СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 5 класс, Меркин Г.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе в 5 классе, автор-составитель Г.С.Меркин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 5 класс, Меркин Г.С.»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина

(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)




УТВЕРЖДАЮ:

директор



_______________(Д.В. Заберов)

Приказ № 121

от «28» августа2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа по предмету


Литература

наименование предмета по учебному плану


Уровень образования:

основное общее образование



Класс:

5



Количество часов, всего:

137


Учитель:

Курбанова А.З.






Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.)), основной образовательной программой основного общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина,учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 109 от 28.08.2020 г.), примерной рабочей программой по литературе для основной школы 5 класс Г.С. Меркин.( Москва, Русское слово, 2016г.).



2020-2021 учебный год

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического объединения


наименование методического объединения по приказу


Протокол № _____

от «___»___________2020 г.

Председатель

методического объединения

________________(_______________)


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по учебной работе



_______________(А.В. Папина)


от «___»___________2020 г.


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Рабочая программа по литературе

Адресность программы

Программа адресована обучающимся 5 класса МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Разработчик программы

Курбанова Асият Зейфуллаевна, учитель

УМК «Литература»

  1. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 328 с. (Инновационная школа)

  2. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2/ Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 328 с.( Инновационная школа)

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение литературы в 5 классе 4 часа в неделю (140 часа в год).

Внесенные изменения и их обоснование

Программа по литературе рассчитана на140 часов, но в соответствии с утвержденным расписанием уроков МБОО ПСОШ им.А.В.Калинина на 2020-2021 учебный год, календарным учебным графиком МБОО ПСОШ им.А.В.Калинина на 2020-2021 учебный год, программа будет выдана за 137 уроков.



СОДЕРЖАНИЕ



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4

1.1. Личностные результаты освоения литературы 4

1.2. Метапредметные результаты освоения литературы 6

1.3. Предметные результаты освоения литературы 7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 13

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 28

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам 28

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Литература», 5 класс 30

4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 39

5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ) 40
















1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем со­держательном и деятельностном материале.

1.1. Личностные результаты освоения литературы


  1. В воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3.  Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4.  Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6.  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7.  Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9.  Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

  10.  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

    1. Метапредметные результаты освоения литературы


1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1.  Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2.  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5.  Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7.  Смысловое чтение;

  8.  Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  10.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  11.  Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


1.3. Предметные результаты освоения литературы

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

  1.  Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;


2. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;


4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6.  Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.



1.3.1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

    1. Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы

  • мотивация к освоению содержания предмета «Литература», ин­терес к содержанию художественных произведений;

  • эмоциональное отношение к пос­тупкам и характерам героев литера­турных произведений различных жанров и форм;

  • представление о таких нравст­венных понятиях, как патриотизм, героизм и защита Родины, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость, сострадание и милосердие, толерантность и др.;

  • интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;

  • умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности



Обучающийся получит возможность для формирования:

  • адекватного понимания причин успешности в учебной деятельности;

  • интереса к чтению как особому спо­собу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;

  • ответственности за родных и близ­ких, за свое дело, понятия о деятель­ной любви, сердечности и совестли­вости, смелости, коллективизме;

  • чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметли­вости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нрав­ственном здоровье народа;

  • первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;

  • основ для самовыражения в твор­ческой деятельности.



2. Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;

  • выразительно читать отрывки наизусть;

  • принимать учебную задачу, отби­рать способы ее достижения, коррек­тировать установленные правила ра­боты с художественным текстом в за­висимости от учебной задачи;

  • принимать установленные правила работы с текстом, работать со слова­рями учебника;

  • осуществлять самоконтроль и са­мопроверку усвоения учебного мате­риала каждого раздела программы;

  • соотносить внешнюю оценку и са­мооценку

Выпускник получит возможность:

  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на ос­нове осознаваемых целей;

  • корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

  • работать с учебником и дополнительной литературой во внеурочное время;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

  • выполнять самостоятельную ра­боту в тетради;

адекватно оценивать действия окружающих и свои действия

  1. Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • пересказывать текст по плану;

