СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная литература (русская)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Родная литература (русская)" составлена для работы в 9 классе. Курс рассчитан на 17 часов (предполагается его изучение во втором полугодии)

Просмотр содержимого документа
«Родная литература (русская)»






ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № ______ от ____________________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №6

____________________ И.Э.Иванова

Приказ № _______ от _____________________





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 »



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родной литературе для класса


на 2019 – 2020 учебный год



учителя


Герасимовой Надежды Васильевны






Содержание программы

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

  2. Содержание учебного предмета.

  3. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена с использованием программ: Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2015 г.

Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015 г.


1

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, современной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Методы обучения

Курс литературы опирается на следующие методы:

  1. Метод творческого восприятия (метод творческого чтения).

  2. Анализирующе – интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский, эвристический).

  3. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы)

Технологии обучения

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса литературы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить учащихся

добывать их и осваивать самостоятельно.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогают технологии:

- технология проблемного обучения

- технология дифференцированного обучения

- технология использования опорных конспектов

- технология игрового обучения (викторины, конкурсы, концерт, "мозговой штурм" и т.д.)

- уроки «творческая мастерская»

- компьютерные технологии (презентации, трансформация текста, тесты, использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ)

- социокультурно-адаптивная технология

- здоровьесберегающая

- ИКТ и проектная методика

Приоритетные задачи педагогических технологий на уроках литературы – развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей; формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление; формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений.

Формы контроля уровня достижения обучающихся:

Предусматривается текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка рабочих тетрадей; тестирование, cамоконтроль, контрольные работы) и итоговый (годовой) контроль по предмету (количество контрольных работ, планируемых в каждом классе, указаны в таблице «Тематическое распределение часов»).









Прогнозируемые результаты изучения литературы в 9 классе


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Современная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






2

Содержание

учебного

предмета


Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам


ДЕВЯТЫЙ КЛАСС


Введение (1)

Родная литература и ее роль в жизни человека. Основные направления литературы. Роды и жанры литературы.


Литература XVIII века (1)

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.


Литература XIX века (2)

Л.Н.Толстой.«Народные рассказы» -подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях…», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).


А.П. Чехов.«В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.


Литература XX века (4)


А.Грин. «Победитель». Тема искусства. Победа главного героя над собой.


В.В.Вересаев. «Загадка».Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства

.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.


В.П.Астафьев. «Солдат и мать». Человек на войне. Любовь матери, умение понимать и прощать как высшая

нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.


Современная русская литература (9)


А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).


В.Г.Распутин.«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.


Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.


В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).


Б.П. Екимов.

«Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.





п/п

                                                   Содержание материала

  Кол-во часов

1

Введение (1)


1 ч

2

Литература XVIII века (1)


1 ч

3

Литература XIX века (2)


2 ч

4

Литература XX века (4)


4 ч

5

Современная русская литература (9)


9 ч



17 ч




















3.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся


Дата

Тема

Тип урока

Виды деятельности учащихся




Введение (1 час)


1.

1

Родная литература и ее роль в жизни человека. Основные направления литературы. Роды и жанры литературы.

Комбинированный урок

Составление конспекта

Практическая работа. Составление опорной схемы «Литературные направления».

Самостоятельная работа. Работа с таблицей «Роды и жанры русской литературы»


Литература XVIII века (1 час)



2.

1.

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Урок усвоения новых знаний

Анализ и обсуждение фрагментов произведения. Восприятие и выразительное чтение по ро­лям фрагментов Участие в коллективном диалоге.

Самостоятельная работа. Чтение произведения.


Литература XIX века (2 часа)



3.

1.

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» -подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

Урок усвоения новых знаний

Определение проблематики произведений.

Устное рецензирование ответов одноклассников. Со­ставление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге.

Самостоятельная работа Анализ языковых особенностей произведения (отрывков из произведений).



4.

2.

А.П. Чехов.«В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Урок усвоения новых знаний

Характеристика главных героев, выявление речевых особенностей рассказа.

Самостоятельная работа Подбор цитат, характеризующих героев


Литература XX века (4 часа)



5.

1.

А.Грин. «Победитель». Тема искусства. Победа главного героя над собой.

Урок усвоения новых знаний

Вопросы к автору. Анализ мотивов, двигающих побуждениями главного героя. Объяснение смысла финала рассказа.

Самостоятельная работа. Создание письменной характеристики персонажа


6.

2.

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства

Комбинированный урок

Устный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза». Анализ различных форм выражения авторской пози­ции.

Самостоятельная работа. Подбор цитат, выражающих авторскую позицию


7.

3.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма

Урок развития речи

Участие в коллективном диалоге, выражение личного читательского отношения к прочитанному.

Самостоятельная работа. Чтение произведения.


8.

4.

В.П.Астафьев. «Солдат и мать». Человек на войне. Любовь матери, умение понимать и прощать как высшая

нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.


Комбинированный урок

Устный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Характеристика главных героев, выявление речевых особенностей рассказа.

Ре­дактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос


Современная русская литература (9 часов)



9.

1.

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.


Урок усвоения новых знаний

Устный рассказ об авторе. Анализ содержания «Крохоток». Участие в коллективном диалоге.

Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему «Вклад А.И.Солженицына в развитие русской литературы»


10.

2.

Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

Комбинированный урок

Анализ языковых средств, использованных автором. Запись цитат.

Самостоятельная работа Комментарий к прочитанной «крохотке»


11.

3.

В.Г.Распутин.«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Урок усвоения новых знаний

Пересказ содержания рассказа. Участие в коллективном диалоге, выражение личного читательского отношения к прочитанному.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос



12.

4.

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.


Комбинированный урок

Устный рассказ об авторе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов произведения Заполнение таблицы «Символические образы в рассказе»

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений об авторе, чтение произведения, подбор фрагментов для анализа


13.

5.

Письменная работа по произведениям В.П.Распутина и Т.Н.Толстой


Урок развития речи

Анализ тем, написание творческой работы


14.

6.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах.

Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).


Урок комплексного применения знаний и умений

Анализ различных форм выражения авторской пози­ции.

Сравнительный анализ двух произведений.

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения отрывка из произведения


15.

7.

Б.П. Екимов.

«Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.



Урок усвоения новых знаний

Устный рассказ о писателе. Пересказ эпизодов. Участие в коллективном диалоге, выражение личного читательского отношения к прочитанному.

Самостоятельная работа. Чтение произведения.


16.


8.


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.


Комбинированный урок

Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение по ро­лям фрагментов Поиск примеров, иллюстрирующих нравственное взросление главного героя

Самостоятельная работа. Создание письменной характеристики персонажа


17.

9.

Подведение итогов работы в 9 классе. Мини-сочинение «Наиболее запомнившееся мне произведение родной русской литературы»

Урок обобщения и систематизации

Анализ проделанной работы. Написание мини-сочинения.


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!