СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ Е.Ю Сухаревская, И.Ю. Величко

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов»
















































Содержание

1

Пояснительная записка


С.3

2

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»


С.4-5

3

Место курса внеурочной деятельности «Доноведение» в учебном плане


С.5

3.1

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Доноведение»


С.6

4

Содержание курса внеурочной деятельности «Доноведение»

С.6-10

5

Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УДД в рамках изучения темы)


С.11-14

6

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Доноведение» с 1-4 класс


С.15-31

7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


С.32

8

Планируемые результаты


С.33

8.1

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Доноведение»


С.33-34

8.2

Система оценивания


С.35-37

9

Приложение


С.38













1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ Е.Ю Сухаревская, И.Ю. Величко, основной образовательной программы МБОУ Кагальницкой СОШ №1.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Курс внеурочной деятельности «Доноведение» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Сроки реализации курса внеурочной деятельности «Доноведение»: 2019-2020 учебный год с 01.09.2019 по 31.05.2020

Рабочая программа по доноведению имеет следующую структуру:

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика курса «Доноведение»

  • Место курса «Доноведение» в учебном плане

  • Ценностные ориентиры содержания курса «Доноведение»

  • Содержание курса «Доноведение»

  • Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УУД в рамках изучения темы)

  • Календарно-тематическое планирование уроков доноведения с 1-4 класс

  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Планируемые результаты

  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Доноведение»

  • Система оценивания

  • Приложение



2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • Я и окружающий мир,

  • Природа Донского края,

  • Человек и природа,

  • Жизнь на Дону,

  • Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.



3. МЕСТО КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МБОУ Кагальницкой СОШ №1 на изучение курса «Доноведение» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 24 классах на курс «Доноведение» отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


3.1.Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности

«Доноведение»


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



5.Содержание курса внеурочной деятельностью «Доноведение»


Младший школьник. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье.


Природа. Неживая и живая природа Ростовской области (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времён года в крае (на основе наблюдений).

Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране(на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края).

Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области.

Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком.

Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение).

Животные Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае.

Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей.


Человек и природа. Влияние деятельности человека на природу в Ростовской области. Охрана природных богатств края. Красная книга Ростовской области. Правила поведения в природе.


Родной край - малая Родина. Донской край - мой край! Мой родной город, село, станица: название, местоположение, главные достопримечательности. Символика родного города (села).

Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Выдающиеся земляки. Картины жизни, быта, труда народов Донского края в различные периоды истории. Наиболее известные традиции и обычаи, праздники Донского края.

Содержание регионального компонента направлено на ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края; с жизнью людей в Ростовской области. В предлагаемом тематическом планировании выделены темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также входят в содержание регионального компонента.


Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.


При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.


Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».



1 КЛАСС (33ч)

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (26ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии1

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»


2 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.


Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).


Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.


Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии2

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)



3 класс (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.


Природа Донского края (12ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).


Человек и природа (4ч)

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).


Жизнь на Дону (13ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии3

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.


4 КЛАСС (34ч)


Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.


Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.


Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.


Жизнь на Дону (1ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.


Экскурсии4

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.





5. Тематическое планирование


Разделы/класс

Основные виды деятельности, УУД.

1 класс (33 часа)


Введение (1ч)



Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Знакомятся со своим полным именем, именами своих родных, домашним адресом.

Знакомятся со школой, основными помещениями школы, их предназначением, учатся ориентироваться в их месторасположении.

Изучают традиции своей школы;

Изучают улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования;

Знакомятся с основными достопримечательностями родного города;

Знакомятся с профессиями жителей своего города (села, станицы и др.).

Изучают основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения.

Учатся описывать коллективный проект, анализировать участие в нем каждого.

учащиеся должны уметь на практическом уровне:

-выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

-составлять рассказ – описание по картине, увиденному, -находить географические объекты на карте – схемы;

-реализовать коллективный исследовательский или творческий проект;

Я и окружающий мир -2ч.


Природа Донского края-26 ч.


Человек и природа -4ч.