  • выделять смысловые части текста и составлять простой план литературного про­изведения;

  • объяснять роль художественных средств, а также информацию, заложен­ную в выразительных средствах про­изведения, формулировать выводы;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы, по картине;

  • выявлять авторское отношение к героям

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать близко к тексту не­большие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

  • участвовать в обсуждении содер­жания и основной мысли текста;

  • ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

  • проявлять инициативу в поиске до­полнительной информации;

  • создавать художественные текс­ты разных жанров в устной и пись­менной форме;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • сопоставлять произведения разных видов искусства;



4.Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать участие в групповом об­суждении заданий, в том числе твор­ческих;

  • участвовать в коллективных инсце­нировках;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • проявлять инициативу, самостоя­тельность в групповой работе;

  • использовать различные речевые средства для передачи своего впечат­ления;

  • выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

  • уважать мнение собеседников;

  • принимать участие в подготовке и проведении инсценировок;

  • проявлять инициативу и самосто­ятельность в построении коммуни­кации;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • оценивать групповую работу и результаты коллективной дея­тельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта;

  • читать художественные, научно-по­пулярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • выразительно читать вслух доступ­ные произведения;

  • пересказывать кратко текст, отве­чать на вопросы по тексту и формули­ровать свои вопросы;

  • определять принадлежность произведения к одному из трех родов, к одному из жанров;

  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный ответ ;

  • выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;

  • соотносить главную мысль и назва­ние произведения;

  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рас­суждение;

  • понимать и показывать на приме­рах особенности фольклорных жанров;

  • узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;

  • соотносить основное содержание литературного произведения и разно­образный иллюстративный материал;

  • самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и вы­ражения чувств героя

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать возможности литерату­ры передавать сложное настроение, развитие чувства;

  • находить способы создания харак­тера и изображения внутреннего ми­ра героя в произведениях разных жанров;

  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

  • определять роль портрета и пей­зажа в произведениях;

  • находить в юмористических текс­тах прием неожиданности в созда­нии комического;

  • понимать обусловленность харак­теров героев сказок разных наро­дов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

  • создавать свои небольшие художе­ственные тексты.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

С целью достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В.Калинина на 2019 – 2020 учебный год на изучение предмета «Литература» из компонента образовательной организации дополнительно выделен 1час.В рабочей программе этот час использован на региональный компонент:

- освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием населения нашего края;

- более глубокого развития интереса к предмету вообще и становления интереса к духовной культуре малой родины, уважения к ее людям и культурным ценностям, адаптации учащихся к местным социокультурным условиям;

- использование вводимого содержания для наиболее полного развития интеллекта и творческих способностей детей.


Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет.«Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов.«Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев.«Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.«В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».


Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » –по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков.«Поклон »;

Н.М. Рубцов.«В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов.«Песня соловья »;

В.И. Белов.«Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня – на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов.«Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок.«Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, при­неси то – не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов.«Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев.«Иван Сусанин». Е.А. Баратынский.«Водопад». А.С.Пушкин.«Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов.«Ветка Палестины», «Пленный ры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов.«Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь.«Заколдованное место»

Н.А. Некрасов.«Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович.«Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев.«Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет.«Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин.«Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский.«Утро».


Региональный компонент

Донской фольклор.

Походные песни казаков .Потешки и небылицы. Загадки. Пословицы, поговорки. Быличка «Сом». Народные сказки донского края. Сказки донских армян.


Сказки и легенды донских писателей.

П.В.Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»

.Ю.А.Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка»

.В.С.Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича».


Стихи о донцах и донском крае .

А.С.Пушкин «Дон»

,М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

А.В.Софронов «Ростов-город», «Откуда Дон берет начало»,

А.И.Недогонов «Вечер в станице».

В.К.Жак «Стихотворения»,

Н.С.Костарева «Стихотворения».


Проза донских писателей.

А.П.Чехов «Белолобый», «Каштанка»

,А.С.Серафимович «Маленький шахтер»

М.А.Шолохов «Федотка»


Знай и люби свой край.

