Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 48
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: литература
Уровень общего образования: основное общее образование 5а класс
Учитель: Парфенова Светлана Анатольевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных организаций по русскому языку и авторской программы п/р В.Я. Коровиной, М. Просвещение, 2021 год
УМК:
«Литература 5 класс»: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2021 г.
г. Калининград 2021 год
Аннотация к рабочей программе
Предмет | литература |
Класс | 5 |
Стандарт | ФГОС ООО |
Количество часов в неделю | 3 |
Количество часов за год | 105 |
Уровень | базовый |
Срок реализации | 1 год |
Краткое содержание | Введение. Устное народное творчество. Из русской литературы XVIII и XIX веков. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Из русской литературы ХIX-XX веков. Поэты о Великой Отечественной войне. Поэты XXвека о Родине, родной природе и о себе. Из зарубежной литературы. Произведения о животных. Современная зарубежная и отечественная литература для детей. Писатели улыбаются. |
Учебник | «Литература 5 класс»: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2021 г. |
Планируемые результаты
Личностные.
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные.
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления и процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения и процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседники и нести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные.
- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досуга, иного чтения; для выполнения творческих работ и т.д.); развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров и соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста.
Содержание программы
Введение – 1 час.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, наборщик. Учебник литературы, и работа с ним.
Устное народное творчество – 11 часов.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного.
Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из русской литературы XVIII и XIX веков – 45 часов.
А.П. Сумароков «Кокушка».
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
И.И. Дмитриев «Муха».
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - еѐ истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Рифма и способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
О сказках Пушкина.
Русская литературная сказка и ее отличие от других сказок.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Мороз, Красный нос». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Чудная картина» и «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе – 5 часов.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды, А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…», А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» отрывок. Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из русской литературы XIX-XX веков – 19 часов.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «В деревне», «Лапти».
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне- 4 часа.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе-2часа.
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Из зарубежной литературы – 11 часов.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Теория литературы. Художественная деталь.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения о животных –1час. Э. Сетон-Томпсон «Арно».
Современная зарубежная и отечественная литература для детей –4 часа.
Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».
Ая эН (И.Б. Ерестьева) «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Писатели улыбаются – 2 часа. Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Электронные ресурсы |
| Введение | 1 час | |
1 | Книга в жизни человека. ТБ на уроке. ВМ.: «Живое слово». Вводный урок. | 1 | |
| Устное народное творчество | 11 час | |
2 | Фольклор - коллективное устное народное творчество. РР | 1 | |
3 | Вводная контрольная работа. Малые жанры фольклора | 1 | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна - лягушка» как волшебная сказка ВМ.: От язычества к христианству: выбор Древней Руси. | 1 | |
5 | «Царевна лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | |
6 | «Царевна лягушка». Поэтика волшебной сказки ВМ.: «Повесть временных лет» о древних славянах-язычниках. | 1 | |
7 | «Иван -крестьянский сын и чудо - юдо»- волшебная - богатырская сказка героического содержания. Система образов. | 1 | |
8 | ВЧ Сказки о животных. «Кот и лиса», «Лиса и волк». Бытовые сказки. «Каша из топора», «Как мужик гусей делил» | 1 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и Цапля» | 1 | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». ВМ.: Крестьянский уклад жизни и народное творчество. | 1 | |
11 | Р.Р. Подготовка к сочинению сказки. | 1 | |
12. | Р.Р. Классное сочинение №1. Сочинение сказки. | 1 | |
| Из русской литературы XVIII и XIX веков. | 45 час | |
13. | ВЧ Русские басни. Истоки басенного жанра. | 1 | |
14. | А.П. Сумароков. Басня «Кокушка». ВМ.: Сказка «Бой на Калиновом мосту». | 1 | |
15. | И.И. Дмитриев. Басня “Муха”. | 1 | |
16. | РР И. А. Крылов «Ворона и лисица». | 1 | |
17. | И. А. Крылов «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». | 1 | |
18. | И. А. Крылов «Волк на псарне» Наизусть | 1 | |
19. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». ВМ.: Русская народная песня. | 1 | |
20. | В.А. Жуковский. «Кубок» | 1 | |
21. | А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зелёный …» | 1 | |
22. | А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зелёный …» Наизусть. | 1 | |
23. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | 1 | |
24. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | |
25. | РР «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | |
26. | Рифма и способы рифмовки. ВМ.: Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды. | 1 | |
27. | Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | |
28. | ВЧ А.С. Пушкин. Сказки | 1 | |
29. | Классное сочинение. Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | |
30. | Русская литературная сказка. ВМ.: Духовно-нравственные ценности в христианских народных легендах и притчах. | 1 | |
31. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | |
32. | «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 | |
33. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | |
34. | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | |
35. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Наизусть | 1 | |
36. | Н.В. Гоголь Заколдованное место». | 1 | |
37. | Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести | 1 | |
38. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | |
39. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей | 1 | |
40. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | |
41. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» Наизусть. | 1 | |
