СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Почемучка" для 1 - 4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе указаны предметные результаты, содержание и тематическое планирование на четыре года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Почемучка" для 1 - 4 классов.»


Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Почемучка»

(1-4 класс)

Результаты освоения курса

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.


Содержание курса


Первый год обучения

Раздел

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

1

Введение в экологию

Экскурсия в природу.

Знакомятся с понятием «природа», «красота природы».


2

Молчаливые соседи

Организация фотовыставки и выставки рисунков.


Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

Фотовыставка «Наши любимцы».

3

Пернатые друзья

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

Викторина.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.

4

О чем шепчут деревья

Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).

Наблюдения за сезонными изменениями деревьев в природе.


5

Загадки животного мира

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Хакасии и их приспособленность к зимнему периоду.

6

Секреты неживой природы

Игра «Тайны вокруг нас» (интересное в неживой природе).

Наблюдение за состоянием воды в природе.

7

Оранжерея на окне

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.


8

Человек - часть живой природы

Создание буклета «Правила выращивания лука в комнате».

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.

9

Охрана природы

Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

10

Досуговые мероприятия

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

Игра «Азбука экологии».

Игра «Приключения в лесу».

Праздник «Наш окружающий мир».

Участие в коллективных играх, викторинах.


Второй год обучения

Раздел

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

1

Общение с природой

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

Наблюдают за жизнью природы. Составляют календарь природы. Оформляют плакат с народными приметами.

Оформляют стенгазету «Правила поведения в природе».

2

Солнце, воздух, вода…и растение

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Распознают встречающиеся в нашей местности растений.

Оформляют стенгазету «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

3

Птицы нашего края

Посещение краеведческого музея.

Тематическая линейка «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии.

4

Богатство родной природы в творчестве русского народа

Экскурсия в краеведческий музей.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.

Изучают и подбирают материал о народных художественных промыслах.

Подбирают пословицы, поговорки, загадки, песни о природе.

5

Что мы знаем о родном городе

Фотоконкурс «Город глазами детей».

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

Изучают и анализируют экологическую ситуацию в городе. Фотографируют город.

6

Откуда берется и куда девается мусор?

Выставка поделок из бытовых отходов.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор».

Знакомятся с промышленными отходами и их реализацией. Участвуют в акции «Чистый двор».

Делают поделки из бытовых отходов.

7

Досуговые мероприятия

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

Рисуют рисунки на тему « Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!»

Оформляют стенгазету «Мы в ответе за наш город».



Третий год обучения


Раздел

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

1

Человек в обществе.

Устный журнал.

Экскурсия.

Ролевая игра.

Фотовыставка.

Викторина.

Оформление презентации.

Знакомятся с правилами поведения и этикета в обществе, в школе на перемене и на уроках, с внешность делового человека и школьника.

2

Человек и природа.

Конкурс рисунков «Репортаж из прошлого».

Викторина «Утиная история».

Игровой журнал.

Игра «Брейн – ринг» (знатоки нашего края)

Игра - путешествие по страницам Красной книги.

Экскурсии.

Фотовыставка «Мои четвероногие друзья».


Знакомятся с появлением жизни на Земле. Работают с картой мира. Расширяют представление о весенних изменениях в природе.

Путешествуют по страницам Красной книги. Формируют представления о лекарственных растениях.

Участвуют в конкурсе знатоков.

Участвуют в проектной деятельности.


Четвёртый год обучения

Раздел

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

1

Мир глазами эколога.

Экологическая игра.

Выставка поделок из бытовых отходов.

Конкурс экологических сказок собственного сочинения.

Знакомятся с экологическими связями между живой и неживой природой, связями внутри живой природы, между природой и человеком. Узнают о глобальных проблемах экологии и что такое экологическая катастрофа.

2

Мы любим свой город.

Акция «Чистый микрорайон».

Конкурс рисунков.

Устный журнал.

Выявляют экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

Ищут пути решения экологических проблем города.


3

История нашего края.