2 класс (34 часа)

Я и окружающий мир -5ч.






Изучают особенности времен года, характерные для этой местности, особенности рельефа своей местности, названия водоемов, крупных населённых пунктов своей местности.

Знакомятся с названиями и отличительными признаками 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Донского края.

Знакомятся со значением Красной книги Ростовской области.

Изучают родственные связи в семье, уклад семьи.

Знакомятся с гербом, флагом, гимном Ростовской области.

Знакомятся с донскими песнями, пословицами, поговорками.

Изучают основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;

Знакомятся с именами выдающихся людей своего района.

Учатся толерантному отношению к представителям других нацинальностей и конфессий.

Учатся анализировать с одноклассниками правила защитников природы.

Уметь

-показывать на физической карте Ростовской области основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт;

-рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.;

-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

-выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также выполнять правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

-выполнять исследовательские или творческие проекты;

Жизнь на Дону.-7 ч.







Природа Донского края-18 ч.








Человек и природа -3ч.

3класс (34 часа)





Я и окружающий мир -4ч.


Учатся устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Дону.

Знакомятся с природными условиями, особенностями хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственные населения Ростовской области.;

Изучают формы земной поверхности края.

Знакомятся с разновидностями водоемов края.

Знакомятся с особенностями почв края, их значение для жизни растений и животных;

Знакомятся с названиями и отличительными признаками наиболее распространённых в Ростовской области растений и животных;

Изучают герб, гимн, флаг Ростовской области., а также символы родного города (станицы), района;

Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д..

Учатся толерантному отношению к представителям других нацинальностей и конфессий.

Учащиеся должны уметь:

-определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных;

-различать особо охраняемые растения и редких животных;

-ориентироваться по карте Ростовской области.;

-объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;

-выполнения правил сбора грибов в своей местности;

-правильного поведения у водоема в разное время года;

-бережного отношения к растениям и животным.

-выполнять исследовательские или творческие проекты;






Природа Донского края-11 ч





Жизнь на Дону.-11 ч.








Обычаи. Весенние обряды и праздники. на Дону-3ч






Человек и природа -5ч.

4 класс (34 часа)




Я и окружающий мир -3ч.



Изучать природные зоны Ростовской области..

Знакомиться с различными видами карт Ростовской области. (физическая. административная, историческая), их отличительные особенности.

Изучают природные богатства родного края и их использование человеком.

Изучают административную карту Ростовской области., символику Ростовской области., органы местного самоуправления.

Знакомятся с датами важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д., с особенностями культуры и быта народов, населяющих территорию, народами, населяющими Дон, особенностями их быта и культуры.

Знакомятся с достопримечательностями родного края.

Знакомятся с наиболее важными событиями исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Дона.

Изучают особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Ростовской области., важнейшие экологические проблемы Ростовской области., заповедники и заказники, находящиеся на территории Ростовской области..

Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей Дона.

Учатся анализировать и сравнивать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Ростовской области., важнейшие экологические проблемы Ростовской области., заповедники и заказники, находящиеся на территории Ростовской области.

Учащиеся должны уметь:

-определять местоположение Ростовской области на карте России;

-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

-определять хронологическую последовательность основных событий на Дону (исторических, кльтурных, спортивных);

-правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Дона;

-исполнять гимн Ростовской области;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-правильного поведения во время исполнения гимна России и Дона;

-выполнения изученных правил безопасного поведения;

-исполнения знакомых народных песен;

-самоорганизации в выполнении исследовательских проектов.






Яркие страницы истории земли Донской -24 ч.











Человек и природа -4ч.












Жизнь на Дону.-11 ч.











6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»

1 класс (33 часа)


урока

Дата

Раздел программы, количество часов

Тема занятия

Количество часов

Виды учебной деятельности обучающихся

План.

Факт.






1 четверть-8ч.

1

03.09


Введение (1ч)


Вводный урок. Мы теперь не просто дети

1

Объясняют как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

2

10.09



Я и окружающий мир -2 ч.

