Содержание |
1 | Пояснительная записка | С.3 |
2 | Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение» | С.4-5 |
3 | Место курса внеурочной деятельности «Доноведение» в учебном плане | С.5 |
3.1 | Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Доноведение» | С.6 |
4 | Содержание курса внеурочной деятельности «Доноведение» | С.6-10 |
5 | Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УДД в рамках изучения темы) | С.11-14 |
6 | Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Доноведение» с 1-4 класс | С.15-31 |
7 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | С.32 |
8 | Планируемые результаты | С.33 |
8.1 | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Доноведение» | С.33-34 |
8.2 | Система оценивания | С.35-37 |
9 | Приложение | С.38 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ Е.Ю Сухаревская, И.Ю. Величко, основной образовательной программы МБОУ Кагальницкой СОШ №1.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Курс внеурочной деятельности «Доноведение» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Сроки реализации курса внеурочной деятельности «Доноведение»: 2019-2020 учебный год с 01.09.2019 по 31.05.2020
Рабочая программа по доноведению имеет следующую структуру:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса «Доноведение»
Место курса «Доноведение» в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания курса «Доноведение»
Содержание курса «Доноведение»
Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УУД в рамках изучения темы)
Календарно-тематическое планирование уроков доноведения с 1-4 класс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Доноведение»
Система оценивания
Приложение
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
3. МЕСТО КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МБОУ Кагальницкой СОШ №1 на изучение курса «Доноведение» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2—4 классах на курс «Доноведение» отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
3.1.Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Содержание курса внеурочной деятельностью «Доноведение»
Младший школьник. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье.
Природа. Неживая и живая природа Ростовской области (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времён года в крае (на основе наблюдений).
Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране(на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края).
Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).
Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области.
Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком.
Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение).
Животные Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае.
Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей.
Человек и природа. Влияние деятельности человека на природу в Ростовской области. Охрана природных богатств края. Красная книга Ростовской области. Правила поведения в природе.
Родной край - малая Родина. Донской край - мой край! Мой родной город, село, станица: название, местоположение, главные достопримечательности. Символика родного города (села).
Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Выдающиеся земляки. Картины жизни, быта, труда народов Донского края в различные периоды истории. Наиболее известные традиции и обычаи, праздники Донского края.
Содержание регионального компонента направлено на ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края; с жизнью людей в Ростовской области. В предлагаемом тематическом планировании выделены темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также входят в содержание регионального компонента.
Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии1
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии2
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии3
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (1ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии4
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
5. Тематическое планирование
Разделы/класс | Основные виды деятельности, УУД. |
1 класс (33 часа) | |
Введение (1ч) | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся со своим полным именем, именами своих родных, домашним адресом. Знакомятся со школой, основными помещениями школы, их предназначением, учатся ориентироваться в их месторасположении. Изучают традиции своей школы; Изучают улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования; Знакомятся с основными достопримечательностями родного города; Знакомятся с профессиями жителей своего города (села, станицы и др.). Изучают основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения. Учатся описывать коллективный проект, анализировать участие в нем каждого. учащиеся должны уметь на практическом уровне: -выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; -составлять рассказ – описание по картине, увиденному, -находить географические объекты на карте – схемы; -реализовать коллективный исследовательский или творческий проект; |
Я и окружающий мир -2ч. |
Природа Донского края-26 ч. |
Человек и природа -4ч. |
2 класс (34 часа) |
Я и окружающий мир -5ч. | Изучают особенности времен года, характерные для этой местности, особенности рельефа своей местности, названия водоемов, крупных населённых пунктов своей местности. Знакомятся с названиями и отличительными признаками 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Донского края. Знакомятся со значением Красной книги Ростовской области. Изучают родственные связи в семье, уклад семьи. Знакомятся с гербом, флагом, гимном Ростовской области. Знакомятся с донскими песнями, пословицами, поговорками. Изучают основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе; Знакомятся с именами выдающихся людей своего района. Учатся толерантному отношению к представителям других нацинальностей и конфессий. Учатся анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Уметь -показывать на физической карте Ростовской области основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт; -рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.; -различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения); -выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также выполнять правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах; -выполнять исследовательские или творческие проекты; |