Создание буклета «История моего края».

Викторина.

Мини – проекты.

Знакомятся с историей Хакасии от древних времен до 21 века.

4

Птицам наша забота.

Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии.

Конкурс рисунков.

Фотовыставка.

Изучают разнообразие птиц родного края.

Узнают о причинах сокращения численности редких птиц, необходимых мерах их охраны.

5

Охрана растений Хакасии.

Проект «Не рубите, люди, елок!»

Экскурсия.

Оформление презентации.


Распознают встречающиеся в нашей местности растений.

Узнают о растениях, нуждающихся в защите, об особенностях их внешнего строения и распространения.

6

Животные, которым грозит исчезновение.

Выпуск «Жалобной книги природы».

КВН «Эта хрупкая планета».

Знакомятся с разнообразием животных Хакасии.

Узнают о причинах сокращения численности редких животных и меры их охраны, об охоте и рыбной ловле.

7

Заповедники и заказники родного края.

Проект «Заповедные зоны родного края». Экологическая игра «Хочу все знать!»

Знакомятся с заповедниками Хакасии.

8

Чем занимаются люди земли Хакасской.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края». Экологическая игра «Приключения в лесу».

Оформляют краеведческий уголок в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».


Тематическое планирование


Первый год обучения


Раздел 1 "Введение в экологию " ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Веселое путешествие в природу.




2

Пр.зан. Творческая мастерская.




3

Природа и искусство.




4

Отношение человека к природе. Экологическая безопасность.





Раздел 2 "Молчаливые соседи " ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

5

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?




6

. Чем питаются домашние животные?




7

Как ухаживать за своим питомцем?





Раздел 3 "Пернатые друзья (3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

8

Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.




9

Экологическая акция «Поможем птицам!»

Прогулка в парк.




10

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы-наши друзья».





Раздел 4 "О чём шепчут деревья» ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

11

Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»




12

Сезонные изменения у растений.




13

Мы – художники.

Загадки леса





Раздел 5 "Загадки животного мира» ( часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

14

Зимовье зверей




15

Заочная экскурсия в отдел природы музея.




16

Любопытные факты о живой природе





Раздел 6 "Секреты неживой природы» ( 2 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

17

Природа – наш общий дом

. Веселое путешествие в природу времена года.




18

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.





Раздел 7 "Оранжерея на окне» ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

19

Экскурсия в школьный кабинет естествознания




20

Любители света и тени, влаги и тепла.




21

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения





Раздел 8 "Человек – часть живой природы» ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

22

Люди разные нужны, люди всякие важны.




23

Выращивание лука в домашних условиях.

.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»




24

Человек! Будь природе другом!

Вредные привычки.




25

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки».




Раздел 9 "Охрана природы» ( 1 час)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

26

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.





Раздел 10 "Досуговые мероприятия ( 8 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

27

День Журавля.




28

Акция «Всемирные дни наблюдения птиц».




29

Посвящение в экологи.




30

Экологический проект «Мой цветник».




31

«Будь здоров!»




32

Праздник друзей природы.




33

Экологический проект «Мой двор».





Второй год обучения


Раздел 1 " Общение с природой " ( 9 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Наблюдение за жизнью природы.




2

Экскурсия в природу.




3

Экологическая игра «Загадки природы».




4

Праздник «Дары осени».




5

Тематическая линейка «День Земли»




6

Календарь природы.




7

Народные приметы.




8

Беседа «Прогулки по родному селу».




9

Правила поведения в природе.





Раздел 2 " Солнце, воздух, вода…и растение " ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

10

Беседа: «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».




11

Экологическая игра «Хочу все знать!»




12

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».




13

Акция «Зеленая красавица»





Раздел 3 " Птицы нашего края " ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

14

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.




15

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».




16

Экологическая игра «Приключения в лесу».




17

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.





Раздел 4 «Богатство родной природы в творчестве русского народа» ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

18

Экскурсия в краеведческий музей.




19

Выставка рисунков о природе.




