СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по литературе для 7 класса. УМК Коровиной. Программа разработана в соответствии с тебованиями ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:


Директор школы Зам. директора по УР На заседании МО


_______/__________ ________/_________ ______/_________


«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе, 7 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)



Цыденова Дабажап Бадмахандуевича

(ФИО)


учителя русского языка и литературы, I категория

(должность, категория)









2017

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с:

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;

- Примерной программой основного общего образования по литературе, авторской Программой по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).

- образовательной программой ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;

- учебным планом МАОУ «Петропавловская районная гимназия» на 2017-2018 учебный год;

- федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год;

- Положением о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели курса:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве , об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Типы уроков:

    • урок изучения нового материала;

    • урок-лекция с элементами беседы;

    • урок-практикум;

    • урок развития речи;

    • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы контроля и варианты его проведения

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы

Итоговый: сочинения на основе литературного произведения или эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания).

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература-литература 18 века - литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторический документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература XIX в.
5. Русская литература XX в.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 442 ч., в том числе: в 5 классе – 102 ч., в 6 классе – 102 ч., в 7 классе – 68 ч., в 8 классе – 68 ч., в 9 классе – 102 ч.










  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Познавательные результаты. Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Ученик научится:

- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;

- выразительно читать произведение (или фрагменты) индивидуально и по ролям, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения и интонацию;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе, групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;

- различать произведения по их родовой принадлежности: эпос, лирику, драму;

- различать жанры литературных произведений: обрядовый фольклор, летописи, басню, рассказ, сказ, притчу;

- определять тему произведения, характеризовать конфликт, сюжет, композицию; выделять основные этапы развития сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию;

- определять проблематику и идею эпического произведения;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять простой план прочитанного, в том числе, цитатный;

- находить в тексте элементы предметного мира (пейзаж, интерьер), определять их функцию в произведении;

- находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в создании образов героев, образа мира;

- выявлять систему персонажей в произведении: характеризовать героя по предложенному плану;

- сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;

- характеризовать образ лирического героя стихотворения;

- отличать образ автора от образа героя – повествователя;

- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по предложенному плану;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;

- анализировать смысл заглавия в литературном произведении, выявлять авторскую позицию, идею художественного произведения по наводящим вопросам;

- владеть различными видами пересказа: подробным, кратким, выборочным;

- составлять вопросы на знание текста произведения, вопросы для викторины по творчеству писателя;

Ученик получит возможность научиться:

- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в диспуте

- различать тему и проблему

- определять с помощью учителя проблематику произведения

- находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении.

Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:

Ученик научится:

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

- планировать свой круг чтения: осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или пользуясь алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в содержании научно-популярного текста, понимать его смысл; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме

- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы

- определять назначение разных видов текстов

- преобразовывать текст в таблицу (2 графы) или схему по образцу

- озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста, составлять простой план научно-популярного текста

Ученик получит возможность научиться:

- различать темы и подтемы специального текста, выделять главную и избыточную информацию

- преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему самостоятельно

Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- строить устные и письменные высказывания на основе художественных и учебных текстов в форме развёрнутого ответа на вопрос;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи;

- писать подробное и выборочное изложение небольшого фрагмента художественного текста;

- писать сочинение-рассуждение в форме ответа на вопрос по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений на заданную тему;

- сочинять собственные произведения: пословицы, загадки;

- составлять киносценарий по эпизоду художественного произведения;

- писать отзыв об изученном произведении малого жанра (рассказе, сказе);

- писать отзыв о фрагменте кинофильма;

- давать устный отзыв об иллюстрациях к произведениям;

- подбирать иллюстрации к произведениям или создавать свои;

- сравнивать живописный и литературный образ (стихотворение и картину на сходную тему);

- инсценировать эпизоды художественного произведения;

Ученик получит возможность научиться:

- составлять аннотацию к прочитанному произведению самостоятельно

- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Ученик научится:

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем.

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем.

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

- учиться подтверждать аргументы фактами.

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации.

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать учебную проблему

- самостоятельно отбирать источники информации

- самостоятельно работать с источниками.

Предметные результаты:

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

  1. Содержание учебного предмета «Литература» 7 класс

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы, взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (4 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольта и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (34 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с .красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического коло­рита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века (19 ч.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления).

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Ли­рические размышления о жизни, быстро текущем вре­мени. Светлая грусть переживаний.

Из зарубежной литературы (4 ч.)

Роберт Бернсе. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Итоговый урок (1 ч.)






  1. Тематическое планирование

№ урока

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Коррек

ция

КЭС

КПУ

план

факт

Введение (1 ч.)




1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1




1.1.

1.1.

Устное народное творчество (4 ч.)


2.

1.2.3.

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

1




1.3.

1.2.2.3.

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1




1.4.2.2.

1.2.2.3.

4

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Садко».

1




2.2.

1.2.2.3.

5

Пословицы и поговорки

1




1.3.

2.3.

Древнерусская литература (3 ч.)


3.

1.2.3.

6

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1




3.2.

1.2.2.1.-2.9.

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн любви и верности.

1




3.2.

1.2.2.1.-2.9.

8

Урок развития речи

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».

1





3.1.

Русская литература 18 века (2 ч.)




