осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Размышляем наедине с собой. А.М. Городницкий. Блокада
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
9 а | 9 в | 9 д |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч.) Преданья старины глубокой (2 ч) Воспитательные задачи: 1.Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира 2.Формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3.Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
1 | | | | Истоки русского мира Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати (в сокращении). А.С. Хомяков. Русский мыслитель. «Мечта», «России», «О возможности русской школы» (фрагмент). | 1 | Знать биографию писателей, анализировать произведения. Учиться работать с публицистической статьей. | Личностные: формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите. Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута. Предметные: демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы. | |
2 | | | | Новое в знакомом. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре. «Как не две тученьки на две грозныя…». Русская народная песня. | 1 | Знать сюжет произведения. Уметь анализировать лирическое произведение. | Л.: принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. М.: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. | |
3 | | | | Г.Р. Державин. «Гимн лиро эпический на прогнание французов из Отечества» (фрагменты). В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (фрагменты). | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. М.: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута. П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | |
4 | 22.09 | 26.09 | 23.09 | М.Н. Загоскин. «Рославлев, или Русские в 1812 году» (фрагмент). Д.В. Давыдов. «Бородинское поле». Элегия. А.С. Пушкин о судьбе России. «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». | 1 | Проанализировать развитие тем и мотивов, традиционных для творчества поэта, писателя, выявить черты новаторства в произведениях указанных авторов. | Л.: уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн). М.: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, 15основываясь на соображениях этики и морали. П.: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду). | |
5 | 29.09 | 03.10 | 30.09 | Н.П. Майоров. «Мы». М.В. Кульчинский. «Высокохудожественной строчкой не хромаете…». В.И. Лебедев-Кумач. «Стихи не на тему», «Севастополь». | 1 | Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны. | Л.: формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения. М.: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. П.: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости. | |
6 | 06.10 | 10.10 | 07.10 | Ленинград в кольце блокады Размышляем наедине с собой. А.М. Городницкий. Блокада О.Ф. Берггольц. «Ленинградке». | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни. М.: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. П.: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа. | |
7 | 13.10 | 17.10 | 14.10 | Е.И. Носов. «Переправа». Г.В. Иванов «На взятие Берлина русскими». | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность. М.: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты. П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. | |
8 | 20.10 | 24.10 | 21.10 | Судьба родного слова И.А. Бунин. «Слово». Ю.И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент) | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн). М.: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, 15основываясь на соображениях этики и морали. П.: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про- изведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду). | |
9 | 27.10 | 07.11 | 28.10 | Отзывчивость русской литературы в советскую эпоху Ю.С. Рытхэу. «Под сенью волшебной горы (путешествия и размышления» (фрагменты). «Русское слово», «Стихи», «Рождение великой общности». | 1 | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Л.: формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения. М.: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. П.: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости. | |
Раздел 2. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (4 ч.) Воспитательные задачи: 1. Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира 2.Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
10 | 10.11 | 14.11 | 11.11 | Москва и Петербург – две опоры русского мира Н.В. Гоголь. «Петербургские записки 1836 года». | 1 | Знать о фольклорных, языческих и христианских мотивах и символах в поэзии. | Л.: ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. М.: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | |
11 | 17.11 | 21.11 | 18.11 | В.Г. Белинский – русский критик. «Петербург и Москва» (фрагменты) А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» К.С. Аксаков. «Москве» | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. М.: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. П.: обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. | |
12 | 24.11 | 28.11 | 25.11 | Петербург в русской литературе А.С. Пушкин. «Медный всадник». Вступление. | 1 | Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль. | Л.: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. М.: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. | |
13 | 01.12 | 05.12 | 02.12 | Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца». Глава «Фонарики-сударики» (в сокращении). Д.С. Самойлов. «Над Невой». | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. М.: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР (3 ч.) Воспитательные задачи: 1.Развивать моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 2.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности |
14 | 08.12 | 12.12 | 09.12 | А.П. Платонов. «На заре туманной юности» (в сокращении). | | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Л.: приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. М.: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. П.: обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. | |
15 | 15.12 | 19.12 | 16.12 | В.М. Шукшин. «Крепкий мужик». «Мастер» (в сокращении). | | Рассказ о добрых людях, которые оставались добрыми даже в тяжёлых условиях. | Л.: готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. М.: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. | |
16 | 22.12 | 26.12 | 23.12 | В.И. Белов. «Молитва» (фрагмент). «На Росстанном холме» (в сокращении). | | Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис). | Л.: развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. М.: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | |