Предметные результаты по литературе выражаются в следующем: 1)понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, современной литературы; 2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов; 6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке; 7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; 8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; 11)написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Методы обучения Курс литературы опирается на следующие методы: Метод творческого восприятия (метод творческого чтения). Анализирующе – интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский, эвристический). Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы) Технологии обучения Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса литературы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить учащихся добывать их и осваивать самостоятельно. Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогают технологии: - технология проблемного обучения - технология дифференцированного обучения - технология использования опорных конспектов - технология игрового обучения (викторины, конкурсы, концерт, "мозговой штурм" и т.д.) - уроки «творческая мастерская» - компьютерные технологии (презентации, трансформация текста, тесты, использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ) - социокультурно-адаптивная технология - здоровьесберегающая - ИКТ и проектная методика Приоритетные задачи педагогических технологий на уроках литературы – развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей; формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление; формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений. Формы контроля уровня достижения обучающихся: Предусматривается текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка рабочих тетрадей; тестирование, cамоконтроль, контрольные работы) и итоговый (годовой) контроль по предмету (количество контрольных работ, планируемых в каждом классе, указаны в таблице «Тематическое распределение часов»). Прогнозируемые результаты изучения литературы в 9 классе Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Современная литература | • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | |