СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Родная литература" 9 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Родная литература" 9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Родная литература" 9 кл.»

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.



Содержание учебного предмета, курса


РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ СУДЬБА (9 ч)

Истоки русского мира

Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати (в сокращении).

А.С. Хомяков. Русский мыслитель. «Мечта», «России», «О возможности русской школы» (фрагмент).

На страже русских святынь

Новое в знакомом. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре.

«Как не две тученьки на две грозныя…». Русская народная песня.

Г.Р. Державин. «Гимн лиро эпический на прогнание французов из Отечества» (фрагменты).

В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (фрагменты).

М.Н. Загоскин. «Рославлев, или Русские в 1812 году» (фрагмент).

Д.В. Давыдов. «Бородинское поле». Элегия.

А.С. Пушкин о судьбе России. «Бородинская годовщина», «Клеветникам России».

Н.П. Майоров. «Мы».

М.В. Кульчинский. «Высокохудожественной строчкой не хромаете…».

В.И. Лебедев-Кумач. «Стихи не на тему», «Севастополь».

Ленинград в кольце блокады

Размышляем наедине с собой. А.М. Городницкий. Блокада

О.Ф. Берггольц. «Ленинградке».

Е.И. Носов. «Переправа».

Г.В. Иванов «На взятие Берлина русскими».

Судьба родного слова

И.А. Бунин. «Слово».

Ю.И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

Отзывчивость русской литературы в советскую эпоху

Ю.С. Рытхэу. «Под сенью волшебной горы (путешествия и размышления» (фрагменты). «Русское слово», «Стихи», «Рождение великой общности».



РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (4 ч)

Москва и Петербург – две опоры русского мира

Н.В. Гоголь. «Петербургские записки 1836 года».

В.Г. Белинский – русский критик. «Петербург и Москва» (фрагменты)

А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

К.С. Аксаков. «Москве»

Петербург в русской литературе

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Вступление.

Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца». Глава «Фонарики-сударики» (в сокращении).

Д.С. Самойлов. «Над Невой».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР (3 ч)

А.П. Платонов. «На заре туманной юности» (в сокращении).

В.М. Шукшин. «Крепкий мужик». «Мастер» (в сокращении).

В.И. Белов. «Молитва» (фрагмент). «На Росстанном холме» (в сокращении).












Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Примечание

9 а

9 в

9 д

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч.)

Преданья старины глубокой (2 ч)

Воспитательные задачи:

1.Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2.Формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3.Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

1





Истоки русского мира

Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати (в сокращении).

А.С. Хомяков. Русский мыслитель. «Мечта», «России», «О возможности русской школы» (фрагмент).


1

Знать биографию писателей, анализировать произведения.

Учиться работать с публицистической статьей.

Личностные: формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите.

Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

Предметные: демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы.


2




Новое в знакомом. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре.

«Как не две тученьки на две грозныя…». Русская народная песня.


1

Знать сюжет произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение.

Л.: принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

М.: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


3




Г.Р. Державин. «Гимн лиро эпический на прогнание французов из Отечества» (фрагменты).

В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (фрагменты).

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

М.: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.


4

22.09

26.09

23.09

М.Н. Загоскин. «Рославлев, или Русские в 1812 году» (фрагмент).

Д.В. Давыдов. «Бородинское поле». Элегия.

А.С. Пушкин о судьбе России. «Бородинская годовщина», «Клеветникам России».


1

Проанализировать развитие тем и мотивов, традиционных для творчества поэта, писателя,

выявить черты новаторства в произведениях указанных авторов.

Л.: уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн).

М.: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, 15основываясь на соображениях этики и морали.

П.: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).


5

29.09

03.10

30.09

Н.П. Майоров. «Мы».

М.В. Кульчинский. «Высокохудожественной строчкой не хромаете…».

В.И. Лебедев-Кумач. «Стихи не на тему», «Севастополь».


1

Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны.

Л.: формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.

М.: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

П.: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.


6

06.10

10.10

07.10

Ленинград в кольце блокады

Размышляем наедине с собой. А.М. Городницкий. Блокада

О.Ф. Берггольц. «Ленинградке».

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни.

М.: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

П.: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.


7

13.10

17.10

14.10

Е.И. Носов. «Переправа».

Г.В. Иванов «На взятие Берлина русскими».

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность.

М.: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.

П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


8

20.10

24.10

21.10

Судьба родного слова

И.А. Бунин. «Слово».

Ю.И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн).

М.: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, 15основываясь на соображениях этики и морали.

П.: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про- изведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).


9

27.10

07.11

28.10

Отзывчивость русской литературы в советскую эпоху

Ю.С. Рытхэу. «Под сенью волшебной горы (путешествия и размышления» (фрагменты). «Русское слово», «Стихи», «Рождение великой общности».


1

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Л.: формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.

М.: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

П.: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.


Раздел 2. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (4 ч.)

Воспитательные задачи:

1. Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2.Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

10

10.11

14.11

11.11

Москва и Петербург – две опоры русского мира

Н.В. Гоголь. «Петербургские записки 1836 года».


1

Знать о фольклорных, языческих и христианских мотивах и символах в поэзии.


Л.: ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.

М.: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.


11

17.11

21.11

18.11

В.Г. Белинский – русский критик. «Петербург и Москва» (фрагменты)

А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

К.С. Аксаков. «Москве»


1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

М.: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

П.: обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.


12

24.11


28.11

25.11

Петербург в русской литературе

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Вступление.


1

Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль.


Л.: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

М.: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.

П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


13

01.12

05.12

02.12

Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца». Глава «Фонарики-сударики» (в сокращении).

Д.С. Самойлов. «Над Невой».

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

М.: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.


Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР (3 ч.)

Воспитательные задачи:

1.Развивать моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

2.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности

14

08.12

12.12


09.12

А.П. Платонов. «На заре туманной юности» (в сокращении).



Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Л.: приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

М.: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

П.: обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.


15

15.12

19.12

16.12

В.М. Шукшин. «Крепкий мужик». «Мастер» (в сокращении).



Рассказ о добрых людях, которые оставались добрыми даже в тяжёлых условиях.

Л.: готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

М.: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.

П.: навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


16


22.12

26.12

23.12

В.И. Белов. «Молитва» (фрагмент). «На Росстанном холме» (в сокращении).



Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).


Л.: развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.

М.: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

П.: осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!