СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса. Используется на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа



Согласовано

Заместитель директора про УВР

_________ Костюкова Е.А.

24.08.2018г.

Утверждено

Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ

Приказ от 29.08. 2018 года №54\1

____________Сорокина Т.А.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе



Класс: 9

Количество часов: 98

Учитель: Устиненко Елена Владимировна

Квалификационная категория: высшая













2018 год





I. Пояснительная записка

Программа по литературе для 9 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).

3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).

8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.18 №52)

10.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2018-2019 учебный год (приказ от 30.07.18 №52)

11.Авторская программа В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2018 и учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений







Общие цели учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком- 98 час.


Учебно- методические пособия

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2018.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2016

Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Справочное пособие. 3-е изд - М.: Айрис-пресс, 2015.


  1. Ерёмина О.А. Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование. 5 – 9 классы: Методическое пособие / О.А.Ерёмина. – М.: Экзамен, 2014.

  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И.Коровина / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование.


ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС) 

Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны уметь:

уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

 

 Требования к уровню подготовки выпускников

 В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

•   образную природу словесного искусства;

•   общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

•   авторов и содержание изученных произведений;

•    основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

·         прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

·         определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

·         определять идейную и эстетическую позицию писателя;

·         анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

·         оценивать проблематику современной литературы;

·         анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

·         различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

·         осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

·         сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

·         находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

·         выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

·         строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


III. Содержание учебного предмета, курса


Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

IV. Тематическое планирование

Содержание

Кол-во

часов

Виды деятельности

Введение

1

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная). Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, оклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного). Свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т.д.), каталогов.

Письменно: развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.

Из древнерусской литературы.

7

Из русской литературы XVIII века

11

Из русской литературы XIX века.

46

Из русской литературы XX века.

28

Из зарубежной литературы.

9

Обобщение и повторение.

1

ВСЕГО

98



V. Календарно-тематическое планирование уроков литературы.

№ урока

Тема урока


Кол-во

часов


Элементы

содержания


Дата


пл

факт

1


Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.


1

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

409


2

Литература Древней Руси.. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

1

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.


609


3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

709


4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения





1

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

1109


5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения.


1

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?

1309


6

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве…»

Р.к. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.

Подготовка к домашнему сочинению.

1409


7

Классицизм в русском и мировом искусстве

Гражданский пафос русского классицизма.

1

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

1809


8

М.В.Ломоносов . Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

2009


9

.М.В.Ломоносов.. Ода «На день восшествия…».


1

Ода как жанр лирической поэзии.

Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.

2109


10

Вн.чт. Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»


1

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.

Ораторские интонации в стихотворении.

2509


11

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник».


1

Выразительное чтение стихотворения «Памятник».

Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

2709


12

Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество

1

Мысль о поэтических заслугах. Традиции античной оды

2809


13

Р.к. К.Ф.Рылеев.

« Дмитрий Донской»


1

Сжатый пересказ беседа на восприятие и понимание идеи.

Анализ прочитанной главы.

210


14

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм

«Бедная Лиза»: сюжет и герои


1


Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;

Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение

410


15

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1


Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.

510


16

Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма.

1

Анализ стихотворения «Осень».

910


17



Р.р. Контрольное сочинение.

Литература XVIII века в восприятии современного читателя.

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.

1110


18


Вн. чт. Русская поэзия первой половины 19 в.

1

Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.

Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

1210


19

В.А. Жуковский. Поэт- романтик. «Море», «Невыразимое»


1


Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».

Романтический образ моря.

Границы выразимого. Отношение романтика к слову.

1610


20

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Образ главной героини.


1

Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

1810


21

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Р.к.Б. Изюмский «Образ мой незримый»

1

Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

1910


22

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.


1

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.

Утро в доме Фамусова.

2310


23

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Образ Чацкого.

2

Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.

Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.

Фамусов-Чацкий-Софья.

2510


24

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Язык комедии

2

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.

Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.

Софья-Чацкий-Молчалин.

2610


25

Р.р. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике .


1

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).

Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

3010


26

Р.р. Классное сочинение или письменный ответ по комедии А.С.Грибоедова

«Горе от ума».

1

Сочинение



111


27

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.


1

Сжатый пересказ статьи учебника;

просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина

1311


28

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».



1

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

1511


29

Любовь как гармония душ в интимной лирике

А.С. Пушкина.

1

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.

1611


30

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».


1

Раздумья о смысле жизни и поэзии.

«Пророк», «Памятник», «Бесы».

2011


31

Две Болдинские осени в творчестве А.С.Пушкина .

«Бесы», «Два чувства дивно близки» и др.

1

Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

2211


32

А.С. Пушкин. «Я памятник воздвиг…»: самооценка творчества в стихотворении

1

Вечность темы памятника в русской мировой поэзии

2311


33

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике Пушкина

1


Контрольные вопросы и задания.(см. Программа с. 290)


2711


34

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

1

Проблема гения и злодейства. Трагедия.

2911


35

Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1


Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.

3011


36

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

как новаторское произведение.

1

Ответы на вопросы.

История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.

Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

412


37

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа.

1

Работа с текстом.

Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.

Изображение поместного дворянства.