42. | Н.А. Некрасов поэма «Мороз, Красный нос». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. ВМ.: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские. | 1 | |
43. | Н.А. Некрасов поэма «Мороз, Красный нос». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | |
44. | И.С. Тургенев «Муму» - повесть о крепостном праве. | 1 | |
45. | И.С. Тургенев «Муму» как протест против рабства. | 1 | |
46. | И.С. Тургенев «Муму»: система образов. | 1 | |
47. | РР И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | |
48. | А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь». ВМ.: Духовно-нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Агее, о том, как он пострадал из-за своей гордости» | 1 | |
49. | А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь» Наизусть . | 1 | |
50. | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | 1 | |
51. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев | 1 | |
52. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 | |
53. | РР Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» | 1 | |
54. | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. | 1 | |
55. | А.П. Чехов. «Хирургия». Высмеивание глупости и невежества героев рассказа. | 1 | |
56. | А.П. Чехов. «Хирургия». Речь персонажей как средство их характеристики. ВМ.: «Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона» | 1 | |
57. | ВЧ Рассказы Чехова | 1 | |
| Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. | 5 час | |
58. | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Наизусть по выбору. | 1 | |
59. | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды». Наизусть | 1 | |
60. | А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро». | 1 | |
61. | А.Н. Майков. «Ласточки». ВМ.: «Евангельские притчи». | 1 | |
62. | РР И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | 1 | |
| Из русской литературы XIX-XX веков | 19 час | |
63. | И.А. Бунин «В деревне». ВМ.: «Притча о блудном сыне». | 1 | |
64. | И.А. Бунин «Лапти». Смерть ради жизни. ВМ.: Русская поэзия. Н. Гумилев «Слово», И. Бунин «Слово». | 1 | |
65. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети | 1 | |
66. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 | |
67. | В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 1 | |
68. | РР В.Г. Короленко «В дурном обществе». Подготовка к домашнему сочинению «Настоящая дружба» | 1 | |
69. | П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы | 1 | |
70. | П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. ВМ.: «Святой преподобный Нестор, летописец Печорский. | 1 | |
71. | К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки | 1 | |
72. | К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки | 1 | |
73. | ВЧ К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы | 1 | |
74. | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои | 1 | |
75. | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа | 1 | |
76. | РР С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» Победа добра над злом- традиция русских народных сказок. | 1 | |
77. | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. ВМ.: «Что такое совесть?» | 1 | |
78. | А. П. Платонов «Никита»: быль и фантастика | 1 | |
79. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение и любовь к природе. | 1 | |
80. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | |
81. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | |
| Поэты о Великой Отечественной войне | 4 час | |
82. | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | |
83. | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Наизусть. | 1 | |
84. | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | |
85. | Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о ВОВ. | 1 | |
| Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 2 час | |
86. | РР И. А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон- Аминадо «Города и годы». | 1 | |
87. | Н.М. Рубцов «Родная деревня». Наизусть. | 1 | |
| Из зарубежной литературы | 11 час | |
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. ВМ.: «Живут у нас на земле Правда да Кривда» | 1 | |
89. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | |
90. | РР Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | 1 | |
91. | РР Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Классное сочинение «Образ Робинзона Крузо, как пример силы духа человека» | 1 | |
92. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика | 1 | |
93. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. ВМ.: «Для пользы других» Н.С. Лесков «Неразменный рубль» | 1 | |
94. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». ВЧ | 1 | |
95. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | |
96. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. ВМ.: Рождество в русской поэзии. | 1 | |
97. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | |
98. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | 1 | |
| Произведения о животных | 1 час | |
99. | Э. Сетон-Томпсон «Арно». ВМ.: Сказки С.Г.Писахова. | 1 | |
| Современная зарубежная и отечественная литература для детей | 4 час | |
100. | Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | 1 | |
101. | Ая эН (И.Б. Крестьева) «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». ВМ.: Христианская легенда «Чудо на мельнице». | 1 | |
102. | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | |
103. | Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа) | 1 | |
| Писатели улыбаются | 2 час | |
104. | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | 1 | |
105. | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | 1 | |
Тематическое планирование внутрипредметного
модуля «Живое слово»
№ | Темы уроков | Кол- во час | На каком уроке используется |
1 | «Живое слово». Вводный урок | 1 | 1 |
2 | От язычества к христианству: выбор Древней Руси | 1 | 4 |
3 | «Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках | 1 | 6 |
4 | Крестьянский уклад жизни и народное творчество. | 1 | 10 |
5 | Сказка «Бой на Калиновом мосту» | 1 | 14 |
6 | Русская народная песня | 1 | 19 |
7 | Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды | 1 | 26 |
8 | Духовно-нравственные ценности в христианских народных легендах и притчах. | 1 | 30 |
9 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские | 1 | 42 |
10 | Духовно-нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Агее, о том, как он пострадал из-за своей гордости» | 1 | 48 |
11 | «Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона» | 1 | 56 |
12 | «Евангельские притчи» | 1 | 61 |
13 | «Притча о блудном сыне» | 1 | 63 |
14 | Русская поэзия. Н. Гумилев «Слово», И. Бунин «Слово» | 1 | 64 |
15 | «Святой преподобный Нестор, летописец Печорский | 1 | 70 |
16 | «Что такое совесть?» | 1 | 77 |
17 | «Живут у нас на земле Правда да Кривда» | 1 | 88 |
18 | «Для пользы других» Н.С. Лесков «Неразменный рубль» | 1 | 93 |
19 | Рождество в русской поэзии | 1 | 96 |
20 | Сказки Степана Григорьевича Писахова | 1 | 99 |
21 | Христианская легенда «Чудо на мельнице» | 1 | 101 |