А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»

В.И.Андрианов, А.Г.Терещенко «Памятники Дона»


Литературное краеведение.

В.П.Гнутов «Поэт в краю степей необозримых»







3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение потемам


Тема

Количество часов

Всего

в том числе:

Развитие речи

Контрольные

работы

1

Введение. Книга – твой друг!

1



2

Из мифология


3+1



3

Из устного народного творчества


9+3



4

Из древнерусской литературы


3+1



5

Из басен народов мира


7+3



6

Из русской литературыXIX века

35+11




Поэзия XIX века о родной природе





Р/р Сочинение в жанре путевого очерка «Путешествие на поле Русской славы»

1

1



Р/Р Сочинение по рассказу «Муму» в жанре «Анализ эпизода»

1

1



Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

1

1



Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

1

1


7

Из русской литературыXX в.


29+10




Писатели XXвека о родной природе





Р/Р Сочинение-миниатюра по личным наблюдениям «Удивительное – рядом»

1

1


8

Зарубежная литература


12+5




Итоговая контрольная работа (тест)



1

Всего

137

5

1






3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Литература», 5 класс


урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

план

факт

Тема 1. Введение( 1 часа)

1.09


1

Книга – твой друг.

Тема 2. Из мифологии (3 + 1 часа)

2.09


1

Античный миф. «Рождение Зевса».

3.09


1

Миф «Олимп»

7.09


1

Донской фольклор. Походные песни казаков.

8.09


1

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Тема 3. Из устного народного творчества(9 + 3часа)

9.09


1

Истоки устного народного творчества. Загадки.

10.09


1

«Великая мудрость народа». Пословицы и поговорки.

14.09


1

Загадки. Пословицы, поговорки

15.09


1

Литературная игра «Мир пословиц и поговорок»

16.09


1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок и их художественные особенности.

17.09


1

Волшебная сказка. «Царевна-лягушка».

21.09


1

Потешки и небылицы донского края

22.09


1

Образы сказки. Иван-царевич и его помощники.

23.09


1

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту

24.09


1

Сказки народов России. «Падчерица».

28.09


1

. Народные сказки донского края

29.09


1

Мои любимые народные сказки

Литературная викторина по сказкам

Тема 4. Из древнерусской литературы (3 + 1часа)

30.09


1

Возникновение древнерусской литературы.

1.10


1

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий…» 

5.10


1

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

6.10


1

Загадки.Пословицы,.поговорки..Быличка»Сом».

Тема 5. Из басен народов мира (7+3часа)

7.10


1

Истоки басенного жанра. Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград

8.10


1

Русская басня 18 века.М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»

12.10


1

И.А.Крылов: слово о баснописце. Тематика и мораль басен. «Свинья под дубом»

13.10


1

Народные сказки донского края

14.10


1

«Ворона и лисица»- обличение человеческих пороков в баснях.

15.10


1

«Волк и ягненок» - обличение общественных пороков в басне. «Волк на псарне».

19.10


1

Тестирование по басням И.А.Крылова.

20.10


1

. Сказки донских армян.

21.10


1

Русская басня в XX веке.

22.10


1

Сказки и легенды донских писателей.

Тема 6.Из русской литературы XIXвека (35+12часов)+ 4 часа - развитие речи

5.11


1

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А. С. Пушкина

9.11


1

А.С.Пушкин.«Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

10.11


1

«Сказка о мертвой царевне…»: «бродячий сюжет» сказки, герои и персонажи, добро и зло.

11.11


1

Сказки и легенды донских писателей.

12.11


1

Герои и персонажи «Сказка о мертвой царевне…»,

16.11


1

Эпитет. Литературная сказка и ее отличия от фольклорной

17.11


1

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сказок.

18.11


1

Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина.

19.11


1

Стихи о донцах и донском крае .

23.11


1

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Рифма

24.11


1

Час поэзии «Родная природа в стихотворениях авторов 19 века».

25.11


1

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Жизнь и творчество

«Когда волнуется желтеющая нива»

26.11


1

Стихотворение Лермонтова «Бородино». 