Жизнь на Дону.-7 ч. |
Природа Донского края-18 ч. |
Человек и природа -3ч. |
3класс (34 часа) |
Я и окружающий мир -4ч. | Учатся устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Дону. Знакомятся с природными условиями, особенностями хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственные населения Ростовской области.; Изучают формы земной поверхности края. Знакомятся с разновидностями водоемов края. Знакомятся с особенностями почв края, их значение для жизни растений и животных; Знакомятся с названиями и отличительными признаками наиболее распространённых в Ростовской области растений и животных; Изучают герб, гимн, флаг Ростовской области., а также символы родного города (станицы), района; Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.. Учатся толерантному отношению к представителям других нацинальностей и конфессий. Учащиеся должны уметь: -определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных; -различать особо охраняемые растения и редких животных; -ориентироваться по карте Ростовской области.; -объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности; -выполнения правил сбора грибов в своей местности; -правильного поведения у водоема в разное время года; -бережного отношения к растениям и животным. -выполнять исследовательские или творческие проекты; |
Природа Донского края-11 ч |
Жизнь на Дону.-11 ч. |
Обычаи. Весенние обряды и праздники. на Дону-3ч |
Человек и природа -5ч. |
4 класс (34 часа) |
Я и окружающий мир -3ч. | Изучать природные зоны Ростовской области.. Знакомиться с различными видами карт Ростовской области. (физическая. административная, историческая), их отличительные особенности. Изучают природные богатства родного края и их использование человеком. Изучают административную карту Ростовской области., символику Ростовской области., органы местного самоуправления. Знакомятся с датами важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д., с особенностями культуры и быта народов, населяющих территорию, народами, населяющими Дон, особенностями их быта и культуры. Знакомятся с достопримечательностями родного края. Знакомятся с наиболее важными событиями исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Дона. Изучают особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Ростовской области., важнейшие экологические проблемы Ростовской области., заповедники и заказники, находящиеся на территории Ростовской области.. Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей Дона. Учатся анализировать и сравнивать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Ростовской области., важнейшие экологические проблемы Ростовской области., заповедники и заказники, находящиеся на территории Ростовской области. Учащиеся должны уметь: -определять местоположение Ростовской области на карте России; -узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности; -определять хронологическую последовательность основных событий на Дону (исторических, кльтурных, спортивных); -правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Дона; -исполнять гимн Ростовской области; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -правильного поведения во время исполнения гимна России и Дона; -выполнения изученных правил безопасного поведения; -исполнения знакомых народных песен; -самоорганизации в выполнении исследовательских проектов. |
Яркие страницы истории земли Донской -24 ч. |
Человек и природа -4ч. |
Жизнь на Дону.-11 ч. |
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»
1 класс (33 часа)
№ урока | Дата | Раздел программы, количество часов | Тема занятия | Количество часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
План. | Факт. | | | | |
| 1 четверть-8ч. |
1 | 03.09 | | Введение (1ч) | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 1 | Объясняют как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
2 | 10.09 | | Я и окружающий мир -2 ч. | Родной край. | 1 | Участвуют в групповом проекте «История моей улицы», «Улица моего детства». |
3 | 17.09 | | Времена года. | 1 | Перечисляют времена года, разгадывать кроссворд. |
4 | 24.09 | | Природа Донского края-6ч | Осень. Осенние месяцы. | 1 | Называют осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд. |
5 | 01.10 | | Экскурсия. | 1 | Наблюдают за изменением местности вокруг с приходом осени. |
6 | 08.10 | | Осенние изменения в природе. | 1 | Перечисляют осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе. |
7 | 15.10 | | Растения осенью. | 1 | Описывают какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения. Объясняют, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных. |
8 | 22.10 | | Листья жёлтые летят.. | 1 | Анализируют в какой цветовой гамме бывают листья осенью. Раскрашивают листья красками. |
| | | ll четверть-8 ч. | | |
9 | 05.11 | | Занятия людей осенью | 1 | Описывают чем могут заниматься люди осенью. Составляют рассказ по картинке. |
10 | 12.11 | | Человек и природа -2ч. | Что растёт на огороде и в саду? | 1 | перечисляют что растет в наших полях, сочинять рассказ по картинкам. |
11 | 19.11 | | Что растёт в поле? | 1 | Называют что растет в поле. Изготавливают подделки из природного материала. |
12 | 26.11 | | Природа Донского края-20ч | Жизнь животных осенью. | 1 | Изготавливают коллективный альбом «Домашние питомцы». |