Родной край.

1

Участвуют в групповом проекте «История моей улицы», «Улица моего детства».


3

17.09


Времена года.

1

Перечисляют времена года, разгадывать кроссворд.

4

24.09


Природа Донского края-6ч

Осень. Осенние месяцы.

1

Называют осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.

5

01.10


Экскурсия.

1

Наблюдают за изменением местности вокруг с приходом осени.

6

08.10


Осенние изменения в природе.

1

Перечисляют осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе.

7

15.10


Растения осенью.

1

Описывают какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения.

Объясняют, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных.

8

22.10


Листья жёлтые летят..

1

Анализируют в какой цветовой гамме бывают листья осенью.

Раскрашивают листья красками.




ll четверть-8 ч.



9

05.11


Занятия людей осенью




1


Описывают чем могут заниматься люди осенью.

Составляют рассказ по картинке.

10

12.11


Человек и природа -2ч.

Что растёт на огороде и в саду?

1

перечисляют что растет в наших полях,

сочинять рассказ по картинкам.

11

19.11


Что растёт в поле?

1

Называют что растет в поле.

Изготавливают подделки из природного материала.

12

26.11


Природа Донского края-20ч

Жизнь животных осенью.

1

Изготавливают коллективный альбом «Домашние питомцы».

13

03.12


Осень в моём краю.

1

Активизируют, какие изменения произошли в нашем краю.

14

10.12


Экскурсия.

1

Активизируют, какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора.

15

17.12


Зимняя сказка.

1

Определяют, какие есть зимние месяцы.

Сочинять рассказ.

16

24.12


Зимние изменения в природе.

1

Называют признаки зимы.

Сочиняют рассказы.




lll четверть-10ч.



17

14.01


Жизнь животных зимой.

1

Характеризуют как меняется жизнь животных с приходом зимы.

Сочиняют рассказы.

18

21.01



Живой уголок.

1

Сочиняют рассказ.

19

28.01



Занятия людей зимой.

1

Характеризуют чем могут заниматься люди зимой.

Составляют рассказ по картинке.

20

04.02



Весна. Весенние месяцы.

1

Определяют время года. Раскрашивать картинки, выразительно читают.

21

11.02



Экскурсия.

1

Характеризуют, какие изменения происходят в природе весной.

Объясняют почему это происходит.

22

25.02



Весенние изменения в природе.

1

Узнают какие изменения происходят в природе весной.

Составляют рассказ.

23

03.03



Растения весной.

1

Наблюдают, что происходит с растениями весной.


24

10.03



Жизнь животных весной.

1

Описывают, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Рисуют птиц.

25


17.03




Занятия людей весной.

1

Перечисляют, чем занимаются люди весной.

Составляют рассказ.





IV четверть- 7ч.



26

27

31.03

07.04



Экскурсия.

2

Наблюдают, какие изменения происходят в природе с приходом лета.

Рассказывают стихи о лете.

28

14.04



Летние изменения в природе.

1

Выясняют, как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы.

Раскрашивают картинки.


29

21.04



Что растёт на лугу?

1

Характеризуют ,что растет в наших полях, огородах и садах летом. Разгадывают кроссворд.

30

28.04




Экскурсия на водоём

1

Выясняют, какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Кагальник.


31

12.05



Что растёт у водоёма?

1

Описывают, какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема.

Применяют полученные знания на практике.

32

19.05



Что растёт у водоёма?

1

Наблюдают, как меняется жизнь животных летом.

Рисуют животных и птиц; сочинять рассказ.

33

19.05


Человек и природа -2ч.

Жизнь животных летом

1

Характеризуют ,чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом.

Составляют рассказ, раскрашивать картинку.










6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»

2 класс (34 часа)

п/п

Дата

Раздел программы, количество часов

Тема занятия

Кол-во

часов

задачи

Виды учебной деятельности обучающихся.

План.

Факт.





I четверть-8 ч.


1

03.09


Я и окружающий мир -2ч.