20

Ярмарка народного мастерства.




21

Конкурс экологических сказок.





Раздел 5 «Что мы знаем о родном городе» ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

22

Экологическая ситуация в городе.




23

Фотоконкурс «Город глазами детей».




24

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»





Раздел 6 «Откуда берется и куда девается мусор?» (6 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

25

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией.




26

Бытовые отходы.




27

Выставка поделок из бытовых отходов.




28

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»




28

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».




29

Акция «Наш чистый школьный двор».





Раздел 7 «Досуговые мероприятия» ( 5 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

30

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!»




31

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»




32

Викторина «Земля – наш общий дом»




33

Проект «В стране Почемучии»




34

Виртуальная экскурсия «В стране Почемучии». Конкурс рисунков «Необычное рядом».






Третий год обучения


Раздел 1 " Человек в обществе " ( 11 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Приветствия. Правила общения.




2

Правила беседы и культура речи.




3

Мимика и жесты.




4

Поведение на улице и в общественном транспорте.




5

Поведение в школе.




6

В театре.




7

Посещение музея.




8

Поведение в православном храме.




9

Этикет казака.




10

Повседневный этикет.




11

Внешность.





Раздел 2 " Человек и природа " ( 23 час)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

12

Жизнь на Земле.




13

История Земли. Окаменелости.




14

Исчезающие виды животных.




15

Редкие животные.




16

Где животные и растения живут сегодня?




17

Нелетающие птицы.




18

Околоводные птицы.




19

В гостях у жителей подводного царства.




20

В гостях у жителей леса.




21

В гостях у жителей царства лугов.




22

Жизнь среди людей.




23

Братья наши меньшие. Кошка и

собака – друзья человека.




24

Собаки – наши друзья.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.




25

Знатоки нашего края.




26

Растения - первоцветы области.




27

Весенний день птиц.




28

Растительный мир родного края.




29

Проект «Животный мир родного края».




30

Дикорастущие растения.




31

Растения – лекари.




32

Викторина о насекомых.




33

Секреты здоровья.




34

Конкурс рисунков «Человек и природа».





Четвёртый год обучения


Раздел 1 " Мир глазами эколога. " ( 6 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Мир глазами эколога.




2

Что такое экологическая катастрофа




3

Откуда берется и куда девается мусор?




4

Изготовление поделок из бытовых отходов.




5

Экологическая игра «Не проходите мимо!»




6

Конкурс экологических сказок.





Раздел 2 " Мы любим свой город. " (3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

7

Мы любим свой город.




8

Охрана природы – твоя обязанность.




9

Природоохранная акция «Чистый микрорайон».





Раздел 3 " История нашего края " ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

10

История нашего края.




11

Создание буклета «История моего края».




12

Памятники природы Хакасии и её окрестностей.





Раздел 4 " Птицам наша забота " (4 часа)


Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

13

Птицам наша забота.




14

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.




15

Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии.




16

Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии.





Раздел 5 " Охрана растений Хакасии. " ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

17

Охрана растений нашей местности.




18

«Красная книга» растений Хакасии.




19

Проект «Не рубите, люди, елок!»




20

Проект «Не рубите, люди, елок!»





Раздел 6 " Животные, которым грозит исчезновение." ( 4 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

21

«Красная книга» животных Хакасии.




22

Выпуск «Жалобной книги природы».




23

Выпуск «Жалобной книги природы».




24

КВН «Эта хрупкая планета».





Раздел 7 " Заповедники и заказники родного края. " ( 3 часа)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

25

Проект «Заповедные зоны родного края».




26

Проект «Заповедные зоны родного края».




27

Экологическая игра «Хочу все знать!»






Раздел 8 " Чем занимаются люди земли Хакасской. " ( 7 часов)



Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

28

Человек – часть живой природы.




29

Чем занимаются люди земли Хакасской.




30

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»




31

Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края».




32

Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края».




33

Богатство родной природы в творчестве русского народа.




34

Экологическая игра «Приключения в лесу».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!