13 | 03.12 | | Осень в моём краю. | 1 | Активизируют, какие изменения произошли в нашем краю. |
14 | 10.12 | | Экскурсия. | 1 | Активизируют, какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора. |
15 | 17.12 | | Зимняя сказка. | 1 | Определяют, какие есть зимние месяцы. Сочинять рассказ. |
16 | 24.12 | | Зимние изменения в природе. | 1 | Называют признаки зимы. Сочиняют рассказы. |
| | | lll четверть-10ч. | | |
17 | 14.01 | | Жизнь животных зимой. | 1 | Характеризуют как меняется жизнь животных с приходом зимы. Сочиняют рассказы. |
18 | 21.01 | | | Живой уголок. | 1 | Сочиняют рассказ. |
19 | 28.01 | | | Занятия людей зимой. | 1 | Характеризуют чем могут заниматься люди зимой. Составляют рассказ по картинке. |
20 | 04.02 | | | Весна. Весенние месяцы. | 1 | Определяют время года. Раскрашивать картинки, выразительно читают. |
21 | 11.02 | | | Экскурсия. | 1 | Характеризуют, какие изменения происходят в природе весной. Объясняют почему это происходит. |
22 | 25.02 | | | Весенние изменения в природе. | 1 | Узнают какие изменения происходят в природе весной. Составляют рассказ. |
23 | 03.03 | | | Растения весной. | 1 | Наблюдают, что происходит с растениями весной. |
24 | 10.03 | | | Жизнь животных весной. | 1 | Описывают, как меняется жизнь животных с приходом весны. Рисуют птиц. |
25 | 17.03 | | | Занятия людей весной. | 1 | Перечисляют, чем занимаются люди весной. Составляют рассказ. |
| | | | IV четверть- 7ч. | | |
26 27 | 31.03 07.04 | | | Экскурсия. | 2 | Наблюдают, какие изменения происходят в природе с приходом лета. Рассказывают стихи о лете. |
28 | 14.04 | | | Летние изменения в природе. | 1 | Выясняют, как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы. Раскрашивают картинки. |
29 | 21.04 | | | Что растёт на лугу? | 1 | Характеризуют ,что растет в наших полях, огородах и садах летом. Разгадывают кроссворд. |
30 | 28.04 | | | Экскурсия на водоём | 1 | Выясняют, какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Кагальник. |
31 | 12.05 | | | Что растёт у водоёма? | 1 | Описывают, какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема. Применяют полученные знания на практике. |
32 | 19.05 | | | Что растёт у водоёма? | 1 | Наблюдают, как меняется жизнь животных летом. Рисуют животных и птиц; сочинять рассказ. |
33 | 19.05 | | Человек и природа -2ч. | Жизнь животных летом | 1 | Характеризуют ,чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом. Составляют рассказ, раскрашивать картинку. |
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»
2 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Раздел программы, количество часов | Тема занятия | Кол-во часов | задачи | Виды учебной деятельности обучающихся. |
План. | Факт. |
| | | | I четверть-8 ч. | |
1 | 03.09 | | Я и окружающий мир -2ч. | С чего начинается Родина… | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | 10.09 | | Школа – светлая гавань детства | 1 |
3 | 17.09 | | Жизнь на Дону.-1 ч. | С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу) | 1 | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями | Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление. |
4 | 24.09 | | Я и окружающий мир- 1 ч. | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: правила перехода через проезжую часть; сигналы светофора; правила посадки и высадки из общественного транспорта; дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. | Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
5 | 01.10 | | Природа Донского края-10 ч. | Природа (экскурсия) | 1 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края | Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
6 | 09.10 | | Природа (экскурсия) | 1 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края | Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7 | 15.10 | | Город и природа (экскурсия) | 1 | Систематизировать знания детей о природе родного города (села). | Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)» |
8 | 22.10 | | Что за дерево такое? | 1 | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Игра «У кого детки с этой ветки?» |
| | | II четверть-8 ч. | | |
9 | 05.11 | | Что за дерево такое? | 1 | Игра «У кого детки с этой ветки?» |
10 | 12.11 | | Кустарники (экскурсия) | 1 | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. |
11-12 | 19.11 26.11 | | Травушка-муравушка | 2 | Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» |
13 | 03.12 | | | Растения и мы. | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | Игра «Природная лечебница» Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 | 10.12 | | Краски Тихого Дона. | 1 | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
15 | 17.12 | | Я и окружающий мир -2ч. | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная | Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» |
16 | 24.12 | | Что ты знаешь о роде своём… | 1 |
| | | | III четверть- 10 ч. | | | |
17 | 14.01 | | Жизнь на Дону -3 ч. | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. |
18 | 21.01 | | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. |
19 | 28.01 | | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. |
20 | 04.02 | | Природа Донского края -8 ч. | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | Расширить представления о животном мире родного края | Наблюдение за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея |
21 | 11.02 | | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
22 | 18.02 | | Мой домашний милый друг | 1 | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. | Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 | 25.02 | | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Закрепить правила безопасного обращения с животными. | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
24 | 03.03 | | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