С чего начинается Родина…


1

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

10.09



Школа – светлая гавань детства

1

3

17.09


Жизнь на Дону.-1 ч.

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу)


1

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями



Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

4

24.09


Я и окружающий мир- 1 ч.

Дорога от дома до школы (экскурсия)


1

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;

  2. сигналы светофора;

  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

5

01.10


Природа Донского края-10 ч.

Природа (экскурсия)

1

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

6

09.10


Природа (экскурсия)

1

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7

15.10


Город и природа (экскурсия)

1

Систематизировать знания детей о природе родного города (села).

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

8

22.10


Что за дерево такое?

1

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)


Игра «У кого детки с этой ветки?»




II четверть-8 ч.



9

05.11


Что за дерево такое?

1

Игра «У кого детки с этой ветки?»

10

12.11


Кустарники (экскурсия)

1

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

11-12

19.11 26.11


Травушка-муравушка

2

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

13

03.12



Растения и мы.

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

Изготовление справочника лекарственных трав.

14

10.12


Краски Тихого Дона.

1

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

15

17.12


Я и окружающий мир -2ч.

Мои имя, фамилия, отчество…

1

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

16

24.12


Что ты знаешь о роде своём…

1





III четверть- 10 ч.




17

14.01


Жизнь на Дону -3 ч.

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

1

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

18

21.01


Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

1

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

19

28.01


Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

1

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

20

04.02


Природа Донского края -8 ч.

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея

21

11.02


Домашняя мохнатая азбука

1

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

22

18.02


Мой домашний милый друг

1

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

25.02


Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

24

03.03


Родные просторы (экскурсия)

1

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

25

10.03



Чем богаты наши недра?

1

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

26







27

17.03


Что такое почва?

1

Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.



IV четверть- 8 ч.


31..03


Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

28

07.04


Человек и природа -3ч.

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

14.04


Человек – хозяин природы?

1

Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

30

21.04



Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)

1

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Ролевое театрализованное представление.

31

28.04


Жизнь на Дону -6 ч.

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.


Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

32

12.05


Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

1

Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.


Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

33

19.05


Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

1




34

26.05


Я – гражданин Ростовской области


1



Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.




Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.
















6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»

3 класс (34 часа)


п/п


Дата

Раздел программы, количество часов.

Тема занятия

Кол-во

часов

Задачи

Виды учебной деятельности обучающихся.

План.

Факт.

I четверть-8 ч.

1

03.09


Я и окружающий мир -4 ч.

Край, в котором я живу

1

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны

Работа с картой

Ростовской области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

2

10.09


О городах и станицах родного края

1

Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

3

17.09



С днём рождения, родной город (село)

1

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

4

24.09




С днём рождения, родной город (село)

1

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

5,6,7

01.10

08.10

15.10



Природа Донского края – 5ч.

У природы нет плохой погоды

3

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

8

22.10



Живая вода.

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой Ростовской области .

Исследовательские работы.





II четверть-8 ч.




9

05.11



Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

1

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.


10

12.11



Растения и животные водоёмов.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы учащихся

11

19.11


Жизнь на Дону – 11 ч.

Тайны Донской земли


1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

12

26.11


Танаис – древний город

1

Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

13

03.12


Дикое поле

1

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Рисование картин прошлого Дона.

14

10.12


Донской край – казачий край

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.


Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

15

17.12


Первые казачьи городки

1

16

24.12


Казачья семья

1

Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.




III четверть- 10 ч.




17

14.01


Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)


18

21.01


История вещей. Одежда.

1

19

28.01


История вещей. Посуда.

1

20

04.02


Славен Дон!

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Праздничное мероприятие

21

11.02


Обычаи. Весенние обряды и праздники. на Дону-3ч

Сретение. Сороки.

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

22

18.02


Встреча птиц

1

Дать общее представление о международном дне птиц.

Изготовление скворечника

23

25.02


Пасха, Вербное воскресенье

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

24

03.03


Природа Донского края – 6 ч.

Природная поверхность нашего края

1

Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

25

10.03


Из недр Донской земли

1

Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.