30.11


1

Сказки и легенды донских писателей.

П.В.Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»

1.12


1

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова

2.12


1

Художественное богатство стихотворения..

3.12


1

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова

7.12


1

Р/р Сочинение в жанре путевого очерка «Путешествие на поле Русской славы»

8.12


1

Сказки и легенды донских писателей. .Ю.А.Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка»

9.12


1

Н.В.Гоголь. Детство писателя в Малороссии. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство со сборником повестей.

10.12


1

«Ночь перед Рождеством»: отражение славянских преданий и легенд в повести.

14.12


1

Образы и события в повести. Добро и зло, фантастика и реальность.

15.12


1

Обучение написание отзыва о произведении

16.12


1

В.С.Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут»

17.12


1

И.С.Тургенев. Детство писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново. Биографическая основа рассказа «Муму»

21.12


1

«Муму»: жизнь в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна.

22.12


1

Герасим и Муму.

23.12


1

Стихи о донцах и донском крае

24.12


1

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима. Отношение автора к герою.

28.12


1

Р/Р Сочинение по рассказу «Муму» в жанре «Анализ эпизода»

29.12


1

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Два богача», «Русский язык» и «Воробей»

30.12


1

Стихи о донцах и донском крае .

А.С.Пушкин «Дон»

31.12


1

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети»: 

11.01


1

«Крестьянские дети»: тема, персонажи и авторское отношение к ним.

12.01


1

Н.А.Некрасов «Тройка» - судьба русской женщины.

13.01


1

Выразительное чтение стихов наизусть Н.А.Некрасова

14.01


1

М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

18.01


1

Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Толстой-учитель. Рассказы для детей.

19.01


1

Историческая основа повести «Кавказский пленник». 

20.01


1

Жилин и Костылин: две жизненные позиции. Сравнительная характеристика.

21.01


1

А.В.Софронов «Ростов-город», «Откуда Дон берет начало»,

25.01


1

Анализ произведения. Сюжет и фабула

26.01


1

Стихи о донцах и донском крае .

27.01


1

Р/Р Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»

28.01


1

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов-врач и Чехов-писатель..

1.02


1

А.И.Недогонов «Вечер в станице».

2.02


1

А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник» Жанровое своеобразие рассказа. Юмор. Деталь. Диалог.

3.02


1

«Пересолил» - осмеяние страха, трусости в рассказе. Мастерство Чехова-сатирика.

4.02


1

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

8.02


1

В.К.Жак «Стихотворения»,

9.02


1

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

Тема 6. Из литературыXX века (29+10часов) + 1 час - развитие речи

10.02


1

И.А.Бунин: детские годы, семья и ее влияние на становление личности. Книга в жизни И.А.Бунина

11.02


1

Тема природы » и приемы ее реализации

в стихотворении«Густой зеленый ельник у дороги…»

15.02


1

Слияние человека и природы в рассказах «В деревне»

16.02


1

Н.С.Костарева «Стихотворения».

17.02


1

Л.Андреев о детях и детстве. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче».

18.02


1

Мир города в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

22.02


1

Противопоставление мира города и дачи в рассказе «Петька на даче»..

24.02


1

Проза донских писателей.

А.П.Чехов «Белолобый», «Каштанка»

25.02


1

А.И.Куприн: детские впечатления и их отражение в творчестве.

1.03


1

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух».

2.03


1

Вн/чт. Рассказы А.Куприна и Л.Андреева «Детский сад», «Баргамот и Гараська» .

3.03


1

,А.С.Серафимович «Маленький шахтер»

4.03


1

А.А.Блок. Детские впечатления. Книга в жизни юного Блока.

9.03


1

А.А.Блок. Стихотворениие «Полный месяц встал над лугом…».

10.03


1

С.А.Есенин: детские годы в с. Константиново. Малая и большая родина в творчестве.

11.03


1

М.А.Шолохов «Федотка»

15.03


1

Единство человека и природы в стихотворении «Поет зима - аукает…».