25 | 10.03 | | | Чем богаты наши недра? | 1 | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 27 | 17.03 | | Что такое почва? | 1 | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | Исследование состава почвы. |
| | IV четверть- 8 ч. | |
31..03 | | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 |
28 | 07.04 | | Человек и природа -3ч. | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
29 | 14.04 | | Человек – хозяин природы? | 1 | Показать влияние человека на природное сообщество. | Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
30 | 21.04 | | Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края | Ролевое театрализованное представление. |
31 | 28.04 | | Жизнь на Дону -6 ч. | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
32 | 12.05 | | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 | Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. |
33 | 19.05 | | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 | | |
34 | 26.05 | | Я – гражданин Ростовской области | 1 | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. | Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. |
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»
3 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Раздел программы, количество часов. | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи | Виды учебной деятельности обучающихся. |
План. | Факт. |
I четверть-8 ч. |
1 | 03.09 | | Я и окружающий мир -4 ч. | Край, в котором я живу | 1 | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. |
2 | 10.09 | | О городах и станицах родного края | 1 | Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» |
3 | 17.09 | | | С днём рождения, родной город (село) | 1 | Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
4 | 24.09 | | | С днём рождения, родной город (село) | 1 | Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
5,6,7 | 01.10 08.10 15.10 | | Природа Донского края – 5ч. | У природы нет плохой погоды | 3 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков |
8 | 22.10 | | | Живая вода. | 1 | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы. |
| | | | II четверть-8 ч. | | | |
9 | 05.11 | | | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 1 | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. |
|
10 | 12.11 | | | Растения и животные водоёмов. | 1 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | Исследовательские работы учащихся |
11 | 19.11 | | Жизнь на Дону – 11 ч. | Тайны Донской земли | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» |
12 | 26.11 | | Танаис – древний город | 1 | Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. |
13 | 03.12 | | Дикое поле | 1 | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён. | Рисование картин прошлого Дона. |
14 | 10.12 | | Донской край – казачий край | 1 | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьей семьи». |
15 | 17.12 | | Первые казачьи городки | 1 |
16 | 24.12 | | Казачья семья | 1 | Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. |
| | | III четверть- 10 ч. | | | |
17 | 14.01 | | Жилище казака | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) |
18 | 21.01 | | История вещей. Одежда. | 1 |
19 | 28.01 | | История вещей. Посуда. | 1 |
20 | 04.02 | | Славен Дон! | 1 | Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. | Праздничное мероприятие |
21 | 11.02 | | Обычаи. Весенние обряды и праздники. на Дону-3ч | Сретение. Сороки. | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону | Праздничные мероприятия. |
22 | 18.02 | | Встреча птиц | 1 | Дать общее представление о международном дне птиц. | Изготовление скворечника |
23 | 25.02 | | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону | Праздничные мероприятия. |
24 | 03.03 | | Природа Донского края – 6 ч. | Природная поверхность нашего края | 1 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» |
25 | 10.03 | | Из недр Донской земли | 1 | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. | Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых |
26 | 17.03 | | Почвы родного края | 1 | Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области. | Практическая работа «Почвы родного края» |
| | | IV четверть- 8 ч. | | | |
27 | 31.03 | | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира. | Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды |
28 | 07.04 | | Природные экосистемы луга | 1 | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. | |
29 | 14.04 | | | Природные экосистемы леса | 1 | Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. |
30 | 21.04 | | Человек и природа -5 ч. | Донская земля – житница России | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
31 | 28.04 | | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. |
32 | 12.05 | | Казачьи посиделки | 1 | Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. | Праздничное мероприятие. |
33 | 19.05 | | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
34 | 26.05 | | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 |
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Доноведение»
4 класс (34 часа)
№ п\п | Дата | Раздел программы, количество часов. | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи занятия | Виды учебной деятельности обучающихся. |
План. | Факт |
I четверть-8 ч. |
1. | 03.09 | | Я и окружающий мир -3ч. | Донской край – мой край! | 1 | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
2-3 | 10.09 17.09 | | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; - научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Защита проекта «Моя семья» |
4 | 24.09 | | Яркие страницы истории земли Донской -24 ч. | На казачьем Кругу | 1 | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей |
5 | 01.10 | | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. |
6 | 08.10 | | Ермак Могучий. | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Составление теста |
