихотворения..


32.

РНК

Из литературы Бурятии (XIX века). Бальдауф Ф.И. «Вечер на берегу Байкала»


33.


А.К. Толстой.

Из биографии поэта. «Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле та­ет... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...»

III четверть

34.


А.А. Фет. Из биографии поэта.

Стихотворения.


35.


А.Н. Майков. Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...»



36.

Страницы русской классики. Литература рубежа XIXXX веков.

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон.



37.


А.П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики».

Особенности композиции, средства создания харак­теров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.


38.


А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор».


39.


Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»


40.


О. Генри. «Дары волхвов»


41.

Страницы классики. Литература XX века.

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово».



42.


Б.Л. Пастернак. Вехи биографии поэта. «Детство Люверс»


43.


В.А. Каверин. Вехи биографии писателя. «Два капитана» (фрагменты).


44.


В.А. Каверин. Высокие чувства юных героев, их верность данному слову. Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.


45

ВНЧ

А. Беляев «Человек – амфибия»



46.

РР.

Сочинение «Реальность и мечта в мире детства».


47.

Природа и человек. Природа и творчество.

Н.А.Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб».


48.


К.Г. Паустовский. Вехи биографии писателя. «Золотая роза» (отрывки).


49.


К.Г. Паустовский.

«Австралиец со станции Пилево».


50.

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии.

Тема войны в русской поэзии


51.

НРК

Тема войны в бурятской поэзии. Дугаров Б.С. «Не вернулся мой дядя на Родину»


52.

Национальный характер.


А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения

и художественный вымысел.


53.


А.Т. Твардовский. Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой.

IV четверть

54.

ВНЧ

А.Т. Твардовский

«Дом у дороги»

(главы по выбору)


55.


М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека». Характер главного героя.


56.

РР.

Сочинение "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются"


57.

РНК

Улзытуев Д.А. «Если быть терпеливым»


58.


В.Г. Распутин. «Уроки французского».


59


В.Г. Распутин.

Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.


60.


В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя.«Микроскоп», «Чудик». «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, до­верчивость и душевная красота «маленьких людей».


61.


В.М. Шукшин. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Вну­тренняя сила героя.


62.

63.


Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое» образ главного героя. Тема памяти.


64.

65.

Круг чтения.

Зарубежная литература.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».


66.


Итоговый контроль

Тестовая работа по курсу 7 класса



67.


Анализ результатов итоговой работы


68.


ВНЧ

Г. Уэллс «Человек – невидимка»


69.



Читательская конференция

«От маленького читателя к большому писателю».



70.


Рекомендательный список для чтения на лето.



Список учебно – методической литературы

1. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Литература: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений. Москва «Вентана-Граф», 2015г.

2.Литература. 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. [ авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова] - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2016.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс: методические рекомендации. Москва «Вентана-Граф», 2014 г.


Дополнительная учебная литература

Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.

Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 7 классе. - Просвещение, 2006.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 7 класс. – М.: Радиус, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!