16.03


1

Малая и большая родина в стихотворении«Нивы сжаты, рощи голы…»

17.03


1

А.П. Платонов. Рассказ «Никита».

18.03


1

Проза донских писателей.

29.03


1

А.П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита».

30.03


1

«Формула жизни» и её составляющие в рассказе А.П. Платонова «Цветок на земле».

31.03


1

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с жанром сказа и сборником «Уральские сказы».

1.04


1

Проза донских писателей.

5.04


1

Человек труда в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок».

6.04


1

Тема таланта и трудолюбия в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок».

7.04


1

Литературная викторина по сказам П.Бажова.

8.04


1

Проза донских писателей.

12.04


1

Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: юмор в рассказе.

13.04


1

В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» .

14.04


1

В. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера главного героя и его поведения в лесу.

15.04


1

Человек и природа в рассказе В. П.Астафьева «Васюткино озеро».

19.04


1

Проза донских писателей.

20.04


1

Е.Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

21.04


1

Поэзия 20 века о родной природе. В. Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»,

22.04


1

Писатели 20 века о родной природе«Природа родина всех талантов».

26.04


1

Проза донских писателей.

27.04


1

Рассказ В. Г. Распутина «Век живи – век люби».

28.04


1

Р/Р Сочинение-миниатюра по личным наблюдениям «Удивительное – рядом»

29.04


1

Проза донских писателей.

Тема 7. Из зарубежной литературы (12+5 )

4.05


1

Д.Дефо.. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо..»

5.05


1

«Робинзон Крузо» (отрывки): сюжетные линии романа, характеристика персонажей.

6.05


1

Проза донских писателей.

11.05


1

Х.К.АндерсенКраткие сведения о писателе и его детстве.

12.05


1

Знай и люби свой край.

А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»

13.05


1

Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота.

17.05


1

Противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве.

18.05



Итоговая контрольная работа (тест)

19.05


1

М.ТвенАвтобиографические мотивы в произведениях Твена.«Приключения Тома Сойера».

20.05


1

Характеристика главных героев

24.05


1

В.И.Андрианов, А.Г.Терещенко «Памятники Дона»

25.05


1

Жизнерадостность и неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

26.05


1

Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь». Изображение древнего человека,

27.05


1

Д.Лондон. Краткие сведения о писателе.

«Сказание и Кише».

31.05


1

Литературное краеведение.

В.П.Гнутов «Поэт в краю степей необозримых»

Всего, часов:

137



  1. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ


урока

Дата

Тема урока

Причина и способ корректировки

план

факт

























































































































5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)


Тема 3. Из устного народного творчества

Тест по теме «Басни»

1. Кто был родоначальником жанра басни?

а) Крылов б) Лафонтен в) Эзоп

2. Эзопов язык – это язык

а) яркий и образный б) иносказательный и поучительный в) красочный и выразительный

3. Какие языковые средства в большей степени имеют отношение к басне?

а) эпитет, метафора б) гипербола, сравнение в) аллегория, олицетворение

4. У кого И.А.Крылов заимствовал сюжет басни «Ворона и Лисица»?

а) у Тредиаковского б) у Эзопа в) сам выдумал

5. Басня содержит в себе (укажите лишнее)

а) нравоучительный смысл б) мораль в) высмеивание пороков г) легкий юмор, шутку

6. Кто из перечисленных баснописцев не использовал «бродячий сюжет» «о вороне и лисице»?

а) М.В.Ломоносов б) А.П.Сумароков в) Эзоп г) И.А.Крылов

7. Где родился И.А.Крылов и кем был его отец?

а) в Санкт-Петербурге, ученым б) в Москве, армейским офицером в) в Твери, лекарем

8. Где и как изучал науки баснописец Крылов?

а) в гимназиях б) в университете в) самостоятельно г) с приглашенными на дом учителями

9. Какой порок не обличается в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»?

а) лесть б) глупость в) жадность г) завышенная самооценка

10. Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?

а) Отечественная война 1812 года б) Великая Отечественная война в) восстание декабристов

11. Какой порок обличается и высмеивается в басне «Свинья под дубом»?