9

М.В. Ломоносов – поэт, гениальный ученый и общественный деятель. «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

1




4.1.

1.2.2.1.-2.9.

10

Державин – гражданин и Державин – поэт. (Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»)

1




4.3.

1.2.2.1.-2.9.

Русская литература 19 века (34 ч.)


5

1.2.3.

11

«В творческой лаборатории А.С. Пушкина». «Медный всадник». Вступление к поэме

1




5.5.

1.2.2.1.-2.9.

12

А. С. Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов

1




5.5.

1.2.2.1.-2.9.

13

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1




5.5.

1.2.2.1.-2.9.

14

А.С. Пушкин – драматург.

«Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца

1




5.5.

1.2.2.1.-2.9.

15

А.С.Пушкин Станционный смотритель».

1




5.8.

1.2.2.1.-2.9.

16

«Благородный голос М.Ю. Лермонтова». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1




5.11.

1.2.2.1.-2.9.

17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1




5.11.

1.2.2.1.-2.9.

18

Лирика М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…»

1




5.10

1.2.2.1.-2.9.

19

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1





2.12. 3.1.

20

Слово о писателе. Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

1





1.3. 1.2.2.1.-2.9.

21

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в

1





1.2.2.1.-2.9.

22

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления.

1





1.2.2.1.-2.9.

23

Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение автора к героям повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

1





1.2.2.1.-2.9.

24

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба – народный герой»

1





1.2.2.1.-2.9.

25

«Вся моя биография в моих сочинениях…» Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк»

1




6.2.

1.2.2.1.-2.9.

26

«Вера в торжество света, добра и нравственной красоты». И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

1




6.2.

1.2.2.1.-2.9.

27

Урок внеклассного чтения по рассказам И.С. Тургенева «Певцы», «Бежин луг», «Бурмистр» (по выбору учащихся)

1




6.2.

1.2.2.1.-2.9

28

Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Знакомство с 1 частью «Княгиня Трубецкая»

1




6.5.

1.2.2.1.-2.9

29

Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

1




6.5.

1.2.2.1.-2.9

30

Урок внеклассного чтения. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1





1.2.2.1.-2.9

31

Урок развития речи

«Я – писатель, в этом мое призвание…». М. Е. Салтыков – Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1




6.6.

1.2.2.1.-2.9

32

«Оживить полностью Щедрина…». Сказка «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

1




6.6.

1.2.2.1.-2.9

33

Викторина «Что? Где? Когда?» по твор­честву Н.В. Го­голя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Сал­тыкова-Щедрина.


1




кэс5-6.


34-35

Лев Николаевич Толстой. «Детство». Главы «Классы», «Наталья Савишна»

2




6.8.

1.2.2.1.-2.9

36

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1




6.8.

1.2.2.1.-2.9

37

А.П.Чехов. понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон»

1




6.10

1.2.2.1.-2.9

38

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1




6.10.

1.2.2.1.-2.9

39

Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова.

1




6.10

1.2.2.1.-2.9

40

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1




7.1.

1.2.2.1.-2.9

41

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1




7.1.

1.2.2.1.-2.9

42-43

Уроки развития речи

Стихи русских поэтов XIX о родной природе.

2





1.2. 2.1.2.4.2.5.

44

Урок внеклассного чтения.

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

1





1.2.2.1.-2.9

Русская литература 20 века (19 ч.)




45

Встреча с Максимом Горьким. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести)

1





1.2.2.1.-2.9

46

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1





1.2.2.1.-2.9

47

Урок развития речи

Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

1





1.2.2.1.-2.9

48

«Подвиг во имя людей». По произведению М. Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

1





1.2.2.1.-2.9

49

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…». Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

1




7.3.

1.2.2.1.-2.9

50

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1




7.3.

1.2.2.1.-2.9

51

Урок развития речи

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Леонида Андреева «Кусака».

1





2.12.

52

Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания.

1





1.2.2.1.-2.9

53

Урок внеклассного чтения.

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1





1.2.2.1.-2.9

54

Урок развития речи

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1





3.1.

55

«Идет война народная…» Стихотворения А.Т. Твардовского «Братья», К. Симонова « «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня» и др.

1





2.12.

56

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1




7.9.

1.2.2.1.-2.9

57

Евгений Иванович Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1




7.9.

1.2.2.1.-2.9

58

Урок внеклассного чтения по произведениям Е.И. Носова «Живое пламя», А.М. Володина «Старшая сестра», А.В. Васильева «Свидание»

1




7.9.

1.2.2.1.-2.9

59

Юрий Павлович Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1




7.9.

1.2.2.1.-2.9

60

Человек и природа в стихотворениях С.Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

1




1.6.1.7

.1.8.

7.10

1.2.2.1.-2.9

61

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

1




7.6.

1.2.2.1.-2.9

62

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

1





1.2.2.1.-2.9

63

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).

1





1.2.2.1.-2.9

Зарубежная литература (4 ч.)




64

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1





1.2.2.1.-2.9

65

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1





1.2.2.1.-2.9

66

Рассказ О. Генри «Дары волхвов». Чтение статьи о писателе по учебнику

1





1.2.2.1.-2.9

67

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1





1.2.2.1.-2.9

Итоговый урок (1 ч.)




68

Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

1





3.2.



29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!