Работа

с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

26

17.03


Почвы родного края

1

Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.

Практическая работа

«Почвы родного края»




IV четверть- 8 ч.




27

31.03


Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

28

07.04


Природные экосистемы луга

1

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.


29

14.04



Природные экосистемы леса

1

Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.

30

21.04



Человек и природа -5 ч.

Донская земля – житница России

1

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»


31

28.04


Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

32

12.05


Казачьи посиделки

1

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Праздничное мероприятие.

33

19.05


Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»


34

26.05


Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1












6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»

4 класс (34 часа)



п\п

Дата

Раздел программы, количество часов.

Тема занятия

Кол-во

часов

Задачи занятия

Виды учебной деятельности обучающихся.

План.

Факт

I четверть-8 ч.

1.

03.09


Я и окружающий мир -3ч.

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2-3

10.09

17.09


Что ты знаешь о роде своём?

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Защита проекта «Моя семья»


4

24.09


Яркие страницы истории земли Донской -24 ч.

На казачьем Кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

5

01.10


Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

08.10


Ермак Могучий.


1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Составление теста

7

15.10


Степан Разин.



1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

22.10


Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.


Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова.




II четверть- 8 ч.




9

05.11


Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1



10

12.11


Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога.

11

19.11


Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.

12

26.11


Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

13

03.12



Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

14

10.12



Платов Матвей Иванович


1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска

15

17.12



Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.

16

24.12



Бакланов Яков Петрович

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.






III четверть- 10 ч.




17

14.01



За землю и за волю

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Экскурсия в исторический музей. Диспут.

Составление летописи Вёшенской.

18

21.01



Дон в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.

19

28.01


Дон в годы Великой Отечественной войны.


1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

показать примеры подвигов.

Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.

20

04.02


День освобождения родного города (села, станицы)

1

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Участие в празднике. Чествование участников войны.

21-22

11.02

18.02


Мирное время на Донской земле.


2

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.


Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

23

25.02


Волгодонск – город молодости

1

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.

24

03.03



Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

25

10.03


Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,

«Береги воду».

26

17.03


Экологические проблемы воды в родном крае.

1




IV четверть- 8 ч.




27

31.03


Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».

28

07.04


Человек и природа – 4ч.

Охрана полезных ископаемых родного края.


1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.


Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

29

14.04


Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.

30-31

21.04

28.04


Охранять природу – значит охранять Родину

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.

Праздничное мероприятие.

32

12.05



Жизнь на Дону -3 ч.

Троица

1

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.

Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

33

19.05


Ивана Купала

1

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

34

26.05


Спасы

1

Праздник-застолье

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2014.

2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

3.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

4.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

5.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Методические пособия

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

  3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

  4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

  5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»


Технические средстваобучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Диапроектор.

Экранно-звуковыепособия

Интерактивные демонстрационные таблицы.

Электронные пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по доноведению.

Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.



8.1.Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса «Доноведение»


ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

способность к самооценке;

осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Обучающийся получит возможность для формирования:

устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;

умения оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватной самооценки;

чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;

осознанного положительного отношения к культурным ценностям;

основ экологической культуры;

уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

сравнивать исторические и литературные источники;

строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающийся научится:

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

выполнять правила поведения в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

предсказывать погоду по местным признакам;

объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;

приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

отмечать на контурной карте географические объекты;

объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Обучающийся научится:

описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;

рассказывать об основных событиях истории своего края.

Обучающийся получит возможность научиться:

описывать культурные достопримечательности своего края.


8.2 Система оценивания


Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий включающих три следующих блока:

-самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

-смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для

себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

-морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.


Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

-сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

-сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

-сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

-сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников начальной школы в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.


Оценка метапредметных результатов.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.


К ним относятся:

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.


В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Оценка предметных результатов:

-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры Донского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).









9.Приложение

Исследовательские, проектные и практические работы

1 класс

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

2 класс

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».

3 класс

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.

4 класс

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».



1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

2 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

3 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


4


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!