а) зависть б) невежество в) скупость г) образованность

12. Что означает выражение «подложить свинью»?

а) поступить неблагоразумно б) совершить подлость в) обильно угостить

13. Из какой басни эти строки? (найдите соответствия)

1) "У сильного всегда бессильный виноват” а) «Кот и Повар»

2) "Ты все пела? Это дело: б) «Стрекоза и Муравей»
Так пойди же, попляши!”

3) "А вы, друзья, как ни садитесь,..» в) «Волк и ягненок»

4) "А Васька слушает да ест” г) « Квартет»

14. Где установлен памятник И.А.Крылову?

а) в Москве б) в Санкт-Петербурге г) в Киеве







Вопросы к литературной викторине по теме «А.С.Пушкин»



1. Где и когда родился А.С.Пушкин?

2. Кто был предком Пушкина по материнской линии?

3. Как звали няню А.С.Пушкина?

4. Кто привил Пушкину любовь к родному языку и русскому фольклору?

5.Какое увлечение Пушкина с детских лет было самое сильное?

6. В каком учреждении учился А.С.Пушкин?

7.Какое прозвище было у А.Пушкина в годы учения?

8.Какое произведение принесло Пушкину славу и успех?

9. Что написал поэт В.А.Жуковский на своем портрете, подаренном ученику, юному А.Пушкину?

10. Как называется часть произведения А.С.Пушкина, начинающаяся словами «У лукоморья дуб зеленый…»?

11. Как обращается к няне А.С.Пушкин в стихотворении – посвящении ей?

12. Где поэт отбывал ссылку, а няня жила вместе с ним?

13. Сколько полных сказок написал А.С.Пушкин?

14. Как погиб Пушкин?

15. Как звали убийцу Пушкина?

16. Как Пушкин обратился к книгам перед смертью?

17. В каком произведении Пушкина содержится обращение к ветру?

18. Кто из героев Пушкина, 2помолясь усердно богу, отправляется в дорогу за красавицей женой, за невестой молодой»?

________________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Сказки»

1. Дайте определения понятиям:

а) Сказка — ...

б) Композиция — ...

в) Сказки бывают следующих видов:...

г) Сказки состоят из следующих элементов:...

д) В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...

2. Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?

3. Почему Василиса названа Премудрой?

4. Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».

5. Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-ля­гушка».

6. Перечислите знаменитых сказителей.

7. Какую роль играет запрет в волшебных сказках?

8. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».

9. К какому типу относится сказка «Чего на свете не быва­ет»? Свой ответ аргументируйте.

Темы сочинений

    1. Сочинение в жанре путевого очерка «Путешествие на поле Русской славы»

    2. Сочинение по рассказу «Муму» в жанре «Анализ эпизода»

    3. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

    4. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

    1. Сочинение-миниатюра по личным наблюдениям «Удивительное – рядом»



ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе (по программе Г. Меркина)

2 вариант

1. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю П. П.Бажову:

А) сказ

Б) роман

В) повесть

Г) рассказ

2. Николай Васильевич Гоголь жил:

А) 1819-1875

Б) 1809-1852

В) 1895- 1925

Г) 1920-1972

3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:

А) «Бесы»

Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Вечер накануне Ивана Купала»

4.Кто НЕ является героем произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

А) Чуб

Б) Капитон

В) Оксана

Г) кузнец Вакула

5. Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:

«На другой день был славный морозец, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше».

6.Сюжет- это:

А) ход событий, описанных в художественном произведении.

Б) круг событий, образующих основу художественного произведения

В) установившиеся принципы, правила.

Г) расположение, построение художественного произведения.

7. О ком из писателей эти строки:

Родился он в 1814 году в семье отставного капитана, мелкого помещика. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.

8. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

А) А.С.Пушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Ф.И.Тютчев

Г)М.В.Ломоносов

9. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?

А) убивал их из ружья

Б) убивал их копьём

В) заманивал их в ловушку

Г) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса

10. Письменно развернуто ответьте на вопрос:

О чем басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» и в чем ее мораль?






















4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!