Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Почемучка»
(1-4 класс)
Результаты освоения курса
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Содержание курса
Первый год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Введение в экологию | Экскурсия в природу. | Знакомятся с понятием «природа», «красота природы». |
2 | Молчаливые соседи | Организация фотовыставки и выставки рисунков. | Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Фотовыставка «Наши любимцы». |
3 | Пернатые друзья | Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». Викторина. | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. |
4 | О чем шепчут деревья | Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города). | Наблюдения за сезонными изменениями деревьев в природе. |
5 | Загадки животного мира | Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Хакасии и их приспособленность к зимнему периоду. |
6 | Секреты неживой природы | Игра «Тайны вокруг нас» (интересное в неживой природе). | Наблюдение за состоянием воды в природе. |
7 | Оранжерея на окне | Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений. |
8 | Человек - часть живой природы | Создание буклета «Правила выращивания лука в комнате». | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. |
9 | Охрана природы | Экскурсия в библиотеку. | Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. |
10 | Досуговые мероприятия | Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир». | Участие в коллективных играх, викторинах. |
Второй год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Общение с природой | Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени». Тематическая линейка «День Земли» | Наблюдают за жизнью природы. Составляют календарь природы. Оформляют плакат с народными приметами. Оформляют стенгазету «Правила поведения в природе». |
2 | Солнце, воздух, вода…и растение | Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица» | Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Распознают встречающиеся в нашей местности растений. Оформляют стенгазету «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». |
3 | Птицы нашего края | Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу». | Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы. Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. |
4 | Богатство родной природы в творчестве русского народа | Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок. | Изучают и подбирают материал о народных художественных промыслах. Подбирают пословицы, поговорки, загадки, песни о природе. |
5 | Что мы знаем о родном городе | Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе» | Изучают и анализируют экологическую ситуацию в городе. Фотографируют город. |
6 | Откуда берется и куда девается мусор? | Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор». | Знакомятся с промышленными отходами и их реализацией. Участвуют в акции «Чистый двор». Делают поделки из бытовых отходов. |
7 | Досуговые мероприятия | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы» | Рисуют рисунки на тему « Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Оформляют стенгазету «Мы в ответе за наш город». |
Третий год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Человек в обществе. | Устный журнал. Экскурсия. Ролевая игра. Фотовыставка. Викторина. Оформление презентации. | Знакомятся с правилами поведения и этикета в обществе, в школе на перемене и на уроках, с внешность делового человека и школьника. |
2 | Человек и природа. | Конкурс рисунков «Репортаж из прошлого». Викторина «Утиная история». Игровой журнал. Игра «Брейн – ринг» (знатоки нашего края) Игра - путешествие по страницам Красной книги. Экскурсии. Фотовыставка «Мои четвероногие друзья». | Знакомятся с появлением жизни на Земле. Работают с картой мира. Расширяют представление о весенних изменениях в природе. Путешествуют по страницам Красной книги. Формируют представления о лекарственных растениях. Участвуют в конкурсе знатоков. Участвуют в проектной деятельности. |
Четвёртый год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Мир глазами эколога. | Экологическая игра. Выставка поделок из бытовых отходов. Конкурс экологических сказок собственного сочинения. | Знакомятся с экологическими связями между живой и неживой природой, связями внутри живой природы, между природой и человеком. Узнают о глобальных проблемах экологии и что такое экологическая катастрофа. |
2 | Мы любим свой город. | Акция «Чистый микрорайон». Конкурс рисунков. Устный журнал. | Выявляют экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Ищут пути решения экологических проблем города. |
3 | История нашего края. | Создание буклета «История моего края». Викторина. Мини – проекты. | Знакомятся с историей Хакасии от древних времен до 21 века. |
4 | Птицам наша забота. | Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии. Конкурс рисунков. Фотовыставка. | Изучают разнообразие птиц родного края. Узнают о причинах сокращения численности редких птиц, необходимых мерах их охраны. |
