СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработана программа по литературе для 8 класса (2 ч)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г.НОВОЗЫБКОВА»




Утверждаю

Директор МБОУ

«СОШ №4 г.Новозыбкова»

______________________Подошва Н.И.

Приказ № _______ от _______________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


литература

8 класс


Срок реализации 2017-2018 учебный год



Разработана __Горланова ГГ.. _______________

ФИО


_______________ _____Первая______________________

Квалификационная категория









2017























































ПОЯСНИТЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №4 г.Новозыбкова» 5-9 класс,Примерной программой основного общего образования по литературе, Программой литературного образования 5-11 кл. под ред. Курдюмовой Т.Ф. и др. – М.: Дрофа, 2012,Требованиями   к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандартаосновного общего образования.


Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 Предмет «Литература» включён в базовую часть учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.


Цель изучения дисциплины

   Изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Программно-методическое обеспечение

В процессе изучения литературы используется учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература

1.Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009г.

2.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2012г.

3.Меркин Г.С. и др. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». Пособие для учителя. М., «Русское слово», 2007.

4.Л.В.Антонова Контрольно- измерительные материалы.Литература 8 класс, М., ВАКО.2010

5. Интернет –ресурсы, презентации уроков, тесты


Общая трудоёмкость дисциплины

 На изучение предмета «Литература» отводится 70 часов, из расчета 2 часов в неделю.




Форма контроля

 Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, защита проекта, сочинение, тестирование.

Внесенные изменения

В тематическое планирование по литературе в 8 классе внесены изменения. В соответствии с учебным графиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Новозыбкова» и учебным планом, в связи с тем, что уроки совпали с праздничными датами произведено уплотнение материала за счёт объединения тем:

1. Урок № 62 по теме: «В. С. Высоцкий «Штрафные батальоны» и урок № 63 по теме: «Р.р. Анализ поэтического текста » объединены в один урок на 7.05.2018.

2. Урок № 64 по теме «Л. М. Леонов «Золотая карета»и урок № 65 потеме: «Исторические и философские аспекты пьесы Л. М. Леонова «Золотая карета»объединены в один урок на 11.05.2017.

Таким образом, по плану 70 уроков, будет проведено 68. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала































Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета «Литература» восьмиклассник должен:

Знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-понятийные понятия;

-базовые теоретико-литературные понятия;

-содержание программных произведений.

Уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
















Содержание учебного предмета

Введение. Литература и время-2ч.

Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Г.Х. Андерсен. «Калоши счастья».

Фольклор. История в устном народном творчестве -2ч.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.

Историческая народная песня. «Правеж». «Петра I узнают в шведском городе».

Народная драма. «Как француз Москву брал».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА -8ч.

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического прошлого в литературе.

Летопись. «Повесть временных лет».

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Житие. «Сказание о житии Александра Невского». Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский».

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА -3ч.

Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. События истории в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА-31ч.

Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Былины и их герои в поэзии XIX века. А. К. Толстой. «Илья Муромец». Г. У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». В.Скотт. «Айвенго».

И. А. Крылов. «Волк на псарне».

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Борис Годунов». «Капитанская дочка». Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

М. Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Героическая личность.

В. А. Жуковский. «Воспоминание». «Песня». А. С. Пушкин. «Воспоминание». «Стансы». «Анчар». Д. В. Давыдов. «Бородинское поле». И. И. Козлов. «Вечерний звон». Ф. Н. Глинка. «Москва». А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. Дюма. «Три мушкетера».

А. К. Толстой. «Василий Шибанов».Роман «Князь Серебряный». Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

Л. Н. Толстой. «После бала». Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА -11ч.

Былины и их герои в произведениях 20 века. Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. «На распутье». «Святогор». «Святогор и Илья». К. Д. Бальмонт. «Живая вода». Е. М. Винокуров. «Богатырь». Ю. Н. Тынянов. «Подпоручик Киже».

«Восковая персона». М. Алданов. «Чертов мост». С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение». Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».

Великая Отечественная война в лирике XX века -6ч.

А. А. Ахматова. «Клятва». «Мужество». А. А. Прокофьев. «Москве». К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Ю. В. Друнина. «Зинка». М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,

и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. «Огонек». Б. Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики». Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. «Штрафные батальоны».

Л. М. Леонов. «Золотая карета».

Мотивы былого в лирике поэтов XX века -3ч.