7 | 15.10 | | Степан Разин. | 1 | Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). | Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» |
8 | 22.10 | | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова. |
| | | II четверть- 8 ч. | | | |
9 | 05.11 | | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | | |
10 | 12.11 | | Таганрог – первый порт России | 1 | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города | Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога. |
11 | 19.11 | | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону | Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. |
12 | 26.11 | | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; место Пугачева в истории казачества. | Доклады-сообщения учащихся. |
13 | 03.12 | | | Вместе с Суворовым | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Написание очерка |
14 | 10.12 | | | Платов Матвей Иванович | 1 | Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». | Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска |
15 | 17.12 | | | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска | Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска. |
16 | 24.12 | | | Бакланов Яков Петрович | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | |
| | | | III четверть- 10 ч. | | | |
17 | 14.01 | | | За землю и за волю | 1 | Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. | Экскурсия в исторический музей. Диспут. Составление летописи Вёшенской. |
18 | 21.01 | | | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. | Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. |
19 | 28.01 | | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов. | Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. |
20 | 04.02 | | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов | Участие в празднике. Чествование участников войны. |
21-22 | 11.02 18.02 | | Мирное время на Донской земле. | 2 | Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми. | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» |
23 | 25.02 | | Волгодонск – город молодости | 1 | Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска. | Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска. |
24 | 03.03 | | | Дом, в котором мы живём | 1 | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. |
25 | 10.03 | | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; -раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». |
26 | 17.03 | | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 |
| | | IV четверть- 8 ч. | | | |
27 | 31.03 | | Экологические проблемы почв родного края | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». |
28 | 07.04 | | Человек и природа – 4ч. | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; - познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
29 | 14.04 | | Экологическое равновесие в природе | 1 | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут. |
30-31 | 21.04 28.04 | | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. | Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. |
32 | 12.05 | | Жизнь на Дону -3 ч. | Троица | 1 | Дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
33 | 19.05 | | Ивана Купала | 1 | Купальская площадка: игры, забавы, потехи |
34 | 26.05 | | Спасы | 1 | Праздник-застолье |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2014. 2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. 3.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. 4.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. 5.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Методические пособия Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
Технические средстваобучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Диапроектор. |
Экранно-звуковыепособия |
Интерактивные демонстрационные таблицы. Электронные пособия. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по доноведению. |
Оборудование класса |
Ученические двуместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. |
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
8.1.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Доноведение»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;
умения оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям;
основ экологической культуры;
уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающийся научится:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
выполнять правила поведения в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
отмечать на контурной карте географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающийся научится:
описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
описывать культурные достопримечательности своего края.
8.2 Система оценивания
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий включающих три следующих блока:
-самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
-смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для
себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
-морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
-сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
-сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
-сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников начальной школы в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
К ним относятся:
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов:
-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Донского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
9.Приложение
Исследовательские, проектные и практические работы
1 класс
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
2 класс
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».
3 класс
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
4 класс
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
2 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
3 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
4
14