612


38

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главные женские образы романа.

1

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.

712


39

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Взаимоотношения главных героев.

1

Ответы на вопросы.

Обучение анализу.

Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.

1112


40

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора.

1

Лирические отступления и их роль в романе.

Автор- повествователь и автор- персонаж

1312


41

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Энциклопедия русской жизни.


Россия и пушкинская эпоха в романе. Реализм

1412


42

Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики.


Литературная критика о романе

1812


43

Р.р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Выбор темы сочинения

Подбор материала к сочинению

2012


44


М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов в лирике Лермонтова.


1

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».

Тема одиночества

Работа с алгоритмом анализа.

2112


45

Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».

2512


46

Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».

2712


47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,

« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Эпоха безвременья

2812


48

Роман «Герой нашего времени».

Общая характеристика романа.

1

Первый психологический роман в литературе. Роман

о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

1001


49

Загадки образа Печорина.

1

Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование. Печорин как представитель «портрета поколения».

Главы «Бэла», «Максим Максимыч».

1101


50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.


1

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1501


51

Философско- композиционное значение повести «Фаталист»

1

Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести

1701


52

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке

В.Г. Белинского.


1

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Подготовка к контрольной работе.

1801


53

54

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Контрольная работа

Сочинение или письменный ответ на вопрос

2201

2401


55


Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».

2501


56


Поэма «Мёртвые души».

Обзор содержания, история создания поэмы.

1

Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души». . Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

2901


57

Поэма «Мёртвые души».

Образы помещиков

1

Система образов помещиков

Обличительный пафос автора.

3101


58


59

Образ города в поэме «Мертвые души»

Образ Чичикова в поэме Гоголя

1



1

Характеристика города и героев литературного произведения. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.

102

502


60

Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

1

Поэма о величии России. Мертвые и живые души. Образ народа в поэме.

702


61

Р.р. Специфика жанра поэмы. Поэма в оценке Белинского

1

«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.

Подготовка к сочинению.

802


62

Классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос

1


1202


63

Р\К. А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе


1

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора.

Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Жанровые особенности рассказа.

Защита мини-проектов

1402


64

Р/К. А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника» : проблема истинных и ложных ценностей

1

Эволюция образа «маленького человека»

1502


65

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Образ главного героя


1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

1902


66

Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся).

1

Сочинение

2102


67

Поэзия второй половины ХIХ века. Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

Р.к. Донская поэзия конца 19 века.

1

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

2202


68

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.


1

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..

2602


69



70

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы.



Бунин «Тёмные аллеи».

Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

1

Анализ рассказа, монологические ответы.

Слово о писателе.

История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Защита мини-проектов.

2802

103


71



72



М.А. Булгаков.«Собачье сердце» : проблематика и образы


Поэтика повести «Собачье сердце»

2

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

503

703


73



74

Р.к. М.А. Шолохов.. «Судьба человека».

Проблематика и образы.

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.


2

Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.

1203

1403


75

Вн. чт.Р.к. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

1

Тема Великой Отечественной войны в творчестве Шолохова.

Экранизация произведений М.А.Шолохова. Герои Шолохова на экране.

1503


76

Р.к. А.И.Солженицын.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Рассказ о писателе.

Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи.

1903


77

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Картины послевоенной деревни. Тема праведничества.

Особенности жанра

2103


78

Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

Сочинение

2203


79

Русская поэзия Серебряного века.


1

Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

204


80

Практикум.

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

1

Высокие идеалы и предчувствие перемен.

«Ветер принёс издалёка…».

404


81


Образ родины в поэзии Блока.

1

Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

«О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

504


82

С.А.Есенин. Тема Родины в лирике С.Есенина.


1

«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

904


83

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.


1

Народно-песенная основа лирики С.Есенина.

«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая».

1104


84

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1

« Послушайте!»,

« А могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1204


85

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».


1

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…»,

« Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?».

«Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1604


86

Н.А.Заболоцкий.

Стихи о человеке и природе


1

« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст»,

« О красоте человеческих лиц», « Завещание». Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1804


87



88

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.


Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.


2

Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»;

Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи».

1904

2304


89

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви.






1

« Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,

« Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»

Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

2504


90

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.


2

«Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки».

Мечта о преображении Родины.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы).

Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

2604


91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

Р.к. Стихи Рябцева, Гридова о войне. Любовь к миру, служение долгу в произведениях донских поэтов.

1

Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом».

3004


92

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

3

А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб.

А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин.

705


93

Вн. чт. Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.




Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты) .Множественность смыслов и её философский характер.

1

Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».

1405




Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.



94

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя.

1

Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века».

Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

(Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.

1605



Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.


Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии.



95

И.-В. Гёте. «Фауст».

Идейный смысл трагедии.


1

Эпоха Просвещения.

«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.

(Обзор с чтением отдельных сцен).

1705



Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.


Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака.

Русская критика о произведениях Гёте. Характер восприятия и значение творчества Гёте в России.



96

97

Р.р. Классное сочинение

«Герои и проблемы современной литературы».


2

Сочинение-отзыв о произведениях писателей конца XX века.

(По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»).

2105

2305


98

Итоги года и задания для летнего чтения

1


2405





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!