В. Я. Брюсов. «Тени прошлого». 3. Н. Гиппиус. «14 декабря». Н. С. Гумилев.«Старина». «Прапамять». М. А. Кузмин. «Летний сад». М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Генералам двенадцатого года». Е. А. Евтушенко. «Когда звонят колокола». В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»

Итоги-1

Время на страницах исторических произведений.-1



Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

В рабочей программе



Теоретичес

кая часть

Практическая часть

Теоретичес

кая часть

Практиче

ская часть

Введение Литература и время

2


2


Фольклор История в устном народном творчестве


2


2


Древнерусская

литература

8


8


Литература 18 века

3


3


Литература 19 века

28

3

28

3

Литература 20века

10

1

10

1

Великая Отечественная война в лирике XX века


7

1

5

1

Мотивы былого в лирике поэтов XX века.


3


3


Итоги

Время на страницах исторических произведений

1

1

1

1


64

6

62

6






Тематическое планирование




№ п/п


Дата



Тема урока



Кол-во

часов



Тип урока

По плану

Факти

чески

1.

1.09


Введение. Литература и время

1

Вводный

2.

4.09.


Г.Х. Андерсен «Калоши счастья»


1

Изучение нового материала

3.

8.09.


Фольклор. Народная историческая песня «Правеж».

«Петра I узнают в шведском городе»


1

Изучение нового материала

4.

11.09.


Народный театр

«Как француз Москву брал»


1

Изучение нового материала

5.

15.09.


Древнерусская литература. Историческая личность на страницах произведений Древней Руси

1

Урок-лекция

6.

18.09.


Особенности отражения исторического прошлого в литературе.

Жанры древнерусской литературы

1

Урок углубленной работы над текстом

7.

22.09.


Жанр летописи. «Повесть временных лет»

1

Изучение нового материала

8.

25.0 9.


«Повесть временных лет» «Смерть Олега от своего коня»


1

Урок углубленной работы над текстом

9.

29.09.


Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»


1

Изучение нового материала

10.

2.10.


Житие. «Сказание о житии Александра Невского»

1

Изучение нового материала

11.

6.10.


«Сказание о житии Александра Невского»

1

Урок углубленной работы над текстом

12.

9.10.


Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»


1

Изучение нового материала

13.

13.10.


ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

События истории в произведениях XVIII века.


1

Изучение нового материала

14.

16.10.


Н. М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

1

Изучение нового материала

15.

20.10.


Историческая драма и исторические герои на страницах повести Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».


1

Урок углубленной работы над текстом

16.

23.10.


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои в поэзии XIX века.

1

Изучение нового материала

17.

27.10.


А. К. Толстой «Илья Муромец»

1

Комплексн.

анализ худож.

пр-ния

18.

6.11.


Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

1

Изучение нового материала

19.

10.11.


В.Скотт «Айвенго»


1

Семинар

20.

13.11.


И. А. Крылов «Волк на псарне»


1

Урок углубленной работы над текстом

21.

17.11.


Р.р. Выразительное чтение басни «Волк на псарне» наизусть

1

Развитие речи

22.

20.11.


А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге


1

Урок углубленной работы над текстом

23.

24.11.


А. С. Пушкин «Полтава»

1

Урок углубленной работы над текстом

24.

27.11.


А. С. Пушкин «Борис Годунов»

1

Урок углубленной работы над текстом

25.

1.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения.

1

Урок углубленной работы над текстом

26.

4.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования характера Гринева. Анализ1-2 глав

1

Урок углубленной работы над текстом

27.

8.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести,

достоинства, нравственного выбора. Анализ3-5 глав

1

Урок углубленной работы над текстом

28.

11.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Пугачев и народ в повести. 6-7 главы

1

Комбиниро

ванный

29.

15.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Средства характеристики

героев повести на примере 8-12 глав.

1

Урок углубленной работы над текстом

30.

18.12.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова. Смысл названия повести.

1

Обобщение изученного

31.

22.12.


Р.р. Подготовка к сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Развитие речи

32.

25.12.


М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


1

Комбиниро

ванный

33.

12.01.

.


История в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


1

Комплексн.

анализ худож.произведения

34.

15.01.


Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Историческая и фольклорная основа повести

1

Комплексн. анализ худож.произведения

35.

19.01.


Система образов повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


1

Семинар

36.

22.01.


Приемы создания героического характера в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Комбиниро

ванный

37.

26.01.


Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести


1

Комплексн. анализ худож.произведения

38.

29.01.


Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повествовании

1

Обобщение изученного

39.

2.02


Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развитие речи

40.

5.02.


Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

В. А. Жуковский «Воспоминание». «Песня». А. С. Пушкин «Воспоминание», «Стансы», «Анчар». Д. В. Давыдов «Бородинское поле».

1

Комбиниро

ванный

41.

9.02.


И. И. Козлов «Вечерний звон». Ф. Н. Глинка «Москва»,

А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе»

1

Комбиниро

ванный

42.

12.02.


А. Дюма «Три мушкетера».

1

Семинар

43.

16.02.


А. К. Толстой «Василий Шибанов».

1

Изучение нового материала

44.

19.02.


А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный».

1

Изучение нового материала

45.

26.02.


Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.


1

Комплексн. анализ худож.произведения

46.

2.03


Л. Н. Толстой «После бала»

История создания произведения

1

Комбиниро

ванный

47.

5.03.


Л. Н. Толстой «После бала» Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.


1

Комплексн. анализ худож.произведения

48.

9.03.


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья».

1

Комбиниро

ванный

49.

12.03.


К. Д. Бальмонт «Живая вода»

Е. М. Винокуров «Богатырь».

1

Анализ поэтическо

го текста

50.

16.03.


Ю. Н. Тынянов «Подпоручик Киже»


1

Комплексн. анализ худож.произведения

51.

19.03.


Ю. Н. Тынянов «Восковая персона»

1

Изучение нового материала

52.

23.03.


Время на страницах произведений Ю. Тынянова

1

Защита проекта

53.

2.04


М. Алданов «Чертов мост»


1

Комплексн. анализ худож.произведения

54.

6.04.


С. Цвейг «Невозвратимое мгновение»

1

Комплексн. анализ худож.произведения

55.

9.04.


Б.Л.Васильев «Утоли моя печали...»


1

Комплексн. анализ худож.произведения

56.

13.04.


Исторический фон романа Б.Л.Васильева «Утоли моя печали...»


1

Комбинированный

57.

16.04.


Тестирование по теме «ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА»


1

Тестирова

ние

58.

20.04.


Великая Отечественная война в лирике XX века

А. А. Ахматова «Клятва». «Мужество»

А. А. Прокофьев «Москве».

1

Анализ поэтическо

го текста

59.

23.04.


К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

1

Анализ поэтическо

го текста

60.

27.04.


Ю. В. Друнина «Зинка». М. А. Дудин «Здесь грязь, и бред,

и вши в траншеях...». А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский «Огонек».

1

Анализ поэтическо

го текста

61.

4.05.


Б. Ш. Окуджава «До свидания, мальчики»

Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...».

1

Анализ поэтическо

го текста

62.

7.05.


В. С. Высоцкий «Штрафные батальоны»


1

Анализ поэтическо

го текста

.63.



Р.р. Анализ поэтического текста


Развитие речи

64

11.05


Л. М. Леонов «Золотая карета»

1

Изучение нового материала

65.



Исторические и философские аспекты пьесы Л. М. Леонова «Золотая карета».



Комбиниро

ванный

66

14.05


Мотивы былого в лирике поэтов XX века

В. Я. Брюсов «Тени прошлого». 3. Н. Гиппиус «14 декабря» Н. С. Гумилев «Старина», «Прапамять».


1

Анализ поэтическо

го текста

67.

18.05.


М. А. Кузмин «Летний сад»

М. И. Цветаева «Домики старой Москвы» «Генералам двенадцатого года».

1

Анализ поэтическо

го текста

68.

21.05.


Е. А. Евтушенко «Когда звонят колокола». В. С. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...»


1

Анализ поэтическо

го текста

69.

25.05.


Итоговое тестирование


1

Тестирова

ние

70.

28.05.


Время на страницах исторических произведений. Подведение итогов. Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом

1

Обобщение и систематизация изученного



График тестирования

Дата

Содержание (раздел, тема)

Тема (к/р, л/р, пр/р.тест)

Количество часов

По плану

Факти

чески




1.

16.04.

2018


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Итоговое тестирование по разделу

1

2.

25.05.

2018


Время на страницах исторических произведений

Итоговое тестирование по предмету

1




Лист корректировки рабочей программы


Предмет литература _____________________________________________

Учитель Горланова Г.Г._________________________________________________


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


8





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!