СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс УМК Ланина Б.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 " В" класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений "Литература"  под редакцией Ланина Б.А. , Устиновой Л.Ю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс УМК Ланина Б.А.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету «Литература» 7 класса создана на основе:

  • Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;

  • Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

  • Примерной программы по учебным предметам;

  • Авторской программы Ланина Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы  общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова;  под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013;

  • Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18. 05. 2020 года «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 09. 2013 года № 1047».

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями

В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Концепция (основная идея программы).

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.

В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.

Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Основные виды деятельности учащихся.

  1. Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.

  2. Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.

  3. Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

  4. Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой

Самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2017 г.


Система оценивания

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся



Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:

  • главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:

  • воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;

  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

  • различать авторский замысел и особенности его воплощения

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

  • владеть различными видами пересказа;

  • анализировать произведения:

  • работать с литературно-критическим материалом;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.


Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

  • Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);

  • Формулировать горизонт своих интересов;

  • Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:
Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми

установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.




Содержание учебного курса

Литература и действительность.

А.С. Пушкин. «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..», «19 октября 1825 года», «Няне». Повесть «Дубровский»

Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя)

М.Ю. Лермонтов. «Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы

Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников). «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога». «Саша»

Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя)

А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя).

А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя)

Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв.

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» (по выбору учителя)

А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»

Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»

О. Генри. «Дары волхвов»

Страницы классики. Литература XX в

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя)

Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб»

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. 

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…»

Национальный характер в литературе ХХ в

А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»

М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека»

В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского»

В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)

Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое»

Повторение и обобщение изученного в 7 классе





Календарно-тематическое планирование по литературе

7 класс 68 часов

Учебник литературы в 2-х частях под ред. Б.А.Ланина

ур.

Содержание темы

Дата

1

Введение. Повторение.

1 четв


Страницы классики. Литература XIX в. — 22 ч



А.С. Пушкин (10 ч.)


2


А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников).


3

«Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»

Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».


4

«19 октября 1825 года»

Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству.


5

«Няне».Эмоциональность стихотворения, средства его создания.


6

Повесть «Дубровский». Замысел и история создания произведения.


7

Образ романтического героя Владимира Дубровского.


8

Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше (анализ эпизода)


9

Нравственный выбор героев.


10-11

Развитие речи

Контрольное сочинение № 1. «Благородство против подлости».



Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя) (1час)


12

Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание.



М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта). (7 часов)


13

Из биографии (Кавказ в жизни поэта). «Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений.


14.

Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.


15

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова


16.

Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды.


17

Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого


18-19

Контрольная работа № 2. Сочинение

2 четв


Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» (5 час.)


20

Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести.


21

Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.

Проблема нравственного выбора.


22

Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести


23-24

Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»



П. Мериме. «Маттео Фальконе» (3 часа)


25

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.


26


Развитие речи. Тема для обсуждения. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.


27

Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности. Проект



Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 7 ч


28

Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога»

Образ рассказчика в стихотворениях..


29

«Саша»

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме


30

Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

Мастерство поэта в создании картин природы.



31

А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя)


32

А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя).

Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.

3 четв

33

А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя)

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова.


34

Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета



Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 8 ч


35

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон», Картина нравов в рассказе.


36

Средства юмористической характеристики:


37

Внекл. Чтение. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»


39

А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»

Тема служения людям и добру. Образ доктора.


40

Мотив чудесного в рассказе «Чудесный доктор»


41

Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»

Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия.


42

О. Генри. «Дары волхвов»

Джим и Делла, способность к самопожертвованию.


43


Развитие речи. Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–

XX вв.)



Страницы классики. Литература XX в. — 3 ч


44

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя)

Природа в изображении И.А. Бунина.


45

Развитие речи. Анализ стихотворения


46

Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб»

Природа и человек. Природа и творчество



Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч


47

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»;


48

С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»;


49

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;


50

»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…»


51

Развитие речи Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов



Национальный характер в литературе ХХ в. — 15 ч


52

А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»

Своеобразие жанра («книга про бойца»). Автор и герой.

Образ солдата-победителя.


53

Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ

4 четв

54

Изображение подвига народа. Тема памяти


55

М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера...


56

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Тема нравственных испытаний и военного подвига.


57-58

Контрольное сочинение № 4 "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются"


59

В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.


60

Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости


61

Развитие речи. Сочинение № 5


62

В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)


63

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.


64

Развитие речи. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство.


65

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое»

Встречи, переворачивающие всю жизнь.

Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы.


66

Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?


67-68

Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Читательская конференция. Защита проектов (2ч.)





Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература

1. Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход»

2. А.И. Герцен. «Сорока-воровка»

3. Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце»

4. В.Г. Короленко. «Мгновение»

5. Н.А. Некрасов. Стихотворения

6. К.Г. Паустовский. «Лёнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар»

7. М.М. Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик»

8. А.С. Пушкин. Стихотворения, «Полтава»

9. Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят»

10. С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости»

11. И.С. Тургенев. «Вешние воды»

Зарубежная литература

1. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»

2. Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»

3. Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах»

4. Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно»

Учебно-методический комплект:

1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 6 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.

Обучающие диски.

Серия компакт- дисков «Уроки литературы «КиМ» (5-9классы)

Электронные наглядные пособия с приложением (компакт-диски, слайды, методические рекомендации) М.: Новый диск – ИДДК, 2000-2003

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Повести А.С. Пушкина.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.

Слайд - комплекты (20 слайдов) «Вокруг Пушкина».

Слайд-комплект (20 слайдов) «Портреты литераторов XIX века

Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.

  5. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

  6. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 7 класс. – М.: Радиус, 1999.

  7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  8. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!