5 | Охрана растений Хакасии. | Проект «Не рубите, люди, елок!» Экскурсия. Оформление презентации. | Распознают встречающиеся в нашей местности растений. Узнают о растениях, нуждающихся в защите, об особенностях их внешнего строения и распространения. |
6 | Животные, которым грозит исчезновение. | Выпуск «Жалобной книги природы». КВН «Эта хрупкая планета». | Знакомятся с разнообразием животных Хакасии. Узнают о причинах сокращения численности редких животных и меры их охраны, об охоте и рыбной ловле. |
7 | Заповедники и заказники родного края. | Проект «Заповедные зоны родного края». Экологическая игра «Хочу все знать!» | Знакомятся с заповедниками Хакасии. |
8 | Чем занимаются люди земли Хакасской. | Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края». Экологическая игра «Приключения в лесу». | Оформляют краеведческий уголок в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». |
Тематическое планирование
Первый год обучения
Раздел 1 "Введение в экологию " ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | .Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Веселое путешествие в природу. | | | |
2 | Пр.зан. Творческая мастерская. | | | |
3 | Природа и искусство. | | | |
4 | Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. | | | |
Раздел 2 "Молчаливые соседи " ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
5 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | | | |
6 | . Чем питаются домашние животные? | | | |
7 | Как ухаживать за своим питомцем? | | | |
Раздел 3 "Пернатые друзья (3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
8 | Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. | | | |
9 | Экологическая акция «Поможем птицам!» Прогулка в парк. | | | |
10 | Художественное слово о птицах Праздник «Птицы-наши друзья». | | | |
Раздел 4 "О чём шепчут деревья» ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
11 | Этажи леса. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | | | |
12 | Сезонные изменения у растений. | | | |
13 | Мы – художники. Загадки леса | | | |
Раздел 5 "Загадки животного мира» ( часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
14 | Зимовье зверей | | | |
15 | Заочная экскурсия в отдел природы музея. | | | |
16 | Любопытные факты о живой природе | | | |
Раздел 6 "Секреты неживой природы» ( 2 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
17 | Природа – наш общий дом . Веселое путешествие в природу времена года. | | | |
18 | Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | | | |
Раздел 7 "Оранжерея на окне» ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
19 | Экскурсия в школьный кабинет естествознания | | | |
20 | Любители света и тени, влаги и тепла. | | | |
21 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения | | | |
Раздел 8 "Человек – часть живой природы» ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
22 | Люди разные нужны, люди всякие важны. | | | |
23 | Выращивание лука в домашних условиях. .Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука» | | | |
24 | Человек! Будь природе другом! Вредные привычки. | | | |
25 | Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки». | | | |
Раздел 9 "Охрана природы» ( 1 час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
26 | Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | | | |
Раздел 10 "Досуговые мероприятия ( 8 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
27 | День Журавля. | | | |
28 | Акция «Всемирные дни наблюдения птиц». | | | |
29 | Посвящение в экологи. | | | |
30 | Экологический проект «Мой цветник». | | | |
31 | «Будь здоров!» | | | |
32 | Праздник друзей природы. | | | |
33 | Экологический проект «Мой двор». | | | |
Второй год обучения
Раздел 1 " Общение с природой " ( 9 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Наблюдение за жизнью природы. | | | |
2 | Экскурсия в природу. | | | |
3 | Экологическая игра «Загадки природы». | | | |
4 | Праздник «Дары осени». | | | |
5 | Тематическая линейка «День Земли» | | | |
6 | Календарь природы. | | | |
7 | Народные приметы. | | | |
8 | Беседа «Прогулки по родному селу». | | | |
9 | Правила поведения в природе. | | | |
Раздел 2 " Солнце, воздух, вода…и растение " ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
10 | Беседа: «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | | | |
11 | Экологическая игра «Хочу все знать!» | | | |
12 | Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». | | | |
13 | Акция «Зеленая красавица» | | | |
Раздел 3 " Птицы нашего края " ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
14 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. | | | |
15 | Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». | | | |
16 | Экологическая игра «Приключения в лесу». | | | |
17 | Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. | | | |
Раздел 4 «Богатство родной природы в творчестве русского народа» ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
18 | Экскурсия в краеведческий музей. | | | |
19 | Выставка рисунков о природе. | | | |
20 | Ярмарка народного мастерства. | | | |
21 | Конкурс экологических сказок. | | | |
Раздел 5 «Что мы знаем о родном городе» ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
