СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Родная литература" 7 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Родная литература" 7 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Родная литература" 7 кл.»


Пояснительная записка.


Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по родной (русской) литературе для основной школы. Программа служит ориентиром при тематическом планировании курса. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся остается за учителем.

В качестве учебно-методического комплекта, реализующего данную рабочую программу, согласно положениям части 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рекомендуется использовать другую линию учебников другого издательства («Литература», автор - составитель: Г.С. Меркин - Москва. Издательский центр «Русское слово-учебник».2020г.), входящую в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021год.

Преподавание ведётся по учебнику: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./автор – составитель Г.С.Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020г.- (Инновационная школа).

Главными целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 7 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-7 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы в 5-7 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 7 классе — 13 ч.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются следующие умения и качества:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, к родной республике, его языку, культуре, а так же любовь и уважение к России, ее языку и культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России, общенационального и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций культуры;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый и познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; - анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; -совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности и при поддержке учителя;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

- осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.2 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)


В 7 классе на изучение предмета родная литература отводится 13 часов в год.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Литература для учителя:

  1. Государственный образовательный стандарт.

  2. Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019. (ФГОС . Инновационная школа) 

  3. Учебник «Литература. 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2020.

  4. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы.  Методическое пособие к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.

  5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс», «Литература. 6 класс», / «Литература. 7 класс» / авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.: «Русское слово – учебник», 2018. (ФГОС . Инновационная школа) 

  6. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М., «Русское слово», 2018.


Литература для учащихся:

  1. Г.С.Меркин Литература 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Русское слово», 2020.

  2. Энциклопедия для детей. (Т.23). Универсальный энциклопедический словарь/ ред.коллегия: М. Аксёнова, Е. Журавлёва, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+ Астрель,2008, - 688 с.: ил.

Список технических средств кабинета литературы:
1. Мультимедийный компьютер; акустические колонки;

2. Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет);
3. Экран.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

7 класс.

Из русской литературы XIX века (10ч).

А.С. ПУШКИН

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора).

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи "Песни..." и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (3 ч).

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.


п/п

Раздел, тема

Количество часов


Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Контроль

ных

Сочинений

Экскурсий

1.

Из русской литературы

XIX века

10 ч.

7ч.

2ч.


1ч.


2.

Из литературы XX века

3 ч.

1ч.

1ч.

1ч.





Итого:


13 ч.


35ч.


20ч.


2ч.


7ч.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (68 ЧАСОВ)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Способы и средства

обучения на уроке

Контроль

Развитие УУД




7 в


Требования

к уровню подготовки

Способ измерения


1

Поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.


1

9.11

Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава», «Своеобразие поэтического языка поэмы «Полтава» (через элементы сопоставительного анализа).

Определение авторского отношения к героям, к назначению поэта; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему.

Сравнительные характеристики

персонажей — Петра I и Карла XII.

Отрывок наизусть или подбор цитаты к пунктам плана: 1) Начало боя.

2) Появление Петра.

3) Карл XII.

4) Битва в разгаре.

5) Победа.

6) Пир Петра


П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Р.: уметь определять меры усвоения изученного материала

К.: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

2

Проблематика и основные мотивы произведения, фольклорные элементы в авторском произведении.

1

10.11

Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...».

«Опричнина».

Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении;

Создание проекта.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

3

Стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде.


1

16.11

Беседа по вопросам.

Сбор материала к сочинению.


Знание терминов из теории литературы: градация.

Составление плана, подбор цитат к итоговому сочинению «Художественное богатство произведения». Рецензия на любой эпизод.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Р.: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

4

Фантастика в произведениях русской литературы. Сатирическая повесть, юмористические ситуации.

1

23.11

Чтение повести «Шинель».

Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»

Исследование по теме «Трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Знание терминов из теории литературы: “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”, «говорящие» фамилии


Пересказ эпизодов повести «Шинель».

П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Р.: уметь определять меры усвоения изученного материала

К.: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

5

Портрет литературного героя.

1

30.11

Письменные характеристики Хоря и Калиныча, (особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям).


Знание терминов из теории литературы: портрет и характер.

Умение выделять атрибуты в тексте (сравнение крестьянина с «вечерним небом», с Сократом и др.)

Письменные характеристики Хоря и Калиныча.

П,: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р.: уметь анализировать текст. К.: уметь понимать прочитанное

6

Цитатный план.

1

7.12

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Сообщение «историка» на тему «Сенная площадь»

Сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова

Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Некрасов в Чудово».

Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Понимание

своеобразия

поэтической музы Н.А. Некрасова, новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова.

Сообщение о Н.А. Некрасове. Литературная викторина. Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р.: применять метод информационного поиска

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

7

Сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип.

1

14.12

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности

и творчестве писателя.


Знание терминов из теории литературы: притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).Умение доказать, какова авторская позиция в изобличении мужика.

Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р.: выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели, определять понятия

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

8

Составление текста-рассуждения.

1

21.12

Чтение и ответ на вопросы.

Написание сценария литературно-музыкальной композиции «Го­род русской славы, ратных подвигов».

Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов.

Умение исследовать тему истории в творчестве Толстого, связь с его биографией.


Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

9

Своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

1

11.01

Краткий пересказ.

Образ Левши в русском ис­кусстве (живопись).

Знание терминов из теории литературы:

своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Краткий пересказ.

П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р.: применять метод информационного поиска

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

10

Образный мир произведения.

1

18.01

Образ Левши в русском ис­кусстве (мультипликация).

Знание терминов из теории литературы: жанр сказа


Написать отзыв о сказе Лескова.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

11

Стихотворение-медитация.

1

25.01

Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.

Знание терминов из теории литературы:

стихотворение-медитация.

Выразительное чтение наизусть стихотворения.

П: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

12

Формирование представления о творческой манере писателя, психологизм произведения; средства раскрытия характеров персонажей.

1

1.02

Работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа. Вечер юмора «Над чем смеетесь?».


Формирование представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.

Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа.

П.: уметь искать и находить необходимую информацию в предложенном тексте. Р.: уметь осознавать усвоенный материал, а также уровень и качество усвоения К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

13.

Жанр автобиографического произведения. Приём контраста.


1

8.02

Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести.

Знание терминов из теории литературы: автобиографическая проза, герой – романтик, приём контраста.

Рассказ о добрых людях, которые оставались добрыми даже в тяжёлых условиях (о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории.), чуткость и милосердие Алеши по отношению к людям.

Выборочный пересказ. Обсуждение наиболее запомнившихся эпизодов.

П.: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения. Р.: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!