22 | Экологическая ситуация в городе. | | | |
23 | Фотоконкурс «Город глазами детей». | | | |
24 | Экскурсия «Уголки природы в нашем городе» | | | |
Раздел 6 «Откуда берется и куда девается мусор?» (6 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
25 | Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. | | | |
26 | Бытовые отходы. | | | |
27 | Выставка поделок из бытовых отходов. | | | |
28 | Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» | | | |
28 | Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». | | | |
29 | Акция «Наш чистый школьный двор». | | | |
Раздел 7 «Досуговые мероприятия» ( 5 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
30 | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» | | | |
31 | Экологическая игра «Поиск нарушителей природы» | | | |
32 | Викторина «Земля – наш общий дом» | | | |
33 | Проект «В стране Почемучии» | | | |
34 | Виртуальная экскурсия «В стране Почемучии». Конкурс рисунков «Необычное рядом». | | | |
Третий год обучения
Раздел 1 " Человек в обществе " ( 11 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Приветствия. Правила общения. | | | |
2 | Правила беседы и культура речи. | | | |
3 | Мимика и жесты. | | | |
4 | Поведение на улице и в общественном транспорте. | | | |
5 | Поведение в школе. | | | |
6 | В театре. | | | |
7 | Посещение музея. | | | |
8 | Поведение в православном храме. | | | |
9 | Этикет казака. | | | |
10 | Повседневный этикет. | | | |
11 | Внешность. | | | |
Раздел 2 " Человек и природа " ( 23 час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
12 | Жизнь на Земле. | | | |
13 | История Земли. Окаменелости. | | | |
14 | Исчезающие виды животных. | | | |
15 | Редкие животные. | | | |
16 | Где животные и растения живут сегодня? | | | |
17 | Нелетающие птицы. | | | |
18 | Околоводные птицы. | | | |
19 | В гостях у жителей подводного царства. | | | |
20 | В гостях у жителей леса. | | | |
21 | В гостях у жителей царства лугов. | | | |
22 | Жизнь среди людей. | | | |
23 | Братья наши меньшие. Кошка и собака – друзья человека. | | | |
24 | Собаки – наши друзья. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | | | |
25 | Знатоки нашего края. | | | |
26 | Растения - первоцветы области. | | | |
27 | Весенний день птиц. | | | |
28 | Растительный мир родного края. | | | |
29 | Проект «Животный мир родного края». | | | |
30 | Дикорастущие растения. | | | |
31 | Растения – лекари. | | | |
32 | Викторина о насекомых. | | | |
33 | Секреты здоровья. | | | |
34 | Конкурс рисунков «Человек и природа». | | | |
Четвёртый год обучения
Раздел 1 " Мир глазами эколога. " ( 6 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Мир глазами эколога. | | | |
2 | Что такое экологическая катастрофа | | | |
3 | Откуда берется и куда девается мусор? | | | |
4 | Изготовление поделок из бытовых отходов. | | | |
5 | Экологическая игра «Не проходите мимо!» | | | |
6 | Конкурс экологических сказок. | | | |
Раздел 2 " Мы любим свой город. " (3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
7 | Мы любим свой город. | | | |
8 | Охрана природы – твоя обязанность. | | | |
9 | Природоохранная акция «Чистый микрорайон». | | | |
Раздел 3 " История нашего края " ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
10 | История нашего края. | | | |
11 | Создание буклета «История моего края». | | | |
12 | Памятники природы Хакасии и её окрестностей. | | | |
Раздел 4 " Птицам наша забота " (4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
13 | Птицам наша забота. | | | |
14 | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | | | |
15 | Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии. | | | |
16 | Составление «Красной книги» исчезающих птиц и животных Хакасии. | | | |
Раздел 5 " Охрана растений Хакасии. " ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
17 | Охрана растений нашей местности. | | | |
18 | «Красная книга» растений Хакасии. | | | |
19 | Проект «Не рубите, люди, елок!» | | | |
20 | Проект «Не рубите, люди, елок!» | | | |
Раздел 6 " Животные, которым грозит исчезновение." ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
21 | «Красная книга» животных Хакасии. | | | |
22 | Выпуск «Жалобной книги природы». | | | |
23 | Выпуск «Жалобной книги природы». | | | |
24 | КВН «Эта хрупкая планета». | | | |
Раздел 7 " Заповедники и заказники родного края. " ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
25 | Проект «Заповедные зоны родного края». | | | |
26 | Проект «Заповедные зоны родного края». | | | |
27 | Экологическая игра «Хочу все знать!» | | | |
Раздел 8 " Чем занимаются люди земли Хакасской. " ( 7 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
28 | Человек – часть живой природы. | | | |
29 | Чем занимаются люди земли Хакасской. | | | |
30 | Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» | | | |
31 | Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края». | | | |
32 | Оформление краеведческого уголка «Вклад моей семьи в дела родного края». | | | |
33 | Богатство родной природы в творчестве русского народа. | | | |
34 | Экологическая игра «Приключения в лесу». | | | |